Художественная культура коренных народов Америки
презентация к уроку по мхк (8 класс) на тему
Презентация даст представление о художественной культуре доколумбовой Америки как о части духовной культуры
человечества того времени. Цивилизации этих народов носили религиозный культовый характер, в котором отразилось их
стремление к обеспечению плодородия и продолжению жизни рода. Подтверждение тому мы находим
во всех формах американского искусства того времени: архитектуре, ритуальной живописи, скульптуре, прикладном искусстве, где символический
орнамент и пиктографические надписи воспроизводились при изготовлении керамических изделий, ткачестве одеял и накидок пончо, плетении корзин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.61 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Искусство народов Центральной и Южной Америки сложилось на территории гигантского Американского континента до появления на нем европейцев. Среди многочисленных культур Нового Света в доколумбову эпоху наиболее развитыми были культура майя (X в. до н.э. - XII в. н.э.) и ацтеков (1325-1521) в Центральной Америке, а также инков (1438-1536) в Южной Америке. Цивилизации этих народов носили религиозный культовый характер, в котором отразилось их стремление к обеспечению плодородия и продолжению жизни рода.
КУЛЬТУРА МАЙЯ В первой половине I тысячелетия до н.э . сложилась цивилизация индейцев майя, сугубо религиозная в своей основе. Под защитой всесильных богов и могущественных царей майя воздвигали города с изящными храмами, гигантскими дорогами-дамбами , ступенчатыми пирамидами и дворцами. Представления майя о мире, состоящем из тринадцати верхних сфер и девяти нижних, обусловили внешний вид архитектурных сооружений, которые всегда воздвигались на стилобатах - огромных насыпях из земли и щебня, покрытых сверху толстым слоем штукатурки или облицовкой из камня. Они соотносились в представлениях майя с мировым древом, растущим в центре вселенной, и еще четырьмя древами, ориентированными по сторонам света.
Для древней архитектуры майя были характерны три типа сооружений. Первый из них – храм. Лестница тянулась непрерывно от основания к вершине : угол ее наклона и ширина верхней площадки перед храмом были сооружены с таким расчетом, чтобы зрители , находившиеся у подножия большой лестницы, не могли видеть то, что происходит на ее вершине. Поэтому , когда обрядовая процессия жрецов поднималась к храму , на вершине она вдруг исчезала из поля зрения толпы и как бы растворялась в поднебесье .
Второй тип сооружений - дворец - возводился на невысоком ( 10-15-метровом) стилобате с двумя широкими входными лестницами по противоположным сторонам и представлял собой либо одно узкое, вытянутое в длину здание, делившееся внутри на несколько помещений, либо группу зданий, расположенных вокруг больших и малых дворов . Там проживали знатные члены общества и жрецы.
К третьему типу строений относятся стадионы - своеобразные сооружения для культовой игры в каучуковый мяч. Стадионы представляли собой площадку для игры , ограниченную по обеим сторонам массивными и очень широкими стенами, с которых зрители наблюдали за игрой и на которые они поднимались по лестницам , расположенным снаружи.
Эти основные типы сооружений практически не менялись на протяжении всей многовековой истории народов Мезоамерики . Простота геометрических форм, соразмерность частей и умелое использование природных террас обусловливали органичное слияние построек с окружающим ландшафтом. Гармоничному сочетанию нерукотворной природы и рукотворных зданий способствовала также цветовая гамма : покрытые алым и белым стуковым рельефом стены зданий на фоне голубого неба и зеленой тропической растительности выглядели очень эффектно. Все сооружения украшались орнаментом, рельефами и статуями в нишах.
Майя стремились передать характерные особенности своей внешности: длинный крючковатый нос, своеобразное уплощение лба, «глаз бога» и «клыки ягуара». Чтобы развить косоглазие, которое считалось у майя одним из главных признаков красоты , к волосам младенца прикреплялся каучуковый шарик, свисавший между глаз; чтобы сделать череп более плоским и удлинить линию лба, к головке спереди плотно прибинтовывали деревянную дощечку; зубы подпиливали, придавая им остроконечную форму.
В живописи акцент делался на изображение военных сцен и символики войны. Майя создали иероглифическое письмо и фольклор, основными жанрами которого являлись гимническая и обрядовая поэзия, эпические и календарные песни, связанные с циклом сельскохозяйственных работ.
КУЛЬТУРА АЦТЕКОВ В начале XV в. после упорной борьбы отдельных племен в долине Мехико возникло ацтекское государство, главный город которого Теночтитлан («плодовое дерево , которое растет из камня»), или Мехико («место Мехитли ». Легенда гласит, что по велению верховного бога Мехитли , или, как его чаще называли, Уицилопочтли , ацтеки должны были поселиться там, где они увидят орла, сидящего на кактусе и пожирающего змею. Завоевав обширные территории, ацтеки создали могущественную империю , основанную на насилии и пропаганде войны. Их кровавые обычаи были связаны с представлениями о том, что человечество пережило четыре эры, связанные с богами солнца и окончившиеся катастрофами, и живет в пятую, отсрочить конец которой можно, сохраняя силы и молодость бога солнца и других богов с помощью «чудесной жидкости» - крови погибших воинов и жертв. Смерть, таким образом , порождала жизнь и воспринималась как средство поддержания космического порядка и всеобщего благоденствия основанный на этих верованиях ритуал жертвоприношения выглядел так: сперва воины-ягуары и воины-орлы у подножия пирамиды около жертвенника вырывали у жертвы сердце, а верховный жрец возлагал его к ногам идола, стоящего на вершине стилобата у входа в храм; Массовые человеческие жертвоприношения носили нарочито театрализованный характер и сопровождались , игрой на обрядовых инструментах, пением и ритуальными танцами.
Этот ритуал отразился и в рукописях. Поскольку существование и расцвет государства ацтеков были целиком основаны на военном могуществе, их столица представляла собой цитадель на неприступном укрепленном острове. Для сообщения с материком служили три массивные дамбы, прорезанные в нескольких местах каналами. Подъемные мосты через каналы поднимались в случае опасности. Теночтитлан имел правильную планировку и тоже был испещрен каналами. Центром города являлась прямоугольная площадь, стороны которой образовывали три дворца правителей и храм верховного божества - бога войны Уицилопочтли .
Образцом изощренного символизма в культовой ацтекской скульптуре может служить двусторонняя базальтовая статуя богини земли Коатликуэ («одетая в одежду из змей»), матери Уицилопочтли . Согласно легенде, дева Коатликуэ зачала от упавшего с неба шара из перьев и родила ацтекского бога солнца и войны уже готовым для сражения, в боевой раскраске.
Несмотря на кажущуюся дикость ацтеков – они были очень творческим народом. Ацтеки увлекались скульптурой и гончарством, а также художественной росписью. Они разработали художественные символы, которые наносились на ацтекских воинов в виде татуировок, описывающих их достижения. Они также любили поэзию: Вот он - цветок, вот она - песня; золото лью, изумруды сверлю я, их оправляю: вот моя песня! Счастлив, кто песню шлифует, как камень, чтоб сияла, как щит с опереньем кецаля ! Чтят тебя вровень с божественной птицей с красно-пламенной, с зелено-синей; сердцем возрадуйся, пей многоцветье , песню впивай из ярких рисунков. Ты простираешь крылья кецаля , в черном, в зеленом ты оперенье, о птица лиловая с красной шеей, цветок ярко-желтый слетел на землю - пей его мед!
ИСКУССТВО НАРОДОВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ , КУЛЬТУРА ИНКОВ Великая империя индейских народов кечуя Южной Америки сложилась в первой половине II тысячелетия до н.э. и занимала территорию нынешнего Перу, части Эквадора, Боливии, Аргентины, и Чили. Пика своего расцвета культура народов кечуа достигла в XII-XVI вв., когда их возглавило племя инков. Инки создали государство Тауантинсуйу , которое контролировало каждого члена общества, обеспечивало его всем в достатке и строго следило за нравственностью и порядком. Единственный, или Великий, Инка, правивший государством , был обожествлен и являлся олицетворением бога солнца. Инки называли себя сыновьями солнца, и золотой диск с человеческим лицом служил предметом их официального культа.
Столица инков, город Куско , являлась настоящим городом золота: здесь в прямом смысле слова сосредоточивалось все золото Южной Америки. Инки под страхом смертной казни запрещали выносить из города желтый металл, хоть раз побывавший в Куско . Ежегодно со всех концов империи в Куско поступало 15 тысяч арроб золота (1 арроба — 11,4 кг). Таким образом, можно подсчитать, что во время правления инков в столицу их империи было доставлено совершенно невообразимое количество золото: от 50 до 100 тысяч тонн! На заре истории инков золото имело в их глазах сакральный характер и служило доказательством исключительности инков и символом их сверхъестественной связи с Солнцем — небесным отцом. В последующие века золото стало символом головокружительного богатства «сыновей Солнца», самовластно объявивших себя воплощением солнечного божества, владыками всего мира. С помощью золота они демонстрировали свою мощь, безграничное богатство и... столь же безграничную спесь, алчность и жестокость
Наряду с «лицевыми сосудами», изображающими определенные психологические или социальные типы (пленный, спящий, роженица, калека, носильщик воды, музыкант , воин), распространенными были сосуды с фантастическими образами: человек-пума , человек-обезьяна, человек-земляной орех и т.д. Эти сосуды имели угольно-черную блестящую поверхность. И золотой и керамической пластике не был свойственен зооморфизм, присущий культурам майя и ацтеков.
Сольная лирика отличается тонкостью и изяществом чувств, вмещая целую гамму переживаний - печаль, грусть, страдание, меланхолию, ревность : Как свет очей моя любимая была. Куда от ласк моих уйти она могла? Где мне искать ее, как мне вернуть мой свет? Я б шел, ее шагов целуя каждый след. Змеится между скал твой, Апуримак , плес. Разлейся перед ней, моих напившись слез. Дай, сокол, мне свои могучие крыла. Вдруг в горную страну любимая ушла? Как слезы лью из глаз, так, туча, дождь пролей. Дорога, так блуждай, чтоб встретиться мне с ней. Ты, дерево, мою любимую укрой от зноя и дождя... Ах, быть бы мне тобой!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»
Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...

Художественная культура Соединённых Штатов Америки
Тест по МХК к УМК Баклановой Т.И и Сокольниковой М.Н....

Проблемы сохранения культуры коренных народов Приамурья
В каждом населённом пункте нашей матушки-России есть культура обычаи и традиции. Особенно в Дальневосточном федеральном округе. К сожалению, культура некоторых коренных народов «гибнет» на...

Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».
Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 к...

«Традиции и культура коренных народов Севера»
Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...

Консультация для родителей: «Культура коренных народов Севера»
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение Панаевский детский сад «Красная шапочка» Консультация для родителей:«Культура коренных народов Сев...