ПРОЕКТ – ИССЛЕДОВАНИЕ «ДОМ – ЖИЛИЩЕ ЧЕЛОВЕКА»
презентация к уроку по мхк (9 класс) по теме
Презентация к уроку МХК в 9 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom_-_zhilishche_cheloveka_ch.1.pptx | 1.65 МБ |
dom_-_zhilishche_cheloveka_ch.2_.pptx | 1.11 МБ |
dom_-_zhilishche_cheloveka_ch.3.pptx | 1.82 МБ |
dom_-_zhilishche_cheloveka.docx | 45.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемный вопрос: «Как архитектура жилищных построек разных народов мира учитывает природно – климатические условия и образ жизни человека?»
Виды жилищ человека в зависимости от климатических условий юрта изба жилище народности Химба (Африка) чум яранга иглу я понский традиционный дом
Критерии оценки работы одноклассников 1. Полнота ответа. 2. Практическое значение результатов работы. 3. Логика изложений, убедительность рассуждений, оригинальность. 4. Правильность речи. 5. Соблюдение регламента (3-5 минут)
Группа 1. Историки, археологи. Первые жилища человека. Первые глинобитные дома Месопотамии
Руины первых кирпичных домов Древнего Египта.
Руины Древнеегипетского храма
Древний Рим Макет древнеримской инсулы Археологический парк «Древнеримская вилла Де Мартена»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группа 2. – Культурологи. « Традиции русского домостроительства».
Профессии древних строителей Вальщик леса Строитель Кровельщик Печник
Устройство избы
Эволюция русской избы Четырёхстенок Пятистенок Шестистенок
Внутренняя планировка избы
Декоративное убранство русской избы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Группа 3. Краеведы. Моя малая Родина
Группа 4. Строители. Архитекторы. «Виды жилищ человека» в зависимости от климатических условий юрта изба жилище народности Химба (Африка) чум яранга иглу я понский традиционный дом
Северные дома - жилища иглу
Яранга
Внутри чума
Жилища Средней Азии и Монголии юрта
Жилища африканских народов
Традиционные японские дома
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока
по предмету «Мировая художественная культура»
Предмет МХК
Класс 9
Дата проведения __.__.2015
Учитель Бодокина Екатерина Владиславовна
Тема Дом – жилище человека
Приложения Презентация «Дом – жилище человека»
Технологические карточки для заполнения учащимися.
Описание материала: Вид урока – сотрудничество, развитие. Урок - исследование по мировой художественной культуре для старших классов общеобразовательной школы. Конспект познавательного урока - проекта по истории культуры России включает материалы сообщений подготовленных учащимися к уроку. К конспекту урока прилагается презентация, технологическая карта для заполнения по теме урока.
Методы: эвристический, проблемно – поисковый, наглядно – иллюстративный, развивающие логическое и ассоциативное мышление, творческие способности.
Цель: совместная организация работы учителя и учащихся для поиска ответа на проблемный вопрос.
Задачи:
Образовательные.
- Знакомить учащихся с различными типами жилищ, историей их создания и развития
- Развивать диалогическую культуру и способность к восприятию духовно – нравственного наследия различных народов мира.
2. Определить значение собора Святой Софии для Киевской Руси.
3. Определить своеобразие Новгородской и Владимирской архитектурных школ.
Учебные.
- Развивать способности самостоятельному, критическому мышлению
- Учить самостоятельно ставить цели и задачи проекта исследования по теме урока.
- Учить самостоятельно определять степень достижения цели и завершения работы.
- Учить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы.
- Принимать самостоятельные аргументированные решения.
- Учить работать в группе.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь к родному краю и малой родине.
- Воспитывать уважительное отношение к прошлому.
- Содействовать формированию духовно развитой личности, способной ценить и понимать прекрасное.
Формирование знаний, умений и навыков:
- Знать исторические и археологические данные об истории возникновения первых жилищ человека.
- Знать традиции русского домостроения.
- Делать выводы о том, как в архитектуре учитываются природно – климатические условия и образ жизни человека.
- Уметь различать виды жилищных построек.
- Использовать сформированные навыки доводить результаты своих исследований до одноклассников.
Формирование компетентностей:
Коммуникативных:
- Знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными событиями и людьми.
- Навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
Информационных:
- Навыки деятельности по отношению к информации в учебном предмете, окружающем мире.
- Поиск, анализ и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача.
- Применение интернет - ресурсов и интернет – технологий.
Учебно – познавательных:
- Совокупность компетенций учащегося в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Общекультурные:
- Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры, духовно – нравственные основы жизни человека, человечества и отдельных народов.
Ценностно – смысловые:
- Компетенции, обеспечивающие механизм самоопределения учащегося в ситуациях учебной и иной деятельности.
Материалы к уроку:
- Презентация проекта – исследования «Дом – жилище человека» - общий результат работы групп учащихся.
- Технологические карточки с таблицей для проверки усвоения знаний.
- Технологические карточки с таблицей домашнего задания.
- Рабочая тетрадь.
План урока.
№ п/п | Наименование учебной части | Время | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Организационный момент | 1 – 2 мин. | - Приветствие учащихся. - Проверка готовности учащихся. - Наличие учебников, тетрадей. - Наличие подготовленного домашнего задания на электронном носителе. |
2 | Актуализация знаний | 5 – 7 мин. | - Постановка цели урока. - Постановка проблемы исследования. |
3 | Основная часть | 20 – 25 мин. | - Сообщение проектов по подгруппам. - Просмотр слайдов презентаций. - Оценка сообщений учащимися. - Запись словаря. - Записи по теме урока. - Самостоятельная работа по карточкам. |
4 | Подведение итогов урока | 7 – 10 мин | - Ответы на вопросы. - Самооценка деятельности |
Ход урока.
1. Организационный момент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний. Постановка проблемы исследования.
Учитель. История изучает и те времена, когда люди еще не умели читать и писать. Как же о них узнают наши современники? Много интересного хранит земля. В ней ученые-археологи находят остатки поселков и даже целых городов. На протяжении истории человек возводил храмы, строил дома, служившие ему защитой от холода, дождя и зноя. Человек все чаще начинал задумываться о благоустройстве и уюте своего жилища.
Сегодня тема нашего проекта исследования: «Дом - жилище человека»
Слайд 1
Учитель. В рабочих тетрадях записываем тему урока. Ребята, а какова цель нашего урока? Давайте сформулируем ее вместе с вами. Итак, целью является совместная организация работы учителя и учащихся на уроке для
поиска ответа на проблемный вопрос: «Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека?»
Работа учащихся. Постановка проблемного вопроса под руководством учителя.
Слайд 2
Учитель. На уроке мы попытаемся исследовать проблему и постараемся найти ответ. На уроке со своими сообщениями выступят группы учащихся, которые они подготовили заранее, и в ходе нашей совместной работы нам необходимо получить ответы на следующие вопросы:
Слайд 3
Работа учащихся. Чтение информации со слайда.
1. Какие древние города и жилища обнаружили археологи?
2. Какими были дома у разных народов мира?
3. В чем причина их различия?
4. Какими были дома наших предков?
5. Как влияли климатические условия на вид жилищ?
6.Какие профессии нужны при строительстве любого дома?
Ребята, в течение урока на эти вопросы вы можете отвечать письменно в тетрадях, делая пометки. Кроме этого, в тетрадь необходимо записать основные понятия – словарь урока.
Также в течение урока каждый из вас будет оценивать работу одноклассников по следующим критериям:
Слайд 4.
Работа учащихся. Чтение информации со слайда.
1. Полнота ответа.
2. Практическое значение результатов работы.
3. Логика изложений, убедительность рассуждений, оригинальность.
4. Правильность речи.
5. Соблюдение регламента (3-5 минут)
Каждый учащийся по окончании урока заполнит индивидуальную карту.
Основная часть. Представители групп учащихся выступают со своим проектом в сопровождении мультимедийных презентаций.
Группа 1 – Историки, археологи. Первые жилища человека.
В древнем городе Иерихоне археологи обнаружили остатки глинобитных одноквартирных домов с полами, покрытыми штукатуркой из извести. В кладке подобных домов были обнаружены оконные проемы.
Слайд 5
Большая часть горожан города Ура в Месопотамии жила в одноэтажных домах из сырцового кирпича, в которых начитывалось от 5 до 10 комнат, освещенных маленькими окнами.
Слайд 6
В Древнем Египте кирпичные дома богатых людей возводились посреди фруктовых садов с прудом и беседками. Стены были покрыты фресковыми росписями. В таких домах было очень тесно, так как он служил исключительно для ночлега. Большая часть жизни горожан проходила на площадях и стадионах.
Слайд 7
При строительстве домов в Древнем Риме учитывалось влияние солнца. Жилые комнаты и спальни ориентированы на юг или восток, а кабинеты, библиотеки, кухни, кладовые, для которых солнце вредно обращались на север. В крупных городах возводились первые многоэтажные дома - инсулы. За пределами городов, строили живописные дома- виллы. Они поражали великолепием и роскошью.
Слайд№8
Учитель. Ребята, оценим одноклассников, ваше мнение по поводу выступления.
Деятельность учащихся. Диалоговое сотрудничество. Оценка выступления согласно критериев.
Группа 2 – Культурологи. «Традиции русского домостроительства».
Слайд 9
У большинства народов мира сложились свои традиции создания жилища. Есть они и у русского народа. С 11 века в летописях упоминается дом – истопка, истба, изба, - то есть срубленный дом.
Слайд 10
Россия – страна лесная, поэтому дома мастерили из дерева.
Слайд 11
Этим занимались вальщики леса, строители, кровельщики, печники.
В современном мире – это строители, архитекторы, инженеры, дизайнеры. Избу срубить – дело непростое, тут нужны уменья и сноровка.
Слайд 12
Главным инструментом в таком строительстве был обычный топор, иногда всю избу делали без единого гвоздя. Четыре бревна, связанные в квадрат, образуют венец. На него кладется следующий венец, чтобы не оставалось даже маленькой щелки между бревнами. В верхнем бревне вытесывали желоб.
Такой дом был всегда обращен к проезжей дороге, к озеру или реке.
Изба - символ жизни русского человека, а потому с любовью воспета не одним поэтом. Сергей Есенин писал:
«И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы…»
Слайд 13
Избы были четырехстенные и пятистенные.
Слайд 14
Планировка избы долгое время оставалась неизменной: по одну сторону сени по другую клеть. В давние времена избу топили по черному: дым выходил через дверь или специальное окошко над ней. Сбоку от печи настилали полати. К теплой избе примыкали и хозяйственные помещения, в которые можно было попасть не выходя во двор.
Вопрос к одноклассникам. Какими факторами обусловлена эта особенность?
Предполагаемый ответ. Холодными зимами.
Сени – холодный коридор. Сруб – отапливаемая часть избы. Клеть или горница – место для хранения домашнего имущества и для ночлега в теплое время года. Полати – нары для спанья, устраиваемые между печью и стенкой.
Слайд 15
Во внешнем декоративном убранстве изб также проявились талант и неистощимая изобретательность народных зодчих. Сколько здесь удивительных находок и тонкого художественного вкуса! Резные ажурные наличники на окнах, затейливый конек под крышей, сказочные крылечки с кружевными деревянными украшениями… Что ни изба – настоящее произведение русских мастеров-умельцев!
Учитель. Ребята, оценим одноклассников, ваше мнение по поводу выступления.
Деятельность учащихся. Диалоговое сотрудничество. Оценка выступления согласно критериев.
Группа 3 – Краеведы. «Малая Родина».
Слайд 16
Ленинградская область – большая красивая бабочка на карте нашей огромной страны России. Любимый край, где мы живем. Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью. Что такое Родина? Кто-то скажет, что это место, где человек родился, вырос. Другие скажут, что это – родимый дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Для многих Родина начинается с Отчего дома.
Слайд 17
Наша малая родина – п. Бугры. Наш старый и в то же время молодой посёлок. Каким бы ни был отчий дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок.
Учитель. Ребята, оценим одноклассников, ваше мнение по поводу выступления.
Деятельность учащихся. Диалоговое сотрудничество. Оценка выступления согласно критериев.
Физкультминутка
Группа 4 – Строители, архитекторы. «Виды жилищных построек народов мира»
Слайд 18
Общий характер жилищных построек, определяют, географическое положение, условия и образ жизни народа.
В холодных территориях люди живут в снежном доме. В основании дома укладывают ледяные плиты. Форма дома куполообразная. К иглу прорывается длинный узкий тоннель. Иглу отапливаются лампами-жирниками, на них же готовится пища. Пол устилается несколькими рядами шкур. Иглу – снежный дом, используется северными народами на Аляске и в Арктике.
Слайд 20
Жилище цилиндрической формы и с конической крышей - яранга. Основание яранги составляют жерди, поставленные по кругу. Пол устлан шкурами. В центре находится очаг. Яранга – у кочевых народов Крайнего Севера переносное жилище из оленьих шкур.
Слайд 21
Чум – у некоторых северных народов коническое по форме сооружение, крытое берестой или звериными шкурами. В центре находится очаг.
Слайд 22
Природно-климатические условия степей Азии и Монголии продиктовали их обитателям особый вид жилища. Юрта – легкие удобные дома без внутренних перегородок у народов Средней Азии и Монголии. Конструкция юрты проста. Остов ее стен составляется из связанных между собой складных деревянных решеток. Снаружи она укутывается войлоком.
Слайд 23
Жилища народов Африки, ЮАР, Танзании, Уганды, поражают своей необычностью. Архитектура домов обусловлена природно-климатическими условиями и традициями, проживающих на этой территории народов.
Слайд 24
Японский дом- это, прежде всего крыша, опирающаяся на деревянный каркас. В нем нет окон. В каждой комнате, 3 из 4 стен подвижны. Дом приподнят над землей. Неотъемлемой частью японского дома является сад...
Учитель. Ребята, оценим одноклассников, ваше мнение по поводу выступления.
Деятельность учащихся. Диалоговое сотрудничество. Оценка выступления согласно критериев.
Учитель. Дом, построенный топором, долотом, силен еще и любовью, теплом, согласием. Вот потому-то и помнят его люди.
Заключение. Наш урок подходит к концу, и мы можем дать ответ, на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока: «Как архитектура жилищных построек различных народов мира учитывает природно-климатические условия и образ жизни человека?»
Работа учащихся. Делают выводы о том, что у различных народов мира архитектура жилищ определяется природно-климатическими условиями, образом жизни и традициями.
Учитель. Ответим на вопросы, поставленные в начале урока:
1. Какие древние города и жилища обнаружили археологи?
2. Какими были дома у разных народов мира?
3. В чем причина их различия?
4. Какими были дома наших предков?
5. Как влияли климатические условия на вид жилищ?
6. Какие профессии нужны при строительстве любого дома?
Работа учащихся. Диалогическое общение в сотрудничестве. Формулируют выводы.
7.Итоги.
Учитель. Сотрудничество рождается при увлеченности, заинтересованности. Спасибо за участие, за сотрудничество.
Работа учащихся. Составление рецензий на ответ одноклассников (Приложение № 4)
Самооценка учащимися своей учебной деятельности через рефлексию - у учебной деятельности учащихся на уроке провожу через рефлексию. «Барометр настроения» - уходя с урока, ученики на обратной стороне карточки «отмечают птичкой» свое настроение (Приложение№ 4)
Сдайте индивидуальные карты
8.Домашнее задание. На выбор: 1) Разгадать кроссворды
2) Заполнить таблицы
Приложение 1
Этапы проведения проекта – исследования
Подготовительный этап.
- Формирование из учащихся класса 4-х подгрупп на добровольных началах.
- Распределение обязанностей: Историки. Археологи; Краеведы; Культурологи; Строители. Архитекторы; рецензенты.
- Представление проблемной ситуации:
- вербально;
- при помощи мультимедийных средств.
4. Мозговая атака.
5. Обсуждение.
6. Выдвижение гипотез.
7. Определение типа проекта.
8. Распределение ролей в группах.
9. Собеседование по оформлению проекта.
Приложение 2
Словарь
Инсулы – первые многоэтажные дома.
Виллы – живописные дома за пределами города.
Изба – срубленный дом.
Сени – холодный коридор в избе.
Сруб – отапливаемая часть избы.
Клеть (горница) – место для хранения домашнего имущества и для ночлега в тёплое время года.
Полати – нары для спанья, устраиваемые между печкой и стеной.
Иглу – снежный дом северных народов Аляски и Арктики.
Яранга – жилище из оленних шкур кочевых народов Крайнего Севера.
Чум – коническое сооружение - жилище, покрытое берестой или звериными шкурами у некоторых народов Крайнего Севера.
Юрта – легкий удобный дом без внутренних перегородок у народов Средней Азии и Монголии.
Приложение 3
Карточки для выполнения практического задания
(заполни пустые графы)
- Вариант __________________________________________________
- Фамилия, Имя _____________________________________________
Название жилища | Народности | Природно – климатические условия | Строительные материалы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Изба | Русские | Холодно зимой, довольно тепло летом | |
Иглу | Гренландия, Аляска, Арктика | Очень холодно, суровые условия | |
Яранга | Очень холодно, суровые условия | Шесты, шкуры | |
Чум | Кочевые Северные народы | Шесты, береста, шкуры | |
Кочевники Средней Азии и Монголии | Холодно, суховеи | Деревянные решётки, войлок | |
Японский дом | Тепло, влажно | Лёгкие деревянные перегородки, бумага |
1.Вариант __________________________________________________
2.Фамилия, Имя _____________________________________________
Термины | Определения | Местоположение |
1 | 2 | 3 |
Инсулы | Древний Рим | |
Музей – заповедник «Танаис» | Античный город | |
Холодный коридор | Русская изба | |
Сруб | Отапливаемая часть | |
Место для хранения домашнего имущества и для ночлега | Русская изба | |
Полати | Русская изба |
Приложение 4
Рецензия на ответ одноклассника
Критерии оценивания ответа:
- Полнота ответа
- Практическое значение результатов работы.
- Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность.
- Правильность речи.
- Соблюдение регламента (5 мин.)
Данный методический приём позволяет:
- Добиться концентрации внимания учащихся на протяжении всего урока.
- Развивать умение давать полные обоснованные ответы.
- Учит правильно формулировать вопросы.
- Учит делать выводы и анализировать ситуацию.
- Развивает логическое мышление и монологическую речь учащихся.
Приложение 5
Самооценка учащимися своей учебной деятельности
Самооценка учебной деятельности учащихся проводится через рефлексию. Рефлексия – «возврат» - процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей, переживаний, размышления о самом себе.
«Барометр настроения»
Радость ____________Уныние ____________Скепсис ____________
Д/З Индивидуальная карта развития ученика
Фамилия, Имя __________________________________________________
Что я делал на уроке | |
Я на уроке узнал | |
В чём ценность урока для меня | |
Что вызвало затруднения | |
Свою работу я оценил на | |
Группа выставила мне оценку | |
Меня порадовало (огорчило) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека"
Методическая разработка урока МХК "Дом - жилище человека" Класс: 8 Тема урока: Дом – жилище человека Тип урока: Урок изучения нового материала Вид урока: смешанный (практическая работа, груп...
Урок МХК "Дом - жилище человека"
Конспект и презентация урока по МХК в 9 классе. Тема урока "Дом - жилище человека"....
Урок ОБЖ 5 класс "Жилище человека, особенности жизнеобеспеченеия жилища"
Урок позволяет изучить опасные места в квартире (доме) и выстраивать варианты действий в той или иной ситуации. ...
Проект "Исследование суточных колебаний температуры тела человека"
Учебный проект по физике для 5 класса...
«Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»
Конспект внеурочного занятия в 5 классе с использованием технологии применения логических опорных сигналов (ЛОС) на тему: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения человека»...
Открытый урок по ОБЖ в 5 классе по теме: «Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища»
Данный урок рассчитан на возрастную группу 10-11 лет, соответствует их интересам, потребностям и познавательным возможностям.Тип урока комбинированный с использованием компьютерной технологии, развива...
Самоанализ открытого урока ОБЖ в 5 классе Тема урока: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища».
Вашему вниманию предложен самоанализ открытого урока Основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе по теме: «Жилище человека и особенности жизнеобеспечения жилища&raq...