Рабочая программа по МХК для 10-11 классов.
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему

Материал будет полезен учителям МХК ,работающих в 10-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mhk_rab_programma_10-11_klass.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

10-11 классы средней (полной) школы, рассматриваются как важнейший этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по мировой художественной культуры на уроках истории на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК в школе осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по мировой художественной культуре и Примерной программы среднего (полного) образования по мировой художественной культуре для базового уровня.

Программа ориентирована на УМК  «МХК для 10-11 классов» под редакцией Г.И.Давыдовой.

Для обучения используются учебники  для учащихся общеобразовательных учреждений «МХК 10 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2010 год. «МХК 11 класс» Г.И. Данилова Москва, «Дрофа», 2011 год. Учебники включены в федеральный перечень учебников, рекомендован Министерством образования и науки РФ.

Материал изучается на базовом уровне.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в Х и ХI классах по 34 часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

ЦЕЛЬ: дать представление о развитии мировой художественной культуры от истоков до современности.

ЗАДАЧИ:

  1. развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
  2. воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;
  3. освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  4. овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  5. использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:

  • характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
  • шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
  • основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
  • основные средства выразительности разных видов искусства;

уметь:

  • сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
  • устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
  • пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
  • осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
  • использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
  • участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
  • проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
  • участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа)

Художественная культура первобытного мира (не менее 2 час). Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).

Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Художественная культура Древнего мира (не менее 8 час). Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.

Художественная культура Средних веков (не менее 10 час). София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного,  синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).

Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.

Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).

Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).

Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Художественная культура Ренессанса (не менее 10 час). Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.

Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Художественная культура Нового времени (не менее 15 час). Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).

Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).

Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).

Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).

Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).

Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 час) Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.

Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.

Культурные традиции родного края. 

Учебно-тематический план.

Тема

Количество часов

10 класс

11 класс

1

Древние цивилизации

6

2

Культура античности

3

3

Средние века

9

4

Культура востока

6

5

Возрождение

9

6

Итоговый урок «XVII вв.»

1

7

Художественная культура Нового времени.

24

8

Художественная культура конца XIX-XX вв.

10

                                                                         Итого

34

34

Ресурсное обеспечение программы:

ЭСУН (электронное средство учебного назначения), разработанное к учебникам МХК для 10 и 11 классов и одобренное Министерством образования и науки РФ («Кирилл и Мефодий»,  «Дрофа», 2003).


Календарно-тематический план 10 класс.

Раздел, тема

Урок в теме

Содержание, основные понятия

Содержание темы.

Домашнее

задание

Дата

По плану

Дата

 факт

Древние цивилизации

1. Первые художники Земли.

Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, её связь с религиозными верованиями и представлениями человека (Стоунхендж). Театр, музыка, танец.

Мировая художественная культура как совокупность художественных культур разных стран и народов мира, сложившаяся на протяжении исторического развития цивилизации.

Происхождение искусства. Первые опыты художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Синтез слова, музыки, танца и изображения в магическом ритуале. Художественная символика в искусстве последующих эпох.

Стр.19 ?1,2 ответить,

сочинение-эссе на тему «Первые художники Земли»

2. «Пирамиды» - жилища вечности фараонов.

Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света.

Художественная культура древних цивилизаций. Памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы и музыки Древнего Египта. Пирамиды в Гизе, храмы в Карнаке и Луксоре[1], канонические скульптурные изображения богов и фараонов, рельефы и фрески, музыкальные инструменты.

Подготовить сообщения «Древнейшие сооружения человечества в сегодняшнем мире»

3. Архитектура Среднего и Нового царства Др. Египта.

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, храм царицы Хатшепсут.

Подготовить презентацию

4. Изобразительное искусство Египта.

Гигантизм и неизменность канона – примета Вечной жизни в изобразительном искусстве (скульптурные памятники, рельеф и фрески)

Стр.19 ? 4-5

ответить

5. Художественная культура Древней Передней Азии.

Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона.

Художественные достижения Передней Азии, Индии и Китая. Шедевры зодчества и изобразительного искусства (Великая Китайская стена, зиккурат в Уре, ступа в Санчи, чайтья в Карли). Народный эпос.

Стр.30 ?1-2 ответить

6. Искусство доколумбовской Америки.

Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовской Америки.

Главные темы искусства Доколумбовой Америки. Многообразие архитектурных форм и изобразительное искусство (ступенчатые пирамиды и дворцы, монументальная скульптура, фрески и произведения декоративно-прикладного искусства).

Стр.31 творческое задание

Культура Античности

7. Золотой век Афин.

Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон – главное украшение Акрополя.

Мифология – главный источник образов и символики античного искусства. Архитектура и изобразительное искусство Древней Греции (Афинский Акрополь, творчество Фидия, Поликлета, Мирона, Праксителя и др. Рельефы, фрески, вазопись).

.

Стр.83 ?1-2

8. Архитектура Древнего Рима.

Архитектурные символы римского величия. Пантеон – «храм всех богов».

Художественная культура Древнего Рима. Развитие древнегреческих традиций. Шедевры зодчества: Римский Форум, Пантеон, Колизей, инженерные сооружения. Римский скульптурный портрет. Мозаики и фрески Помпей

Подготовить сообщения по теме стр.102

9. Театральное искусство Античности.

Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа.

Древнегреческий театр и его творцы (Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан). Музыкальное искусство. Зрелищные искусства. Музыкальная культура. Раннехристианское искусство.

Стр.102 ?3

Средние века

10. Мир византийской культуры.

Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве.

Художественная культура Средних веков. Архитектура и изобразительное искусство Византии. Собор Святой Софии в Константинополе, иконопись, мозаики Равенны.

Стр. 111-123

Ответить на вопросы

11. Архитектурный облик Древней Руси.

Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева – «матери городов русских».

Особенности славянской языческой культуры. Влияние Византии на художественную культуру Руси. Формирование национального стиля в архитектуре: крестово-купольная и шатровая модели храма.

Стр.129подготовить сообщения по теме

12. Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры.

Архитектура Великого Новгорода и её характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.

София Киевская и Новгородская, Успенский собор во Владимире, храм Покрова Богородицы на реке Нерль, церковь Вознесения в Коломенском.

Стр 128 ?5 ответить

13. Архитектура Московского княжества.

Ансамбль Московского Кремля.

Архитектура Московского Кремля. «Дивное узорочье» московского барокко. Шедевры деревянного зодчества. Художественный мир мозаик и фресок XI-XVII веков.

Стр 129 подготовить презентацию

14. Изобразительное искусство Древней Руси ХI – ХIII вв.

Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи.

Шедевры Новгородской и Владимиро-Суздальской школ живописи.. Особенности музыкальной культуры (знаменный распев).

Подготовить презентацию

15. Изобразительное искусство Древней Руси ХIV - ХV вв.

Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублёва и основные вехи его творчества. Творчество Дионисия.

Художественный стиль Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия

Подготовить презентацию

16. Архитектура западно-европейского Средневековья. Романский стиль.

Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи.

Освоение западноевропейских традиций.

Разнообразие национальных школ и смена стилистических канонов в искусстве Западной Европы. Шедевры романского и готического стиля архитектуры. Соборы Нотр-Дам в Париже и Шартре (Франция), собор в Кёльне (Германия) и др. Готический собор как синтез искусств (базиликальный тип архитектуры, скульптурный и изобразительный декор, григорианский хорал, литургическая драма). Светское искусство (средневековый фарс, музыкально-поэти-ческое творчество трубадуров и миннезингеров).

Стр 129 подготовить сообщения

17. Архитектура западно-европейского Средневековья. Готический стиль.

Готический собор как образ мира.

Стр 128 ?2-3

18. Изобразительное искусство Средних веков.

Скульптура романского стиля и готики, её теснейшая связь с архитектурой.

Стр148 ? 1,2 ответить

Культура Востока

19. Индия – «страна чудес».

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества.

Характерные особенности архитектуры и изобразительного искусства стран ислама. Медресе Улугбека в Самарканде, соборная мечеть в Кордове, минарет аль-Мальвия в Сирии, дворец Альгамбра в Испании, мавзолей Тадж-Махал в Индии. Искусство орнамента, каллиграфии и книжной миниатюры. Литература Арабского Востока. Своеобразие музыкальной культуры.

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского храмового зодчества и изобразительного искусства. Музыкальное и театральное искусство Индии. Индийский танец как синтез искусств.

Значение и уникальный характер художественной культуры Китая и Японии. Шедевры зодчества: императорский дворец в Пекине, золотой павильон в Киото, пещерный храм Юньган, замок «Белой цапли» в Химедзи. Садово-парковое искусство: сад камней Реандзи в Киото, комплекс Бейхай в Пекине. Многообразие жанров китайской живописи. Японская гравюра (К.Утамаро, А. Хиросигэ).).

Стр.224,ответить на вопросы1,2

20. Музыкальное и театральное искусство Индии.

Классическая музыка Индии. «Веды», «Ригведы». Театральное искусство «Натьяшастры».

Стр.225 творческое задание

21.Художественная культура Китая. Архитектура.

Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры.

Стр. 237 творческое задание2,4.

22. Художественная культура Китая. Живопись.

Жанры китайской живописи. Монохромность живописи.

Стр.237 подготовить сообщение на темы

23. Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевря японской архитектуры. Садово-парковое искусство. Гравюра.

Стр.247 ответить на вопросы 1,2

24. Художественная культура ислама.

Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры.

Подготовить сообщение по теме стр.261

Возрождение

25. Флоренция – колыбель итальянского Возрождения.

Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции.

Культура эпохи Возрождения. Идеалы гуманизма и их влияние на развитие искусства. Шедевры архитектуры (Ф. Брунеллески, Л.Б.Альберти, Д.Браманте, А.Палладио). Мастера изобразительного искусства (Джотто ди Бондоне, Донателло, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонорроти, Рафаэль Санти, Тициан, Джорджоне, А.Дюрер, К.Босх, П.Брейгель и др.). Духовная и светская музыка Ренессанса. Итальянская комедия дель арте. Театр Шекспира. Характерные черты искусства маньеризма.

Стр.278,вопросы 1,3

26. Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

Судьба Леонардо да Винчи и основные этапы его творческой деятельности. Прославленные шедевры художника.

Подготовить сообщение о судьбе Микеланджело

27. Золотой век Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

Скульптурные и живописные шедевры художника. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти

Подготовить сообщение,презентацию о судьбеРафаэля

28. Золотой век Возрождения. Рафаэль – «первый среди равных».

Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль – певец женской красоты. Портретное творчество художника.

Подготовить сообщение,презентацию о судьбеРафаэля

29. Возрождение в Венеции.

Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии.

Стр.278 задание 5

30. Северное Возрождение. Живопись нидерландских мастеров

Живопись нидерландских мастеров. Творчество Яна Ван Эйка Босха. 

Стр 281-292,ответить на вопросы 1,4

31. Северное Возрождение. Живопись немецких мастеров.

Дюрер – «художник, достойный бессмертия».

Пордготовить презентацию по работам Дюрера

32. Музыка эпохи Возрождения.

Музыкальная культура Возрождения. Композиторы: Орландо Лассо, Клеман Жанекен, Палестрин.

Стр.359,задание 1

33. Театр эпохи Возрождения.

Итальянская комедия дель арте. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира.

Стр. 360 подготовить сообщения по темам

34. Заключительный урок: «Мировая художественная культура от истоков до ХVII вв.»

Обобщение изученного за год.

Календарно-тематический план 11 класс.

№ урока

Тема урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС

Количество часов

Содержание урока

дата

план

по факту

Художественная культура Нового времени.

1

Художественная культура ХVII - ХVIII вв.

Стр. 8-10(08)

1

Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира.

2

 Стилевое многообразие искусства ХVII - ХVIII вв.

Стр.10-13(08)

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII веков.

1

Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Реалистические тенденции в развитии искусства ХVII - ХVIII вв.

Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей.

3

Художественная культура барокко

Стр.        (08)

Стр.8-13(10)

Эстетика и главные темы искусства барокко.

1

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко.

4

Архитектура барокко.

Стр.        (08)

Стр.14-22(10)

Архитектурные шедевры Л. Бернини и В.В. Растрелли. Формирование новых жанров живописи. Соединение барочных и реалистических тенденций в живописи Голландии и Фландрии (П.-П.Рубенс, Рембрандт ван Рейн, Вермер Делфтский, Ф.Халс, «малые голландцы»). Музыкальная культура и театр барокко («взволнованный стиль» итальянской оперы, И.-С.Бах, Г.Гендель, А.Вивальди, партесный концерт, духовная музыка М.С.Березовского и Д.С.Бортнянского). Искусство рококо (мастера «галантного жанра» и декоративно-прикладное искусство).

1

Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Творчество Франческо Борромини.

Архитектурные творения Б.Ф. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

5

Изобразительное искусство барокко.

Стр.        (08)

Стр. 23-31(10)

1

Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. П.П. Рубенс – «король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры.

6

Реалистические тенденции в живописи Голландии

Стр.        (08)

Стр. 32-45(10)

Творчество Рембранта – вершина реализма. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своебразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений

1

Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.

7

Музыкальная культура барокко

Стр.        (08)

Стр. 46-56(10)

Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора.

1

Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко.

8

Художественная культура классицизма и рококо

Стр.        (08)

Стр. 57-63(10)

Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.

1

Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.

9

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Стр.        (08)

Стр. 64-74(10)

Эстетика классицизма. Архитектура, изобразительное искусство и театр раннего классицизма во Франции (дворец в Версале, К.Рен, Н.Пуссен, Мольер, П.Корнель, Ж.Расин). Просветительский классицизм и его мастера (Ж.-Л.Давид, А.Канова, Ж.-А.Гудон, П.Бомарше). Композиторы Венской классической школы: К.Глюк, Й.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен.

1

Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля.

Прогулка по Версалю – зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма.

10

Изобразительное искусство классицизма

Стр.        (08)

Стр.75-84 (10)

Никола Пуссен.

1

От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Мифологические, исторические, религиозные и пейзажные темы его произведений

11

Композиторы Венской классической школы.

Стр.        (08)

Стр. 85-94(10)

Формирование классических жанров и принципов симфонизма

1

Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма.. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. Ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора.

12

Шедевры классицизма в России. Санкт-Петербург

Стр.        (08)

Стр.95-102(10)

Архитектурный облик Санкт-Петербурга и его окрестностей. Русский ампир. Искусство портрета (И.И.Никитин, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Б.-К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский). Русский драматический театр и его творцы (А.П.Сумароков, Ф.Г.Волков, Д.И.Фонвизин, театр крепостных актеров

1

«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. Творчество К. Росси, Д. Кваренги, О. Монферран, Д. Трезини, А.Д. Захаров, Ф.Ф. Щедрин, А.Н. Воронихин.

13

Шедевры классицизма в России. Москва

Стр.        (08)

Стр.103-107 (10)

«Архитектурный театр» Москвы В.И.Баженова и М.Ф.Казакова

1

«Архитектурный театр» Москвы (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова.

14

Русский портрет

Стр.        (08)

Стр.108-121 (10)

. Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский.

1

У истоков портретного искусства

15

Театральное искусство ХVII - ХVIII вв.

Стр.122-137(08)

Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития русского драматического театра.

1

Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи.

16

Неоклассицизм и академизм в живописи.

Стр.        (08)

Стр. 122-138(10)

Творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.

1

Творчество Ж.Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А.Иванова.

17

Художественная культура романтизма.

Стр.        (08)

Стр.139-157 (10)

Многообразие стилей и направлений в искусстве XIX – начала XX веков. Эстетика романтизма. Романтизм в живописи: Э.Делакруа, Т.Жерико, Ф.Гойя, К.-Д.Фридрих, У.Тёрнер. Романтизм в музыке и идея синтеза искусств (Ф.Шуберт, Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Вагнер и др.). Западноевропейский театр романтизма и его мастера.

Романтизм в русском изобразительном искусстве (О.А.Кип-ренский, К.П.Брюллов, И.К.Айвазовский). Романтизм в русском театре и музыке.

1

Романтизм как художественный стиль эпохи конца ХVIII – начала ХIХ в.»Путь к свободе через красоту» (эстетика романтизма)

Герой романтической эпохи в творчестве Ф. Гойи, О.А. Кипренского и К.П. Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков.

18

Романтический идеал и его отражение в музыке.

Стр.        (08)

Стр. 158-169(10)

Импрессионизм в музыке К.Дебюсси и М.Равеля

1

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси.

19

Зарождение русской классической школы. М.И.Глинка.

Стр.        (08)

Стр. 170-176(10)

Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирёв, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского.

1

Зарождение русской классической музыкальной школы М.И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики.

20

Русский драматический театр.

Стр. 238-251(08)

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.

1

Русский театр романтизма и его знаменитые актёры (П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М.С. Щепкин – выдающийся актёр и реформатор русской театральной сцены. «Русский национальный театр» А.Н. Островского. Особенности театра А.Н. Чехова. Рождение МХТ.

21

Реализм – художественный стиль эпохи

Стр.        (08)

Стр. 177-183(10)

Эстетика реализма и натурализм. Художественные принципы реализма.

1

Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм. «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства).

22

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма.

Стр.        (08)

Стр.184-190 (10)

Основные жанры западноевропейской реалистической живописи (Г.Курбе, К.Коро, О.Домье). Натурализм во французской литературе и  театре (Э.Золя). Реалистические искания на оперной сцене (Д.Верди, Ж.Бизе). Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г. Курбе, О. Домье;

1

Картины жизни в творчестве Г.Курбе. История и реальность в творчестве О.Домье.

23

Русские художники-передвижники.

Стр.        (08)

Стр. 191-208(10)

Творчество И.Е.Репина, В.И.Сурикова

1

Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве ; художников-передвижников: И. Репина, в.и. Сурикова.

24

Развитие русской музыки во второй половине 19 века.

Стр.        (08)

Стр.209-221(10)

Шедевры музыкальной культуры:, композиторы «Могучей кучки», П.И.Чайковский.

1

Композиторы «Могучей кучки». Творчество П.И.Чайковского.

Художественная культура конца XIX-XX века.

25

Импресионизм и постимпрессионизм в живописи.

Стр.        (08)

Стр. 222-240(10)

Импрессионизм и постимпрессионизм и их выразительные средства. Пейзажи впечатления (К.Моне, К.Писсаро), портретный и бытовой жанр (Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, П.Гоген), натюрморт (П.Сезанн, В.Ван-Гог). Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)..

1

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. Постимпрессионизм В. ван Гога.

Русские последователи импрессионистов (К.А.Коровин, В.А.Серов, И.Э.Грабарь)..

26

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Стр.        (08)

Стр. 241-255(10)

Художественные принципы модерна и идея синтеза искусств. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве. Национальное своеобразие русского модерна (Ф.О.Шехтель и др.).

.

1

Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

Идеи и принципы архитектуры начала ХХ в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш.Э. Ле Корбюзье, Ф.Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О. Шехтеля.

27

Символ и миф в живописи и музыке.

Стр.        (08)

Стр. 256-270(10)

Художественные принципы символизма. Символ и аллегория в искусстве. Поэзия символизма и ее влияние на различные виды художественного творчества. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк

1

Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и миф в живописи.

. Мастера живописи (М.А.Врубель, В.Э.Борисов-Мусатов, художники «Мира искусства», А.Бёклин, Г.Моро, М.Чюрлёнис и др.). Символизм в музыке и театре (А.Н.Скрябин, В.Э.Мейерхольд, М.Метерлинк

28

Художественные течения модернизма в живописи.

Стр.        (08)

Стр.271-286 (10)

Основные стили и творческие направления искусства XX века

1

Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Фовизм А. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С. Дали.

29

Русское изобразительное искусство 20 века.

Стр.        (08)

Стр.287-308(10)

1

Абстракционизм в. Кандинского. Супрематизм к. Малевича.

30

Театральная культура 20 века.

Стр.        (08)

Стр. 322-330(10)

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Эпический театр  Б. Брехта

1

К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства.

Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр  Б. Брехта Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет.

31

Шедевры мирового кинематографа.

Стр.        (08)

Стр.331-342 (10)

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.

1

Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч.С. Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино.

32

Становление и расцвет отечественного кино.

Стр. 286-392(08)

Национальный кинематограф.

1

Киноавангард ХХ в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссёры и исполнители.

33

Музыкальная культура России 20 века.

Стр.        (08)

Стр. 343-352(10)

Творчество С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича.

1

Музыкальный мир С.С.Прокофьева. Творческие искания Д.Д.Шостаковича.

Музыкальный авангард А.Г.Шнитке.

34

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки.

Стр.        (08)

Стр.353-363(10)

Музыкальный мир ХХ в., разнородность его стилей и направлений.

1

Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...