№
| Тема раздела(урока) | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды и формы контроля | Образовательные ресурсы | Дата проведения |
предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | План Факт |
1. | Введение | 1ч. | Урок-беседа | Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. | иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии | грамотно произно сить , писать и использовать термины и понятия ,обозначенные в программе
| Обогащение духовного мира на основе усвоенияния художественного опыта человечества | Фронтальный опрос | Фото, репродукции,музыка |
|
|
Раздел 1. Воздействующая сила искусства. |
2 | Искусство как способ идеологического воздействия | 3 ч. | Урок-диспут | Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж. Поднятие духа народа в искусстве Великой Отечественной Войны (живопись, | грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе, иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии, определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения.
| выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
| давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое | Опрос | Презентация, репродукции |
|
|
3 | Урок-закрепления знаний | Тест |
|
|
4 | Урок-обобщения и повторения | Проверочная работа |
|
|
5 | Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств на людей. | 2ч. | Комбинированный урок | Средства художественной выразительности: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров вокально-хоровой, инструментально- симфонической, сценической музыки различных стилей и направлений. Виды развития музыкального материала и типы музыкальной драматургии | знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения
| использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
| давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям.
| Фронтальный опрос | Презентация «Композиция. Форма. Ритм. Фактура» |
|
|
6 | Урок-беседа | Тест |
|
|
7 | Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека | 3ч. | Комбинированный урок | Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами. Синтез искусств в театре. Совместные действия сценариста, режиссера, художника, актеров в создании художественного образа спектакля. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Художники театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.). В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетические виды искусства, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительное искусства; театр и кино. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки | Иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии | Уметь раскрыть тематику и специфику художественных приемов мастеров. | Обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений различных видах искусства | Опрос | Репродукции художников театра (В.М.Васнецов, А.Н.Бенуа, Л.С.Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф.Федоровский и др.).
|
|
|
8 | Урок-беседа | Опрос |
|
|
9 | Урок-обобщения знаний | Проверочная работа |
|
|
Раздел2. Искусство предвосхищает будущее. |
10 | Знания, которые дает искусство | 2ч. | Урок изучения нового материала Урок-беседа | Выявление скрытого пророчества будущего в произведениях современного искусства (изобразительного, музыкального, литературы, кино, театра) Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. | Определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности | Понимать специфику творческого почерка мастера. | Инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач | Фронтальный опрос | Презентации учащихся на тему «Пророчества будущего в произведениях современного искусства»
|
|
|
11 | Проверочная работа |
|
|
12 | Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве | 3ч. | Урок-знакомство с новым материалом | Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник-творец-гражданин – выразитель ценностей эпохи. Предсказание грядущих событий. Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя). Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. | Знать особенности произведений, даты, персоналии. | Грамотно произносить, писать и использовать термины и понятия, обозначенные в программе. | Наличие предпочтений, художественно – эстетического вкуса, эмпатии эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству | Опрос | Образы фантастики в литературных произведениях (по выбору учителя). Образы фантастики в фильмах (по выбору учителя |
|
|
13 | Урок-беседа | Тест |
|
|
14 | Урок-обобщения знаний | Проверочная работа |
|
|
15 | Художественное мышление в авангарде науки | 2ч. | Урок изучения нового материала | Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. Предсказания научных открытий. Поиск новых выразительных возможностей языка искусства: цветомузыка, музыкальные инструменты, компьютерная музыка, лазерное шоу. Авангард в музыке как отражение жизненных противоречий, поиск новых выразительных средств и форм: додекафония, серийная, конкретная музыка, алеаторика. Рок-музыка, ее выразительные, эмоциональные | Знать основные архетипы современного искусства; о полифонии стилей как основной тенденции современного искусства. | Уметь изложить фактический материал, делать обобщения и выводы, оригинальный , творческий подход к выполнению задания. | Уметь рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума | Фронтальный опрос | Презентация «Представление о художественных направлениях в искусстве XX в.»
|
|
|
16 | Урок-беседа | Тест |
|
|
Раздел3. Дар созидания. Практическая функция. |
17 | Эстетическое формирование искусством окружающей среды | 1ч. | Урок обобщения и систематизации знаний.
| Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. Архитектура, монументальная скульптура, декоративно-прикладное искусство, формирующие виды города или площади в разные эпохи. | Знать особенности становления новых средств художественной выразительности. | Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре. | Участие в учебном сотрудничестве и творческой деятельности на основе уважения к художественным интересам сверстников | Опрос | Фото «Архитектура, монументальная скульптура»
|
|
|
18 | Архитектура: планировка и строительство городов. | 2ч. | Урок изучения нового материала | Виды архитектуры (культовая, светская, ландшафтная, градостроительство). Эстетическое формирование архитектурой окружающей среды и выражение общественных идей в художественных образах (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика, объемов, фактура и цвет материалов). Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода. Дизайн современной среды (интерьер, ландшафтный дизайн).
| Градо строительная новизна,вклад иностранных мастеров. | Развитие умения фиксировать новую информацию, навыков самостоятельной работы со справоч ными материалами. | Активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусств. | Опрос | Фото Афинский Акрополь. Соборная площадь Московского Кремля, панорама Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербурге и др |
|
|
19 | Урок-беседа | Тест |
|
|
20. | Специфика изображений в полиграфии. | 1ч. | Урок изучения нового матери ала.
| Искусство книги. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги. Иллюстрации к сказкам. Журнальная графика. Описание быта разных эпох в русской и зарубежной литературе. Комические, ироническое, гротесковые, шуточные образы в литературных произведениях ( из программы по литературе – по выбору учителя). | Понимать специфику изображений в полиграфии. | Уметь анализировать произведения искусства , оценивать их художественные особенности. | Высказывать собственные суждения о произведениях искусства. | Тест | Презентация «Типы изображения в полиграфии» |
|
|
21. | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1ч. | Урок изучения нового материала.
| Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Дизайнеры — это художники, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д | Знать виды и особенности дизайна. | Уметь излагатьнеобходимый фактический материал в рамках данного раздела. | Выражать собственное суждение о произведениях искусства. | Опрос | Презентации учащихся |
|
|
22. | Произведения декоративно-прикладного искусства | 1 ч. | Урок обобщения и систематизации знаний.
| Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Декоративно-прикладное искусство — сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов. Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни. | Знать и уметь распознавать виды декоратиывно-прикладногоискусства. | Уметь изло жить фактический материал, делать обобщения и выводы, оригинальный , творческий подход к выполнению заданий. | Давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям.
| Проверочная работа. | Презентации учащихся |
|
|
23. | Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека | 1ч. | Урок-беседа | Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и других видов искусства. | Знать о музыкальном искусстве как о способе выражения чувств человека. | Уметь самостоятельно работать со справочными материалами, фиксировать новую информацию. | Уметь выражать собственное суждение о произведениях искусства. | Опрос | Музыкальные отрывки из произведений легкой и серьезной музыки |
|
|
24. | Массовые и общедоступные искусства | 2ч. | Комбинированный урок. | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии. Изображение в фотографии и живописи. Особенности художественной фотографии. Создание художественного образа в фотоискусстве. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Фотохудожники – мастера российской и зарубежной школ. Фотография. Кино. Телевидение. Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) | Знать шедевры художественной культуры различных эпох. | Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела. | Уметь выражать собственное суждение о произведениях искусства. | Опрос. | Презентации учащихся |
|
|
25. | Урок-беседа. | Тест. | Презентации учащихся. |
|
|
26. | Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении | 1ч. | Комбинированный урок.
| Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Роль музыки в звуковом и немом кино. Значение киноискусства в популяризации музыкальной классики (на материале знакомых учащимся музыкальных произведений). Особенности музыкального воплощения образов в театре, на телевидении | Знать историю кинематорграфа. | Уметь составлять таблицы и схемы по теме. | Инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач | Опрос | Кинокомпо зиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук).
|
|
|
Раздел4. Искусство и открытие мира для себя. |
27. | Красота творческого озарения. | 1ч. | Комбинированный урок.
| Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведениями различных видов искусства. Изображение различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве и науке. Современный человек живет в сложном изагадочном мире, ставящем перед ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вызывает чувство удовлетворения. Именно с вопроса начинается любое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рождаются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и события. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно вопросы служат мотивом для познания мира | Знать виды и жанры изобразительного искусства, фамилии художников, архитекторов. | Уметь анализироать произведения искусства. | Инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач | Опрос | Изображения различных представлений о системе мира в графике и декоративной композиции |
|
|
28. | Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства | 1ч. | Комбинированный урок. | Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности | Знать виды и жанры изобразительного искусства. | Уметь правильно соотносит определения иосновные понятия. | Проявлять инициативность и самостоятельность в решении разно уровневых учебно – творческих задач | Тест | Презентации учащихся |
|
|
29. | Творческое воображение на службе науки и искусства. | 1ч. | Комбинированный урок.
| Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке. Возможно, именно эмоциональный подъем в художественной деятельности |
|
|
| Фронтальный опрос | Презентации учащихся |
|
|
30 | Искусство в жизни выдающихся людей. | 1ч. | Комбинированный урок.
| Красота творческого порыва в живописи, скульптуре, рисунках, фотографиях музыкантов-исполнителей, художников, артистов. |
|
|
| Тест | Презентации учащихся |
|
|
31. | Информационное богатство искусства. | 1ч. | Традиционный урок. | Особенности художественных образов различных искусств, их оценка с позиции эстетических и практических функций. |
|
|
| Проверочная работа | Презентация на тему «Информационное богатство искусства.» |
|
|
32. | Специфика восприятия временных и пространственных искусств. | 1ч. | Урок закрепления знаний | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино. Выявление эстетической, нравственной и практической |
|
|
| Опрос | Презентация на тему «Специфика восприятия временных и пространственных искусств..» |
|
|
33. | Исследовательский проект |
| Защита проекта | Исследовательский проект. Воплощение образа поэта и образов его литературных произведений средствами различных видов искусства.. • Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства,детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.). | Знать виды и жанры изобразительного искусства. | Применять знания, полученные в течение года, для реализациипроекта. | Уметь высказывать и отстаивать свою точку зрения. |
| Проекты учащихся |
|
|
34. | Урок-контрольная. |
|
|
|
|