Интегрированный урок МХК И ИЗО "Греческая вазопись"
план-конспект урока по мхк (7 класс)

Интегрированный урок по теме "Греческая вазопись". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_mkhk_i_izo_grecheskaya_vazopis.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: изобразительное искусство и мировая художественная культура

Тема урока: 

Живопись Древней Греции

Цели и задачи  урока:

- обучающая:

разобрать понятие вид изобразительного искусства - живопись; керамика; искусство Древней Эллады;

- развивающая:

развивать художественно - творческие способности учащихся; образно-ассоциативное мышление;

- воспитательная:

развивать художественно - эстетический вкус; потребность в освоение  ценностей мировой художественной культуры; расширение кругозора; формирование собственной культурной среды;

- методическая:

создание ситуации успеха.

Тип урока: интегрированный

Форма урока:  комбинированный

Применяемые методы: метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности; метод диалогичности; метод коллективных и групповых работ.

Образовательные технологии: обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии.

Материальное обеспечение урока:

Программа по предмету «Изобразительное искусство» 1-9 классы под руководством Б.М. Неменского Москва «Просвещение» 2006 год,

учебно-методическая газета «Искусство». «Искусство Древней Руси»        

Л. Любимов, энциклопедия «Искусство». «История искусств» П.П. Гнедич. Мультимедийная установка, репродукции, слайды. Тетради учащихся, альбом для рисования А 4, цветные карандаши, простой карандаш, стёрка, ручка.

Методы работы:  

  • наглядный (демонстрация слайдов и репродукций);
  • практический (изложение нового материала, практическая работа детей).

ЭПИГРАФ:                                

В подлинной культуре ничего не умирает...

Будущее — это гармония человеческих усилий,

интересов, возможностей.

Ю.М. Лотман

Ход урока:

  1. Организационный момент

Т.В. - Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!

Г.А. - Всем доброго дня и хорошего настроения!

  1. Вступительное слово учителя

Т.В. - Обратимся к эпиграфу нашего урока.

Слайд

Говоря о подлинной культуре, мы не сможем пройти стороной и не поговорить об этой удивительной стране, которая стала родиной европейской культуры. Эту страну так и называют «колыбель европейской цивилизации»

Г.А. - Сегодня мы приглашаем Вас в увлекательное путешествие к берегам Эгейского моря, в один из древнейших городов. Вы сможете не только полюбоваться красотами Эллады, но и соприкоснуться с удивительным миром античности.

  1. Определение темы урока

Т.В. - А отправимся мы в один из красивейших городов того времени в Греции. А как он называется, вы должны сказать сами.

Слайд

(загадка про Афины)

 А вот как называется этот город вы должны мне сказать сами.   “Ты чурбан, если не видел ______! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул_____, то ты верблюд!” - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя это было сказано в шутку, он был прав.

Ответ уч-ся: Афины

Т.В. - Афины были самым прекрасным городом Древней Греции. Чуть подробнее об Афинах расскажет Рихтер А.

(выступление уч-ся)

Итак, чем же могли гордиться древние греки в своем городе.

Посмотрите на город — как он красив!

Слайды

  • Агора
  • Акрополь
  • театр Диониса
  • храм Афины

3.Но сегодня нас интересует один из кварталов Афин, который был известен не только за пределами города, но и за пределами самой Греции.

  • Как называется этот квартал?
  • Что такое Керамик?

Г.А. -  Из истории Древнего мира мы знаем, что в Афинах один из его кварталов назывался Керамик.

Керамик – район, где жили гончары, где располагались гончарные мастерские. Узкие, намощенные улочки Керамика извились между глухими стенами домов с запертыми калитками. Тротуаров не было. Горожане выливали помои и выбрасывали отходы прямо на улицу. Вечером из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляными факелами. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Эллады: в однообразных крытых черепицей домах жили искусные гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

- А сейчас послушаем Агаркову Валю

Сти-ние Олега Парутина «Античные вазы»

  • Давайте определим тему нашего урока.
  • Живопись Древней Греции.
  1. Вазопись Древней Греции

Т.В. - Сегодня мы познакомимся с одним из видов искусства Древней Эллады — с искусством росписи ваз. С вазописью Древней Греции.

Вопрос: Что означает слово «керамика»?

Ответ: Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали.

Керамика была спутницей всей жизни античного человека.  Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранили семейные припасы. Она была наградой победителю на играх. Греческие гончары, занимавшие целые кварталы, города, изготавливали из глины самые разнообразные по форме, величине и назначению сосуды.

Мы с вами сегодня познакомимся лишь с несколькими основными формами греческих ваз, а на самом деле их существует более сотни. Назначение вазы диктовало ее форму, которая, в свою очередь, определяла метод формовки. Почти все аттические вазы делились для содержания в них трех различных жидкостей, наиболее важных в жизни греков воды и оливкового масла. Наиболее часто требовалась посуда для хранения вина.

  • Почему именно эти три жидкости?

Ответы уч-ся:

  • Какие виды ваз вы знаете?
  • Правильно! Молодцы!

Слайды

Самый распространённый греческий сосуд – амфора. Амфора –ваза с двумя крепкими вертикальными ручками в них просовывались две деревянные палки и носили её вдвоем. В амфоры наливали вино и воду, в них хранили и перевозили зерно, они могли быть самых разнообразных размеров.

Изящная гидрия (рис.) – кувшин для ношения воды с тремя ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей – вертикальной, чтобы снимать с головы.

Лекиф, (рис.) высокая цилиндрическая ваза с узкой шейкой, чашевидным устьем и одной ручкой, обычно употреблялся для оливкового масла. Узкая шейка позволяла лить масло тонкой струйкой; устье имело острый край на внутренней стороне для того, чтобы масло не капало при наливании.

Килик — плоская чаша, которую удобно держать в руках.

Кратер  - для смешивания

Скифос (рис. 6) – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино, считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»

Киаф (рис. ) – черпак для разбавленного вина.

Плоские, с ножкой и двумя ручками килики (рис. 8) – чаши для питья. (самая распространённая)

Пелика (рис. ) – сосуд для хранения.

Ойнохоя — кувшин для воды

  1. Физминутка
  2.  Стили вазописи.

Т.В. - Ребята, обратите внимание на слайды.

- Чем различаются  эти вазы?

Ответы: размером, формой, рисунком.

А теперь вглядитесь, пожалуйста, в росписи этих ваз.

Учитель:

Чем они отличаются друг от друга?

Обучающиеся:

На одних – чёрные фигуры, а на других – красные.

Учитель:

Значит,  какие бывают греческие вазы по написанию фигур на них?

Обучающиеся:

Чернофигурные и краснофигурные.

Учитель:

Как вы думаете, какая роспись возникла раньше? Почему вы так считаете?

Обучающиеся:

Чернофигурные возникли раньше, эти росписи проще по изображению, чем краснофигурные.

Учитель:

Действительно, чернофигурная роспись сугубо декоративная, преобладала в раниий период развития Греции. В начале расписывались вазы строгим геометрическим рисунком в виде изогнутой под прямым углом линией.

Слайды

В IX – VIII вв. до н. э. В вазописи складывается геометрический стиль, единственным украшением которого был линейно-геометрический орнамент из узоров-знаков в виде квадратов, треугольников и окружностей. Геометрический рисунок на вазах располагался горизонтальными полосками ., возможно, имел какой-то магический смысл. Позже, в абстрактный рисунок стали включать условные, плоские, стилизованные изображения фигур людей и животных. Возьмем, например, известную вазу из Дипилона, на которой среди геометрического узора изображена сцена оплакивания умершего вождя.              

Слайд

В VII в. до н. э в Коринфе возникает особый стиль вазописи, вобравший в себя восточные мотивы. Роспись заполняет весь сосуд, покрывая его ковром.    Стиль этот еще называют «ориентализирующим». Пестрым ковром лежит роспись на островных сосудах (лутофорах). Поверхность сочного и пухлого по форме родосского кувшина - ойнохои разделена на фризы - полосы с мерно выступающими на них животными. На родосских вазах особенно часто изображаются пасущиеся или спокойно идущие друг за другом звери, птицы, порой реальные, но нередко и фантастические - сфинксы, сирены с красивыми динамичными линиями упругих контуров.

  • А сейчас давайте закрепим и проверим наши знания.

Задания с интерактивной доской.

  • Рисунок
  • тест
  • на соответствие

7.  Орнамент.

Г.А. - Слова «сосуды», «посуда» на латинском – вазы. Мы с вами знаем, что в Древней Греции вазы изготавливали из обожженной глины. (Запись в рабочую тетрадь).

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что такое вазопись (Ответы уч-ся)

  • Ответ: Вазопись – роспись керамических (от греческого «керамос» - глина) сосудов. (Запись в рабочую тетрадь)

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись.

Вопрос: Давайте вспомним, что называется орнаментом?

Ответ: Орнамент – это повторяющихся рисунок.

Греческие сосуды покрыты орнаментом. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. (Работа в рабочих тетрадях. Зарисовать несколько орнаментов).

Слайд

Очень распространен был меандр  – в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент.

Бутон лотоса. – символ жизни.

Любили греки изображать волну – это водная стихия, очищения.

Орнамент - пальметта. Он представлял собой узор из листьев, напоминающихся пальмы.

- Посмотрите на работы ребят.

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, бытовые и спортивные сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека.

8. Работа с карточками

Самостоятельная работа по определению стилей.

9. Итог

Т.В. - Наше путешествие в мир искусства Древней Эллады продолжиться на 2 уроке.

1. Организационный момент

2. Музыкальный эпиграф

(звучит Сиртаки)

Сти-ние Солянок Д.

3. Беседа о культуре греков

Т.В. - греки достигли многого в различных областях науки и искусства; в умении красиво одеваться; они первыми стали рассматривать человеческое тело, как зеркало, отражающее совершенство души человека. Благородную простоту и достойную осанку, гармонические пропорции, динамизм и свободу движений, развитые формы тренированного тела подчеркивает драпировка — главная основа античного костюма.

4. Боги Греции

Г.А. - Посмотрите, как одеты олимпийские боги, жизнь и поступки которых так похожи на жизнь самих греков.

  • -Узнаете их?

Слайды

- А это прекрасные образцы греческой скульптуры!

Слайды

- Г.А. - Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей должна быть и живопись Древней Эллады.

  • Сегодня вам предоставляется возможность побыть немного греческими живописцами и изобразить на вазе сюжетную роспись. Но только так, чтобы глядя на вазу мы сразу догадались, что вы хотели изобразить. Во всем должна быть гармония. А вдохновит вас на творчество группа юных гречанок.

Танец

5. Роспись ваз

  •  Скажите, что чаще всего греки изображали?

Ответ: сюжеты мифов, сцены повседневной жизни, олимпийские игры

- Кто стоит в центре этих росписей?

Ответ : человек

  •  Вам сейчас предстоит расписать греческий сосуд. Для этого вам нужну изобразить вазу с настоящим греческим сюжетом и украсить оранментом. Итак, начнем.
  • Эскизы у вас на столе. Какие стили вы будете использовать?

Ответы уч-ся.

Слайд (из прилож — практич )

6. Самостоятельная работа (музыка)  

Экспресс — выставка «Античная керамика» с защитой работ. Ребята называют вазу, ее назначение, объясняют выбранный сюжет росписи.

7. Заключительное слово учителя

Т.В. - Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о вазах, а о неотъемлемой части настоящего искусства и о нас с вами.

Г.А. - Мы проложили незримый мосток между антиностью и нашим временем. И если в каждого из вас античная ваза перельет хотя бы капельку своей души, значит, вы стали лучше и духовно богаче!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок английского и японского языков в 7 классе План интегрированного урока английского и японского языков в 7 классе

Материалы к уроку созданы КОЛЕСОВОЙ МАРГАРИТОЙ РУДОЛЬФОВНОЙ и РЫЖКОВОЙ НАТАЛЬЕЙ НИКОЛАЕВНОЙ, МАОУ гимназия восточных языков №4 г.Хабаровск: How do you treat the Earth?Are you in charge of the planet?あ...

Интегрированные уроки математики и информатики в профильном классе «Информационно–технологический». .Интегрированный урок математики и информатики в 10 классе по теме «Практическое применение показательной функции и способы ее вычисления».

Современные требования к результатам обучения их практической направленности требуют новые формы организации учебного процесса, создание единого информационного пространства. Не секрет, что очень част...

Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.

Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...

Урок по истории искусства "Вазопись"

Данный урок - один из уроков по культуре Древней Греции....

Презентация к уроку изобразительного искусства "Древнегреческая вазопись" в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Данная презентация может быть использована на уроках изобразительного искусства в 5 классах по программе Б.М. Неменского по теме "Роль декоративного искусства в жизни общества" в 3 четверти....