АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ. МБОУ « Рождественская средняя общеобразовательная школа».
методическая разработка по истории на тему
Воспитание гражданина и патриота Отечества, целостно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к саморегуляции в условиях современной российской социокультурной ситуации, является важнейшей целью исторического образования. Отсюда моя задача – не только вооружить детей некоторой суммой знаний, но и сформировать у них практические умения и навыки существования в правовом пространстве, научить работать с информацией, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, практически мыслить, а также иметь навыки работы в группе, владеть алгоритмом решения нестандартных ситуаций, уметь отстаивать свое мнение. Иными словами на смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход». Выполнению этой задачи способствует представленная мной система активных приемов, игровых технологий (конструктор урока). В ней в едином ключе разработана методика 10 уроков. Около 40 приемов работы с учащимися, на уроке (игры-тренинги, игры в случайность, деловые игры – точка зрения, НИЛ, пресс-конференции и др.) Данные приемы можно варьировать. Это универсальная шпаргалка для учителя, которая понадобится как опытному педагогу, так и начинающему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolchenko_konstruktor22.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ.
МБОУ « Рождественская средняя общеобразовательная школа».
Собинский район Владимирская область.
Учитель истории и обществознания Кольченко Лидия Николаевна. (Из опыта работы)
Воспитание гражданина и патриота Отечества, целостно ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к саморегуляции в условиях современной российской социокультурной ситуации, является важнейшей целью исторического образования. Отсюда моя задача – не только вооружить детей некоторой суммой знаний, но и сформировать у них практические умения и навыки существования в правовом пространстве, научить работать с информацией, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, практически мыслить, а также иметь навыки работы в группе, владеть алгоритмом решения нестандартных ситуаций, уметь отстаивать свое мнение. Иными словами на смену «знаниевой» парадигме в общем образовании должен прийти «компетентностный подход». Выполнению этой задачи способствует представленная мной система активных приемов, игровых технологий (конструктор урока). В ней в едином ключе разработана методика 10 уроков. Около 40 приемов работы с учащимися, на уроке (игры-тренинги, игры в случайность, деловые игры – точка зрения, НИЛ, пресс-конференции и др.) Данные приемы можно варьировать. Это универсальная шпаргалка для учителя, которая понадобится как опытному педагогу, так и начинающему.
Урок №1
А Начало урока | Интеллектуальная разминка или простой опрос (по базовым вопросам). |
Б Объяснение нового материала | Привлекательная цель. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Разыграть ситуацию, например, телевизионную программу «Взгляд» и т.д. |
В | Лови ошибку! Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Ученики заранее предупреждаются об этом. В качестве награды почетная шляпа «Фомы неверующего». Можно искать группой. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает перед всем классом. |
Г | Своя опора: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу. Ученики обмениваются конспектами и проговаривают тему по опорному конспекту соседа. Предложить создать «универсальную шпаргалку». Конкурс опор/шпаргалок. Можно специально заложить ошибку. Класс разбивается на группы и составляют свой конспект, выбирают тренера. Тренер дает своей группе задание. |
Д | «Светофор». Полоски картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный означает «Я не знаю». Зеленый – «Я знаю». Возможна проверка зеленого света. Только по базовым вопросам. |
Е | Задание массивом. Любой из уровней д/з учитель может задавать массивом. Несколько заданий ученик может сам выбрать, а стимулировать это желание релейными контрольными работами. Задания работ формулируется из массива. |
Ж | Опрос-итог. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились? |
Урок №2
А Начало урока | «Да – нетка». Учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников. Учитель загадывает нечто (ист. героя). Ученики пытаются найти ответ задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «да и нет». |
Б Объяснение нового материала | Удивляй! Учитель находит такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным. Вы уже изучали роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – какой он? Зло наказывает зло. А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина? |
В | Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репр – повторение уже известного; расшир – узнать новое об объекте; разв – вскрывают суть, обобщают. |
Г | Повторяем с контролем. Ученики разрабатывают списки вопросов (контрольных) ко всей ранее изученной теме. |
Д | Опрос по цепочке. Применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связанный ответ. Рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа. |
Е | Три уровня домашнего задания. Учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней. Первый уровень – обязательный минимум (оно абсолютно понятно и посильно любому ученику), второй – тренировочный, тем, которые желают хорошо знать предмет. Третье – творческое задание (добровольное начало) и оценка (похвала). Язык богат – будем же щедрыми (это – высший пилотаж, так работают асы). |
Ж | Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. («Бедствия от княжеских усобиц. А какая от них польза?») |
Урок №3
А Начало урока | Удивляй! Отсроченная отгадка. Учитель находит такой угол зрения при котором даже обыденное становится удивительным. Вы уже изучали роман Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – какой он? Зло наказывает зло. А знаете ли вы, что в образе Воланда Булгаков зашифровал свое понимание исторической роли Сталина? Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка которой будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Загадку дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие. («Бедствия от княжеских усобиц. А какая от них польза?») |
Б Объяснение нового материала | Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или исторического героя во времени. Рассмотреть ситуацию глазами, например, древнего грека. |
В | Урок «Германия и СССР накануне войны». Учащиеся должны сделать предположения о факторах, приведших к войне. УМШ (Анализ наработанных гипотез в историческом контексте) |
Г | Повторение с расширением. Ученики разрабатывают списки вопросов, ответы на которые позволят дополнить знания по всей ранее изученной теме. На некоторые из этих вопросов уместно дать ответ. |
Д | Тихий опрос. Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом (тесты). |
Е | Необычная обычность. Учитель задает домашнее задание необычным способом: устроить почту. Почтальон, раздающий письма – задания. Беспроигрышная лотерея (дети достают из коробки номера заданий), кидать кубик и др. |
Ж | Роль «психолог». Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. Например, «Фома неверующий». (Докажите, что. «А я не верю, что вы рассказали»). «Связник» - найти связь сегодняшнего материала с ранее изученным. «Спонсоры знаний» - те, к кому может обратиться отставший по болезни ученик. «Штурман» - группа учеников, задача которых разработать программу повторения темы. «Адвокат» - жалобы по домашнему заданию. |
Урок №4
А Начало урока | Фантастическая добавка. Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Переносить учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или исторического героя во времени. Рассмотреть ситуацию глазами, например, древнего грека. |
Б Объяснение нового материала | Практичность теории. Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна ученикам. |
В | Игра-тренинг. Эти игры приходят на помощь в трудный момент – чтобы растворить скуку однообразия. «Эстафета». На доске, или на столе разнообразные задания:смешанные даты, четвертый лишний и др. Класс разбит на 3 команды. Первые участники от каждой команды подходят, делают задание, возвращаются на свои места, передав эстафету другим. |
Г | Свои примеры. Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Сочинение своих задач, кроссворда. |
Д | Программируемый опрос. Ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных (тесты), контурная карта, на ней номерами указаны: реки, моря, горы. Дать ответ. |
Е | Особое задание. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задания повышенной трудности. |
Ж | Роль «подводящий итоги». Ученик участвует в управлении обучением, выполняя некую роль. Например, «Фома неверующий». (Докажите, что. «А я не верю, что вы рассказали»). «Связник» - найти связь сегодняшнего материала с ранее изученным. «Спонсоры знаний» - те, к кому может обратиться отставший по болезни ученик. «Штурман» - группа учеников, задача которых разработать программу повторения темы. «Адвокат» - жалобы по домашнему заданию. |
Урок №5
А Начало урока | «Светофор». Полоски картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая. При опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Красный означает «Я не знаю». Зеленый – «Я знаю». Возможна проверка зеленого света. Только по базовым вопросам. |
Б Объяснение нового материала | Пресс-конференция. Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие ее вопросы. Заранее расскажите ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными, расширяющими знания или развивающими его. Репр – повторение уже известного; расшир – узнать новое об объекте; разв – вскрывают суть, обобщают. |
В | Игра в случайность. (5 – 8 кл) Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Полетать на «Хронолете». Изготовить бумажный самолетик. Пишу дату, место события и запускаю «Хронолет». К кому на парту сядет, тот и попадает в другое время. Ученик должен рассказать о том, что он там видел. |
Г | Опрос-итог. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии урока. Например: что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились? |
Д | Идеальный опрос. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (поднимают руки), на «4», на «3». Спасибо. Говорят хорошего – понемногу. А идеально – еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто. |
Е | Идеальное задание. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется. Выполнить дома работу по собственному выбору.(нарисует иллюстрацию к теме, составит кроссворд, подготовит сообщение о исторической личности), прочитать параграф следующей темы. |
Ж | Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимся обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. |
Урок №6
А Начало урока | Щадящий опрос. Класс разбивается на группы по рядам. Учитель задает вопрос. На него отвечает первая группа. Каждый ученик дает ответ на вопрос своему соседу по парте – ученику 2 группы. Затем на этот же вопрос отвечает учитель или сильный ученик. Ученики второй группы, прослушав ответ учителя, сравнивают его с ответом товарища и выставляют ему оценку. На следующий вопрос учителя отвечают ученики второй группы, а ребята первой их прослушивают (роль отвечающего и роль контролирующего). |
Б Объяснение нового материала | Вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. |
В | «Да – нетка». Учит: связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; слушать и слышать соучеников. Учитель загадывает нечто (ист. героя). Ученики пытаются найти ответ задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами «да», «нет», «да и нет». |
Г | Обсуждаем домашнее задание. Учитель вместе с учащимся обсуждает вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплен. |
Д | Фактологический диктант. Диктант проводится по базовым вопросам (5 – 7) Работа ведется в высоком темпе, чтобы невозможно было списать. Можно в начале каждого урока или в «разболтанном классе». Команда «работа окончена, ручки в сторону». Проверяет выборочно (5 – 6 работ), но пересчитать, чтобы не оказалось, что кто-то не сдал. |
Е | Творчество работает на будущее. Ученики выполняют творческое задание (домашнее по разработке дидактических материалов): частушки по теме, чайнворды, кроссворды, сборники интересных фактов (в виде брошюры), учебные комиксы, ребусы, иллюстрации и обязательно подписывают для учеников младших классов (5-6 и т.д.) |
Ж |
Урок №7
А Начало урока | Идеальный опрос. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Кто сегодня чувствует себя готовым на «5» (поднимают руки), на «4», на «3». Спасибо. Говорят хорошего – понемногу. А идеально – еще меньше. Поэтому такой сценарий применяют нечасто. |
Б Объяснение нового материала | Лови ошибку! Объясняя, учитель намеренно допускает ошибку (заранее предупредив). Ребята ищут ошибку группой. Прия к определенному мнению группа выбирает спикера. |
В | Деловая игра «Компетентность». Участники: конкуренты – две команды учащихся, наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу. Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы. |
Г | Пересечение тем. Ученики подбирают (или придумывают) свои примеры, идеи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.(В Индии протекают большие реки Инд и Ганг, а какую реку называют горе-река, блуждающая река?) |
Д | Блиц-контрольная. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых навыков. Время ограничено. После вариант самопроверки. Учитель диктует правильные ответы. Дети отмечают знаками «+», «-» (Тесты записаны на доске или плакате). |
Е | |
Ж |
Урок №8
А Начало урока | Взаимоопрос. Ученики спрашивают друг друга по базовым местам. Темы – по собственному усмотрению. По завершению работы в парах учитель может вызвать нескольких ребят, которые произносят фразу типа: «У меня вызвали затруднение такие-то вопросы». Отметки ученики выставляют друг другу по заданным критериям. В журнал они обычно не идут. |
Б Объяснение нового материала | Доклад. Подготовку учеников к чтению доклада провести в несколько этапов. |
В | Деловая игра «Точка зрения». Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы доказывают правильность противоположных точек зрения. Учитель объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами во время игры. |
Г | Деловая игра «Компетентность». Участники: конкуренты – две команды учащихся, наниматели – группа учеников, определяющих победителя. Победителя как бы нанимают на работу. Арбитр – учитель, решающий спорные вопросы. |
Д | Релейная контрольная работа. Контрольная проводится по тестам ранее решенных задач. |
Е | |
Ж |
Урок №9
А Начало урока | УМШ. Урок «Германия и СССР накануне войны». Учащиеся должны сделать предположения о факторах, приведших к войне. УМШ (Анализ наработанных гипотез в историческом контексте) |
Б Объяснение нового материала | Театрализация. Разыгрывается сценка на учебную тему: на берег выбросило бутылку с посланием человека, потерпевшего крушение. Ученики это послание читают, затем в видеозаписи слушают его жену и пишут ей письмо. Эта несчастная женщина звонит по телефону ребятам, и они как свидетели бесценной информации рассказывают о судьбе мужа. |
В | Деловая игра. НИЛ – Научно-исследовательская лаборатория. Участники: задачедатель (учитель или сильный ученик); исследователи – группа и несколько групп; приемная комиссия (учитель и 2 ученика). Задание подать как мини-спектакль или доклад. Группа выбирает спикера, который докладывает результат классу, приемная комиссия принимает или нет решение. |
Г | Деловая игра «Точка зрения». Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы доказывают правильность противоположных точек зрения. Учитель объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами во время игры. |
Д | «Выборочный контроль» По примеру «фактологический диктант». |
Е | |
Ж |
Урок №10
А Начало урока | Игра в случайность. (5 – 8 кл) Учитель вводит в урок элементы случайного выбора. Полетать на «Хронолете». Изготовить бумажный самолетик. Пишу дату, место события и запускаю «Хронолет». К кому на парту сядет, тот и попадает в другое время. Ученик должен рассказать о том, что он там видел. |
Б Объяснение нового материала | Деловая игра «Точка зрения». Участники: оппоненты – группы учеников, отстаивающих ту или иную точку зрения; наблюдатели – учитель с несколькими помощниками. Две группы доказывают правильность противоположных точек зрения. Учитель объявляет тему спора, снабжает учащихся необходимыми знаниями, фактами во время игры. |
В | Тренировочная контрольная работа. Учитель проводит контрольную как обычно, но отметки в журнал идут только по желанию учеников. |
Г | Деловая игра. НИЛ – Научно-исследовательская лаборатория. Участники: задачедатель (учитель или сильный ученик); исследователи – группа и несколько групп; приемная комиссия (учитель и 2 ученика). Задание подать как мини-спектакль или доклад. Группа выбирает спикера, который докладывает результат классу, приемная комиссия принимает или нет решение. |
Д | Показательный ответ. Один ученик отвечает у доски, остальные слушают. Это скорее антиприем. Один отвечает, остальные как бы слушают, использовать редко. (Когда ученик демонстрирует блестящий ответ – чтобы формировать у остальных образец ответа, к которому можно стремиться). |
Е | |
Ж |
Используемая литература:
Г. И. Тон « Активные формы работы на уроке»
Н. И. Запорожец « Развитие умений и навыков на уроке истории»
Журналы « Преподавание истории в школе».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Пульс социально-психологической деятельности в МБОУ «ОСОШ №4» . Автор: Соколова Л.А.-психолог, руководитель социально-психологической службы МБОУ "ОСОШ№4"
Статья размещена в 2011-2012 учебном году на школьном сайте. О работе СПС во 2 полугодии учебного года....
Технологическая карта урока «Путешествие» в 5 классе по учебному предмету «Французский язык» учителей МБОУ СОШ № 13 Калининой О.Е. и МБОУ ООШ № 6 г.Балаково Саратовской области Бердниковой Н.П.
Урок общеметодологической направленности, призванный воспитывать культуру общения и выражение эмоций, а также интерес к культуре изучаемого языка, способствует формированию у учащихся ...
МБОУ ДО "Детская художественная школа" / Творческие проекты по анимации с обучающимися МБОУ ДО «ДХШ» возраст с 6 до 14 лет, (школьная студия «ТаЁЖкина» г. Мегион)
Творческие проекты по анимации с обучающимися МБОУ ДО «ДХШ» возраст с 6 до 14 лет, (школьная студия «ТаЁЖкина» г. Мегион)...
В МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» прошла торжественная церемония награждения победителей Первого международного конкурса «Елочная игрушка XXI века». В МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» в рамках Международного культурно-образовател
В МБОУ г. Шахты «Гимназия имени А.С.Пушкина» прошла торжественная церемония награждения победителей Первого международного конкурса «Елочная игрушка XXI века»....
Выступление на муниципальной стажировочной площадке МБОУ «Школа№29» «ИЗ опыта работы учителя математики МБОУ Школы №3 им А.В. Флёрова И.С. Крикуновой . Квест-игра «MONEY-МАНИЯ» в рамках ученической научно-исследовательской конференции.
Выступление на муниципальной стажировочной площадке МБОУ «Школа№29»«ИЗ опыта работы учителя математики МБОУ Школы №3 им А.В. ФлёроваИ.С. Крикуновой...
Открытый урок по ОРКСЭ "Паломничество в Мекку" Составители: Талипова Замиля Габдулхаковна, учитель МБОУ "Школа №5", Магасумова Ильвера Расуловна, учитель МБОУ "Школа №2" г. Муравленко ЯНАО
На данном уроке учащиеся расширят свое представление об исламской культуре, узнают о понятии «Хадж» и месте паломничества мусульман, сумеют выделить особенность представления мусульман о д...
ПРОГРАММА ПЕРЕХОДА В ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА 2017/2019 ГОДЫ МБОУ «СШ №1» г. НИЖНЕВАРТОВСКА019 ГОДЫ МБОУ «СШ №1» г. НИЖНЕВАРТОВСКА
ПРОГРАММА ПЕРЕХОДА В ЭФФЕКТИВНЫЙ РЕЖИМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА 2017/2019 ГОДЫМБОУ «СШ №1» г. НИЖНЕВАРТОВСКА...