Методы и направления работы на уроках МХК по социализации подростков школы
статья по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Статья-выступление на Городской научно-практической конференции "Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе" 02.11.2011 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_vystuplenie.docx | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Городская научно-практическая конференция
"Проблемы социализации детей и подростков в современном обществе"
02.11.2011 г.
Выступление Богачевой Л.В. учителя МХК
Методы и направления работы на уроках МХК по социализации подростков школы
Возможность соприкосновения человеческой судьбы с красотой- одна из самых сокровенных тайн бытия. Приобщение ребенка к миру прекрасного протекает в процессе эстетического воспитания. Эстетическое воспитание развивает чувства и эмоции человека, помогает ему осваивать мир духовных ценностей, формирует эстетическое отношение к действительности, стимулирует творческое начало, обеспечивает формирование эстетической культуры личности, способствует творческой самореализации в жизни.
В развитии теории и практики эстетического воспитания накоплен большой опыт. Многие исследователи в области философии, искусствоведения, педагогики проявляли большой интерес к данной проблеме.
Огромный положительный опыт, доказывающий непосредственную взаимосвязь занятий МХК накоплен в исследованиях педагогов и деятелей искусств.
В результате анализа работ исследователей, мы можем сделать вывод, что рассмотрение и осмысление концепции эстетического воспитания было бы невозможно без понимания социально-экономических, исторических и культурных условий, которые в совокупности явились детерминирующим фактором в процессе зарождения, развития и трансформации эстетической мысли.
Великий математик и мыслитель Пифагор, придавал особое воспитательное значение предметам искусства, в которых видел образец гармонии. Он считал, что гармония, прежде всего заложена в красоте, в соразмерности. Он искал числовое выражение красивым соотношениям, которые, по его мнению, внесли в мир при его создании всеобщую гармонию.
В период Средневековья (Августин, Фома Аквинский), когда господствовала религиозная церковная идеология, занятия музыкой, танцем осуждались в обществе, но тем не менее, Августин подчеркивал их божественное происхождение и не отрицал эстетического воздействия на человека.
В эпоху Возрождения эстетическое воспитание средствами искусств носит гуманистический характер. Овладение предметами искусства становится составной частью образования человека.
В эпоху классицизма эстетическому воспитанию средствами хореографии, музыки и театра способствует создание художественно-эстетического направления основанного на внутренней логике и классицистического понимании мира как завершенного, стройного, логического и ясного воплощения упорядоченной красоты.
В 18 веке в эпоху Просвещения проявляется все большей интерес к дисциплинам искусства. Вопросы интеллектуального развития находят все большее отражение при занятии искусством.
Рассматривая занятия искусством как средство эстетического воспитания и опираясь на исследования ученых в области общих вопросов эстетического воспитания средствами мы можем отметить, что природа эстетического воздействия протекает по следующей, условно разделенной схеме, компоненты которой все взаимосвязаны между собой:
1) развитие эстетического восприятия ( «начинается с развития культуры ощущений”,- писал В.А. Сухомлинский. «Тонкость восприятия рождает тонкость чувств, развивает благородную человеческую потребность переживать эти чувства».
2) развитие эстетического представления и формирование эстетической оценки (« эстетические чувства становятся более глубокими и сознательными по мере развития и обогащения эстетических представлений детей о форме, цвете, строении предметов и явлений окружающего мира”,- пишет Т.С. Комарова Она так же отмечает важное значение в умение ребенка оценить эстетический объект, выделить главные стороны.
3) творческое развитие ребенка, как конечный результат эстетического воздействия является доминантой в этетическом воспитании, отмечают исследователи, в разное время изучавшие этот вопрос.
Психологи отмечают, что «обучение детей дисциплинам искусства строится не только на механическом запоминании движений, но и опирается на чувственную, эмоциональную, творческую строну жизни ребенка, будит фантазию».
В педагогике интерес к проблеме творчества зародился еще в 19 веке. Научные предпосылки разработки данной проблемы были заложены в трудах многих педагогов исследователей, которые предавали большое значение творчеству в жизни человека и неоднократно указывали на необходимость их формирования еще с детского возраста, тесно связывая данную проблему с эстетическим воспитанием детей.
Исследователи в области психофизиологии так же проявляли большой интерес к детскому творчеству и посвящали специальные труды.
Поставив ребенка в центр педагогического процесса и доказав, что воспитание должно протекать в строгом соответствии с его природой, психологи и биогенетики сконцентрировали педагогов на необходимость своевременного распознания психофизиологических особенностей детского организма, его природных склонностей и дарований, как основы формирования и развития творческой личности ребенка.
Исследователи утверждают, что человек от рождения несет в себе определенные органические задатки, которые играют существенную роль в развитии различных сторон личности, особенно таких, как динамика психических процессов, эмоциональная сфера, виды одаренности. К.Маркс и Ф.Энгельс справедливо отмечали, что не каждый может стать Рафаэлем, а лишь тот, в ком сидит Рафаэль.
На сугубо индивидуальный характер генетической наследственности указывала в своих исследованиях и академик Н.П.Дубинин. Он писал, что в современном человечестве за всю прошлую историю, и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей (121. 32). Прирожденные особенности нервной системы и других систем организма являются анатомо-физиологической основой тех “жизненных сил”, которыми человек отчасти наделен от рождения и которые существуют в нем в виде задатков.
Но в то же время автор отмечает, что человек от природы получает не готовые психические свойства, а функциональные возможности, природные потенции возникновения и развития тех или иных качеств личности. Особенности нервной системы образуют почву для формирования различных качеств личности.
Важность наследственного фактора в формировании творческой личности подчеркивает и И.П. Павлов, но в то же время, он выделяет систему воспитания и специального воздействия, как факторы, обеспечивающие полноценное творческое развитие личности. Образ человеческой деятельности, писал Н.Н. Павлов, обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и зависит от постоянного воспитания и обучения в широком смысле этих слов.
Большую ценность в разработке исследуемой проблемы имеют идеи и представителей экспериментальной педагогики считавших незыблемой основой и главным источником всех педагогических систем и методов воздействия строго научные и математически точные данные о специфики детской природы, полученные в ходе всесторонних экспериментальных исследований физиологических и психологических особенностей детей и
что каждый человек наделен от природы некими задатками, темп и границы развития которых ею строго определены, следовательно, «ни один человек не может дать в своих психических проявлениях больше того, что в него вложено от природы».
Однако если педагог не может создать несуществующие наклонности, в его силах развить до наиболее возможной высоты все имеющиеся, помочь ребенку реализовать его потенциал, отмечает в исследовании проблем эстетического воспитания детей Г.В.Лабунская.
Успехи эстетического творчества ученые определяют в знании технических средств, то есть определенных технических умений и навыков в конкретном виде деятельности.
«Знание средств- даже очень несовершенное - способно значительно повысить и углубить творческую жизнь ребенка»,- заметил в своих исследованиях М.М. Рубинштейн. Однако не следует, полагал ученый, профессионально обучать ребенка искусству, преувеличивать значение технических умений и навыков в процессе воспитания творческой личности. Их формирование должно носить вспомогательных характер, это не самоцель, а лишь способ, при помощи которого можно “поставить воспитанников в положение творящих”. Их приобретение должно идти рука об руку с эстетическими переживаниями и творчеством ребенка, поддерживая и развивая его, а не подавляя.
Следовательно, детское творчество можно определить как поисково- познавательную деятельность, в которой ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости, абстрактного и ассоциативного мышления, творческого воображения, активности, способности ребенка самостоятельно принимать решения.
По мнению ученых, творчество- производное интеллекта, переломленное через личную мотивационную структуру. Оно связанно с наличием у личности способностей, мотивов, знаний и умений, посредствам которых создается общественно значимый продукт, выполняются определенные действия.
Всегда был огромный интерес к проблеме детского творчества. Анализируя работы ученых, мы можем выделить следующие факторы, способствующие формированию и развитию творчества у детей:
- наследственность, с точки зрения биогенетиков уровень развития творческих способностей человека определяется природными задатками, которые обязательно заявят о себе и будут реализованы ;
- социальная среда преимущественное влияние на становление творческой личности оказывают условия среды, в которую та попадает по воле случая. Отмечается неотъемлемая взаимосвязь и взаимодействие окружающей среды и человека, наделенного творческими способностями;
- воспитание, творческое начало, данное ребенку свыше, уже с первых месяцев его жизни стремится обнаружить себя в деятельности ребенка, и прежде всего в играх со своими пальчиками, ручками, ножками, кубиками, палочками, камешками и так далее. Ребенок, творческая сила которого изначально сама по себе еще не значительна, всеми силами стремиться развить ее, заявить о своих природных способностях. Задача взрослого помочь ему в этом, сделать потребность ребенка в самостоятельных занятиях устойчивой, предоставить свободу и материал для творчества.
Таким образом, проведенный анализ философской, культуроведческой, психолого-педагогической литературы дает основание заключить, что эстетическое воспитание на занятиях искусством направлено на развитие эстетических чувств, представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, на организацию эстетической, художественной творческой деятельности детей.
Из выше сказанного следует, что механизм формирования эстетического развития личности ребенка средствами искусства представляет собой:
- целенаправленное развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и всех участвующих при этом психических процессов: быстроты реакции, внимание, память, эмоции, восприятие, воображение, образное мышление;
-накопление необходимого усвоенного в процессе образования материала: знания, умения, навыки, опыт, интересы, умение мыслить, обобщать, абстрагировать, моделировать;
-создания среды, активизирующей творческую активность ребенка: творческие задания, самостоятельные работы, подбор наиболее интересного музыкального материала, посещение музеев, выставок, театров, концертов и так далее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в специальной коррекционной школе (VIII) вида.
Реализация географии, коррекционно-воспитательных и практических задач в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида возможна лишь при осуществлении тесной связи преподавания географии с...
Использование метода проектов в работе на уроке и во внеклассной работе
Материал подготовлен на французском языке для участия в конференции в г. Волгограде в 2014г. В нем рассматриваются основные подходы к организации такой работы, ступени ее проведения. Ученики МОУ СОШ №...
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. МБОУ « Рождественская средняя общеобразовательная школа».
Воспитание гражданина и патриота Отечества, целостно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к саморегуляции в условиях современной российской социокультурной си...
Самоопределение обучающихся. Проектная направленность работы на уроках технологии
Образование является составной частью культуры человека и общества. В системе общего образования осуществляется и технологическая подготовка учащихся, целью которой является формирование техноло...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха...
Основные методы активизации учебного процесса на уроках французского языка в средней школе
Во многих странах Европы школьники изучают 2 или 3 иностранных языка. Это считается нормой. В нашей стране вопрос об изучении второго иностранного языка активно начали обсуждать относительно недавно. ...