Музыка великого армянского композитора Комитаса в исполнении ансамбля Armenian Voices.
занимательные факты по мхк по теме

Хлопов Михаил Владимирович

Комитас (настоящее имя Согомон Согомонян, родился в 1869 году, умер в 1935 году) — выдающийся армянский композитор.

 

Патараг Комитаса.

         Патараг - название музыкального сопровождения христианского богослужения в армянской церкви (литургии, обедни). Литературная основа Патарага (первоначально перевод с греческого языка) представляет собой армянскую редакцию восточно-христианской литургии с рядом оригинальных вставок. В древности в музыке П. преобладали речитатив и псалмодия. Со временем развиваются более распевные формы хорового (силлабического, кантиленного) и сольного (протяжного, мелизматического) пения. В 12 в. выразит. средства П. обновил и поднял на новый художественный уровень Нерсес Шнорали Сладкопевец. В 19 в. созданы многочисленные Патараги для хора с использованием традиционного мелодического материала. Среди них выделяются: Патараг гомофонно-гармонического склада М. Г. Екмаляна, создавшего величественную и благозвучную лирико-эпическую музыку, и полифонический по фактуре Патараг Комитаса - произведение кантатно-ораториального типа с элементами концертности, с лирическими и драматическими эпизодами.

         Комитас начал работу над Литургией в 1899 году (по другим сведениям, ещё в 1892 году), и писал её с перерывами вплоть до 1915 года. Существует несколько версий-аранжировок и реконструкций этого произведения. Первый вариант был сделан для мужского хора и исполнен хором семинаристов и священнослужителей Эчмиадзина во время траурного богослужения на отпевании католикоса всех армян Мкртича I в 1907 году (от этой версии сохранились только небольшие фрагменты). В Армянской апостольской церкви богослужебная музыка исполнялась традиционно мужскими голосами - но тем не менее Комитас сделал аранжировку своей Литургии также и для смешанного хора (около 1910 года), в расчёте на исполнение руководимым им стамбульским армянским хором "Гусан", состоявшим из около 300 певцов. Новая редакция Литургии для мужского хора была составлена в 1914-1915 годах, поскольку хор "Гусан" был распущен в связи с мобилизацией мужчин на военные действия и перед Комитасом встала задача сделать аранжировку для небольшого мужского ансамбля (эта версия ближе всего исполнению Armenian Voices). Этот вариант был впервые исполнен на богослужениях 17 и 18 апреля 1915 года, соответственно в Великую Субботу и на Пасху. Следующее исполнение было намечено на 2 мая, но оно не состоялось, поскольку 24 апреля начались репрессии турецких вастей против армянского населения. Комитас был также арестован, его архив был разграблен и частично уничтожен, от всего пережитого его психическое состояние здоровья ухудшилось, и более он так и не излечился...
Впоследствии учениками и коллегами Комитаса были предприняты попытки собрать сохранившееся наследие мастера. В 1933 году ученик Комитаса Вардан Саргсян составил из оставшихся фрагментов свою редакцию Литургии и издал её в Париже. В 1997 году музыковед Роберт Атаян выпустил новое, критическое издание Литургии, с альтернативными фрагментами и вариантами.
Неизвестно, какой вид имело это бы хоровое полотно, если бы композитор закончил его и оно бы заблистало во всей своей красе. Но и во тех вариантах, которые имеются, это величественное творение производит неизгладимое впечатление.

Обработки армянских народных песен.

 

Биография композитора:

 Отцом Согомона был Геворк Согомонян — сапожник, который любил музыку, сочинявший песни и обладавший красивым голосом. Музыкальными способностями отличалась также мать композитора — Тагуи, которая была ковровщицей.

Детство Согомона было безрадостным и полным лишений. Он потерял мать, когда ему ещё не было и года. Из-за занятости отца заботу о ребёнке взяла на себя бабушка. В 7 лет Согомон поступил в местную начальную школу, после окончания которой отец его отправил в Бурсу — продолжать обучение. Последнее ему не удалось, и 4 месяца спустя он вернулся домой окончательно осиротевшим: скончался отец, а Согомону было лишь 11 лет.
Согомона часто видели спящим на холодных камнях прачечной. Он превосходно пел, и не случайно, что в Кутине его называли «маленьким бродячим певцом».
Своему восхитительному голосу Согомонян был обязан также и тому событию, которое навсегда изменило его жизнь. В 1881 году священник Кутины Г. Дерцакян должен был уехать в Эчмиадзин — принимать сан епископа. По просьбе католикоса он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту — на учёбу в Эчмиадзинской духовной семинарии. Из 20 сирот был выбран 12-летний Согомон. Поскольку в это время в Кутине запрещалось говорить по-армянски, мальчик говорил на турецком и на приветствие католикоса Геворка IV ответил: «Я не говорю по-армянски, если хотите — спою». И своим красивым сопрано спел армянский шаракан (духовный гимн), не понимая слов. Благодаря исключительным способностям Согомон за короткое время в совершенстве овладевает армянским языком.
В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха. В 1893 он завершает обучение в семинарии, затем принимает сан священника и имя католикоса Комитаса — выдающегося поэта VII века, автора шараканов. В семинарии Комитас назначается учителем музыки. Параллельно с преподаванием Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обработки народных песен, пишет первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита. Осенью того же года уезжает в Тифлис, учиться в музыкальном училище. Но, встретившись с композитором Макаром Екмаляном, получившим образование в Петербургской консерватории, меняет свои намерения и изучает у последнего курс гармонии. Эти занятия стали своеобразной предтечей и крепкой основой для овладения европейской техникой композиции.
Дальнейшие события жизни Комитаса были связаны с крупным музыкальным центром Европы — Берлином, куда он уехал учиться по протекции католикоса, получая финансирование от крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна. Комитас поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями последнего, Комитас также посещает императорский университет Берлина — лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки. В годы учёбы он имел возможность общаться с европейской музыкой — ещё более обогащая запас знаний, заниматься музыкально-критической деятельностью. По приглашению Международного музыкального общества он провел лекции, посвящённые армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой.
В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин и сразу разворачивает свою музыкальную деятельность. В короткое время он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии, создаёт небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора. Он обходит разные районы Армении, записывая тысячи армянских, курдских, персидских и турецких песен, создает обработки песен. Серьёзно занимается также научно-исследовательской работой, изучает армянские народные и духовные мелодии, работает над расшифровкой армянских хазов, над теорией гласов. Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Композитор начинает задумываться и над большими, монументальными музыкальными формами. Намеревается создать музыкальный эпос «Сасна црер» и продолжает работу над оперой «Ануш», которую начал ещё в 1904 году.
В 1910 году Комитас оставляет Эчмиадзин и уезжает в Константинополь. Он думал, что там он найдет такую среду, которая поймет, защитит и поощрит его деятельность, и тут он сможет претворить свои мечты в реальность. Комитас хотел создать национальную консерваторию, с которой связывал дальнейшую музыкальную судьбу своего народа. Но композитору не удается осуществить это предприятие (впрочем, как и многие другие). Его вдохновенные идеи встречали лишь холодное безразличие местных властей.
В Константинополе Комитас организовал смешанный хор из 300 человек, назвав его «Гусан». Последний пользовался большой популярностью. В его концертной программе основное место принадлежало армянским народным песням. Комитас часто проводил свое время в поездках с докладами и лекциями, выступая в своих концертах как солист и дирижёр. Композитор превосходно владел флейтой и фортепиано. Он был одарен большой силой воздействия на своих слушателей.
Искусством Комитаса были покорены известные музыканты: Венсан д’Энди, Габриэль Форе, Камиль Сен-Санс. В 1906 году после одного из концертов выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!» В Константинополе Комитас не нашёл бескорыстных единомышленников, которые помогли бы осуществить его планы. Более того: если в Эчмиадзине он был со своим родным народом, был близок к его быту и искусству, то в Константинополе он был лишён и этого. Тем не менее, он продолжал напряженно работать. Особое внимание уделяет Комитас созданию духовных произведений. В этой сфере его шедевр — «Патараг» («Литургия»), написанный для мужского хора.
Не менее важной областью было для него и музыковедение. В Париже на конференции Международного музыкального общества он читает два доклада: «Армянская народная музыка» и «О старой и новой нотописи армянской духовной музыки», которые вызвали большой интерес среди участников конференции. Комитасу предлагается также прочесть дополнительный доклад на тему: «О времени, месте, акцентуации и ритме армянской музыки».
В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению части армянского народа. В апреле 1915 года вместе с целым рядом выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Несмотря на то, что благодаря влиятельным личностям Комитас был возвращён в Константинополь, пережитый кошмар оставил глубокий, неизгладимый отпечаток в его душе. Комитас уединился от внешнего мира, укрылся в своих мрачных и тяжёлых думах — сломленный и печальный.
В 1916 году здоровье Комитаса ухудшилось, и его поместили в психиатрическую клинику. Однако не было никакой надежды на выздоровление. Медицина оказалась бессильной перед губительной болезнью. Гений армянской музыки нашёл свое последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.
22 октября 1935 года Комитас скончался.

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий внеклассного мероприятия по истории и МХК по теме "Великие немецкие композиторы"

Конкурсная программа для учащихся 10-11 классов. Посвящается немецким композиторам: Л. ван Бетховену и В.А. Моцарту....

Урок музыки в 4-м классе по теме «Народная музыка в творчестве композиторов.»

Тема урока:  Народная музыка в творчестве композиторов.Цели:а) Образовательная:  познакомиться со старинными обрядами в сценах народных праздников оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" и узн...

Презентация к уроку английского языка по теме "Классическая музыка. Великие композиторы"

Данная презентация поможет в проведении урока по теме "Музыка", выполнена в виде тестового задания, в процессе выполнения обучающиеся проверят свои знания имен и произведений великих композиторов...

презентация о великом русском композиторе М.И.Глинке

презентация о великом русском композиторе М.И.Глинке для учащихся старших классов.—Родился М.И Глинка в селе Новоспасском – сказочно красивом уголке Смоленской губернии, расположенном на берегу реки Д...

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: Музыка на мольберте. Композитор – художник.

Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...