Рабочая программа по Искусству 8 классы
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему
Разработка рабочей программы по Искусству 8 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_iskusstvu_8_kl.docx | 46.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Тацинский район станица Тацинская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Тацинская средняя общеобразовательная школа № 2
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания МО Заместитель директора Директор школы
учителей гуманитарных по УВР ______ М.И. Зверева ________ Н.В. Колбасина
наук
Руководитель МО « 30 » 08. 2016 г. Приказ от 30.08.2016 № 170
_________ Н.И. Завадская
Протокол МО от 30.08.2016 № 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_искусству_8а, 8б классов
основное общее образование
Количество часов: 35часов, 1 час в неделю
Учитель: _Зенцова Светлана Александровна_
Программа разработана
на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы»,
авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская
(Москва, Просвещение, 2010)
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по искусству составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования на базовом уровне 2004 г. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 г., образовательной программы школы на 2016-2017 учебный год.
Учебник: Искусство 8 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных организаций. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. – 4-е издание, переработано – М. Просвещение, 2014
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Программа состоит из девяти разделов, последовательно раскрывающих эти взаимосвязи.Методологической основой программы являются современные концепции в области эстетики (Ю. Б. Борев, Н. И. Киященко, Л. Н. Столович, Б. А. Эренгросс и др.), культурологии (А И. Арнольдов, М. М. Бахтин, В. С. Библер, Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев и др.), психологии художественного творчества (Л. С. Выготский, Д. К. Кирнарская, А. А. Мелик-Пашаев, В. Г. Ражников, С. Л. Рубинштейн и др.), развивающего обучения (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.), художественного образования (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, Л. М. Предтеченская, Б. П. Юсов и др.).
Содержание программы дает возможность реализовать основные
Цели художественного образования и эстетического воспитания
в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
—воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
—овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Учащиеся 8 а класса Погребенко Игорь, 8 б класса Лондарева Ольга обучается по программе, адаптированной для детей с задержкой психического развития. Учитывая личностные особенности учащегося, проводится коррекционная работа на уроке по изучаемым темам, а также ставятся индивидуальные требования к выполнению минимума государственного стандарта.
Региональный компонент:
Темы урока | Региональный компонент | |
1 | Художественные послания предков. | Роль искусства в жизни казаков. |
2 | Портреты наших великих соотечественников | Великие портретисты Дона. |
3 | Преобразующая сила искусства. | Старая станица. |
В связи с тем, что уроки в 8 классах выпали на праздничные дни (01.05, 08.05), программа будет выполнена за счет блочной подачи материала тем: уроки № 29 – 30, 31 - 32, провести 24.04.
Место предмета в базисном учебном плане.
В соответствии учебным планом в 8 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники основной школы научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Содержание программы (35 часов)
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека(3 ч)
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена. Основные стили в искусстве прошлого и настоящего (Запад — Россия — Восток). Стилистические особенности выразительных средств разных видов искусства. Роль искусства в формировании творческого мышления человека (художественного и научного).
Примерный художественный материал
Изучение произведений художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и | предметов материальной культуры (одежды, посуды, мебели, музыкальных инструментов и др.) в контексте разных стилей по выбору учителя на знакомом материале.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира (11 ч)
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знания и представления о мире. Знание научное и знание художественное. Искусство как опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытие предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства.
Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Стремление к отражению и осмыслению средствами искусства реальной жизни. Художественная оценка явлений, происходящих в обществе и жизни человека. Непосредственность получения знаний от художественного произведения о народе, о жизни, о себе, о другом человеке. Особенности познания мира в современном искусстве.
Примерный художественный материал
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики произведений народного декоративно-прикладного искусства музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, класси ческих и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино.
Образы природы, человека, окружающей жизни в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения (10 ч)
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, Ирин, эпох. Создание, восприятие и интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Разница между знаком и символом. Коль искусства в понимании смыслов информации, посылаемой природой человеку и человеком среде. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Обращение твоpцa произведения искусства к современникам и потомкам. Информационная связь между произведением искусства и зрителем, читателем, слушателем. Освоение художественной информации об объективном мире и о субъективном восприятии этого Мира художником, композитором, писателем, режиссером и др.
Примерный художественный материал
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства и сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни (8 ч)
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Символы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей — действительно существующей и порожденной фантазей художника. Красота в понимании разных народов социальных групп в различные эпохи. Взаимопроникновение классических и бытовых форм и сюжетов искусства. Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с эталонами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыки и других искусствах.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе (3 ч)
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством —этo «тихая работа» (Ф. Шиллер). Ценностно-ориентирующая, нравственная, воспитательная функция искусства. Искусство как модель для подражания. Образы созданной реальности — поэтизация, идеализация, героизация и др. Синтез искусств в создании художественного образа спектакля. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения — художника, композитора, писателя. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Примерный художественный материал
Постижение художественных образов разных видов искусства, воплощающих черты человека, его стремление к идеалу, Поиск истины, добра и красоты.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс
№ | Дата по программе | Дата по факту | Раздел, тема урока | Материально-технические пособия на уроке |
I Искусство в жизни современного человека. (3 ч.) | ||||
1 | 05.09 | Искусство вокруг нас. | МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
2 | 12.09 | Художественный образ – стиль – язык. | Презентация «Стиль в искусстве» | |
3 | 19.09 | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Презентация. «Искусство и наука» | |
II Искусство открывает новые грани мира. (11 ч.) | ||||
4 | 26.09 | Искусство рассказывает о красоте Земли. | Интернет ресурсы | |
5 | 03.10 | Зримая музыка. | Интернет ресурсы | |
6 | 10.10 | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | Интернет ресурсы Презентация «Портрет в искусстве» | |
7 | 17.10 | Портрет в искусстве России. | Интернет ресурсы Презентация «Портрет в искусстве» | |
8 | 24.10 | Портреты наших великих соотечественников | CD-МХК Большая детская энциклопедия | |
9 | 07.11 | Как начиналась галерея. | CD-МХК Галерея искусств | |
10 | 14.11 | Музыкальный портрет. Александр Невский. | Презентация «Александр Невский.» | |
11 | 21.11 | Новые грани искусства Контрольная работа | Интернет ресурсы | |
12 | 28.11 | Литературные страницы. | МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
13 | 05.12 | Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | Интернет ресурсы МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
14 | 12.12 | Портрет композитора в литературе и кино. | Интернет ресурсы | |
III Искусство как универсальный способ общения. (10 ч.) | ||||
15 | 19.12 | Мир в зеркале искусства. | Интернет ресурсы | |
16 | 26.12 | Роль искусства в сближении народов. | Интернет ресурсы МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
17 | 16.01 | Искусство художественного перевода – искусство общения. | Интернет ресурсы | |
18 | 23.01 | Как происходит передача сообщений в искусстве? | CD-МХК Шедевры | |
19 | 30.01 | Искусство - проводник духовной энергии. | Интернет ресурсы МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
20 | 06.02 | Знаки и символы искусства. | Интернет ресурсы | |
21 | 13.02 | Художественные послания предков. | Презентация «Искусство народов» | |
22 | 20.02 | Разговор с современником. | Интернет ресурсы | |
23 | 27.02 | Символы в жизни и искусстве. | Интернет ресурсыМР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
24 | 06.03 | Музыкально-поэтическая символика огня. | Интернет ресурсыМР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
IV Красота в искусстве и жизни. (8 ч.) | ||||
25 | 13.03 | Что есть красота. | CD-Художественная энциклопедия. Эрмитаж . | |
26 | 20.03 | Откровенье вечной красоты. | Интернет ресурсы | |
27 | 03.04 | Застывшая музыка. | Интернет ресурсыМР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
28 | 10.04 | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | CD-МХК Большая детская энциклопедия | |
29 | 17.04 | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | Презентация «Красота в искусстве» | |
30 | 24.04 | Есть ли у красоты свои законы. Контрольная работа | Интернет ресурсы | |
31 | 01.05 | Как соотноситься красота и польза. | МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
32 | 08.05 | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | Интернет ресурсы | |
V Прекрасное пробуждает доброе. ( 3 ч.) | ||||
33 | 15.05 | Преобразующая сила искусства. | МР3 «Искусство» (фонохрестоматия) 8 кл. | |
34 | 22.05 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». | Интернет ресурсы | |
35 | 29.05 | Весенняя сказка «Снегурочка». | Интернет ресурсы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса
Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...
Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству Примерной учебной программы основного обра...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс
Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...