Общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Мир русской культуры"
рабочая программа по мхк на тему
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, работающих в культурологическом, художественно-эстетическом или декоративно-прикладном направлении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_russkoy_kultury_-_zabrodina.doc | 310 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ ДОД Таловский детско-юношеский центр имени Титова Ю.Т.
«УТВЕРЖДАЮ»
Рассмотрено и одобрено Директор МКОУ ДОД
педагогическим советом Таловского ДЮЦ имени Титова Ю.Т.
протокол №___ ______________________
от «____» ___________ 20___г. Панамарева Т.С.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«МИР РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Тип программы – модифицированная,
Возраст обучающихся – 6-9 лет,
Срок реализации программы – 2 года.
Автор: педагог дополнительного образования,
Забродина Ольга Васильевна
п.Таловая Воронежской области, 2013г.
Пояснительная записка
Воспитание – процесс медленный, непростой, требующий комплексного, системного подхода. А.С. Макаренко говорил: «Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди. Со сложнейшим миром окружающей действительности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддаётся как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – вот задача воспитания». Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу», а Г.Бакланов писал, что это «…не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство». Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Все эти понятия прекрасно формируются на занятиях по краеведению. А краеведение в сочетании с занятиями по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству, построенные на практическом изучении истории, традиций и обычаев нашего края – это мощный инструмент в воспитании подрастающего поколения настоящих патриотов.
Актуальность воспитания патриотов в современных условиях развития гражданского общества России подтверждается и целым рядом директивных документов. Существенные возможности для осмысления этой проблемы представляет Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» от 05 октября 2010 года. Эта программа намечает пути совместного развития воспитательной работы гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применять полученные знания и практический опыт при подготовке к конкурсу, при обучении в школе на таких дисциплинах, как изобразительное искусство, технология, мировая художественная культура, литература и т.д.
Всеобъемлющий характер патриотического воспитания через занятия краеведением и целостное воздействие изобразительного и декоративно-прикладного творчества на личность является приобщение учащихся к истории, традициям, культурным ценностям родного края, которые в свою очередь приобретают двойную ценность и призваны занять важное место в «арсенале» педагогических средств педагога.
Средства патриотического воспитания:
- устное народное творчество;
- изобразительное и декоративно-прикладное творчество;
- музыка;
- основы православной культуры;
- художественная литература;
- игра;
- самостоятельная детская деятельность.
Условия эффективного решения задач патриотического воспитания:
- комплексный подход;
- история и культура родного края;
- правильно подобранный материал по принципу доступности;
- тематическое планирование;
- совместная работа дополнительного образования, школы и семьи.
Характеристика программы «Мир русской культуры»
- Программа по содержательной, тематической направленности является культурологической;
- по функциональному предназначению – учебно-познавательной;
- по форме организации – кружковой (т.е. предназначенной для работы в детском объединении);
- по времени реализации – краткосрочной (2 года обучения);
- предназначена для младших школьников (до 9 лет);
- в соответствии с концепцией учебного плана, принятой в образовательном учреждении, программа курса рассчитана на 34 часа (1 год обучения) и на 70 часов (2 год обучения);
- периодичность занятий – 1 раз в неделю по 1 учебному часу (1 год обучения) и 1 раз в неделю по 2 часа (2 год обучения).
- программа «Мир русской культуры» является модифицированной, т.к. написана на основе программы Светоносовой С.П. «Сибирские мотивы», педагога дополнительного образования МБОУ ДОД «Дом детского творчества» с.Молчаново Томской области, а также является результатом многолетнего опыта работы в системе дополнительного образования;
- отличительная особенность программы «Мир русской культуры» заключается в интеграции краеведения, изобразительного и прикладного творчества;
- в планирование содержания включен контроль знаний учащихся.
Цель программы: создание условий для развития личности детей через изучение исторического прошлого родного края и занятия изобразительным и декоративно-прикладным творчеством.
Задачи:
развивающие:
- создание условий для развития личности каждого обучающегося, раскрытия его способности к творчеству;
- помощь в овладении основами культуры труда;
- развитие образного и пространственного мышления, памяти, воображения, внимания;
- развитие моторики рук, глазомера;
- развитие положительных эмоций и волевых качеств.
обучающие:
- формирование представления обучающихся о России как о родной стране;
- знакомство обучающихся с историей и технологией различных видов рукоделия;
- обучение владению различными инструментами и материалами.
воспитательные:
- формирование устойчивого интереса к изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности, чувства любви и привязанности к родному краю;
- воспитание уважения к культурному прошлому предков средствами изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
- создание творческой атмосферы в коллективной деятельности.
1 уровень – ознакомительный
В 1 год обучения дети получают первоначальные знания о родном крае, технологические знания и навыки, знакомятся с материалами и инструментами, используемыми для работы, изготавливают простые изделия, учатся конструировать и моделировать из различных материалов, на этом этапе значительное внимание уделяется развитию наглядно-образного, пространственного мышления, а также творческих способностей, воображения, самостоятельности, развитию мелкой моторики рук.
2 уровень – развивающий
2 год обучения – получение углубленных знаний о родном крае, народных традициях, переход к изготовлению более трудоемких работ. Обучающиеся фантазируют, экспериментируют, более свободно владеют техникой и различными материалами при изготовлении изделий, совершенствуют ранее полученные знания, что помогает им самовыражаться.
Обучение проводится в двух направлениях:
1) усвоение теоретических знаний;
2) формирование практических умений и навыков.
Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятий. Проходит в форме бесед, лекций, рассказа с привлечением иллюстративного материала информационных технологий.
Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инструментами, навыки изготовления поделок и композиций.
Для успешной практической реализации целей программы применяются следующие средства и методы:
- сочетание индивидуальных, коллективных и самостоятельных форм работы с учащимися;
- введение в занятия игровых, валеологических, психологических, художественно-дидактических, художественно-творческих, соревновательных приемов обучения;
- развитие внутрипрограммной интеграции предметов и взаимосвязь их со школьными дисциплинами (технология, изобразительное искусство, мировая художественная культура);
- последовательное усложнение деятельности учащихся;
содействие успешному общению детей с культурой родного края.
Психологическое сопровождение программы
В современных условиях от педагога требуется выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого своего воспитанника. Это невозможно сделать без психологического сопровождения. С этой целью предусматривается сотрудничество руководителя объединения с педагогом-психологом Центра.
Необходимая психологическая диагностика:
Год обучения | Время проведения | Цель проведения диагностики | Форма проведения |
1 год обучения | Сентябрь/октябрь | Знакомство с психологическим портретом обучающихся | Методика – рисунок дома, дерева и человека |
апрель/май | Выявление уровня сплоченности коллектива, лидеров и «изгоев» группы | Социометрическое исследование группы | |
2 год обучения | апрель/май | определение удовлетворенности родителями и детьми работой педагога в конце обучения по данной программе | Анкетирование |
В результате работы по программе 1 года обучения обучающиеся должны:
-знать правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы из здания,
-иметь представление о мифологии древних славян;
-знать основных представителей флоры и фауны родного края;
-знать некоторые виды старинных русских народных игрушек;
-знать и распознавать на слух русские народные инструменты, русские народные песни;
-знать основные элементы русского народного костюма;
-различать основные виды орнамента;
-познакомиться с православными церковными праздниками: Рождество, Крещение, Пасха;
-знать основные правила поведения христиан в православной церкви;
-познакомиться с правилами техники безопасности при работе с различными инструментами и материалами;
-знать основы цветоведения;
-познакомиться с жанрами изобразительного искусства;
-научиться применять на практике техники изобразительного и декоративно-прикладного искусства при выполнении сувениров и поделок из различных материалов (бумага, ткань, пластилин, природный материал, соленое тесто и др.).
В результате работы по программе 2 года обучения обучающиеся должны:
-иметь представление о семейном укладе древних славян, их быте;
-знать основные элементы русского народного костюма;
-различать основные виды орнамента;
-знать различные виды ремёсел;
-знать правила и уметь играть в русские народные игры;
-знать виды и предназначение древних кукол-оберегов, уметь выполнять простейшие из них;
-познакомиться с некоторыми православными церковными таинствами и заповедями;
-уметь узнавать основные православные иконы;
-познакомиться с православными церковными праздниками: Рождество Богородицы и Троица;
-отрабатывать навыки по правильному и экономному использованию нужных инструментов и материалов;
-продолжить знакомство с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения;
-отрабатывать навыки различных приемов работы с различными материалами: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание, сшивание, лепка и т.д.;
-сознательно использовать знания и умения, полученные на занятиях для воплощения собственных идей.
В связи с выходом новых ФГОСов, описываемые ранее ЗУНы дополняются в настоящее время формируемыми компетенциями.
Под компетенцией мы понимаем общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность.
В образовательном пространстве учреждения дополнительного образования детей развитие общих компетенций для детей данного возраста можно представить как последовательное достижение ими более высокого образовательного уровня, как движение по следующим ступеням:
-первая ступень предполагает формирование базовой культуры и базового образования. Это первое знакомство ребенка с учреждением дополнительного образования детей;
-вторая ступень – формирование способностей у ребенка к определенной деятельности, обучающийся приобретает знания об окружающем мире через деятельность, присущую только учреждению дополнительного образования детей, направленную на познание или преобразование тех или иных объектов действительности, формирование умений участвовать в коллективной деятельности.
Виды формируемых компетенций:
- Ценностно-смысловые компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение.
- Общекультурные компетенции - познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека.
- Учебно-познавательные компетенции - сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем.
- Информационные компетенции - владение современными средствами информации (СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции - знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыков работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями.
- Социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, потребителя, покупателя, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умение анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования - к данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Модель выпускника объединения «Мир русской культуры»
- Любознательный, любит свой край, Родину
- Уважает и принимает ценности семьи
- Умеет слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию
- Выполняет правила здорового и безопасного образа жизни
- Владеет основами умения учиться; способен сам организовать свою деятельность
Контроль результатов обучения:
Данная программа предусматривает различные виды контроля результатов обучения:
1) Предварительный контроль: используется педагогом в начале обучения либо перед прохождением определенной темы с целью ознакомления с уровнем ЗУН-ов детей на данном этапе обучения, что в свою очередь помогает скорректировать планы занятия, уровень сложности преподносимого материала.
2) Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает короткий опрос обучающихся по пройденным темам с целью их повторения, а также совместный просмотр и анализ выполняемых изделий. Все детские работы оформляются и независимо от их качества используются как выставочный материал.
3) Промежуточный и итоговый контроль: это более глубокий анализ результатов, преподаватель проводит после каждого полугодия по специально разработанным критериям.
Год обучения | Время проведения | Вид контроля | Форма проведения |
1 год обучения | декабрь | промежуточный | Заполнение цветовой шкалы наблюдения |
апрель/май | промежуточный | Тестирование, выполнение творческого задания | |
2 год обучения | декабрь | промежуточный | Тестирование, заполнение цветовой шкалы наблюдения |
апрель/май | итоговый | Тестирование, выполнение творческого задания |
Результаты всего курса обучения также фиксируются в цветовой таблице
«Мониторинг образовательного уровня обучающихся по программе «Мир русской культуры» | |||||
№ п/п | Фамилия и имя обучающегося | Уровень освоения программы | |||
1г.обуч./дек. | 1г.обуч./май | 2г.обуч./дек. | 2г.обуч./май | ||
Низкий уровень (синий цвет): обучающийся проявляет интерес к истории, традициям и обычаям родного края. При активном побуждении взрослого может владеть определенными знаниями, умениями и навыками, но пользуется ими еще не достаточно осознанно и самостоятельно. Творчество при выполнении практических работ не проявляет.
Средний уровень (зеленый цвет): обучающий проявляет особый интерес к истории, традициям и обычаям родного края в течение занятия. Имеет потребность в изготовлении различных видов поделок. Видит характерные признаки подобия и отличия. Может совместно с педагогом выполнить ту или иную работу. Проявляет инициативу и творчество. Использует в собственной деятельности знания, умения и навыки при работе с различными инструментами для создания выразительного образа.
Высокий уровень (красный цвет): обучающийся обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к истории, традициям и обычаям родного края во внеучебной деятельности, пополняет свои знания с помощью литературы и интернет-ресурсов. Ребенку нравится общаться с педагогом, он испытывает удовольствие и радость от предстоящей работы. Видит и понимает, как разнообразные, уже имеющиеся знания, умения и навыки можно применять для изготовления того или иного изделия. Знает назначение различных инструментов и правила техники безопасности с ними. Владеет ими. Проявляет инициативу и творчество в решении определенных задач, оказывает помощь сверстникам. Адекватно оценивает свои способности и возможности.
Учебно-тематический план 1 года обучения
Задачи 1 года обучения:
-начать знакомство с основными понятиями, с главными вехами истории России;
-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;
-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, уважение к наследию предков, трудолюбие, аккуратность, точность и терпение;
-развивать воображение, стремление творчески подходить к практической работе
-учить аккуратно и экономно пользоваться материалами,
-знакомить с техникой безопасности при работе с инструментами,
-знакомить с цветовой гаммой: холодными и теплыми цветами, контрастными цветами, гармоничным сочетанием цветов,
-развивать моторику руки, тренировать способность координировать движение рук,
-расширять круг знаний о свойствах материалов
№ п/п | Название тем | Теория | Прак-тика | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | 2 |
2 | ||||
3 | Родные просторы | 0,5 | 0,5 | 1 |
4 | Дары природы | 0,5 | 0,5 | 1 |
5 | Осенний натюрморт | 0,5 | 0,5 | 1 |
6 | Мир лесных духов | 1 | 2 | 3 |
7 | ||||
8 | ||||
9 | Путешествие в мир народной игрушки | 1,5 | 1,5 | 3 |
10 | ||||
11 | ||||
12 | Православные храмы России | 1 | 0 | 1 |
13 | Зимние православные праздники | 1 | 2 | 3 |
14 | ||||
15 | ||||
16 | Родословная стеклянной бусинки | 0,5 | 0,5 | 1 |
17 | Деревянная Русь | 1 | 2 | 3 |
18 | ||||
19 | ||||
20 | Праздник праздников, торжество торжеств! | 2 | 1 | 3 |
21 | ||||
22 | ||||
23 | Народная музыка | 1 | 1 | 2 |
24 | ||||
25 | Экскурсия в районный краеведческий музей | 0,5 | 0,5 | 1 |
26 | Русские народные сказки | 1 | 2 | 3 |
27 | ||||
28 | ||||
29 | Забытые праздники | 1 | 1 | 2 |
30 | ||||
31 | У самовара | 1 | 1 | 2 |
32 | ||||
33 | Организация сменных выставок | 0 | 3 | 1 |
34 | ||||
35 | ||||
36 | Промежуточный контроль | 0,5 | 0,5 | 1 |
ИТОГО | 15,5 | 20,5 | 34 |
Содержание тем по 1 году обучения
№ п/п | Название тем | Содержание занятий | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | Введение в программу: знакомство с тематикой занятий; с правилами воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы, ПДД) Обсуждение понятия «история». Каковы основные вехи истории России (использование презентации). Практическое задание: нарисуйте «историю», это может быть отдельный эпизод из жизни человека или из жизни всего народа. | 2 |
2 | |||
3 | Родные просторы | Обсуждение картин российских художников-пейзажистов; введение понятия «пейзаж». Практическое задание: «Уголок родной природы», основа – мятая акварель по сырому, с добавлением вырезок из журналов с изображением природы (коллаж). | 1 |
4 | Дары природы | Обсуждение на тему «Какими дарами наделила нас природа?»; игра «С какого дерева упал листок?»; как правильно изготовить гербарий и как его можно использовать. Практическое задание: выполнить работу в технике «Эстамп» - «Лебедь». | 1 |
5 | Осенний натюрморт | Введение понятия «Натюрморт»; какие ошибки мы можем допустить при изображении натюрморта; какую композицию мы можем придумать, используя дары осени. Практическое задание: выполнить полуобъемную работу из пластилина на картоне на данную тему «Осенний букет» | 1 |
6 | Мир лесных духов | Знакомство с мифологическими персонажами славян (водяной, кикимора, баба Яга, Кощей, домовой, русалка…); чтение литературных произведений с участием этих героев (сказки, предания). Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки. | 3 |
7 | |||
8 | |||
9 | Путешествие в мир народной игрушки | Различные виды игрушек, материалы из которых их изготавливали; символ России – матрешка, филимоновская и дымковская игрушка. Практическое задание №1: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки дымковской игрушки. Практическое задание №2: рисование матрешки (акварель + фломастеры) Практическое задание №3: лепка из пластилина филимоновской игрушки. | 3 |
10 | |||
11 | |||
12 | Православные храмы России | Знакомство с самыми главными храмами России, историей их возникновения; правила посещения православного храма. | 1 |
13 | Зимние православные праздники | Отличие Рождества от Нового года; кто такой Дед Мороз и как он связан со Святым Николаем Чудотворцем; Крещение и Крещенские вечера. Практическое задание: выполнение подарочных сувениров к праздникам. | 3 |
14 | |||
15 | |||
16 | Родословная стеклянной бусинки | Почему женщины должны были носить головные уборы; виды головных уборов; украшение головных уборов; введение понятия «Орнамент»; материалы для украшения головных уборов. Практическое задание: коллаж (портрет – вырезка из журнала, головной убор – картон + пластилин, бусины и бисер) | 1 |
17 | Деревянная Русь | Отношение к деревьям на Руси; загадки и поверья о деревьях; где применяли дерево; повторение названия основных деревьев. Практическое задание №1: вышивание дерева на фетре с помощью пуговиц Практическое задание №2: аппликация «Деревянная избушка» Практическое задание №3: «Живое дерево» - натягивание пластилина на картон. | 3 |
18 | |||
19 | |||
20 | Праздник праздников, торжество торжеств! | Масленица, Великий Пост, Вербное воскресение, Пасха – знакомство с историей возникновения данных праздников, просмотр презентаций и отрывка кинофильма. Практическое задание№1: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки. Практическое задание №2: выполнение аппликации «Вербочки» из ватных дисков. Практическое задание №3: выполнение пасхальной открытки (аппликация + орнамент из пластилина) | 3 |
21 | |||
22 | |||
23 | Народная музыка | Прослушивание звучания различных музыкальных инструментов, ознакомление с их названием; разучивание русской народной песни; чем знаменит Митрофан Ефимович Пятницкий | 2 |
24 | |||
25 | Экскурсия в районный краеведческий музей | Экскурсия в зал с крестьянской избой. Изучение предметов быта, вышедших из обихода и одежды крестьян Воронежской губернии. | 1 |
26 | Русские народные сказки о животных | Животный мир России; повторение названия животных; загадки о животных и птицах; чтение русских народных сказок, где главными персонажами являются животные; демонстрация иллюстраций к различным сказкам Практическое задание №1: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки. Практическое задание №2: рисование + натягивание пластилина на картон «Снегирь» Практическое задание №3: поэтапное рисование животного – акварель. | 3 |
27 | |||
28 | |||
29 | Забытые праздники | Аграфена Купальница (6 июля) и Иван купала (7 июля) – традиции и обычаи праздников; русская баня. Практическое задание: венок из цветов и трав (полуобъемная работа из пластилина на основе из картона) | 2 |
30 | |||
31 | У самовара | Знакомство с появлением чая в России, виды чая, правильное заваривание чая. История самовара. Практическое задание: выполнение натюрморта (аппликация + изделия из соленого теста: булочки, батоны, баранки…) | 2 |
32 | |||
33 | Организация сменных выставок | Подготовка и оформление детских поделок для работы сменной выставки на базе школы и детско-юношеского центра | 1 |
34 | |||
35 | |||
36 | Промежуточный контроль | Тестирование. Практическое задание: с помощью пластилина выполнить геометрический орнамент на оконных наличниках русской деревянной избы. | 1 |
ИТОГО | 34 |
Учебно-тематический план 2 года обучения
Задачи 2 года обучения:
-продолжить знакомство воспитанников с основными понятиями, повторить и расширить материал 1 года обучения;
-повторить правила техники безопасности с различными инструментами,
-учить сочетать работу с различными материалами при изготовлении одной поделки;
-развивать речь воспитанников, умение слушать, анализировать и сравнивать информацию, вступать в открытый диалог с педагогом;
-развивать творческий потенциал детей в процессе освоения истории родного края;
-продолжить работу по развитию мелкой моторики руки, тренировки способности координировать движение рук,
-воспитывать доброту, терпимость, любовь к Родине и к родной природе, умение обдумывать свое поведение и делать соответствующие выводы, уважение по отношению к взрослым, родителям.
-воспитывать аккуратность, точность, терпение.
№ п/п | Название тем | Теория | Прак-тика | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 2 | 0 | 2 |
2 | Старинные праздники: Спас | 1 | 1 | 2 |
3 | Русский народный костюм | 1 | 1 | 2 |
4 | Флора и фауна родного края | 2 | 10 | 12 |
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | Русские узоры | 1 | 3 | 4 |
11 | ||||
12 | Старинные праздники: Покров | 1 | 3 | 4 |
13 | Солнце русской поэзии | 2 | 2 | 4 |
14 | ||||
15 | Поэты родного края | 2 | 0 | 2 |
16 | Виртуальная экскурсия по Таловой | 2 | 0 | 2 |
17 | Старинные зимние праздники: Наум грамотник, Никола Чудотворец | 1 | 3 | 4 |
18 | ||||
19 | В гости ёлка к нам пришла | 1 | 1 | 2 |
20 | Куклы-обереги | 1 | 5 | 6 |
21 | ||||
22 | ||||
23 | Благовещенье – православный праздник | 1 | 1 | 2 |
24 | Чудо-мастера | 1 | 3 | 4 |
25 | ||||
26 | Моя родословная | 1 | 1 | 2 |
27 | Семейный портрет | 1 | 1 | 2 |
28 | Русская икона | 1 | 1 | 2 |
29 | Таинства | 1 | 1 | 2 |
30 | Спасибо деду за Победу | 1 | 3 | 4 |
31 | ||||
32 | Летние православные праздники: Троица | 1 | 1 | 2 |
33 | Организация сменных выставок | 0 | 3 | 2 |
34 | ||||
35 | Итоговый контроль | 1 | 1 | 2 |
ИТОГО | 26 | 56 | 70 |
Содержание тем по 2 году обучения
№ п/п | Название тем | Содержание занятий | Общее кол-во часов |
1 | Вводное занятие | Введение в программу: знакомство с тематикой занятий 2 года обучения; повторение правил воспитанников Центра; с инструктажем (правила безопасности в случае ЧС, эвакуационные выходы, ПДД) | 2 |
2 | Старинные праздники: Спас | История возникновения таких праздников как медовый, яблочный и ореховый Спас. Повторение понятия «Натюрморт». Придание объема круглым предметам на рисунке (блик, свет, полутень, тень, рефлекс – отражение от других предметов) Практическое задание: натягивание пластилина на картон | 2 |
3 | Русский народный костюм | Особенности русского народного мужского и женского костюма, технология его изготовления Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки | 2 |
4 | Флора и фауна родного края | Повторение представителей растительного и животного мира родного края Экскурсия в Таловский районный краеведческий музей (зал природы) Практическое задание№1: «Веселый подсолнух» - работа в технике «Бумагопластика» Практическое задание №2: «Разноцветный мир бабочек» - работа в технике натягивания пластилина на картон Практическое задание №3: «Кудрявый барашек» - работа в технике «Квиллинг» Практическое задание №4: «Волшебный цветок» - работа в технике папертоль Практическое задание №5: «Ёжик» - коллективная работа в технике «Бумагопластика» | 12 |
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 | Русские узоры | Повторение понятия «Орнамент» и виды орнамента, введение понятий «симметричный», «асимметричный» Практическое задание №1: «Хоровод» - аппликация из ткани Практическое задание №2: выполнение симметричного узора в круге (на пластинке) из пластилина и семян | 4 |
11 | |||
12 | Старинные праздники: Покров | История возникновения праздника, народные поверья, приметы, связанные с этим праздником Практическое задание №1: пейзаж «Первый снегопад» - аппликация Практическое задание №2: акварель «Грибная семейка» | 4 |
13 | Солнце русской поэзии | А.С. Пушкин – поэт, писатель, сказочник. Чтение произведений А.С.Пушкина по выбору учащихся. Практическое задание: «Золотая рыбка» - натягивание пластилина на картон + использование различного материала | 4 |
14 | |||
15 | Поэты родного края | Знакомство с творчеством поэтов Таловского района, чтение стихотворений, загадок, сказок | 2 |
16 | Виртуальная экскурсия по Таловой | Познавательно-развлекательная игра, в процессе которой дети пытаются угадать объекты Таловой и узнают историю их возникновения | 2 |
17 | Старинные зимние праздники: Наум грамотник, Никола Чудотворец | История праздников, народные поверья, приметы, связанные с этими праздниками Практическое задание№1: «Буквица» раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки Практическое задание №2: поэтапное рисование фигуры Деда Мороза | 4 |
18 | |||
19 | В гости ёлка к нам пришла | Почему ель считается главным деревом на Новый год, откуда появился обычай наряжать ёлку. Практическое задание: выполнение работы в технике «Бумагопластика» | 2 |
20 | Куклы-обереги | Повторение известных видов игрушек, материалы из которых их изготавливали, куклы-обереги, их предназначение, старинные праздники, с которыми они связаны. Практическое задание №1: рисование куклы Масленицы Практическое задание №2: изготовление куклы-пеленашки из лоскутков Практическое задание №3: изготовление куклы «Мартинички» | 6 |
21 | |||
22 | |||
23 | Благовещенье – православный праздник | Житие Богородицы, Богородичные праздники, история данного праздника, иконография праздников. Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки. | 2 |
24 | Чудо-мастера | Рассказ о гжельской и хохломской росписи, история возникновения данных промыслов на Руси Практическое задание№1: выполнение аппликации из готовых элементов Практическое задание №2: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки | 4 |
25 | |||
26 | Моя родословная | Закрепление понятий «родословная», отношения между родственниками, как общались родственники в старину, семейное древо, гордишься ли ты своими предками, что такое домострой Практическое задание: составление семейного древа | 2 |
27 | Семейный портрет | Портрет как жанр изобразительного искусства, правила поэтапного рисования портрета Практическое задание: портрет родственника | 2 |
28 | Русская икона | Что такое икона, различные виды икон, кто изображается на иконах, известные иконописцы Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки. | 2 |
29 | Таинства | Таинства русской православной церкви, повторение правил поведения в храме Практическое задание: раскрашивание по готовому образцу с учетом правильного выполнения штриховки | 2 |
30 | Спасибо деду за Победу | Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. п.Таловая Экскурсия в Таловский районный краеведческий музей («Зал воинской славы») Практическое задание: изготовление поздравительной открытки для семьи к 9 Мая | 4 |
31 | |||
32 | Летние православные праздники: Троица | История возникновения праздника, значение Троицы для православных христиан Практическое задание: «Березка» - натягивание пластилина на картон + выкладывание узора бисером | 2 |
33 | Организация сменных выставок | Подготовка и оформление детских поделок для работы сменной выставки на базе школы и детско-юношеского центра | 2 |
34 | |||
35 | Итоговый контроль | Тестирование. Выполнение творческого задания: рисунок (цветные карандаши) + сказочные персонажи = коллаж | 2 |
ИТОГО | 70 |
Методическое обеспечение программы
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов. Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о теме и обсуждение материала в ходе открытого диалога педагога и воспитанников. Практическая часть занятия включает в себя различные творческие задания – выполнение работ практического характера. В данном возрасте ребенку необходимо активное действие, только в живом процессе он творчески развивается и по-настоящему усваивает, т.е. приобретает личный опыт. И тут воспитанникам предлагаются различные совместные дела: лепка, рисование, бумагопластика и многое другое, что также имеет свой воспитательный эффект, т.к. учит ребенка правильной организации совместного действия, развивает чувство единения с другими людьми.
Важным условием в данной программе является подбор материала по принципу «от простого к сложному», содержание тем подбирается в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся младшего школьного возраста, их внутренними и внешними проблемами.
По дидактическим целям выделяются две группы методов обучения по данной программе: методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, и методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний. К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (объяснение, беседа, дискуссия, иллюстрация и видеометод); эвристические методы обучения (эвристическая беседа). Ко второй группе относятся: упражнения (выполнение творческих заданий практического характера, дидактические игры).
Объяснение - словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп.
Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед: эвристическая беседа (учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов); сообщающая беседа (для сообщения новых знаний); закрепляющая беседа (применяется после изучения нового материала); индивидуальная беседа (вопросы адресуются одному учащемуся); фронтальная беседа (вопросы адресуются учащимся всего класса).
Дискуссия (лат. discussio - рассмотрение, исследование) - метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.
Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления. В качестве иллюстрации используются различные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм.
Видеометод. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (видеомагнитофонов и компьютеров) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.
Практический метод отличается тем, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Функция этого метода - углубление знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.
Дидактические игры - это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Назначение данного метода — стимулировать познавательный процесс.
Большое значение в данной программе уделяется наглядности (рассматривание и обсуждение репродукций, картин, икон) и ТСО (просмотр мультфильмов и фильмов обучающего характера с целью дальнейшего обсуждения, подбор слайдов – создание презентаций на компьютере). Это обусловлено также возрастными особенностями учащихся.
Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, воздействующие на ее извне – путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, посильных ребенку, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход и т.д.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Основная задача педагога на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебной программы, предполагают наличие учебного кабинета с хорошим освещением и материалов, необходимых для занятий по ИЗО и ДПИ:
1.Наглядные пособия:
-плакаты по технике безопасности,
-таблицы для демонстрации поэтапного изготовления изделий техники «Оригами»,
-образцы изделий.
2.Шаблоны.
3.Материалы и инструменты для работы:
ножницы, ножи, линейки, циркуль, карандаши, клей, бумага, проволока, коробки, бисер, пластилин, пластиковые бутылки, природный материал, шерстяные нитки, лоскутки, краски, фантики, ленты, тесьма…
Из дидактического обеспечения необходимо наличие учебных картин и схем, а также современные ТСО.
Литература для педагога
- Л.В.Сурова Православная школа сегодня. Книга для учащихся и учащих. – Издательство Владимирской епархии, 1999г.
- Энциклопедия православной жизни / Г.Калинина, Г.Стромынский. – Т., «Имидж Принт», 2009г.
- Праздники Православной Церкви / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
- Первые шаги в православном храме / Е.В. Тростникова. – М., «Эксмо», 2009г.
- Н. Опрышко Православные святые. Почитание и прославление. – М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002г.
- Большая энциклопедия начальной школы, 1-4 класс.: рисование и природоведение. Сост. А.А.Рудковская, Е.Б.Спасская. – М.,«Олма Пресс», 2002г.
- Круглый год. Русский земледельческий календарь. – М., «Правда», 1991г.
Литература для детей
- В.В.Выгонов Изделия из бумаги – М., «МСП», 2001г.
- А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. – Украина, 2006г.
- Е.Г.Лебедева Простые поделки из бумаги и пластилина. – М., «АйрисПресс», 2005г.
- Я познаю мир: Мировая художественная культура: Дет. энцикл. / Е.Ю.Пархоменко. – М., «Издательство АСТ», «Ермак», «Издательство Астрель», 2003г.
- Я познаю мир: Литература: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Я познаю мир: Культура: Дет. энцикл. / Н.В.Чудакова. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Я познаю мир: История: Дет. энцикл. /Н.В.Чудакова, А.В. Громов. – М., «Издательство АСТ-ЛТД», 1997г.
- Узоры из бумаги: белорусская выцинанка. Н. Соколова-Кубай. – «Культура и традиции», Тверь 2006.
- В.В.Выгонов Изделия из бумаги – М., «МСП», 2001г.
- А.Ллимос Бумага: чудесные поделки. – Украина, 2006г.
- Е.Г.Лебедева Простые поделки из бумаги и пластилина. – М., «АйрисПресс», 2005г.
- // Коллекция идей, №6(57), 2007г.
- Веселая мастерская. – М., 1958г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
Программа дополнительного образования "Истоки русской культуры"
Модульная образовательная программа имеет культурологическую направленность. Программа предполагает не только изучение родного края, языка и культуры русского народа, но и практическое освоение различ...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога"
Представлена модифицированная дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования социально - педагогической направленности "Познай себя. Школа юного психолога". Это программ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Задачи прикладной направленности»
Данная программа рассчитана для учащихся в возрасте 14-15 лет, интересующихся предметом математики и желающих достичь более высоких результатов в основной учёбе.Программа направлена на формирование на...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Экологическое проектирование"
В программе дополнительного образования предложено подход к разработке раздела проектно-сметной документации “Охрана окружающей среды”, элементы ландшафтоведения и строительной климатологии объединить...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования «Декоративно – прикладное искусство» для детей 7-16 лет
Дополнительная общеобразовательная программа "Декоративно - прикладное искусство" относится к художественной направленности, является одной из программ по реализации задач всестороннего, гар...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования
Вокально-инструментальное направление программы предназначено для обеспечения эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью пению и игре на музыкально-духовых инструментах....