Урок по рассказу В. Солоухина "Моченые яблоки"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотрен, поэтому запланирован на уроках внеклассного чтения. На уроке шла речь об активной жизненной позиции ученика, о проблеме выбора, который всегда стоит перед человеком. Привлекался материал по стихотворению Н. Рубцова "Русский огонек", песня В. Высоцкого "Колея" и дан обзор книги современной писательницы Д. Рубиной "Высокая вода венецианцев".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_opredelyaetsya_tem.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Человек определяется тем, каков он есть наедине со своей совестью»
Олег Волков.
(Урок-диалог по рассказу В. Солоухина «Моченые яблоки»).
-Как темно! – скажет кто-нибудь.
И другой ему отвечает, поднимая голову:
- Темно? Значит, скоро будет светать.
М. Пришвин.
Тип урока: диалог
Вид урока: практикум
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная и др.
Цели урока:
Познавательный аспект:
Донести до учащихся нравственный смысл рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки»;
Продолжить работу по формированию у учащихся сочувствия, сопереживания над страницами произведений;
Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа В. Солоухина
Развивающий аспект: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее; развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся.
Воспитательный аспект: формировать гуманное отношение к близким людям; содействовать развитию умения общаться между собой;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности;
совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к поступкам героев рассказа; активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.
Методические цели:
- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;
-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.
Цели обучения литературе
определяются через формирование коммуникативной компетенции:
- воспитать читателя, способного вникать в психологию героев, соотносить прочитанное с реальной жизнью;
- продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».
- понимать читаемый текст,
- определять тему и основную мысль текста,
- формулировать основную мысль своего высказывания, развивать высказанную мысль,
- аргументировать свою точку зрения,
- строить композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.
Комплексная работа с текстом художественного произведения использована для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
-лингвистическая компетенция, т.е. умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковая компетенция, т. е. практическое владение родным языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдением языковых норм;
- коммуникативная компетенция, т.е. умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания;
- интеллектуальная компетентность, т.е. умение осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
Информационная компетенция учащихся проявляется при создании слайдовой презентации по теме урока или при подготовке одного из его этапов.
Задачи урока:
- Помочь ученикам увидеть в произведении прошлого общечеловеческий смысл, затронутые в них вечные проблемы, закономерности самой жизни, как их ощутил и отразил писатель;
- Актуализировать и систематизировать теоретические знания по композиции произведения;
- Исследовать нравственный потенциал рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки»;
- Помочь ученикам ощутить, что переживания героев рассказа помогают углубить понимание людей (в том числе и самих себя).
Для реализации задач урока использованы следующие виды работ:
Чтение вслух учителем самых эмоциональных, волнующих страниц;
Беседа;
Определение композиции рассказа «Моченые яблоки»;
Определение лексического значения слов;
Определение проблемы рассказа «Моченые яблоки»;
Постановка вопросов по определению позиций учащихся по значимым проблемам рассказа;
Определение выбора пути героев в литературе и выбор пути учащихся;
Приближение урока литературы к жизни.
Рефлексия
Домашнее задание
Методы работы:
- по характеру познавательной деятельности учащихся: репродуктивный, проблемный (проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новой учебной ситуации), частично-поисковый;
- по степени активности учащихся: продуктивные, творческие;
- по источнику знаний: словесные, практические;
- стимулирования и мотивации: познавательные, эмоциональные;
- интеллектуальные: индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
- контроля и самоконтроля: устный, письменный, самоконтроль и взаимоконтроль;
- по организации деятельности: индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.
Прогнозируемый результат
углубление знаний учащихся о литературе как виде искусства, которая является отражением нашей жизни
Оборудование,
Тексты произведений, слайдовая презентация, медиапроектор, выставка книг и рисунков, литературная газета; эпиграф к уроку, задания, раздаточный материал.
1 этап.
Орг. момент.
Учитель
…– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто « Здравствуйте», больше ведь мы
ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку счастья
прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку радостней
сделалась
жизнь?
– Здравствуйте! – был ведь когда-то
обычай такой,
Мы его в городах потеряли.
– Здравствуйте! – был ведь, был ведь
прекрасный обычай
у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя вы совсем незнакомы)
И – «здравствуйте!» тихо сказать.
«Здравствуйте!» - то есть будьте в
хорошем здоровье,
Это главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
Поклонимся ж друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим
(Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено).
– Здравствуйте!
Как я рад,
Что могу вам это сказать!
Этими словами, друзья мои, я хочу пригласить вас принять участие в уроке - диалоге «Человек определяется тем, каков он есть наедине со своей совестью» по рассказу Владимира Солоухина «Моченые яблоки».
2 этап.
Актуализация знаний и фиксация.
Учитель.
Известный римский философ Сенека говорил: ««Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Сегодня на уроке, да и в вашей жизни, я бы хотела пожелать всем попутного ветра
У вас было предварительное задание:
- прочитать рассказ В. Солоухина «Моченые яблоки»;
- разобраться в композиции рассказа;
- определить проблему, которую ставит автор в произведении;
- дать толкование словам «нравственность», «совесть», порядочность».
А теперь попробуйте определить, что вы хотели бы узнать по теме нашего урока, а что уже знаете. На партах у вас находится таблица, заполните ее и попытайтесь определить для себя цели урока.
Хочу | Могу |
1. Познакомиться с биографией В. Солоухина. | 1. Пересказать содержание рассказа «Моченые яблоки». |
2. Разобраться в композиции рассказа. | 2. Дать толкование слову «совесть», «порядочность», «нравственность». |
3.Понять, как содержание рассказа поможет лучше узнать человека. | 3. Сформулировать собственное отношение к происходящим событиям в рассказе. |
4. Понять авторскую позицию по затронутой проблеме и сформулировать свое отношение к ней. | 4. Определить для себя цели урока. |
5. Понять, почему автор назвал так рассказ. | 5. Сформулировать проблему рассказа. |
Ученики определяют для себя цели урока:
- выяснить смысл названия рассказа;
- понять, почему Серега отказался от денег;
- понять, почему рассказчик смущался предстоящей расплатой
3 этап.
Постановка целей и задач.
Цель урока:
Донести до учащихся нравственный смысл рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки»
Продолжить работу по формированию у учащихся сочувствия, сопереживания над страницами произведений;
Определить авторскую позицию и средства ее выражения;
Сформулировать личностное отношение учащихся к поднятой проблеме и героям рассказа В. Солоухина
Обучающие цели: продолжить работу по формированию у учащихся умения анализировать этический текст небольшого объема, используя стратегию «Чтение с остановками».
Развивающие цели: создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
Воспитательные цели: формировать гуманное отношение к близким людям;
содействовать развитию умения общаться между собой; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
4 этап. Работа с текстом.
Учитель.
У литературы, по словам известного русского писателя 20 века Валентина Распутина, «одна цель – помочь человеку, дохнуть на него при прочтении книги теплом и добром». Теплом и добром веет от многих произведений публициста, прозаика, поэта Владимира Солоухина. Цель нашего урока: понять нравственный смысл рассказа В. Солоухина «Моченые яблоки», попробовать соотнести поступки литературных героев со своими.
Что для этого нам нужно знать?
Задачи урока.
- знать содержание рассказа, его композицию,
- разобраться в названии рассказа и в поступках героев;
- определить проблему произведения.
Проблемный вопрос нашего урока.
? Понять, какие нравственные уроки несет рассказ В. Солоухина «Моченые яблоки»? Соотнести прочитанное с реальной жизнью.
Представьте себе ситуацию, что писатель оказался у нас в гостях. О чем бы вы его расспросили.
Золотарев Андрей. Презентация по биографии.
Ученики.
Откуда Ваши корни, где было Ваше начало начал. (Ляушина Я.)
Солоухин-Золотарев
Родился 14 июня 1924 года в селе Алепине в сорока верстах от Владимира, на берегу маленькой речки Ворщи, в крестьянской патриархальной семье. Деревенское детство, начальная школа в родном Алепине (сто четырнадцать ребятишек из десятка окрестных деревенек), семилетка в соседнем селе Черкутине, затем Владимирский механический техникум (бывшее Мальцевское училище) и диплом технолога по инструментальному производству. Никто не знает, почему из ста четырнадцати сверстников и сверстниц в начальной школе одного обуяла страсть сочинять стихи.
Ученики.
Когда состоялся Ваш дебют в литературе и с чем? (Галяткина Г.)
Солоухин – Золотарев.
"Дождь в степи"- фактически первое стихотворение, опубликованное в "центральной" печати в июне 1946 года. С этим стихотворением поступал в Литературный институт, оно было первым публичным выступлением на большом вечере поэзии в Центральном Доме литераторов в 1947 году. "Дождь в степи" - называлась первая стихотворная книжица в 1953 году.
Это дебют и, так сказать, крещение.
Ученики.
Какие этапы своей жизни Вы считаете важными, значимыми? (Седнев А.)
Солоухин- Золотарев
Говорят, что человек понимает самое главное в жизни, приближаясь к тридцати трём годам. В 1956 году уже известным автором отправляюсь в путешествие — но не за границу, а по родной владимирской земле, и не на машине, а пешком. В старину была традиция — по обету совершать паломничества к святым местам, к известным монастырям и храмам. Паломникам запрещалось ехать — считалось, человеку необходимо потрудиться, чтобы Бог услышал его просьбу. Пошёл пешком: это путешествие было паломничеством к местам, где жили и трудились на земле предки, где складывались те святые традиции, которые помогли русскому народу победить в войне и восстановить страну после страшной разрухи. В пути делаю сорок дневниковых записей, которые легли в основу книги «Владимирские просёлки» (1957). Спустя ещё три года была издана книга «Капля росы» (1960) — портрет села Олепино. Название «Капля росы» имеет глубокий смысл: как в капле росы можно увидеть отражение всего мира, так в жизни одного села можно обнаружить черты, характерные для истории всего народа. Писал свои очерки от первого лица, искренне и честно рассказывая о своих чувствах и переживаниях.
Учитель.
Спасибо, Андрей, за роль, которую ты сыграл на уроке.
К сожалению, сегодня с нами нет этого удивительного писателя, сумевшего понять и раскрыть душу русского человека, но остались его книги. В каждом произведении В. А. Солоухина – его собственная боль, частица его души. Каждое произведение заставляет задумываться о смысле жизни, учит ценить в людях духовность, доброту, умение любить и быть милосердным.
Какое впечатление оставил у вас рассказ В. Солоухина «Моченые яблоки»? Коков сюжет рассказа?
Ответы учеников.
ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.
1 этап. Определение композиции.
Учитель.
Хочется спросить вас, прежде чем мы обратимся к тексту, бывали ли в вашей жизни ситуации, которые вызывали у вас внутренний конфликт, чувства вины, чувства своего несовершенства?
(Дети отвечают.)
Почему путь к духовности так важен для человека?
Чтобы ответить на эти и другие вопросы, которые мы уже определили, обратимся к рассказу В. Солоухина «Моченые блоки». Какие сюжетные элементы составляют повествование, какова композиция рассказа?
Композиция - (от лат. composito – составление, связывание), построение художественного произведения, организация, структура формы произведения.
Элементы композиции сюжета:
экспозиция (изображение обстановки, в которой зарождается конфликт, представление персонажей);
завязка (зарождение конфликта, исходная точка сюжета),
развитие действия,
кульминация (момент наивысшего обострения конфликта, сюжетный пик) и
развязка (исчерпание конфликта, «окончание» сюжета).
Элементы композиции | Цитата из рассказа. |
Экспозиция: | “…ночь застала меня в пути”. |
Завязка: | : “…«газик» даже не дёрнулся хотя на сантиметрик, только ещё глубже и прочнее осел”. |
Развитие действия | “…я со своей бедой не вызвал никакого интереса…”; “Ты не думай, что я без корысти”; “Через пятнадцать минут грузовик поравнялся с местом моего одинокого сидения”; “На бутылку дашь”; “В две лопаты с двух сторон дружно мы начали копать землю”; “…пока мы выиграли у дороги наше маленькое сражение”. |
Кульминация: Развязка: | “Давясь словами и покраснев (хорошо, что в темноте), я промямлил, протягивая Серёге бумажку…” Не возьму. Вместе работали. Убери. А здорово мы её, а?” |
2 этап. Нравственная позиция героев.
Задача учителя: помочь ребенку ощутить, что переживания помогают нам лучше понять людей, в том числе и самих себя
Учитель.
В рассказе герой как бы предлагает людям решить нравственную задачу. Ведь и нас с вами жизнь заставляет решать подобные задачи. Прохожий открыто провозглашает корысть как принцип жизни. За реакциями и поступками шофёра Сергея пристально следит автор. Проследим и мы, как в работе проявлялись характер и нравственная позиция Сергея. Какие фразы будут здесь ключевыми?
Ученики.
“Я заметил, что лопата парня не ищет, где помягче, а лезет под диффер в самые жёсткие, в самые трудные места”;
“Я отдал Серёге последнюю из наших трёх лопат…”
“Работа наша ладилась. И чем больше и лучше она спорилась, тем больше я смущался
предстоящему разговору с Сергеем об оплате”.
Учитель.
Автор пишет «… одну из наших лопат», «работа наша ладилась». Что дает ему право сказать «наших»?
Ученики.
Общее дело сблизило их.
Учитель.
А разве всегда так бывает? Как это качество характеризует человека?
Ученики.
Только люди с совестью могут так поступить.
Только нравственный человек мог так отозваться на чужую беду.
Учитель
Переживания помогают нам лучше понять людей, в том числе и самих себя. Что волнует героя рассказа?
Ученики.
Предстоявший разговор об оплате.
Учитель.
Почему рассказчик смущался предстоящему разговору? Свой ответ подкрепите цитатой из текста.
Ученики.
“Конечно, теперь он работает не ради этой самой непременной бутылки. Тут и самолюбие, и… ну, может быть, не самодисциплина, а нечто врождённое, перешедшее от дела и прадеда, ну… порядочность, что ли. А главное, пожалуй, всё-таки азарт. Во всяком деле он должен быть, а иначе не сделаешь никакого, самого пустякового дела. И порядочность тоже, врождённая… Почти инстинкт.
Давно бы он плюнул не только на одну — и на три бутылки. Не похож ведь на сквалыгу, на жадину, готового радоваться каждому лишнему полтиннику”.
Сергей сломал все лопаты, наваливает камни на свою стёганку, как на носилки, “пока рукава не затрещат”: в работе он не жалеет ни себя, ни своё имущество. Его ждёт жена, но он не может бросить на дороге попавшего в беду человека.
Учитель.
На какие слова автор делает акцент? Как вы их понимаете.
Ученики.
Автор не раз пишет, что Серегу отличает порядочность, врожденная. По-другому он поступить не мог, его так воспитали, он видел пример своих предков. Они тоже приходили на помощь людям. У него есть совесть.
ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА порядочность, нравственность «СОВЕСТЬ»
Учитель.
Молодцы! Посмотрите еще раз на тему нашего урока «Человек определяется тем, каков он есть наедине со своей совестью».
Учитель.
Эрнест Хемингуэй писал: «Понять другого – чуть ли не самое большое счастье, а быть понятным другим, - быть может, наиприятнейший и приносящий наибольшее удовлетворение дар любви».
3 этап. Тема выбора в рассказе и русской литературе.
Автор ставит героев перед выбором: поступить так или иначе. Давайте попробуем с вами определить, перед каким выбором стоят герои рассказа?
Самостоятельная работа учащихся.
герой | выбор | Как разрешается |
прохожий | ||
Серега | ||
рассказчик |
Подведение итогов работы.
Учитель
Тема выбора в русской литературе является традиционной. Вспомним героев произведений, и как решался их выбор?
Ученики.
- Андрий из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»;
- Тарас Бульба из одноименной повести;
- Петр Гринев и Пугачев, Швабрин из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.
Индивидуальные сообщения. Д. Рубина «Высокая вода венециацев». Героиня стоит перед выбором: жить ей или нет.
Е. Гришковец «Дарвин».
Учитель.
Ребята, а были ли в вашей жизни моменты, когда вы стояли пред выбором? Как разрешался этот выбор?
Ученики.
4 этап.
Учитель.
Найдите в тесте слова, которые подтверждают мысль, что сближает людей не деньги, не выгода.
Ученики.
“Говорят, что лучше всего сближает людей дорога. Но это неверно. Не дорога, а работа, делание одного и того же дела — вот что сближает людей по-настоящему и наверняка”.
Учитель.
Выпишите эту фразу в тетрадь. Она несет особую эмоциональную нагрузку.
Помощь людям в беде за деньги приносит деньги; бескорыстная помощь приносит радость и душевную лёгкость. Герои чувствуют искреннюю радость, когда вытаскивают застрявшую машину из грязи: “А здорово мы её, а?” Душа Сергея раскрывается, сверкает “неожиданными гранями”, и он приглашает героя в свой дом, хочет познакомить его с самыми дорогими для него людьми — женой и дочерью.
Учитель.
Тема расплаты, денег поднималась в русской литературе неоднократно.
Послушаем стихотворение Н. Рубцова «Русский огонек».
Букино А. читает стихотворение.
Учитель.
Чем можно расплатиться за добро, ребята?
Ученики.
Только добром.
Учитель.
Литература – это особый урок. Урок, на котором мы учимся жизни. Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизненной копилке прибавилась еще одна ступенька мудрости: «за все добро расплатимся добром».
5 этап
Учитель.
Вернемся к тексту и прочитаем последний абзац рассказа.
Ученики.
«А может быть, и тот прохожий с можжевеловой палкой, рядившийся за три рубля, может, и он в конце концов позвал бы меня есть мочёные яблоки?”
Учитель.
Как вы думаете, почему автор заканчивает свой рассказ таким вопросом?
Ученики.
Последняя фраза — скрытое обращение к читателю, которое заставляет подумать: а как бы на месте прохожего поступил я сам? Стал бы помогать бескорыстно или сразу попросил денег?
Учитель.
Финал рассказа остается открытым. И мы понимаем, что речь идёт не только об этой ситуации, но о десятках и сотнях подобных ситуаций, в которых оказывается человек каждый день.
Учитель.
Мы почти закончили обсуждение этого рассказа. Как вы считаете, все ли секреты рассказа мы уже раскрыли? Что ещё привлекает ваше внимание?
Ученики.
Остается неясным название рассказа.
Учитель
У вас есть предположение, почему автор так назвал рассказ?
Ученики.
Учитель.
Название вносит оживление, интригу в повествование: читатель всё время ждёт, словно недоумевая: при чём же здесь мочёные яблоки? В результате они становятся символом бескорыстия и душевной открытости. С таким приемом мы еще встретимся в русской литературе. У И. А. Бунина есть удивительное произведение «Антоновские яблоки», которые станут символом ходящей дворянской Руси.
6 этап.
Учитель.
Я бы хотела вернуться к началу рассказа. В методике литературы существует такое определение, как «внесюжетные элементы». Посмотрите, ребята, сам термин дает нам толкование: это элементы рассказа, которые не входят в сюжет. А с сюжетом рассказа мы уже разобрались. Я вам подсказала, что это начало рассказа, попробуйте догадаться, найти внесюжетные элементы рассказа.
Внесюжетными элементами называют такие элементы, которые не двигают действие вперёд.
Ученики.
“И вообще, когда едешь по широкой бетонке, кажется — в мире не бывает непроезжих дорог. Правда, иногда вдруг заденешь краешком глаза, увидишь, как от бетонки в лес узкой полоской тянется водянистое месиво, глубокие, заплывшие глинистой жижей колеи. На мгновение сожмётся сердце, как перед несчастьем, но летящая навстречу бетонка мигом развеет дурное предчувствие. И мелькнувшая лесная дорога словно приснилась, словно померещилась от слезинки в глазу”.
Учитель.
Зачем автор включает в рассказ рассуждение о дороге? Вспомните, что вы знаете об использовании слов-символов в произведении как способе раскрытия проблемы, характеристики героя.
Ученики.
Дорога — это символ жизненного пути. Широкая, торная дорога — лёгкая; уходящая узкой полоской в лес — не для каждого. Она может даже испугать того, кто делает всё, как все. Тем не менее она существует, эта лесная дорога.
Учитель.
Рассуждение о дороге-символе углубляет смысл рассказа. Оказывается, ребята, смысл рассказа намного глубже. Каждый в этой жизни выбирает свою дорогу. Найдите еще одно рассуждение.
Ученики.
“Бывает, лучше глубокая и широкая лужа с твёрдым, укатанным дном, чем безобидное на вид место, где колёса с каждым поворотом всё глубже вязнут в плотную засасывающую трясину. А вообще-то самое страшное — глубокая колея. Пока «газик» (или «лазик», как мы его зовём) стоит на своих четырёх колёсах, всё ещё есть надежда выкарабкаться из самой напролазной грязи. Но бывает, садится он на грунт своим низом, животом («диффером», как говорят шофёры) — тогда дело плохо. Колёса могут вертеться сколько им вздумается, как у паровоза, приподнятого с рельсов”.
Учитель.
О чём, по-вашему, предлагает задуматься писатель, рассказывая об опасностях езды по лесным дорогам?
Ученики.
«Глубокая колея» - символ легкой, проторенной жизни. Но идти по ней не стоит. Каждый человек должен выбрать свой путь и идти по нему.
Учитель.
У Владимира Высоцкого есть песня и стихотворение «Чужая колея» (1973): Я предлагаю вам послушать стихотворение в исполнении Темникова Д.
Сам виноват — и слёзы лью, и охаю:
Попал в чужую колею глубокую.
Я цели намечал свои
на выбор сам —
А вот теперь из колеи
не выбраться.
Крутые скользкие края
Имеет эта колея.
....................................................
Отказа нет в еде-питье
В уютной этой колее —
И я живо себя убедил:
Не один я в неё угодил, —
Так держать — колесо в колесе! —
И доеду туда, куда все.
Учитель.
В предложении “Пока «газик»…” есть деталь, которая указывает нам на символичность этих строк. Какая эта деталь?
Ученики
“стоит на своих четырёх колёсах” .
Учитель.
Слово “грязь” в русском языке имеет значение нечестной, непорядочной жизни; мы говорим: “житейская грязь”. Если ты последовал за всеми по глубокой колее и тебя грозит засосать житейская грязь, ты можешь доверять только “своим четырём колёсам”, то есть принимать решения самостоятельно, не слушая чужих советов, опираясь на твёрдые нравственные принципы. Иначе человек теряет самостоятельность и возможность двигаться вперёд. Герой Высоцкого осознаёт опасность и вырывается из чужой колеи:
Эй, вы, задние, делай, как я!
Это значит — не надо за мной,
Колея эта — только моя,
Выбирайтесь своей колеёй!
Вывод, сделанный автором, и заключительное обращение к читателю переводят произведение с уровня рассказа об одной из дорожных случайностей на уровень широкого обобщения.
7 этап.
Рефлексия.
Однажды ученик спросил Учителя:
— Учитель, в чём смысл жизни?
— Чьей? — удивился Учитель.
Ученик, немного подумав, ответил:
— Вообще. Человеческой жизни.
Учитель глубоко вздохнул, а потом сказал ученикам:
— Попробуйте ответить.
Один ученик сказал:
— Может быть, в любви?
— Неплохо,— сказал Учитель,— но неужели одной любви достаточно, чтобы на склоне лет сказать «я жил не зря»?
Тогда другой ученик сказал:
— По-моему, смысл жизни в том, чтобы оставить после себя что-то на века. Как, например, ты, Учитель!
— Ух,— улыбнулся Учитель,— если бы я знал тебя похуже, мог бы принять это за лесть. Ты хочешь сказать, что большинство людей живет зря?
Третий ученик неуверенно предположил:
— А может быть, его и не надо искать, этот самый смысл?
— Ну-ка, ну-ка,— заинтересовался Учитель,— объясни, почему ты так думаешь?
— Мне кажется,— сказал ученик,— что если задаваться этим вопросом, то, во-первых, точного и окончательного ответа всё равно не найдёшь, будешь всё время сомневаться, а, во-вторых, какой бы ты ответ ни нашёл, всё равно всегда найдётся кто-нибудь, кто будет с ним спорить. Так вся жизнь пройдет в поисках её смысла.
— То есть, что,— улыбнулся Учитель,— смысл жизни в том, чтобы…
— Жить? — сказал ученик.
— По-моему, это — ответ! — и Учитель жестом показал, что сегодня занятия закончены.
Спасибо, ребята, за урок. Смысл нашей жизни, действительно, заключается в том, чтобы жить. Но жить как?
Ученики.
- по законам совести;
- добра;
- справедливости;
- искать свою колею в жизни;
- делать выбор в сторону нравственного поступка.
Учитель.
И если это, действительно, будет так, то действенными станут слова М. Пришвина, которые вынесены в эпиграф нашего урока
- Как темно! – скажет кто-нибудь.
И другой ему отвечает, поднимая голову:
- Темно? Значит, скоро будет светать.
Колодец
Колодец вырыт был давно.
Все камнем выложено дно,
А по бокам, пахуч и груб,
Сработан плотником был сруб.
Он сажень на семь в глубину
И уже виделся ко дну.
А там, у дна, вода видна,
Как смоль густа, как смоль черна.
Но опускаю я бадью,
И слышен всплеск едва-едва,
И ключевую воду пьют
Со мной и солнце и трава.
Вода нисколько не густа,
Она как стеклышко чиста,
Она нисколько не черна
Ни здесь, в бадье, ни там у дна.
Я думал, как мне быть с душой
С моей не так уж и большой:
Закрыть ли душу на замок,
Чтоб я потом разумно мог
За каплей каплю влагу брать
Из темных кладезных глубин
И скупо влагу отдавать
Чуть-чуть стихам, чуть-чуть любви!
И чтоб меня такой секрет
Сберег на сотню долгих лет.
Колодец вырыт был давно,
Все камнем выложено дно,
Но сруб осыпался и сгнил,
И дно подернул вязкий ил.
Крапива выросла вокруг,
И самый вход заткал паук.
Сломав жилище паука,
Трухлявый сруб задев слегка,
Я опустил бадью туда,
Где тускло брезжила вода.
И зачерпнул - и был не рад:
Какой-то тлен, какой-то смрад.
У старожила я спросил:
- Зачем такой колодец сгнил?
- А как не сгнить ему, сынок,
Хоть он и к месту, и глубок,
Да из него который год
Уже не черпает народ.
Он доброй влагою налит,
Но жив, пока народ поит. -
И понял я, что верен он,
Великий жизненный закон:
Кто доброй влагою налит,
Тот жив, пока народ поит.
И если светел твой родник,
Пусть он не так уж и велик,
Ты у истоков родника
Не вешай от людей замка,
Душевной влаги не таи,
Но глубже черпай и пои!
И, сберегая жизни дни,
Ты от себя не прогони
Ни вдохновенья, ни любви,
Но глубже черпай и живи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока по теме "Ты любишь яблоки?" к УМК Кузовлева В.П.
Данный урок разработан для учащихся 2 класса (1-й год обучения иностранному языку) по УМК Кузовлева В.П. Цели урока: Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе изучения ЛЕ и...
Разработка открытого урока по теме "Ты любишь яблоки?" к УМК Кузовлева В.П.
Данный урок разработан для учащихся 2 класса (1-й год обучения иностранному языку) по УМК Кузовлева В.П. Цели урока: Формирование коммуникативных компетенций учащихся на основе изучения ЛЕ и...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Открытый урок по ИЗО "Натюрморт из яблока и кувшина"
открытый урок по ИЗО в 4 классе...
Интегрированный урок ИЗО+история+биология, тема:"Яблоко", 5 класс
Данный материал урока позволяет более подробно познакомить учащихся 5 класса с яблоком - как фруктом, с полезными свойствами яблоко, с его значением в жизни человека, а также мифолог...
Урок по рассказу И.А. Бунина "Антоновские яблоки"
Урок посвящен теме увядания и запустения дворянских усадьб в начале 20 века.Светлая грусть сопровождает уходящую красоту, умирающие традиции. Но есть надежда, что когда-нибудь все возродится. На...