Урок истории в 5 классе культура первобытных людей
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Урок в 5 классе "КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ". В папке находится конспект урока, сопроводительная музыка для презентации, презентация урока.Урок проходит на "ура!" ,включены игровые моменты,работа в классе по командам.В презентации содержится много рисунков по теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока истории 5 класс культура первобытного человека | 20.21 КБ |
презентация урока Культура первобытного человека | 704.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8»
Урок «Культура первобытных людей»
Учитель Мельникова Юлия Николаевна
2010
Задачи урока:
1) Познакомить учащихся с религиозными верованиями, со знаниями древних людей и с зарождающимся искусством;
2)Cовершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать;
3) развивать навык монологической речи
4) выразительное чтение
5) воспитывать интерес к истории;
6)Развивать навык групповой работы
7) Развитие творческих способностей учащихся
Тип урока: сообщение новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие с элементами игры.
Оборудование: интерактивная доска( презентация), костер нарисованный, палка шамана, доска ( записана дата урока, тема, план, задание на урок).
Ход урока
Вступительное слово учителя
Учитель приветствует ребят. Ребята, мы продолжаем знакомиться с жизнью первобытных людей. Вы уже много узнали: как и когда появился человек, какими орудиями труда овладел, знаете вы и родовых общинах первых людей. Сегодняшний урок мы посвятим изучению культуры древних людей, познакомимся с религиозными верованиями, зарождающимся искусством и знаниями первобытных людей. Запишем тему урока в тетрадь.На уроке мы будем работать по следующему плану. План ребята также записывают в тетрадь.
План
Знания первобытного человека.
Религиозные верования
Искусство первобытных людей.
Обращается внимание на новые понятия, с которыми ребята познакомятся на уроке: Религия, магия, миф.
Задание на урок: Какова роль культуры в жизни первобытных людей?
Давайте вспомним :
Как назывались группы людей связанных между собой кровным родством?
Учащиеся – род, родовая община.
Кто управлял повседневной жизнью рода?
Учащиеся – старейшина
А как принимались важные решения?
Учащиеся – на собрании взрослых мужчин и женщин.
Изучение нового материала:
Правильно ребята. Сейчас я предлагаю вам разделиться на 3 рода. Учащиеся создают три команды. И ваша задача на уроке принимать решения всем вместе , как это делали в родовой общине, советоваться и слушать друг друга.
Учитель: У каждого рода было предание о своем происхождении .В этих преданиях отражалось представление о неразрывной части человека с природой, кровном родстве с каким – либо животным, птицей или даже растением. Род носил имя своего прародителя, например, черепаха, кенгуру, луковица. Такого предка называют тотем.
Задание 1. Выберите тотем для своего рода, нарисуйте его ( помните что древние не вырисовывали ) придумайте название и объясните почему именно этот тотем вы выбрали( какие качества животного, птицы, растения вас привлекли) , выберите старейшину(капитана команды). На выполнение задания вам дается 3 минуты.
Слайд 2-3 картинка « Тотем» звучит музыка- бой африканских барабанов.( 3 мин)
Старейшины представляют свой род, свой тотем.
Вот мы с вами и познакомились ! А теперь, давайте узнаем какими знаниями обладали люди в глубокой древности. Откройте учебник на странице 17 и прочитаем вслух пункт первый знания древних людей. Учащиеся по очереди читают( стараюсь охватить как можно больше ).
Учитель:»Какими же знаниями обладали первобытные люди?» Учащиеся называют знания о животных, свойствах растение, простейшие медицинские знания, счет и .т.д.
Слайд 4 (записываем в тетрадь)
Знания древних людей:
А) о животных
Б) о растениях
В) медицина
Г) первые календари
Д) счет и измерения расстояния
Учитель- Первобытные люди обладали определенными знаниями об окружающем мире, но многое было для них таинственным и пугающим: ураган, дождь, гром, молния. Люди считали , что земля , вода, небо населены богами и духами, которые управляют явлениями природы и жизнью самих людей. Так около 200 тысяч лет назад зародилась религия. Первобытный человек пытался задобрить богов, расположить их к себе при помощи магии.Первобытный человек пытался представить , как усторен мир, каковы причины природных явлений, откуда появились люди и все , что их окружает.Из этих , как правило , фантастических объяснений и появились мифы.
Слайд 5 – запись в тетрадь определений :Религия, магия, миф.
В каждой родовой общине был человек, который умел общаться с духами.такого человека называли- шаман.Он руководил совершением специальных обрядов.Люди исполняли ритуальные танцы, произносили заклинания, поланая, что так можно отогнать злых духов и призвать на помощь добрых.
Задание 2. Старейшина выходит и вытаскивает карточку с названием обряда, который должны показать .На выбор шамана и подготовку обряда 3 минуты.
Слайд 6-7, звучит музыка, ребята готовят обряд ( об удачной охоте, излечение заболевшего сородича, о поддержании огня в очаге).Учитель контролирует процесс, подходит и помогает , наталкивает на принятие той или иной идеи. Выдает атрибуты- палка шамана и нарисованный костер.
Звучит музыка и каждая община показывает свой обряд, а 2 другие должны догадаться , что за обряд .
Учитель , мы с вами узнали о религиозных обрядах о знаниях первобытных людей. Теперь посмотрите на доску ( слайд 8-9 ) Перед вами рисунки из пещер , которые находятся на территории Испании, Италии, Франции и России. Кого изображал древний человек ? Как вы думаете что использовал человек вместо кисточки? Какие краски использовал человек?
Ответы учащихся.
Правильно для рисунков использовал минеральные краски( мел, охру, уголь) , смешанные с жиром животных .Их наносил пучком травы, шерсти, пальцем.Но очень важно что художественное творчество было тесно связано с представлениями об окружающем мире, о красоте природы. И сейчас художники изображают то , что окружает нас..И вы сами с помощью фотоаппаратов не раз фиксировали красоту заката, животных , себя на фоне природы.
Итак, подведем итог на уроке мы познакомились с культурой первобытных людей ,давайте ответим на вопрос нашего задания: Какова роль культуры в жизни первобытных людей? Ответы учащихся.
А теперь последнее испытание для ваших родовых общин
Задание 3.Слайд 10 -каждой родовой общине выдается кроссворд.
По горизонтали:
1. Одно из первых занятий первобытных людей.
По вертикали:
Одно из первых прирученных животных.
2. Орудие древнего человека.
3. Обожествление сил природы, вера в богов.
Действия и слова , якобы обладающие чудодейственными свойствами.
5. Древний каменный век.
6. «Человек прямоходящий».
7.Несколько десятков человек, связанных между собой кровным родством.
Выполнившая первой кроссворд , становиться общиной - победителем.
Проверяем все вместе правильность ответов кроссворда.
Запись домашнего задания ( параграф 3 , ответы на вопросы в конце параграфа, знать понятия) и выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тотем – прародитель рода.
1.Знания древних людей А) о животных Б) о растениях В) медицина Г) первые календари Д) счет и измерения расстояния
Религия – обожествление сил природы, вера в богов и поклонение им. Магия – действия и слова, якобы обладающие чудодейственными свойствами. Миф – сказание о происхождении мира и деяниях богов и героев. 2. Религиозные верования
3. Искусство первобытных людей
1 3 2 4 5 7 6 По горизонтали: 1. Одно из первых занятий первобытных людей. По вертикали: Одно из первых прирученных животных. 2. Орудие древнего человека. 3. Обожествление сил природы, вера в богов. Действия и слова , якобы обладающие чудодейственными свойствами. 5. Древний каменный век. 6. «Человек прямоходящий». 7.Несколько десятков человек, связанных между собой кровным родством.
Домашнее задание 1.параграф 3 читать,пересказывать 2.ответы на вопросы устно 3.знать понятия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей.
Урок-игра. 5 класс. Жизнь первобытных людей....
Конспект урока истории. 6 класс. Культура Византии
Культура ВизантииЦели:1. Продолжить формирование новых знаний у учащихся о Византии и ее культуре основываясь на актуализацию старых знаний.2....
Тест по истории Древнего мира "Жизнь первобытных людей", 5 класс
Тест предназначен для среза знаний по истории Древнего мира, 5 класс, по теме "Жизнь первобытных людей...
Методическая разработка раздела образовательной программы по всеобщей истории в 5 классе «Эпоха первобытных людей» и «Древний Восток» (в контексте УУД)
Представленный материал нацелен на применение на уроках всеобщей истории 5 класс.Представляет собой сочетание теоретического материала и некоторых практических методов и приемов работы с учащимися....
История 5 класс 6 урок: Условия жизни и занятия первобытных людей.
Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...
Тесты по истории в 5 классе "Жизнь первобытных людей"
Контрольная работа по теме: «Жизнь первобытных людей. Счёт лет в истории»....
урок истории. 7 класс. культура России в XVII веке
Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людс...