Методические подходы к организации работы в компьютерном классе на уроках МХК
статья по мхк на тему

Выступление на конференции "Модернизация художественно-эстетического образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_podhody_k_organizatsii_raboty.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление для конференции

«Модернизация художественно-эстетического образования»

 Тема: Методические подходы к организации работы в компьютерном классе на уроках МХК

     Использование ИКТ позволяет по-новому использовать различную информацию и тем самым обогатить методические возможности урока. Компьютер – оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся. Использование мультимедийных технологий на уроках искусства является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. ИКТ предоставляет широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся.

  Учебным планом предусмотрен лишь один урок МХК в неделю, что недостаточно для увеличения интенсивности урока и насыщенности. Современные информационные технологии решают и эту задачу. И в этом смысле использование ИКТ на уроке позволяет решить целый ряд учебных задач, а также повысить одну из важнейших составляющих успешного обучения – мотивацию учащихся, активизацию познавательной и творческой деятельности т.к. «Детская природа» ясно требует наглядности.  ИКТ    позволяют сделать уроки яркими, интересными для детей, что является одним из главных принципов создания современного урока - принципа фасцинации (привлекательности).

При проведении уроков искусства возможно использовать ряд цифровых средств обучения:

  • видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов и др.,
  • анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;
  • синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии и др.
  • дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса;
  • звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом;
  • литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей и др.;
  • творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.
  • синтезатор: различные аранжировки музыкальных произведений, исполнение мелодий инструментальных произведений соответствующим тембром, композиторское творчество.

В своей работе я также использую следующие готовые программные продукты.

Мультимедийные программы:

Мировая художественная культура

Мультимедийные учебные пособия по МХК содержат информационные статьи, видеофрагменты по истории искусства, а также звуковые фрагменты различных музыкальных эпох, начиная с древности и до наших дней. Использование данных учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии знакомят детей с музыкальными инструментами и помогают услышать их звучание.

История искусства

Электронное средство учебного назначения, которое представляет набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации и др.), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.

Программа Power Point

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании всех дисциплин, которые веду в школе, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

При составлении презентаций в качестве «сырья» я использую содержимое CD и Интернет ресурсы, а также возможности компьютера, прикладных программ и приложений. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, иллюстрациями, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора, художника или слайд-шоу. При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени. При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры

  Использование на уроках  МХК форм ИКТ является  чрезвычайно мощным и полезным инструментом в педагогической деятельности любого учителя.

Подготовила     Богачева Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы по развитию информационно - коммуникативной компетенции школьников на основе работы над сочинением с элементами рассуждения (раздел «Письмо») на уроках английского языка в старших классах.

Концепция модернизации российского образования на период 2011-2012 года предполагает переход школьного образования от формально – знаниевой к личностно – деятельной парадигме. Она определяет и новое к...

Деятельностный подход в организации работы методического объединения

Деятельностный подход в  организации работы методического объединения...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЯ РЕЧИ).

Статья содержит способы организации речевой деятельности на уроках русского языка....

Индивидуально-дифференцированный подход к организации работы с учащимися освобожденными от физических нагрузок на уроках физической культуры

Вовлечение обучающихся в физкультурную деятельность Укрепление здоровья, обучающихся, относящихся к СМГУлучшение показателя физического развитияОсвоение жизненно важных двигательных умений, навык...

«Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания».

В материале представлен опыт работы учителя истории. В условиях реализации метапредметного подхода, обусловленного введением ФГОС нового поколения, историко-культурного стандарта, перед учителем истор...

Методические рекомендации по организации работы учащихся в группах на уроках истории и обществознания

Методические рекомендации составлены (разработаны) для учителей истории и обществознания.Методические рекомендации по организации групповой (коллективной) деятельности на уроках истории и обществознан...