Проблемы сохранения культуры коренных народов Приамурья
презентация к уроку по истории (9, 10, 11 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Круглый стол» по проблеме: место традиционных религий, многовековых культур народов России в условиях «массовой культуры» глобального мира.
Цель: усвоение 2 учебных задач:
1. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры».
2. Тенденции сохранения национальных, религиозных, культурных традиций и «свобода совести» в России.
Оборудование: мультимедийная установка, История современной России, 1991-2003:учеб. пособие /В.И.Короткевич. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.Ванюков Д.А. Демократическая Россия конца ХХ - начала ХХI века. /Д.А. Ванюков. М.: Мир книги, 2007.
Самостоятельная работа. Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию. (Приложение 9).
Проблема работы.
«МОСКВА, 25 сентября 2012 года. /Корр.ИТАР-ТАСС Вероника Романенкова/. Президент России Владимир Путин высказался за ужесточение наказания за вождение автомобиля в пьяном виде. "Придется ужесточать законодательство", - заявил сегодня глава государства, комментируя субботний случай, когда пьяный водитель убил 7 человек в Москве.
Путин обратил внимание на заявление водителя: "Я делаю всегда все, что хочу". "Ворота свободы открылись, и мы начали считать, что дозволено все, границы свободы, обязанностей размыты", - подчеркнул Путин. По его мнению, данная трагедия это не только проблема низкого общего культурного уровня. "За некоторые вещи нужно карать, по-другому не получается", - убежден глава государства.
Президент назвал виновника субботнего ДТП "преступником и убийцей". В качестве примера он привел "благообразные страны, где очень жестко относятся к тем, кто совершает такие действия". "Если этого не делать, такие трагедии будут происходить повсеместно", - отметил глава государства.
"Нужна работа нас всех более серьезная в плане повышения культурного уровня, может быть, мы все в этом виноваты", - отметил Путин. По его словам, "мы должны делать гораздо более тонкую, основательную работу по повышению культурного уровня".
Таким образом, президент отреагировал на выступление кинорежиссера Карена Шахназарова, который признался, что у него "не идет из головы" субботняя история с наездом пьяного водителя на людей. Шахназаров не исключает, что этой аварии не случилось бы, если бы культурный уровень водителя был бы более высоким. "Может быть водитель бы ходил в Исакиевский собор, может быть это бы помогло", - сказал он.»
Задания для студентов.
- Определите по тексту 1 основные характеристики массовой культуры. Почему такие разные изображения в тексте объединены под термином «массовая культура»?
- Создайте небольшой видеоролик, посвященный определению термина «Массовая культура».
- Проблема, которую предстоит решить: выживет ли в условиях нашествия массовой культуры культура национальная? Рассмотрим эту проблему на примере национальных культур Хабаровского края. Для этого создадим презентации либо сообщения по темам (выбрать одну):
- «Национальная культура нанайцев, ее достижения и проблема ее сохранения»
- «Национальная культура негидальцев и нивхов, ее значение и проблема ее сохранения»
- «Национальная культура орочей и удэгейцев и проблема ее сохранения»
- «Национальная культура ульчей, эвенов и эвенков и проблема ее сохранения»
- «Проблемы сохранения культуры коренных народов Приамурья» − Чумакова Л.М.
- «Существует ли в России целенаправленная государственная культурная политика и нужна ли она?»
- «Культурная политика Хабаровского края»
- «Национальные районы Хабаровского края: что сделано для сохранения и развития национальной культуры»
- «Этнографический туризм в Хабаровском крае: массовая культура или сохранение традиции?»
- «Северная Европа: опыт сохранения и развития национальной культуры».
Методические рекомендации: Количество слайдов – не менее 20, должны быть представлены графика (изображения), текст, источники. Презентация создается для демонстрации в аудитории, то есть вы должны владеть материалом. Это творческая работа со свободным выбором плана работы, материалов, методов их отбора и представления. Обращаем ваше внимание, что вы не найдете готовых ответов в Интернете - это работа-исследование.
Источники:
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raipon.info/peoples/negidals/negidals.php
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raipon.info/search/index.php?tags=&q=+%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%FB+%EA%EE%F0%E5%ED%ED%FB%F5+%ED%E0%F0%EE%E4%EE%E2+%CF%F0%E8%E0%EC%F3%F0%FC%FF&how=r
- Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://www.raipon.info/search/index.php?q=%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%FB+%F1%EE%F5%F0%E0%ED%E5%ED%E8%FF+%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%FB+%EA%EE%F0%E5%ED%ED%FB%F5+%ED%E0%F0%EE%E4%EE%E2+%CF%F0%E8%E0&s=%A0
- СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (издание второе, переработанное и дополненное). ИЗДАНИЕ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ. Под ред.: В.А. Штырова
- Возрождение и развитие традиций народной художественной культуры России : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (февр. 2010 г.) / М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина; отв. ред. Е. И. Григорьева. – Тамбов : ТГУ, 2010. – 461 с.
- Осипов А. Г. Этничность и равенство в России: особенности восприятия / А. Г. Осипов ; Информ.-аналит. центр "СОВА". – Москва : Центр "СОВА", 2012. – 200 с. – Библиогр.: с. 178–200.
- Проект "Основ государственной культурной политики" [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2014/05/15/osnovi-dok.html
- Государственная культурная политика: состоится ли идеологический поворот России? [Электронный ресурс]. URL: http://rusrand.ru/docconf/gosudarstvennaja-kulturnaja-politika-sostoitsja-li-ideologicheskij-povorot-rossii
- КУЛЬТУРА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
- Библиографический обзор литературы из цикла «Культурное наследие народов России – общенациональное достояние страны» (К Году культуры в России)
- Государственная программа Хабаровского края "Культура Хабаровского края" УТВЕРЖДЕНА Постановлением Правительства Хабаровского края от 28 июня 2012 года N 216-пр (с изменениями на 25 сентября 2018 года)
- Министерство природных ресурсов Хабаровского края. Сохранение самобытной культуры коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Хабаровском крае. [Электронный ресурс]. URL: https://mpr.khabkrai.ru/Deyatelnost/Korennye-malochislennye-narody-Severa/31
- Официальный сайт Правительства Хабаровского края. Туризм. [Электронный ресурс]. URL: https://www.khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Razvitie-kraya/197
- Состояние и перспективы развития этнографического туризма [Электронный ресурс]. URL: http://www.travel.khv.ru/posts/52
- На “круглом столе” обсудили перспективы развития этнографического туризма в Хабаровском крае [Электронный ресурс]. URL: http://akmns-khab.ru/2016/05/05/%D0%BD%D0%B0-%D0%BA%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5-%D0%BE%D0%B1%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2/
- Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Вступление Сущность культуры коренных народов Приамурья Проблемы сохранения культуры Как же решить проблемы и как сохранить культуру? Заключение
Вступление В каждом населённом пункте нашей матушки-России есть культура, обычаи и традиции. Особенно в Дальневосточном федеральном округе. К сожалению, культура некоторых коренных народов «гибнет» на глазах у всех. Особенно – коренных народов Приамурья. А как же её сохранить? Сегодня попытаемся ответить на вопрос, выявляя причины «гибели» и способы сохранения культуры этих замечательных коренных народов Приамурья.
Сущность культуры коренных народов Приамурья Жизненный уклад народностей Приамурья (нивхов, нанайцев, удэгейцев, орочей) был непосредственно связан с народным творчеством, обрядами, обычаями, ритуалами. В культуре народов Приамурья «красной нитью» проходит единение человека с природой, с окружающим миром. По представлениям коренных жителей Амура - окружающая их среда: воздух, вода, земля и все, что в ней и на ней живет и растет – делиться на сферы и населено духами: добрыми и злыми.
Человеком, который мог свободно общаться с душами всех небесных сфер, был шаман. Роль шамана – «добывать» у духов промысловых рыб, выпрашивать удачи для охотника, «усмирять непогоду», «провожать» души покойников в селение мертвецов, «изгонять» проникших к людям злых духов, наделять жизненной силой амулеты т.д.
Большое место в культуре народов Приамурья занимают разные виды орнамента. Орнаментами украшали одежду, головные уборы, рукавицы, обувь, посуду, колыбели, лезвия ножей, копья, луки. Орнамент выполняет не только функцию украшения, но и служит оберегом у многих народов.
Проблемы сохранения культуры К сожалению, культура Приамурья находится под серьёзной угрозой «вымирания». Люди даже перестали понимать, что некоторые слова в нашей речи, традиции, части одежды и обуви пришли родом из Приамурской культуры! И неправильно произносим, и даже не знаем, что какое-то слово означает в переводе на русский язык: Вместо «кЕта» мы говорим «кетА». А слово «Дзёмги» означает «берёзовая роща».
Как же решить проблемы и как сохранить культуру? Чаще всего, создаются краеведческие музеи, где мы узнаем историю каждого региона, особенно Приамурья, нам показывают реконструкции каких-то вещей, предметы орудия для охоты, и даже рисуют картины! Даже рассказывают сказки народов. Особенно уделяют внимание праздникам, мероприятиям .
Программы обучения в средней школе, заведениях СПО и ВПО должны включать, как обязательный, а не дополнительный компонент, получение детьми базовых навыков восприятия и создания произведений искусства: изобразительного, музыкального, вокального, драматического. Владение языками искусств, способность понять то, что говорит нам великая музыка, живопись, театр, не менее важно, чем полноценное владение родным языком и способность читать и понимать сложные литературные тексты.
Заключение Таким образом, рассматривая сегодняшнюю проблему сохранения культуры народов Приамурья, можно сделать вывод, что если культура «вымирает» на глазах у всех, надо её поддержать: Принимать участие в мероприятиях ; Ходить в краеведческие музеи ; Знать историю народов Приамурья. Если правильно её поддержать – культуру можно сохранить! И она вам скажет: «Спасибо!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по теме «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»
Отзыв на программу «Духовная культура коренных народов Западной Сибири»...

Художественная культура коренных народов Америки
Презентация даст представление о художественной культуре доколумбовой Америки как о части духовной культурычеловечества того времени. Цивилизации этих народов носили религиозный культовый характер, в ...

Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина».
Рабочая программа элективного курса «Традиции и культура коренных народов севера Сахалина» представляет собой надпредметный курс, предназначенный для учащихся 8 к...

«Традиции и культура коренных народов Севера»
Школа должна воспитывать национальное достоинство у ныне утратившего его подрастающего поколения. И только школа, основанная на традициях национальной культуры, в состоянии формировать в душах молодог...

Консультация для родителей: «Культура коренных народов Севера»
Муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждение Панаевский детский сад «Красная шапочка» Консультация для родителей:«Культура коренных народов Сев...