конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".
план-конспект по изобразительному искусству (изо) по теме
Целью урока является: понять особенности световой перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое освещение и взаимоотношение собственной и падающей тени. Научиться определять изменение локального цвета предмета на свету и в тени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_yabloko_etyud_2008_dla_sayta2.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ ДОД «Детская художественная школа № 2» ЕМР
ПЛАН-КОНСПЕКТ
УРОКА ПО ЖИВОПИСИ
ТЕМА:
«Этюд: яблоко при различном освещении /лобовое, боковое/».
3 класс
Преподаватель ДХШ № 2 г. Елабуга
Васильева Н.В.
Цель: Понять особенности световой перспективы и ее роль в живописи;
как влияет расположение источника света на восприятие объекта.
Задачи:
1. Научиться различать лобовое и боковое освещение и взаимо- отношение собственной и падающей тени;
2. Определить изменение локального цвета предмета на свету и в тени /расклад локального цвета на составляющие/
3. Развитие технических навыков работы акварелью.
Материалы:
Акварель, лист А3, кисти, баночка, палитра, тряпочка.
Оборудование:
1/ схема получения тени:
2/ этюд яблока при различном освещении;
3/ последовательность выполнения этюда яблока в технике лессировки;
4/ последовательность выполнения этюда яблока мазками;
5/ репродукции художников: Э.де Витте «Внутренний вид церкви»
А. Гримшоу «Вечер над Темзой», Ж.Д. Латур «Св.Иосиф-плотник», Э.Дега «Репетиция балета», К.Моне «Руанский собор в разное время суток», Рембрандт «Портрет старушки» и др.
6/ схема распределения светотени на шаре.
ЛИТЕРАТУРА
- «История искусств» Западно-европейское искусство. Т.В.Ильина, М., 1993
- «Основы рисунка» Н.М.Сокольникова, Обнинск, 1996 г.
- «Основы живописи» Н.М.Сокольникова, 1996
- А. П. Ашукин, С.П.Ломов, «Живопись», М. 1999
- «Школа изобразительного искусства», М., 1994
ХОД УРОКА
Основной задачей по живописи в 3 классе является следующее:
- Понять как перспектива /воздушная, световая/ влияет на цвет;
- Как с помощью цвета передать объем и пространство.
Закончили изучать 2 больших блока, 2 –е большие темы.
- Воздушная перспектива и ее влияние на цвет;
- Изменение общего тона и цвета предмета на различных расстояниях от источника света.
Чтобы перейти к следующему блоку, повторим, обобщим пройденное.
Вы знаете, что:
- Каждый предмет имеет свой собственный цвет, который называется локальным цветом /что это значит: яблоко – зеленое, красное; апельсин – оранжевый, лимон – желтый и т.д., т. е. тот цвет, с которым ассоциируется этот предмет/
- На восприятие цвета влияет много факторов. Одни, из которых мы начали рассматривать:
- окружающая среда /воздушная перспектива/,
- освещение /световая перспектива/.
- Что значит воздушная перспектива? Каковы ее особенности?
- /ученик/ Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в котором содержатся пыль, пары влаги, копоть и т.д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщины воздуха, его температуры, влажности, характера и количества примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной. В результате расстояние до предмета, состояние атмосферы значительно влияют на локальную /собственную/ окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные – светлеют. Также на расстоянии размываются очертания предметов и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый характер. На большом расстоянии становится невидим объем, рельеф, детали, материал предмета. Вдали предметы смотрятся обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна.
- Каковы особенности световой перспективы?
- /ученик/ Особенности световой перспективы
Световая перспектива определяется расстоянием до источника света и /положением предмета по отношению к нему/. Мы рассмотрели только первую часть.
В условиях помещения по мере удаления от источника света /лампы или освещенного окна/ освещенность предметов слабеет. В связи с этим изменяются и основные характеристики цвета – насыщенность и светлота цвета предмета.
В сильно затемненной комнате цвет предмета может выглядеть темным, серым без определенного цветового выражения один и тот же натюрморт при ярком освещении будет иметь светлое общее тонально-цветовое решение и насыщенные, интенсивные цвета. При слабом освещении общее тонально-цветовое решение будет темнее, цвет менее интенсивен, т.е. менее насыщен.
- Таким образом, между видимыми и локальным /собственным/ цветом предметов в природе существует большая разница. Все это необходимо учитывать в живописном изображении с натуры и в творческих композициях.
А каковы особенности восприятия предмета в целом в зависимости от положения источника света узнаем сегодня.
Свет, освещение во многом влияют на восприятие цвета, и создают определенное настроение в картине.
Передавая освещение, художник показывает одновременно и объемность предметов. Светотень является основным средством изображения объемной формы, фактуры предмета, положения его в пространстве. Свет помогает передать и окружающую среду.
Художников всегда волновали вопросы цвета и света, т.к. цвет и свет являются основными, выразительными средствами в живописи. Писались целые трактаты по теории цвета.
В IV до н.э. в Древней Греции Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Леонардо да Винчи – итальянский художник эпохи возрождения написал «трактат о живописи», где дает такие сведения о цвете, которые имеют большое практическое значение и для художников нашего времени.
Вообще настоящий художник – это не только человек, который может рисовать, но и мыслитель, ученый, исследователь.
Освещение может быть различным по происхождению /естественным – природное /солнце, луна/ и искусственным – созданным человеком /Света, лампа, прожектор/.
Рассмотрим репродукции картин: Э. де Витте «Внутренний вид церкви»/фрагмент/ , А.Гримшоу «Вечер над Темзой», Ж.де Латур «Св.Иосиф – плотник», Э.Дега «Репетиция балета» /фрагмент/. Художники убедительно передали свет от разных источников освещения и эффекты создаваемые из источников, что придает особую эмоциональную атмосферу в картине.
Свет от искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само.
Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день.
Ранним утром, когда солнце невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, т.е. эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения./ Показ репродукций импрессионистов/.
Искусством использования света в живописи владел как никто другой, великий Рембрандт /голландский художник 17 века/. / Дети рассматривают репродукции Рембрандта/. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека. /Демонстрация репродукций/
В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.
Наша задача постараться овладеть этим искусством, понять основные законы живописи, использовать их в изображении пейзажа, натюрморта или тематической композиции.
А теперь перейдем непосредственно к теме нашего урока: «Яблоко при различном освещении».
Как выяснилось, естественное освещение меняется само, а искусственное мы можем изменить сами.
Натюрморт мы можем осветить по-разному /источник света может быть где угодно/ и получить необходимые нам спецэффекты.
От положения источника света меняется восприятие предмета /натюрморта/ в целом.
Источник света может быть перед, за и сбоку от предмета.
Рассмотрим яблоко при различном освещении. (Учитель меняет освещение, дети наблюдают).
При фронтальном освещении источник света освещает объект прямо, т.к. находится перед ним. В какую сторону падает тень?
– За предмет.
При боковом освещении источник света освещает объект слева /справа/. Тень падает соответственно в правую /левую/ сторону.
- При каком освещении хорошо выявляется форма, объем предмета?
- При боковом правильно. /А при фронтальном детали слабо различимы/ Яблоко видится как плоское пятно.
Вы уже знаете, как распределяется светотень на предметах. Самое светлое место называется свет / свет падает под прямым углом лучи/. Там, где лучи света скользят по поверхности предмета образуется полутень/.
Тень /собственная и падающая/ - места, куда свет не проникает.
Рефлекс – отсвет в тенях от освещенных плоскостей, находящихся рядом.
Блик- на блестящих поверхностях отражается источник света и образует самое яркое место.
Градации светотени при фронтальном освещении практически не различимы. При боковом – хорошо выявлены.
Изменяется и собственный цвет предмета на свету и в тени.
На свету цвет предмета становится теплее, в тени – холоднее.
Вообще как получить цвет тени?
- / ученик/ Собственный цвет более темный по тому; противоположный цвет – синий цвет.
Задание такое: выполнить 2 этюда яблока..
1 этюд: при фронтальном освещении (3 ч.).
2 этюд: при боковом освещении (3 ч.).
Решить следующие задачи:
- Научиться различать лобовое и боковое освещение и понять как меняется взаимоотношение собственной и падающей тени /т.е. где будут эти тени расположены/.
- Определить как применяется цвет предмета на свету и в тени.
- Передать объем предмета, так как мы видим его при конкретном освещении.
- Технически правильно исполнить этюд /т.е.соблюдать последовательность при работе акварелью/.
Вопросы есть?/ ответы на вопросы/.
- Выполнение упражнений./2 дня/.
- Обсуждение работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по живописи 1 класс (10-13 лет) на тему: «Этюд осенних листьев».
Конспект урока по живописи в 1 классе художественного отделения ДШИ...
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «Русская природа в поэзии, музыке и живописи».
Конспект предназначен для уроков литературы в 5 классе. Урок дает богатый материал для воспитания у учащихся любви к родной природе, которая не оставляла равнодушными поэтов, музыкантов, художников в ...
Конспект урока музыки в 5 классе УМК «Школа 2100» по теме: «Можем ли мы «услышать» живопись? Импрессионизм в музыке и живописи.»
Конспект урока музыки в 5 классе УМК "Школа 2100" по теме: "Можем ли мы "услышать" живопись? Импрессионизм в музыке и живописи" позволяет раскрыть обучающимся особенности ипрессионизма как стиля...
Конспект урока музыки в 5 классе по теме: "Импрессионизм в музыке и живописи"
Урок музыки в 5 классе по теме: «Импрессионизм в музыке и живописи». Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессио...
Конспект урока ручного труда 1 класс 8 вида. Тема: Работа с пластилином. Аппликация «Яблоко».
Материал урока можно использовать на индивидуальных занятиях с ребёнком....
План-конспект урока в 6-том классе на тему "Роль цвета в произведениях живописи "
Раскрываем и развиваем потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке....