сценарий внеклассного мероприятия по истории и МХК по теме "Великие немецкие композиторы"
методическая разработка (история, 10 класс) по теме
Конкурсная программа для учащихся 10-11 классов. Посвящается немецким композиторам: Л. ван Бетховену и В.А. Моцарту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
scenariy_vneklassnogo_meropriyatiya_po_istorii_i_mhk.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по истории и МХК
Тема: «Великие немецкие композиторы»
Задачи мероприятия: познакомить учащихся с творчеством Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта; развивать интеллектуальные способности учащихся, воображение, ассоциативное мышление; воспитывать чувство сострадания, чувство прекрасного.
(учащимся 10-11 классов заранее дается задание – познакомиться с жизнью и творчеством этих композиторов).
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Наше мероприятие посвящено жизни и творчеству двух великих немецких композиторов – Л. ван Бетховена и В.А. Моцарта (слайд №1). В 2011 г. весь музыкальный мир отмечал 255-летие со дня рождения В.А. Моцарта. В 2012 г. исполнилось 185 лет со дня смерти Л. ван Бетховена (слайд №2). Перед вами два высказывания великих русских деятелей культуры (слайд № 3,4), посвященные этим двум великим немецким композиторам:
1) «Ты, Моцарт, бог,
И сам того не знаешь…» (А.С. Пушкин)
2) «Бетховен – это слава и гордость всего цивилизованного человечества. Его помыслы и чувства близки и дороги всем…» (Д.Шостакович)
В нашем мероприятии сегодня участвуют две команды – по 5 учащихся из 10 и 11 классов. Они будут соревноваться друг с другом, показывать свои интеллектуальные в и творческие возможности.
Пока команды занимают свои места за столами, я представляю членов жюри, которые и будут оценивать все ваши ответы, вашу работу (идет представление членов жюри).
Зрители также могут помочь победить своей команде, т.к. для вас также будут даны задания, выполнив которые, вы получите дополнительные баллы для своей команды.
II. Конкурсная программа.
Ведущий: Итак, первый тур – «Разминка». Я задаю вопрос. Команда, которая быстрее поднимет сигнальный флажок, получает возможность ответить. За правильный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то вторая команда может ответить и получить 1 балл за правильный ответ.
Вопросы:
1) Где родился В.А. Моцарт? (в Австрии, г. Зальцбург)
2) В каком возрасте Моцарт начал играть на клавесине? (в 4 года)
3) Моцарта часто называли «чудо-ребенком». Как это звучит по-немецки? (Wunderkind)
4) На каких музыкальных инструментах играл Моцарт? (скрипка, клавесин, орган)
5) В каком возрасте Моцарт познакомился с нотами? (в 6 лет)
6) Какой инструмент Моцарт называл «королем инструментов» и говорил, что «играть на нем – это его страсть»? (орган)
7) Родина Л. ван Бетховен? (Германия, г. Бонн)
8) В каком возрасте Бетховен дал свой первый концерт? (в 8 лет, но в афишах было написано, что ему 6 лет)
9) На каком факультете в Боннском университете учился Бетховен? (философском)
10) Кому посвятил Бетховен свою 3 симфонию? (сначала Наполеону Бонапарту; потом, узнав, что Наполеон провозгласил себя императором, переименовал ее в «Героическую»)
11) Как назвал поэт Людвиг Рельштаб сонату №14, написанную Бетховеном? («Лунной сонатой»)
12) В каком возрасте Бетховен потерял слух? (в 26 лет)
Ведущий: Сейчас жюри назовет итоги разминки (оглашаются результаты разминки).
- Второй тур – «Связующее звено». Перед вами логические схемы, в которых отсутствует одно связующее звено. Ваша задача – найти это звено (слайд №5). Сколько звеньев найдете, столько баллов и заработаете. Вам дается на размышление 5 минут. Можете совещаться, затем свои ответы запишите на листочках бумаги и сдадите членам жюри, которое и оценит ваши ответы.
1 схема – «Пушкин - ? – Моцарт»
2 схема – «Бетховен - ? – Моцарт»
3 схема – «Бетховен - ? – Гете»
(ответы: 1 схема – Пушкин является автором «Маленьких трагедий», героем одной из которых является Моцарт и т.п.;
2 схема – оба немецкие композиторы; говорили на немецком языке; оба жили в XVIII веке; Бетховен был учеником Моцарта 1 месяц; оба писали оперы и т.п.
3 схема – оба немцы; оба жили в XVIII веке; Бетховен писал музыку к стихам Гете; встречались лично и т.п.)
- Сейчас жюри назовет итоги второго тура.
Ведущий: Третий тур – «Говорят документы». Перед вами отрывки из документов или произведений, связанных с этими композиторами и к каждому даются вопросы.
1) Из «Завещания Бетховена» (слайд №6).
«На 28 году жизни я принужден уже стать философом; это не легко, а для артиста труднее, чем для кого-либо… Желаю вам, чтобы ваша жизнь сложилась лучше, безмятежнее, нежели моя, внушайте вашим детям добродетель, ибо в ней одной, а не в деньгах, обретается счастье, говорю это по опыту; именно она помогла мне устоять даже в бедствии, ей, наряду, с моим искусством, я обязан тем, что не покончил жизнь самоубийством…».
О каком бедствии ведет речь Бетховен? (о своей глухоте)
2) Отрывок из «Маленьких трагедий» (слайд №7)
«Недели три тому назад,
пришел я поздно домой.
Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего – не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашел и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в черном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Реквием и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать – и с той поры за мною
Не приходил мой черный человек.
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Реквием. Но между тем я…
Мне совестно признаться в этом…
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду
Как тень он гонится».
Вопрос: С чем у вас ассоциируется черный человек, приходивший к Моцарту? (со смертью, т.к. вскоре после написания «Реквиема» Моцарт и скончался).
- Вот как сказал об этом сам Моцарт: «Мысли путаются, силы слабнут, а образ незнакомца всюду преследует меня. Он постоянно торопит меня, упрекает… Чего мне страшиться? Я чувствую, что близок мой час, близка моя смерть! Реквием, который я пишу только для себя, будет моим лучшим произведением, но и моей лебединой песней!»
Ведущий: Пока жюри подводит итоги трех конкурсов, я хочу задать вопросы болельщикам команд. Кто ответит правильно, принесет своей команде дополнительные очки.
Вопросы:
1) Почему долгое время ходили слухи о том, что Моцарт был отравлен? (композитор Сальери перед смертью признался в этом)
2) От чего на самом деле умер Моцарт, по мнению врачей? (от опухоли)
Ведущий: Сейчас жюри назовет промежуточные итоги трех этапов.
- Четвертый тур – «Ожившие слова». Перед вами слова, произнесенные этими композиторами. Вы должны определить, кому именно принадлежат эти высказывания, и когда он мог их произнести.
1) «Рукоплещите, друзья, комедия окончена…» (слова принадлежат Бетховену; произнес за несколько часов до смерти).
2) «Гений и злодейство – две вещи несовместные…» (Моцарт в «Маленьких трагедиях» Пушкина).
3) «Я умираю, не воспользовавшись плодами моего гения! А жизнь была так прекрасна! Все возвещало завидную будущность! Судьба неумолима…» (Моцарт, сказал перед смертью друзьям и жене).
4) «Прискорбнее всего для меня – и я этого не скрываю, - то, что я временно обречен на полное бездействие …» (Бетховен, писал так в письме другу потому, что врачи посоветовали ему перестать сочинять и исполнять музыку, для того чтобы избежать глухоты).
Ведущий: Сейчас жюри назовет итоги этого тура. А мы переходим к пятому конкурсу – «Музыка и не только». Сейчас будет звучать некая мелодия, принадлежащая перу одного из этих композиторов. Пока она звучит, вы должны нарисовать или описать словами те ассоциации, которые возникнут у вас при прослушивании этой мелодии. Время звучания – 5 минут, соответственно и время работы – 5 минут. Затем вы представите свою работу. Та команда, которая правильно определит название произведения и его автора, получит дополнительные баллы.
- Но прежде чем начнет звучать мелодия, я дам задание и болельщикам. Вам даны карточки с названиями разных музыкальных жанров (Приложение 1). Вы можете помочь своим командам заработать дополнительные баллы при следующем условии: 1 команда должна определить жанры, в которых работал Моцарт, а 2 команда – жанры, в которых работал Бетховен. Результаты своей работы болельщики сдают в жюри, которое оценит правильность выполнения задания.
(для команд звучит одно из произведений Бетховена – «Лунная соната», либо «Маленькая ночная серенада» Моцарта; возможны другие варианты).
Ведущий: Сейчас жюри назовет итоги этого конкурса.
- Мы начинаем шестой конкурс – «Автора, автора!». Я раздаю командам карточки с названиями произведений этих композиторов (Приложение 2). Вы должны определить, какие из них принадлежат Бетховену, а какие Моцарту.
Ведущий: Жюри подведет итоги этого конкурса. Наступает последний конкурс – «Домашнее задание». Условия этого конкурса: вы должны были познакомиться с жизнью и творчеством этих великих композиторов, выбрать какие-то интересные моменты и представить их в виде инсценировки, презентации, в общем, как подскажет ваша фантазия. Здесь вам могут помогать и болельщики. Время представления вашего домашнего задания – 5 минут.
Ведущий: Пока жюри подводит итоги домашнего задания и общий итог, я приведу некоторые интересные факты из жизни композиторов.
- В 1770 году В.А. Моцарт получил из рук Папы Римского орден «Золотые шпоры», который до него получил только Кристофор Глюк. В этом же году Моцарт пишет оперу, а в августе Болонская академия избирает его своим членом (академику было всего 14 лет). Умер же Моцарт в 35 лет, в декабре 1791 г. Похороны были по последнему разряду: в общей могиле для бедняков. И когда позже попытались найти его могилу, было поздно: сторож умер, а братских могил было много.
Бетховен же умер в 1827 г. В последний путь его провожали 20 тысяч человек. Друг композитора актер Аншютц произнес речь: «Он был художник, но и человек, человек в высшем смысле… Он был одинок…Но вплоть до конца он сохранял для всех людей свое человеческое сердце…Таков был он, таким останется на все времена…О нем можно сказать, как ни о ком другом: он совершил великое, в нем не было ничего дурного. Уйдите отсюда печальными, но собранными». Так закончилась жизнь этих величайших гениев.
III. Заключительный этап.
Ведущий: На этом наш конкурс завершен. Жюри готово огласить его результаты.
(Жюри подводит итоги конкурса, награждает команды грамотами и призами).
Ведущий: На прощание хочется пожелать: слушайте хорошую музыку, ибо все проходящее, а музыка - вечна.
Приложение 1.
Дивертисмент, квартет, концерт, опера, реквием, серенада, симфония, рондо, фуга, соната, скерцо, фантазия, квинтет, увертюра, марш
Приложение 2.
«Свадьба Фигаро», «Эгмонт», «Соната №14 («Лунная»), «Дон Жуан», «Фиделио», «Торжественная месса», «Реквием», «Турецкое рондо», «Аппассионата», симфония «Пасторальная», «Волшебная флейта», симфония №3 («Героическая»), «Маленькая ночная серенада»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий внеклассного мероприятия по истории "История создания Российской армии"
Сценарий можно использовать при проведении недели истории, внеклассного мероприятия по истории...
Сценарий внеклассного мероприятия по истории села
Внеклассное мероприятие...
Сценарий внеклассного мероприятия. Тема: «История пожарной части села Урванова »
Внеклассное мероприятие по теме: «ИСТОРИЯ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ СЕЛА УРВАНОВА » проводилось в рамках месячника пожарной безопасности с целью формирования представлений учащихся об истории пожарной службы сел...
Сценарий внеклассного мероприятия по истории для 5-9 классов "Занимательная история»
В первом туре разыгрываются вопросы, совершенно не связанные между собой, своего рода "всякая всячина". Основными критериями их отбора являются правдоподобность и информативность. Последнее озна...
Сценарий внеклассного мероприятия по истории ко дню освобождения
Сценарий внеклассного мероприятия по истории ко дню освобождения города Андреаполя от немецко - фашистских захватчиков. Может быть использован учителями истории и педагогами организаторами...
Сценарий внеклассного мероприятия по истории и обществознанию "Слабое звено"
Сценарий внеклассного мероприятия по истории и обществознанию "Слабое звено". игра проводиться среди учеников 5-9 классов...
СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, посвященного 76-летию ОСВОБОЖДЕНИЯ ВЯЗЬМЫ от немецко - фашистских захватчиков «Танго сожженной Вязьмы»
1 Ведущий: В этом году мы отметили 76-лет со дня освобождения Вязьмы от немецко-фашистских захватчиков. Великая Отечественная война стала самым тяжелым испытанием для нашего народа за всю его ист...