Интегрированный урок МХК И ИЗО "Греческая вазопись"
план-конспект урока по мхк (7 класс)
Интегрированный урок по теме "Греческая вазопись".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_mkhk_i_izo_grecheskaya_vazopis.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: изобразительное искусство и мировая художественная культура
Тема урока:
Живопись Древней Греции
Цели и задачи урока:
- обучающая:
разобрать понятие вид изобразительного искусства - живопись; керамика; искусство Древней Эллады;
- развивающая:
развивать художественно - творческие способности учащихся; образно-ассоциативное мышление;
- воспитательная:
развивать художественно - эстетический вкус; потребность в освоение ценностей мировой художественной культуры; расширение кругозора; формирование собственной культурной среды;
- методическая:
создание ситуации успеха.
Тип урока: интегрированный
Форма урока: комбинированный
Применяемые методы: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод диалогичности; метод коллективных и групповых работ.
Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии.
Материальное обеспечение урока:
Программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2006 год,
учебно-методическая газета «Искусство». «Искусство Древней Руси»
Л. Любимов, энциклопедия «Искусство». «История искусств» П.П. Гнедич. Мультимедийная установка, репродукции, слайды. Тетради учащихся, альбом для рисования А 4, цветные карандаши, простой карандаш, стёрка, ручка.
Методы работы:
- наглядный (демонстрация слайдов и репродукций);
- практический (изложение нового материала, практическая работа детей).
ЭПИГРАФ:
В подлинной культуре ничего не умирает...
Будущее — это гармония человеческих усилий,
интересов, возможностей.
Ю.М. Лотман
Ход урока:
- Организационный момент
Т.В. - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Г.А. - Всем доброго дня и хорошего настроения!
- Вступительное слово учителя
Т.В. - Обратимся к эпиграфу нашего урока.
Слайд
Говоря о подлинной культуре, мы не сможем пройти стороной и не поговорить об этой удивительной стране, которая стала родиной европейской культуры. Эту страну так и называют «колыбель европейской цивилизации»
Г.А. - Сегодня мы приглашаем Вас в увлекательное путешествие к берегам Эгейского моря, в один из древнейших городов. Вы сможете не только полюбоваться красотами Эллады, но и соприкоснуться с удивительным миром античности.
- Определение темы урока
Т.В. - А отправимся мы в один из красивейших городов того времени в Греции. А как он называется, вы должны сказать сами.
Слайд
(загадка про Афины)
А вот как называется этот город вы должны мне сказать сами. “Ты чурбан, если не видел ______! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул_____, то ты верблюд!” - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав.
Ответ уч-ся: Афины
Т.В. - Афины были самым прекрасным городом Древней Греции. Чуть подробнее об Афинах расскажет Рихтер А.
(выступление уч-ся)
Итак, чем же могли гордиться древние греки в своем городе.
Посмотрите на город — как он красив!
Слайды
- Агора
- Акрополь
- театр Диониса
- храм Афины
3.Но сегодня нас интересует один из кварталов Афин, который был известен не только за пределами города, но и за пределами самой Греции.
- Как называется этот квартал?
- Что такое Керамик?
Г.А. - Из истории Древнего мира мы знаем, что в Афинах один из его кварталов назывался Керамик.
Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.
- А сейчас послушаем Агаркову Валю
Сти-ние Олега Парутина «Античные вазы»
- Давайте определим тему нашего урока.
- Живопись Древней Греции.
- Вазопись Древней Греции
Т.В. - Сегодня мы познакомимся с одним из видов искусства Древней Эллады — с искусством росписи ваз. С вазописью Древней Греции.
Вопрос: Что означает слово «керамика»?
Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары, занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.
Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина.
- Почему именно эти три жидкости?
Ответы уч-ся:
- Какие виды ваз вы знаете?
- Правильно! Молодцы!
Слайды
Самый распространённый греческий сосуд – амфора. Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.
Изящная гидрия (рис.) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.
Лекиф, (рис.) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.
Килик — плоская чаша, которую удобно держать в руках.
Кратер - для смешивания
Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»
Киаф (рис. ) – черпак для разбавленного вина.
Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)
Пелика (рис. ) – сосуд для хранения.
Ойнохоя — кувшин для воды
- Физминутка
- Стили вазописи.
Т.В. - Ребята, обратите внимание на слайды.
- Чем различаются эти вазы?
Ответы: размером, формой, рисунком.
А теперь вглядитесь, пожалуйста, в росписи этих ваз.
Учитель:
Чем они отличаются друг от друга?
Обучающиеся:
На одних – чёрные фигуры, а на других – красные.
Учитель:
Значит, какие бывают греческие вазы по написанию фигур на них?
Обучающиеся:
Чернофигурные и краснофигурные.
Учитель:
Как вы думаете, какая роспись возникла раньше? Почему вы так считаете?
Обучающиеся:
Чернофигурные возникли раньше, эти росписи проще по изображению, чем краснофигурные.
Учитель:
Действительно, чернофигурная роспись сугубо декоративная, преобладала в раниий период развития Греции. В начале расписывались вазы строгим геометрическим рисунком в виде изогнутой под прямым углом линией.
Слайды
В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Геометрический рисунок на вазах располагался горизонтальными полосками ., возможно, имел какой-то магический смысл. Позже, в абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя.
Слайд
В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром. Стиль этот еще называют «ориентализирующим». Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах (лутофорах). Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.
- А сейчас давайте закрепим и проверим наши знания.
Задания с интерактивной доской.
- Рисунок
- тест
- на соответствие
7. Орнамент.
Г.А. - Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).
Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)
- Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.
Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?
Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. (Работа в рабочих тетрадях. Зарисовать несколько орнаментов).
Слайд
Очень распространен был меандр – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.
Бутон лотоса. – символ жизни.
Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.
Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.
- Посмотрите на работы ребят.
Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.
8. Работа с карточками
Самостоятельная работа по определению стилей.
9. Итог
Т.В. - Наше путешествие в мир искусства Древней Эллады продолжиться на 2 уроке.
1. Организационный момент
2. Музыкальный эпиграф
(звучит Сиртаки)
Сти-ние Солянок Д.
3. Беседа о культуре греков
Т.В. - греки достигли многого в различных областях науки и искусства; в умении красиво одеваться; они первыми стали рассматривать человеческое тело, как зеркало, отражающее совершенство души человека. Благородную простоту и достойную осанку, гармонические пропорции, динамизм и свободу движений, развитые формы тренированного тела подчеркивает драпировка — главная основа античного костюма.
4. Боги Греции
Г.А. - Посмотрите, как одеты олимпийские боги, жизнь и поступки которых так похожи на жизнь самих греков.
- -Узнаете их?
Слайды
- А это прекрасные образцы греческой скульптуры!
Слайды
- Г.А. - Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей должна быть и живопись Древней Эллады.
- Сегодня вам предоставляется возможность побыть немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись. Но только так, чтобы глядя на вазу мы сразу догадались, что вы хотели изобразить. Во всем должна быть гармония. А вдохновит вас на творчество группа юных гречанок.
Танец
5. Роспись ваз
- Скажите, что чаще всего греки изображали?
Ответ: сюжеты мифов, сцены повседневной жизни, олимпийские игры
- Кто стоит в центре этих росписей?
Ответ : человек
- Вам сейчас предстоит расписать греческий сосуд. Для этого вам нужну изобразить вазу с настоящим греческим сюжетом и украсить оранментом. Итак, начнем.
- Эскизы у вас на столе. Какие стили вы будете использовать?
Ответы уч-ся.
Слайд (из прилож — практич )
6. Самостоятельная работа (музыка)
Экспресс — выставка «Античная керамика» с защитой работ. Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный сюжет росписи.
7. Заключительное слово учителя
Т.В. - Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами.
Г.А. - Мы проложили незримый мосток между антиностью и нашим временем. И если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе
Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...
Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральной и Северо–Западной России" Интегрированный урок (география + технология) в 8-м классе по теме "Русская равнина. Народные промыслы Центральн
Очень интересный и необчный урок....
Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: Тема: Волшебная сказка зимы. Magic winter 1. Психологический настрой. Интегрированный урок по английскому языку и литературе на тему: "Волшебная сказка зимы"
Цель данного урока - увидеть красоту зимней природы, особенность ее изображения в поэзии, музыке, живописи...
Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».
Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...
Урок по истории искусства "Вазопись"
Данный урок - один из уроков по культуре Древней Греции....
Презентация к уроку изобразительного искусства "Древнегреческая вазопись" в 5 классе по программе Б.М.Неменского
Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства в 5 классах по программе Б.М. Неменского по теме "Роль декоративного искусства в жизни общества" в 3 четверти....