Лекционный материал "Художественная культура первобытного мира" по "Искусство (МХК)" Усманского педагогического колледжа
план-конспект урока по мхк на тему

Брыкин Дмитрий Васильевич

Лекция по "Искусство (МХК)" "Художественная культура первобытного мира. Искусство палеолита, мезолита, неолита, эпохи бронзы" для 1-х курсов Усманского педколледжа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervobytnoe_iskusstvo.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК №1 -3.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА. ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА, МЕЗОЛИТА, НЕОЛИТА, ЭПОХИ БРОНЗЫ.

Тема: «ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА, МЕЗОЛИТА, НЕОЛИТА, ЭПОХИ БРОНЗЫ».

 

Тип урока: лекция с демонстрацией.

Вопросы:

•основы первобытной (традиционной) культуры и искусства; происхождение основных видов изобразительных искусств; зарождение первобытной религии и общественных традиций; история культуры периода .

Цели уроков:

• усвоение информации по разделу и теме;

• анализ лекционной информации.

Задачи уроков:

• изучение зарождения культурных традиций первобытных периодов;

• изучение культуры палеолита, мезолита, неолита и эпохи бронзы.

Введение.

Примерно с 40-го тысячелетия до н.э. начинается зарождение первобытной культуры. Первобытный период человечества – период зарождения искусства и заложение основ материальной и духовной жизни общества. Территориальный охват всех континентов, зарождение и развитие первых представлений об окружающем мире.  

Верхний палеолит (40 – 12 т.л. до н.э.).

Появляются все виды изобразительных искусств: росписи, рельефы, отпечатки на глине, скульптура, элементы ДПИ и пр.

Мадленский период (25- 12 т.л. до н.э.). 

Расцвет наскальной и пещерной живописи. Отражение восприятия мира первобытными людьми, ранние религиозные воззрения.

Пещера Альтамира (Испания) – реалистическое мастерство, наблюдательность авторов; отсутствие общей композиции, точная передача движений и настроений животных (бизоны, лошади, мамонты, олени и пр.); минеральные краски, процарапывание по камню и глине.

Пещера Монтеспан (Франция) – росписи, сочетание вырезанного рельефа и росписи (животные на стенах и потолке), отсутствие изображений человека и общей композиции.  Одна из первых культовых скульптур - фигура медведя без головы (приставлялась голова свежеубитого медведя); признаки развития мышления первобытных людей и их мировоззрения.

В конце периода палеолита – развитие типичной культуры охотников и рыболовов. Зарождение первобытной религии, появление первых религиозных изображений - скульптурные изображения матери- прародительницы племени- т.н. «палеолитические Венеры» (пещера Виллендорф в Австрии).

Пещера Ласко (Франция) – росписи, древнейшие изображения человека, простейшие композиции.

Пещера Лортэ (Франция) – росписи, рельефы на кости, орнаменты.

Выводы:

Авторы росписей эпохи палеолита отождествляли себя с природой; упрощенность восприятия мира с детской непосредственностью отражали в своих произведениях.

Памятники искусства эпохи палеолита в России.

Стоянки первобытных людей по рекам Днепр, Дон; стоянки и поселения в Сибири, на Алтае. Археологический заповедник близ д. Костенки (Воронежская область).

Неолит и мезолит (12- 4 т.л. до н.э.).

        Стуктуризация общества, разделение на скотоводов и земледельцев. Развитие орудий труда (лук, дротик, инструменты для обработки земли) привело к увеличению досуга, направленного на развитие искусств. Усложнение религиозных воззрений: переход от матриархата к патриархату, появление постоянного пантеона богов (образы стихий, покровители деятельности человека), развитие мистики (веры в духов). Строительство капищ (мест постоянных религиозных служений) и погребальных сооружений: менгиры (каменные плиты, врытые вертикально); дольмены (каменные домики для погребений); кромлехи (по кругу поставленные каменные столбы с перекрытиями). Создание идолов с признаками фантастических существ (развитие форм абстрактного и условного мышления). Появление тотемов – изображений постоянного покровителя племени. Появление амулетов, оберегов и украшений (бус, браслетов), татуировок.        

        Теряется реализм в изображениях. Сложные композиции охоты и выпаса стад, многочисленные изображения человека (Сахара, Африка) . Появление систематизации, схематизма, упрощенности и графичности изображений; абстрагирование, осознание принципов формообразования. Появление сложных орнаментов, симметрии, украшение оружия, посуды; зарождение декоративно-прикладного искусства, украшательства (человек-гребень, ковш-утка и т.д.).

        Развития всех отраслей хозяйства в конце периода (в т.ч. строительства, металлургии и пр.). Зарождение знаковых систем (петроглифы- прообраз письменности).  

Начальное расслоение общества на: а) военную знать и шаманов и б) рядовых членов племени. Военные конфликты, временные племенные объединения, разнообразие языков и наречий.

Выводы:

В условиях неолитической культуры до сих пор существуют некоторые племена Австралии, Африки, Амазонии, Индо-Китая.

Неолитическая культура на территории России.

Некоторые народности Севера, Сибири, Алтая, Дальнего Востока России сохраняют элементы неолитической культуры (родовой строй, религиозные воззрения, структуру хозяйствования, основы искусства).

Эпоха бронзы (3- 2 т.л. до н.э.).

С развитием технологий (металлургия, гончарство, ткачество и пр.) у некоторых народов происходит развитие социальных отношений: зарождение государственности (в форме долгосрочных племенных союзов), активные войны (захват земель, рабов, ценностей, угодий), зарождение классово – кастовой системы. Зарождение наук: астрономия (для календарных исчислений), мореходство (расселение людей из-за роста населения на новые территории), архитектуры (строительство храмовых комплексов и святилищ). Усложнение письменности как способа хранения информации: петроглифы («картинковое письмо»), иероглифы (стилизованные знаки пиктограмм).  

В искусстве: усложнение и упорядоченность композиций в росписях, развитие монументальной скульптуры, сложнейшие орнаменты и развитие ювелирного искусства; появление стихосложения (сложный ритм), музыки (подражание звукам природы), слияние музыки и стихосложения (религиозные гимны, обрядовые песни); т.е. происходит общее развитие культуры.

В условиях культуры бронзового века начиналось развитие многих великих цивилизаций – Китая, Индии, Средиземноморской античности.

Выводы:

В условиях культуры бронзового века начиналось развитие многих великих цивилизаций – Китая, Индии, Средиземноморской античности.

Заключение.

Конец первобытного периода – эпоха бронзы, эпоха железа – обеспечил высокий уровень культуры, науки, социального развития; это был самый длительный период развития человечества и именно тогда были заложены все основные традиции, виды, жанры и отрасли искусства.

Подведение итогов занятия.

Задание для самостоятельного изучения:

        • анализ конспекта;

• изучение терминологии;

• возможная подготовка сообщений.

• подготовка к контрольному тестированию.

Демонстрационный материал:

        • плакат «Первобытное искусство»;

        • CD-ROM «Мировая художественная культура»;

• издания по теме;

• терминологическая таблица.

• дополнительная авторская презентация по теме.

Литература по теме:

1. Анализ и интерпретация произведений искусства /под ред. Яковлевой Н.А./. М., 2005.

2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2008.

3. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры. М., 2001.

4. Практикум по истории изобразительного искусства /под ред. Яковлевой Н.А./. М., 2004.

Дополнительная литература:

1. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство /под ред. Мириманова В.Б./. М., 1973.

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе культура первобытных людей

Урок в 5 классе "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ". В папке находится конспект урока, сопроводительная музыка для презентации, презентация урока.Урок проходит на "ура!" ,включены игровые моменты,работа в кл...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Компетентность специалистов дошкольного и школьного образования во многом зависит от качества их теоретической и практической подготовки. Это в первую очередь относится к преподаванию междисциплинарны...

Положение ОДО "Киноклуб" Усманского педагогического колледжа"

Положение о организации и деятельности образовательно- досуговог объединения "Киноклуб" Усманского педагогического колледжа....

Культура первобытных людей

В презентации представлены материалы о культуре первобытных людей...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....

Конкурс профессионального мастерства среди студентов педагогического колледжа "Педагогический дебют"

Конкурс проводится с целью создания возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала обучающихся ОГБПОУ «Томский государственный педагогический колледж» (далее Колледж) и...