Календарно-тематическое планирование по МХК 10 класс
календарно-тематическое планирование по мхк (10 класс) на тему
Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура» в 10 классе составлена на основе базового курса и опирается на Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, авторской программы «МХК 10-11 классы», автор программы Г.И.Данилова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polushina_o.v._mkhk.doc | 299 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
Разделы программы | Темы | количество часов | Тип урока | Форма урока | ЗУНы | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО | Информ. содержание | Контроль | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
Художественная культура древнейших цивилизаций | 1. Культура первобытного общества | 2 | Урок усвоения новых знаний. | Урок лекция | Знать: основные периоды в культуре первобытного общества, понятия: синкретизм, пещерные росписи, дольмены, менгиры. Основные памятники культуры: росписи пещеры Альтамира, Ласко, Стоунхендж и т.д. Уметь: находить отличия первобытной культуры различных эпох, анализировать произведения искусства данного периода. | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представления- ми человека. Театр, музыка и танец. | Учебник, презентация, иллюстрация | Фронт. опрос | 1 2 | |
2. Культура Древнего Египта | 2 | Урок изучения новых знаний. Урок закрепления полученных знаний. | Интегрированный урок. | Знать: основные периоды культуры Древнего Египта и их особенности, основные культу египтян. Памятники архитектуры и скульптуры: комплекс пирамид в Гизе, скульптура Сфинкса, храм в Луксоре, Абу-Симбел и т.д. Определения: пилоны, заупокойный культ, сфинкс. Уметь: анализировать произведения культуры древнего Египта, приводить примеры, делать сравнительный анализ произведений искусства разных периодов. | Мировое значение древнеегипетской цивилиза- Дающиеся памятники мирово- Го зодчества и одно из чудес | Учебник, иллюстрация, Презентация. | Сам. работа | 3 4 | ||
3. Художественная культура Междуречья | 1 | Урок изучения новых знаний. | Интегрированный урок. | Знать: особенности культуры Междуречья, основные памятники. Уметь: самостоятельно работать со справочной литературой, анализировать художественный образ. | Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. | Учебник, иллюстрация, презентация. | Фронт. опрос. Тест. | 5 | ||
4. Искусство доколумбовой Америки | 1 | Комбинированный урок. | Знать: особенности искусства народов инков, майя, ольмеков, ацтеков. Основные достижения этих цивилизаций. Уметь: находить отличия между произведениями искусства майя, инков, ацтеков и ольмеков, называть характерные особенности культур этих цивилизаций, памятники архитектуры. | Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. Отражение мифоло- гических прдставлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефах. | Учебник, Фильм «Мачу-Пикчу» (12 мин.). | Тестовый опрос. | 6 | |||
Художественная культура античност |
| 4 | Урок получения новых знаний. Урок погружения в проблему. Урок закрепления и систематизации знаний. | Урок-путешествие. Урок-лекция. Урок-зачет. | Знать: основные периоды в культуре Древней Греции и достижения греков в области искусства. Знать памятники культуры: Афинский Акрополь, шедевры скульптуру, Критский дворец. Понятия: миф, акрополь, крито-микенская культура, капитель. Знать Олимпийский пантеон Древней Греции, основы мировоззрения древних греков. Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений античности, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития культуры и искусства Древней Греции, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры. Выполнять учебные проекты и проводить исследования. | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле афинского Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон-главное украшение Акрополя. Скульптурные украшения и фризы Фидия, раскраска храма. Куросы и коры периода архаики. Скульптурные каноны Поликлета и Мирона. Мастерство и виртуозная техника обработки мрамора в произведениях Скопаса. Пракситель – певец женской красоты. Лисипп и Леахор – мастера поздней классики. Искусство вазописи. Чернофигурная краснофигурная вазопись. | Учебник, Фильм «Афинский Акрополь», Иллюстрация. | Фронт. опрс. Доклады и сообщения «Выдающиеся скульпторы Древней Греции» по желанию. Проверочная работа. | 7 -10 | |
2. Культура Древнего Рима | 3 | Урок получения новых знаний.Урок обобщения. | Беседа. | Знать: периодизацию культуры Древнего Рима, основные достижения каждого периода в области искусства. Памятники культуры: Колизей, Пантеон, скульптурные портреты римлян. Понятия: гладиаторские бои, стоицизм, эпикурейство, сатура, термы и т.д. Богов Древнего Рима Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений античности, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития культуры и искусства Древнего Рима, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры. Делать сравнительный анализ культур Древней Греции и Рима. Выполнять учебные проекты и проводить исследования. | Значение древнеримской художественной культуры, ее периодизация. Архитектурные символы римского величия. Форум-молчаливый свидетель былого великолепия «вечного города» Рима. Колонна Траяна-величественный памятник, призванный прославить мощь государства и императора. Пантеон- «храм всех богов». Грандиозность купольного перекрытия. Колизей- величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Триумфальные арки, термы, дороги, акведуки, мосты. -Римский скульптурный портрет - одно из главных завоеваний римской художественной культуры. История создания портрета. Мозаичные и фресковые композиции Рима, Помпей, Геркуланума. -Античный театр и его выдающиеся мастера. | Учебник. Фильм «Колизей». Иллюстрация. | Доклады и сообщения. Тестовый опрос. Самостоятельная работа. | 11-13 | ||
Художественная культура средневековья | 1. Культура Византии | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Беседа. | Знать: время возникновения культуры и её особенности. Памятники: фрески и мозаики Равенны, собор Софии Константинопольской. Понятия: мозаика, фреска, храм, купол. Уметь: определять памятники эпохи, называть их характерные черты. | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Святой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Искусство мозаики и иконописи. | Учебник. Фильм «Собор Святой Софии»(12 мин.). Иллюстрация. | Тестовый опрос. | 14 | |
2. Культура Древней Руси | 6 | Комбинированные уроки. | Интегрированные уроки. | Знать: исторический контекст культурного наследия Руси, характерные черты культуры данного периода. Основные памятники архитектуры древнерусских княжеств, творчество иконописцев Ф.Грека, А.Рублева. Шедевры русской иконописи, её особенности. Понятия: икона, поновлять, закомара, барабан. т.д. Основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства; стили. Уметь: отличать произведения ранних эпох от произведений эпохи средневековья, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития культуры и искусства Древней Руси, приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Осознавать свою культурную и национальную принадлежность. | Основные черты Древнерусского зодчества. Древнерусский крестово-купольный тип храма. Космическая, топографическая, временная символика храма. Архитектурные школы. Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Успенский и Дмитриевский соборы. Следование традициям владимиро-суздальских мастеров и обращение к лучшим достижениям западноевропейского зодчества в архитектуре Московского княжества. Ансамбль Московского Кремля. -Изобразительное искусство Древней Руси. Икона и иконостас. Мозаики и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия, Симеона Ушакова. -Литература и музыкальная культура Др. Руси. | Учебник. Фильм «Московский Кремль». Иллюстрация. | Фронт. опрос. Сообщения и доклады. Викторина. | 15-20 | ||
3. Музыкальное и театральное искусство в средние века | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Беседа с элементами импровизации. | Знать: основные направления музыкального и театрального искусства средних веков, их жанры. Понятия: капелла, мистерия, фарс, моралите, баллада, трубадур. Уметь: характеризовать музыкальное и театральное искусство средних веков, определять их жанры | Достижения музыкальной культуры. Высокая духовность и аскетический характер средневековой музыки. Понятие о григорианском хорале. Роль и значение органной музыки в церковном богослужении. Разнообразие жанров песенного творчества (альба, пасторали, баллады, плачи). Средневековый театр. Литургическая драма. Популярные сюжеты: евангельские повествования о рождении Христа. Миракли, моралите, мистерии как основные виды религиозных представлений. Средневековый фарс, причины его возникновения и дальнейшие пути развития. | Учебник. Фрагмент григорианского хорала. Презентации. | 21 | |||
4. Средневековая Культура Востока | 5 | Комбинированные уроки. | Урок-лекция. Урок путешествие. Урок-практикум. | Знать: основные памятники литературы, архитектуры, живописи, скульптуры, театрального искусства Японии, арабского Востока, характерные их черты и особенности. Понятия: пекинская музыкальная драма, гравюра «Укие-э», статуэтки ницкэ, медресе и т.д. Особенности религиозных учений и направлений. Уметь: называть характерные черты культуры той или иной восточной страны, шедевры её искусства. Делать сопоставительный анализ памятников архитектуры, скульптуры разных религиозных учений и направлений в культуре той или иной страны. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода. | Индия-страна чудес. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, пещерные храмы. Искусство живописи. Музыкальное и театральное искусство Индии. -Художественная культура Китая, значение и уникальный характер. Шедевры архитектуры. Храмы. Пагоды. Дворцы. Монастыри. Скульптура и живопись. Музыкальная драма. -Своеобразие и неповторимость искусства Японии (обобщение ранее изученного). Шедевры японской архитектуры. Философия имифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство. | Учебник. Фильмы: «Великая Китайская стена», «Потерянные храмы Индии». Презентации. Иллюстрация. | Фронт. опрос. Творческая работа: выполнение пейзажа-иллюстрации к поэтическим строкам. Самостоятельная работа. | 22-26 | ||
Культура Ренессанса | 1. Основные периоды культуры эпохи Возрождения | 8 | К омбинированные уроки. | Интегрированные уроки | Знать: основные периоды в культуре эпохи Возрождения, их особенности и достижения. Памятники архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, театра и творчество их авторов: Брунеллески, Донателло, Боттичелли, Мазаччо, Джотто, Л.да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Брейгеля, Шекспира. Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи Возрождения, называть её характерные черты. Приводить примеры конкретных произведений искусства того или иного периода, называть их жанры, авторов. Сопоставлять и анализировать разные произведения искусства. | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Собор Санта-Мария дель Фьоре Брунеллески. Скульптурные шедевры Донателло. В мире образов С. Боттичелли. -Золотой век Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль-«первый среди равных». -Возрождение в Венеции. Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана. -Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Гентский Алтарь Яна ванн Эйка как обобщенный образ Вселенной. Мастерство Дюрера-гравера. Творчество Иеронима Босха и Питера Брейгеля. -Музыка и театр эпохи Возрождения. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира. - | Учебник. Презентации. Иллюстрации. | Доклады и сообщения. Опрос. Викторина. | 27-34 |
11 класс
Разделы программы | Темы | Кол -во час. | Тип урока | Форма урока | ЗУНы | Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС ОО | Информ. содержание | Контроль | Дата проведения | |
план | факт | |||||||||
Художественная культура XVΙΙ - XVΙΙΙ веков | 1. Философия и эстетика культуры XVΙΙ - XVΙΙΙ веков. Стилевое многообразие искусства. | 1 | Урок погружения в рассматриваемую проблему. | Диалог. | Знать: особенности культуры эпохи Просвещения в разных странах Европы, особенности мировоззрения человека в этот период. Стили в искусстве, их характерные черты. Понятия: стиль, эпоха Просвещения, рококо, барокко, маньеризм, классицизм. Уметь: характеризовать данный период в истории культуры, сравнивать его с другими периодами в истории, проводить исследования. | Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистические тенденции в развитии искусства 17-18 вв. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. Версаль. | Учебник. Фильм «Версаль». Иллюстрации. | Фронт. опрос. | 1 | |
2. Искусство маньеризма. Творчество Эль Греко. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Лекция. | Знать: основные признаки стиля «маньеризм», время и причины его возникновения, проявление данного стиля в разных видах искусства. Творчество Эль Греко. Уметь: отличать стиль маньеризм от других стилей, приводить примеры данного стиля в разных видах искусства. | Архитектура раннего маньеризма и ее стремление поразить внешними эффектами. Перенасыщение декором, нарочитое чередование планов, отсутствие четких граней между архитектурой маньеризма и ранним барокко. Необычность творческой манеры Эль Греко. Сюжеты Священного Писания – основной источник творческого вдохновения Эль Греко. | Учебник. Иллюстрация. | Фронт. опрос. | 2 | ||
3-4. Барокко | 2 | Комбинированный урок. | Беседа. Диалог. | Знать: Время и причины появления барокко в искусстве, характерные особенности этого стиля в разных видах искусства. Творчество И.С.Баха, А..Вивальди, В.В.Растрелли, П.Рубенса. Понятия: барокко, парадный портрет, диссонанс и ассиметрия фасадов. Памятники архитектуры в стиле барокко в России. Уметь: называть памятники архитектуры, скульптуры, живописи барокко, отличать стиль барокко от других стилей, делать сопоставительный анализ произведений искусства разных стилей. | Архитектура барокко. Характерные черты. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф.Б.Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. «Дивное узорочье» московского барокко. -Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. П.П.Рубенс-«король живописи».Характерные особенности живописной манеры. | Учебник. Иллюстрации. | Самостоятельная работа. | 3-4 | ||
-5-6-7. Классицизм | 3 | Комбинированный урок. | Знать: понятие «классицизм», его характерные черты и проявление в разных видах искусства. Понятия: классицизм, рококо, архитектурный ансамбль. Творчество художников (Н.Пуссен) и архитекторов, работавших в стиле классицизма. Памятники архитектуры в стиле классицизма в России. Уметь: находить отличия между произведениями искусства барокко, рококо, классицизма, делать сравнительный анализ произведений искусства данных стилей. Работа с таблицами. | Идея величия и могущества империи, воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты арх-ры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля. «Архитектурный театр» Москвы. Царицыно-лучшее творение В.И.Баженова. Классический облик Москвы в творчестве М.Ф.Казакова. «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурные пригороды Санкт-Петербурга. От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Творчество Давида. Скульптура Гудона. | Учебник. Презентация. | Фронт. опрос. Тест. | 5-7 | |||
8-9. Реалистическая живопись Голландии. | 2 | Комбинированный урок. | Беседа. | Знать: представителей реалистической живописи в Голландии, их произведения. Основные черты реализма в живописи. Понятия: реализм, внестилевое направление, бодегонес. Уметь: определять характерные черты реализма в произведениях искусства разных видов. Понимать значение «внестилевое направление». Ведение дискуссии. | Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики произведений. Мифологические и библейские сюжеты и образы. Рембрандт -блестящий мастер портретной живописи. | Учебник. Презентация. | Проверочная работа. | 8-9 | ||
10-11. Русский портрет XVΙΙΙ века. | 2 | Комбинированный урок. | Урок -заочная экскурсия. Беседа. | Знать: ярких представителей портретной живописи в России, их произведения. Особенности русской портретной живописи XVΙΙΙ века. Понятия: парадный портрет, камерный портрет. Уметь: различать разные виды портретов, делать анализ художественного произведения, сопоставлять портретную живопись разных авторов. Выполнять учебные проекты. | У истоков портретного искусства. Шедевры русских портретистов: Ф.С.Рокотова, д.И.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б.К.Растрелли, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский (обобщение ранее изученного). | Учебник. Учебный фильм. Репродукции картин художников. Презентации. . | Сообщения и доклады. Фронт. опрос. | 10-11 | ||
12-13 Музыкальная культура 17-18 веков творчество И.С.Баха. Композиторы венской классической школы. | 2 | Комбинированный урок. | Беседа. Урок- концерт. | Знать: ярких представителей венской музыкальной школы, их произведения. Характерные черты музыки этого периода. Уметь: делать анализ музыкального произведения, сравнивать их по жанру и манере исполнения. | Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В.А.Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Оперные шедевры Моцарта. Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски. Разнообразие музыкального наследия композитора. | Учебник. Музыкальный ряд. | Проверочная работа. | 12-13 | ||
14-15 Театральное искусство 17-18 в. Рождение русского театра. Крепостной театр. | 2 | Комбинированный урок. | Беседа. | Знать: особенности развития театрального искусства в XVΙΙΙ веке, характерные черты крепостного театра (на примере театров графа Шереметьева). Уметь: объяснять роль крепостного театра в развитии русской культуры XVΙΙΙ века. Делать сообщения, конспектировать. | Рождение русского драматического театра. Первый общественный театр Петра 1. Школьный театр. Театр «охочих комедиантов» Ф. Г. Волкова. Возникновение и развитие театра крепостных актеров. Театр графа Н.П.Шереметева в Кусково и Останкино. Актерское мастерство П.И.Ковалевой. | Учебник. Энциклопедия юного зрителя. Иллюстрация. | Сообщения . | 14-15 | ||
Художественная культура XΙX века | 16. Романтизм и его искусство. | 1 | Комбинированный урок. | Беседа, диалог. | Знать: время, причины возникновения романтизма, его характерные черты. Особенности мировоззрения романтиков. Проявление романтизма в разных видах искусства: живописи, литературе, музыке. Понятия: романтизм, романтический герой, баллада. меть: отличать произведения романтизма от произведений реализма, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития романтизма в искусстве и культуре, приводить примеры конкретных произведений искусства принадлежавших направлению «романтизм», называть их авторов. Выполнять учебные проекты и проводить исследования. | Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18 – начала 19 веков. Эстетика романтизма – путь к свободе через красоту. Национальное своеобразие романтизма в искусстве различных стран. Сложность и противоречивость искусства романтизма. Эстетические принципы романтизма: неприятие реальной жизни, исключительность романтического героя, природа как выражение стихийного начала, культ прошлого, интерес к фольклору, экзотика дальних стран. Портретная живопись: Э.Делакруа, Ф. Гойя, О.А.Кипренский, К.П.Брюллов. Пейзажная живопись. трагическое понимание бытия, идея неустойчивости человеческой жизни. Сцены кораблекрушения и стихийных природных катаклизмов, грозящих человеку неотвратимыми катастрофами. Т. Жерико, У.Тернер, И.К.Айвазовский. История глазами романтиков: Ф. Гойя, картина «Расстрел повстанцев» - обвинительный акт художника против зла и насилия. | Учебник. Репродукции картин художников. Презентация. | Тестовый опрос. | 16 | |
17- . Реализм – художественный стиль эпохи. | 1 | Комбинированный урок. | Знать: основные периоды в развитии реализма, особенности развития реалистических тенденций в культуре XΙX века. Характерные черты реализма в живописи, литературе. Понятия: реализм, критический реализм. Уметь: отличать произведения реализма от произведений романтизма, выделять их характерные особенности, анализировать основные тенденции развития реализма в культуре XΙX века. Делать сравнительный анализ художественных направлений в культуре XΙX века, работать с опорными схемами. | Эволюция понятия. изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Философия позитивизма – основа эстетики реализма. Воспроизведение жизни такой, «как она есть». Творческие принципы реализма Г.Курбе. Реализм как бунт против официально признанного классицизма и естественный процесс рождения внутри испытавшего кризис романтизма. Романтизм и натурализм. Э. Золя как наиболее известный сторонник натурализма. Реализм и художественная фотография. | Учебник. Презентация. Репродукции картин художников. | 17 | ||||
18-19-20-21. Живопись реализма | 4 | Урок погружения в проблему. Урок закрепления и обобщения. | Диалог. | художники– Знать: основные творческие объединения художников XΙX века (импрессионисты, передвижники.): время их возникновения, основные черты, ярких представителей, произведения живописи. Понятия: импрессионизм, пленэр, передвижники. Роль художников-импрессионистов для развития пейзажной живописи. Уметь: анализировать произведения живописи, классифицировать произведения живописи передвижников по жанрам. Ценить прекрасное в произведениях живописи XΙX века. Работать в группах, вести дискуссию, выполнять творческие проекты. | 1. Интерес к жизни человека простого сословия. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин, обстоятельств бытия. Достижения французских и русских художников – реалистов. О.Домье, Ф.Милле, 2 .А.Г.Венецианов, П.А.Федотов, В.Г.Перов, А.К.Саврасов, И.Е.Репин, В.И.Суриков. 3. «Художники счастья» - творчество художников-импрессионистов: Мане, Моне, Писсарро, Ренуара, Дега. Творчество неоимпрессионистов и оригинальность их творческого метода. Сёра, Синьяк. Постимпрессионизм Сезанна, Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека.
| Учебник. Репродукции картин художников. Слайды. | Сообщения. Обсуждение и анализ художественных произведений. | 18-21 | ||
22 Музыкальная культура XΙX века. | 1 | Комбинированный урок. | Беседа. Диалог. | Знать: особенности развития музыкальной культуры XΙX века. Творчество композиторов «могучей кучки» и их роль в становлении русской музыкальной школы. Уметь: называть известные музыкальные произведения XΙX века и их авторов. Анализировать музыкальные произведения, определять их тематику и жанровое своеобразие. | Русская музыка 19 века – яркая и блистательная эпоха. Русская музыка романтизма. Созерцательность, глубокое проникновение в сферу человеческих чувств и переживаний. Романсово-песенное творчество А. А. «Алябьева («Зимняя дорога», «Соловей»). М.И.Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М.И.Глинки. опера «Жизнь за царя», ее историческая основа, глубина проникновения в суть русского характера, особая роль хора в организации сценического действия. М.А.Балакирев – организатор и вдохновитель дружеского союза композиторов «Могучей кучки». «Князь Игорь» А.П.Бородина – ярчайшее достижение русского оперного искусства. Творческое наследие М.П.Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Обращение Римского-Корсакова к героическим страницам исторического прошлого России и к миру русских сказок в оперном творчестве. Многообразие творческого наследия П.И.Чайковского. | Учебник. Музыкальные фрагменты произведений композиторов. Иллюстрации. | Сообщения учащихся. Обсуждение и анализ музыкальных произведений. | 22 | ||
23. Русский драматический театр 19 века. | 1 | Урок усвоения новых знаний и обобщения ранее изученного. | Беседа. Ролевая игра. | Знать: историю развития русского драматического искусства, тематику и жанровое своеобразие. Известные театральные постановки и деятелей театра. Уметь: характеризовать русское драматическое искусство XΙX века. Работать со специальной литературой по предмету, конспектировать. | Русский театр романтизма и его знаменитые актеры (Мочалов и Каратыгин). Русский драматический театр и его драматурги. Русский национальный театр А.Н.Островского. Особенности театра А.П.Чехова. . | Учебник. Раздаточный материал для игры. Произведения драматургов. | 23 | |||
Художественная культура XX века | 24. Культура на рубеже XΙX - XX веков. Философские течения. | 1 | Урок усвоения новых знаний. | Лекция. | Знать: тенденции развития культуры на рубеже XΙX - XX веков, её достижения, тематику искусства, стилевое многообразие. Основные философские течения и их суть. Понятия: «серебряный век», экзистенциализм, натурализм. Уметь: давать правильную оценку историческому развитию России и Европы на рубеже веков. Объяснять суть разных философских учений и направлений. Ведение дискуссии. | В 20 веке начинается новый этап развития науки и техники. Теория относительности Эйнштейна. Английские ученые открыли структуру ДНК. Зигмунд Фрейд и его теория психосексуального развития индивида. Учение о психоанализе оказало влияние на развитие философской мысли первой половины 20 века-интуитивизма. Накануне первой мировой войны зародилось новое философское направление экзистенциализма. Новые формы мировосприятия обусловили разрушение традиций, культура постепенно лишилась единого стержня, началось ее дробление. «Мозаичность» - одна из основных особенностей культуры 20 века, сплошное нагромождение стилей, направлений, течений и школ. | Учебник. Репродукции. | Фронт. опрос. | 24 | |
25. Искусство символизма. | 1 | Урок углубления и систематизации знаний. |
| Знать: характерные особенности символизма как художественного направления в искусстве, историю его появления, ярких представителей в разных видах искусства. Творчество М.Врубеля, художников «Голубой розы». Понятия: символизм, образ-символ. Уметь: отличать произведения символистов от произведений художников, музыкантов, поэтов других направлений, называть ярких представителей этого направления в искусстве. Анализ памятников искусства. | Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и миф в живописи. Символ и аллегория в искусстве. Символизм в творчестве М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова. | Учебник. Репродукции. | Сообщения. | 25 | ||
26-27-28-29-30-31 Модернизм как художественный стиль. | 6 | Урок углубления в проблему. | Диалог. | Знать: Особенности модернизма как художественного направления в искусстве XX века, историю его появления. Ярких представителей модернизма в живописи: П.Пикассо, А.Матисс, С.Дали. Шедевры архитектуры и живописи эпохи модернизма. Понятия: модерн, фовизм, авангардизм, сюрреализм, кубизм. Уметь: отличать произведения модернистов от произведений других направлений, называть ярких представителей этого направления в искусстве. Анализ памятников искусства. | -1. Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. -2.Фовизм А.Матисса. - 3.Кубизм П.Пикассо. -4. Сюрреализм С.Дали. -5. Абстракционизм В.Кандинского, супреиатизм К.Малевича, аналитическое искусство П.Филонова. -6. Архитектура 20 века. -7. Театр 20 века. | Учебник. Репродукции. | Фронт. опрос. | 26-31 | ||
32-33. Музыка XX века. | 2 | Комбинированный урок. | Беседа. Диалог. | Знать: основные направления музыкальной культуры XX века: джаз, рок-н-ролл. Особенности музыки «серебряного века». Творчество композиторов С.Рахманинова, А.Скрябина, тематику их музыкальных произведений. Понятия: джаз, блюз, спиричуэлс, рок-н-ролл, «серебряный век». Уметь: определять характерные черты каждого музыкального направления, называть музыкальные произведения. Анализировать музыкальные произведения, определять их тематику и жанровое своеобразие. | Музыкальный мир 20 века, разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Традиции символизма и романтизм в творчестве А.Н.Скрябина. Многообразие творческого наследия С.В.Рахманинова. | Учебник. Произведения авторов разных стилей. | Фронт. опрос. | 32-33 | ||
34 Социалистический реализм: эпоха и культура. | 1 | Комбинированный урок. | Беседа. Диалог. | Знать: особенности развития социалистического реализма в русской культуре, его проявление в разных видах искусства. Ярких представителей социалистического реализма в кино, скульптуре, архитектуре, музыке, живописи. Уметь: характеризовать культуру и искусство эпохи социалистического реализма, давать им правильную оценку. Выполнять исследовательские работы. | Социалистический реализм – ведущий стиль, идеологически и художественно объединяющий различные виды искусства, среди которых самыми массовыми были литература, архитектура, кино и театр, музыка, парады и демонстрации. Творчество М.В.Нестерова, А.А.Дейнеки, П.Д.Корина, В.И.Мухиной, А.А.Пластова, С.Т.Коненкова, Ю. И.Пименова и т.д. | Учебник. Репродукции. | Фронт. опрос. Самостоятельная работа. | 34 |
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
- особенности возникновения и основные черты стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры конкретного исторического периода;
- ярких представителей культуры того или иного периода;
- основные выразительные средства художественного языка разных видов искусства;
- роль знака, символа, мифа в художественной культуре.
Уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить их с определённой исторической эпохой, направлением, национальной школой, называть их ведущих представителей;
- сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства
- пользоваться искусствоведческими терминами;
- осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства;
- аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой художественной культуры;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, рефераты, сочинения, рецензии, эссе, учебные проекты).
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Ресурсное обеспечение
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. От истоков до ХVII века. 10 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6-е изд.., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От ХVII века до современности. 11 кл..: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 3-е изд.., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура10,11 классы. Тематическое и поурочное планирование. - М.: Дрофа, 2010.
- Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / авт.-сост. Н.А. Леухина,- Волгоград:Учитель,2010.
- Челышева Т.В., Янке Ю.В. Основы художественной культуры. Мировая художественная культура: тестовые задания / Под ред. Н.А.Селезневой, В.П.Беспалько, М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
Медиаресурсы:
(электронные энциклопедии и учебники):
- «История искусства. 10 -11 классы»
- «История мирового музыкального искусства»
- «Зарубежная живопись»
- «Эрмитаж. Искусство западной Европы»
- «Шедевры русской живописи».
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел урока | № урока | Наименование урока | Кол-во уроков | |
Х Художественная культура XV11 VΙΙΙ ве веков | 1
| Философия и эстетика культуры XVΙΙ - XVΙΙΙ веков. Стилевое многообразие искусства | 1 | |
1 | 2 | . Искусство маньеризма. Творчество Эль Греко. | 1 | |
3 | Барокко. Архитектура. | 1 | ||
4 | Барокко. Изобразительное искусство. | 1 | ||
5 | Классицизм. Архитектура. | 1 | ||
6 | Классицизм. Живопись. | 1 | ||
7 | Классицизм. Скульптура. | 1 | ||
8 | Реалистическая живопись Голландии. Малые голландцы. | 1 | ||
9 | . Реалистическая живопись Голландии. Творчество Рембрандта. | 1 | ||
10 | Русский портрет XVΙΙΙ века. Живопись. | 1 | ||
11 | Русский портрет XVΙΙΙ века. Скульптура. | 1 | ||
12 | Театральное искусство 17-18 в. | 1 | ||
13 | Рождение русского театра. Крепостной театр. | 1 | ||
14 | Музыкальная культура 17-18 веков творчество И.С.Баха. | 1 | ||
15 | Композиторы венской классической школы. | 1 | ||
Ху Художественная культура XΙX века | 16 | 16. Романтизм и его искусство. | 1 | |
17 | Реализм – художественный стиль эпохи. | 1 | ||
18 | 1. Живопись реализма. Творчество Г.Курбе, Ф.Милле, О.Домье. | 1 | ||
19 | Живопись реализма. Творчество Венецианова, Федотова, Перова, Репина, Саврасова, Сурикова. | 1 | ||
20 | Живопись реализма. Художники счастья. Импрессионизм, неоимпрессионизм, постимпрессионизм. | 1 | ||
21 | Последователи импрессионизма в России. | 1 | ||
22 | 22 Музыкальная культура XΙX века. | 1 | ||
Художественная культура XX века | 23 | 23. Культура на рубеже XΙX - XX веков. Философские течения. | 1 | |
24 | 24. Искусство символизма. | 1 | ||
25 | 25 -26-27-28-29-30-31 Модернизм как художественный стиль. | 1 | ||
26 | -2.Фовизм А.Матисса. | 1 | ||
27 | - 3.Кубизм П.Пикассо. | 1 | ||
28 | -4. Сюрреализм С.Дали. | 1 | ||
29 | 5. Абстракционизм В.Кандинского, супреиатизм К.Малевича, аналитическое искусство П.Филонова | 1 | ||
30 | 6. Архитектура 20 века. | 1 | ||
31 | -7. Театр 20 века. | 1 | ||
32-33 | 32-33. Музыка XX века. | 2 | ||
34-35 | 34-35.. Социалистический реализм: эпоха и культура. | 2 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...