Рабочие программы по МХК для 10-11 класса
рабочая программа по мхк (10, 11 класс) на тему

Салангина Ольга Валерьевна
Программы составлены на основе следующих нормативных документов: • Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. • Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы. Мировая художественная культура, Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва. 2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mhk.rar47.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                «Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»

                                                                             Приложение к образовательной программе,

                                                                                                                                                               введенной в действие  приказом №_______

                                                                                                                                                                          от  « 31»  08. 2015 г.   

Рассмотрено на заседании кафедры гуманитарного образования

Протокол № _______от   «    »            . 2015г. 

Руководитель  кафедры                   / Гудукас И.М./

Согласовано

Заместитель  директора                   / Казанцева К.С./

«     »      .2015г.                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                                                   

Рабочая программа по МХК

для    10 «А» класса

      Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный  компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
  • Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы. Мировая художественная культура, Гуманитарный издательский центр «Владос». Москва. 2014 год

Используемый учебник: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной     культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 10 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

                                                                                                                                                             Составитель: Салангина О.В.,

                                                                                                                                                                             учитель русского языка и литературы

                                                                                                                                                                  первой квалификационной категории

2015 год

1. Пояснительная записка

    1.1. Нормативно-правовые документы.

Программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный  компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
  • Рапацкая Л.А. Программы курса.10-11 классы .Мировая художественная культура, Гуманитарный издательский центр «Владос» .Москва. 2014 год

Используемый учебник: Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной     культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 10 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

1.2. Цели, задачи  преподавания  учебного предмета.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение  цели: развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей. Данная цель реализуется посредством задач:

  • воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
  • освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
  • овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
  • использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

2. Общая характеристика учебного предмета

2.1. Роль и значимость предмета, курса с точки зрения целей общего образования  и  современных требований к выпускнику.

Изучение МХК в школе соответствует современным требованиям к выпускнику, способствует культурному развитию, расширению кругозора.

2.2. Преемственность при изучении данного предмета, курса.

Изучение МХК в старшей школе продолжает основные линии предметов, изучаемых в среднем звене (литература, музыка, изобразительное искусство), углубляя и расширяя их содержание.

2.3. Акценты в осуществлении связи обучения  по  предмету с практикой и актуальными проблемами современности.

Обучение данному предмету позволяет решить актуальные проблемы: возродить интерес к культуре, воспитывать толерантность, развивать самостоятельность и критическое мышление, способность отстаивать свою точку зрения.

2.4. Особенности  построения  курса по конкретному учебно-методическому комплекту.

Идея настоящего учебника – сопоставить пути исторического развития русской и зарубежной художественной культуры. В соответствии с этим отобран и выстроен изучаемый материал (от культуры Древнего Египта до современности). На уроках рассматриваются основные сведения из разных областей искусства данной эпохи, предполагаются различные творческие задания для самостоятельной работы.  

3.  Место учебного предмета в учебном плане

3.1.  Описание места учебного предмета в учебном плане 

Базисный учебный план предусматривает изучение курса МХК в количестве 35 учебных недель. На изучение программного материала по учебному плану в 10 «А» классе выделяется 35 часов (1 час в неделю).

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

4.1.  Описание важности учебного курса.

Особенность данной программы заключается в том, что теоретические сведения о мировой художественной культуре используются для формирования способности применять эти знания на практике, сравнивать прошлые эпохи и современность, осознавать роль России в мировом культурном процессе. 

4.2. Ценностные ориентиры учебного предмета.

Данный материал  поможет систематизировать изученное и получить новые знания о МХК, приобрести умения, необходимые для  культурного и образованного человека, который хочет максимально реализовать себя в жизни.  

4.3. Особенности обучающихся.

10 «А» класс – класс гуманитарного профиля. Уровень развития знаний, умений и навыков – разный. Мотивация к обучению у некоторых ребят – низкая, однако в классе есть ребята с творческим потенциалом. Эти особенности были учтены при планировании уроков.  В качестве методов обучения используются объяснительно-иллюстративный,  частично-поисковый, метод проблемного изложения. Формами обучения являются рассказ, беседа, творческая работа. В качестве форм контроля применяются тесты, проверочные работы, творческие работы.

                                         5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

5.1. Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса

Личностные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Самоопределение

потребность в самовыражении и самореализации

готовность к самовыражению и самореализации

Смыслообразование

осваивать и использовать новые способы действий

самостоятельно применять изученные  способы действий в учебных ситуациях

Морально – этическая ориентация

развитие морального мышления и поведения

высказывать своё мнение в обсуждении конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, моральных дилемм

5.2. Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса

Метапредметные результаты

Ученик научится (базовый уровень)

Ученик получит возможность научиться (повышенный уровень)

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

Познавательные

приёмам работы с текстом, приёмам исследовательской работы (наблюдения, сравнения, эксперимент), разным видам пересказа,    строить устные и письменные высказывания,  искать нужную информацию в разных источниках и представлять её,  создавать мини – проекты

самостоятельно проводить наблюдение, сравнение, эксперимент, строить высказывания в устной и письменной форме, искать нужную информацию в разных источниках и представлять её, создавать  проекты

Регулятивные

целеполаганию

самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи

ИКТ- компетентность

создавать презентации в электронном виде, искать  нужную информацию в Интернете

самостоятельно создавать презентации в электронном виде, искать нужную информацию в Интернете и преобразовывать её в  соответствии с поставленными задачами

5.3. Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:

Базовый уровень

Повышенный уровень

Определять особенности культуры Древнего Востока, эпохи Средневековья, Возрождения, Просвещения, основные особенности развития русской культуры; знать изученные понятия

Объяснять взаимосвязь культуры, эпохи, мировоззрения народа; сравнивать культуру разных стран; использовать изученные понятия при анализе особенностей художественной культуры

5.4.Система оценки планируемых результатов на базовом и повышенном уровнях

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни класса;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами учебного предмета.

        Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.

        Основным объектом оценки метапредметных результатов является:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

• стартовой диагностики;

• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

• защиты итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов в соответствии с требованиями Стандарта является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий.

Для описания достижений обучающихся целесообразно установить следующие пять уровней.

Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»); повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»); высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»); пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»); низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).

Описанный выше подход целесообразно применять в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

• стартовой диагностики;

• тематических и итоговых проверочных работ;

•  творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

                                                                                          5. Содержание учебного предмета

Наименование тем

Содержание учебных тем

Тема 1.Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности (2)

Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.

Тема2. Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции (2)

Буддисткие храмы. Появление в Индии  мировой религии – буддизма. Будда Ситхартха  Гаутама.

Тема3. Художественная культура Древнего и средневекового Китая: наследие мудрости ушедших поколений (2)

Учение Лао – цзы  и Конфуция. Великая китайская стена.Жанры китайской живописи. Шелкография.

Тема4. Художественная культура Японии: постижение гармонии с природой (2)

Религия Синтоизм.   Храмы древней Японии. Японская  поэзия танка; икебана, чайная церемония.

Тема5. Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты (2)

«Коран»- главная книга религии ислам. Поэзия Фиордуси, Низами, Саади ,Омар Хаям.

Контрольная работа (1 час)

Тема 6.Античность: колыбель европейской художественной культуры (2)

Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции. Римская художественная культура.

Тема7. От мудрости Востока к европейской христианской культуре: Библия (2)

Ветхий завет. Новозаветные заповеди  любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.  

Тема8. Художественная культура европейского Средневековья: освоение христианской образности (2)

Становление новых средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Пламенеющая готика» европейских соборов.

Тема9. Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма (2)

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

Тема 10.Северное Возрождение: в поисках правды о человеке (2)

Художественная культура Франции.

 Тема11. Художественная культура XVII в.: многоголосие школ и стилей (2)

Художественная культура Италии и Франции XVII в. .

Тема 12.Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума (2)

«Венская классическая школа»

Тема13. Художественная культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства (2)

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

Тема14. Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты (2)

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

Тема15. От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля (1)

Храмовое искусство Московской Руси в  XVI в.

Тема16. Художественная культура XVII в.: смена духовных ориентиров (1)

Музыка и изобразительное искусство XVII в.

Тема17. Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов (2)

Литература, изобразительное искусство 18 века

Контрольная работа (1 час)

Итоговое повторение (1)

7. Учебно-тематическое планирование

Тема раздела

Количество часов

Контрольные работы

Виды учебной деятельности

1.

Художественная культура Древнего мира

11

1

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД:  Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной  текст: иллюстрация, таблица, схема). Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Предметные знания и умения: знать и применять изученные понятия; определять особенности культуры Древнего Востока.

2.

Художественная культура Европы: становление христианской традиции

14

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД:  Пользоваться приёмами изучающего чтения. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные знания и умения: знать и применять изученные понятия; особенности культуры эпохи Средневековья, Возрождения, Просвещения.

 

3.

Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.)

9

1

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД: Пользоваться справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные  вязи.

Коммуникативные УУД: Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные знания и умения: определять основные особенности развития русской культуры

4.

Повторение

1

Предметные знания:

Знать изученные понятия

Итого:

35

2

                                         8. Учебно-методическое  и  материально-техническое  обеспечение   образовательного процесса

8.1. Учебно-методическое обеспечение

Учебник:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России: учеб. для уч-ся 10 кл. / Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.

Дополнительная литература:

Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 1998.

Информационно-коммуникационные средства

СД диск..Л.А.Рапацкая Мировая художественная культура.

8.2 Материально-технические средства обучения
Данная программа реализуется на базе  учебного кабинета 317, который оборудован мультимедийной аппаратурой, интерактивной доской и достаточным количеством  цифровых образовательных ресурсов.

9.Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

Элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Дата

План

Факт

I. Художественная культура Древнего и средневекового Востока

(11 часов).

1/1

Художественная культура Древнего Египта: олицетворение вечности.

Храмы Карнака и Луксор. Египетское изобразительное искусство и музыка.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД:  Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной  текст: иллюстрация, таблица, схема). Строить рассуждения. Коммуникативные УУД: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Предметные знания и умения: знать и применять изученные понятия; определять особенности культуры Древнего Востока.

4.09

2/2

Египетское изобразительное искусство и музыка.

11.09

3/3

Художественная культура Древней и средневековой Индии: верность традиции.

Будда, буддизм, буддистские храмы.

18.09

4/4

Храмовое зодчество.

25.09

5/5

Художественная культура Древнего и средневекового Китая.

УчениеЛао – цзы  и Конфуция. Великая китайская стена.Жанры китайской живописи. Шелкография.

 

2.10

6/6

Изобразительное искусство и музыкальный театр Китая.

9.10

7/7

Художественная культура Японии.

Религия Синтоизм.   Храмы древней Японии. Японская  поэзия танка; икебана, чайная церемония.

16.10

8/8

Японская  поэзия и нетрадиционные виды искусства.

23.10

9/9

Художественная культура мусульманского Востока.

«Коран»- главная книга религии ислам. Поэзия Фирдоуси, Низами, Саади, Омар Хайям.

30.10

10/10

Иранская классическая поэзия и книжная миниатюра.

13.11

11/11

Контрольная работа по теме «Художественная культура Древнего и средневекового Востока»

20.11

Художественная культура Европы: становление христианской традиции (14 часов)

12/1

Античность: колыбель европейской художественной культуры.

Архитектурные памятники и скульптура Древней Греции и Рима.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД:  Пользоваться приёмами изучающего чтения. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

Коммуникативные УУД: Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные знания и умения: знать и применять изученные понятия; особенности культуры эпохи Средневековья, Возрождения, Просвещения.

27.11

13/2

Римская художественная культура.

4.12

14/3

От мудрости Востока к библейским заветам

Ветхий завет. Новозаветные заповеди  любви. Притчи Иисуса. Нагорная проповедь.  

11.12

15/4

Новый Завет.

18.12

16/5

Художественная культура европейского Средневековья.

Готика.

25.12

17/6

«Пламенеющая готика» европейских соборов.

15.01

18/7

Художественная культура итальянского Возрождения.

Венецианская школа живописи

22.01

19/8

Венецианская школа живописи: Паоло Веронезе, Тициан Вичеллио.

29.01

20/9

Северное Возрождение.

5.02

21/10

Художественная культура Франции.

12.02

22/11

Архитектура, живопись Франции

19.02

23/12

Художественная культура XVII вв.

Барокко, рококо

26.02

24/13

Художественная культура европейского Просвещения.

Классицизм

4.03.

25/14

«Венская классическая школа»

«Венская классическая школа»

11.03

III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (X-XVIII вв.) (9 часов).

26/1

Художественная культура Киевской Руси.

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Познавательные УУД: Пользоваться справочниками. Осуществлять анализ и синтез. Устанавливать причинно-следственные  вязи.

Коммуникативные УУД: Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметные знания и умения: определять основные особенности развития русской культуры

18.03

27/2

Музыкальное искусство и литература Киевской Руси

1.04

28/3

Новгородская Русь.

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

8.04

29/4

Новгородская живопись и музыкальное искусство.

15.04

30/5

От раздробленных княжеств к Московской Руси.

Храмовое искусство Московской Руси в  XVI в.

22.04

31/6

Художественная культура XVII вв.

Музыка и изобразительное искусство XVII в.

29.04

32/7

Русская художественная культура в эпоху Просвещения.

Классицизм, гуманизм

        6.05

33/8

Формирование гуманистических идеалов в русской художественной культуре эпохи Просвещения.

13.05

34

Контрольная работа по пройденному материалу

20.05

                               IV. Повторение пройденного материала (1 час).

                     35

Повторение

27.05

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...

Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс

Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...