Урок-практикум (10/11 класс) «Преобразование текста для создания электронной презентации по МХК»
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему
Одна из наших педагогических ошибок - задать детям творческое задание (эссе,реферат, презентация), но не научить, как грамотно и качественно его выполнить. В старших классах учащиеся хотят понимать, зачем им надо выполнять работу, соблюдая определённые правила. Поэтому я решила разработать ряд уроков, которые являлись бы универсальными, т.е. их можно наполнить различным содержанием на различные темы, при этом форма задания, которое учащиеся выполняют в качестве практического итога урока, соответствует тем формам и требованиям, которые сегодня являются обязательными в любом серьёзном ВУЗе. Предлагаемый урок имеет своей целью дать первичные навыки выполнения электронной презентации как самостоятельного продукта. Особое место в уроке выделяется различным способам преобразования текста: тезисный план, схема, кластер, визуализация. Урок адаптирован к 1 и 2-х часовому занятию. В уроке использованы приёмы открытых образовательных технологий "Дебаты", "Педагогическая мастерская", "РКМЧП".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Осипенко О.В.
(Москва, Россия, ГБОУ Гимназия №1358)
Урок-практикум (10/11 класс)
«Преобразование текста
для создания электронной презентации по МХК»
Цель: Развитие навыков самостоятельной работы с информацией и их практическое применение при выполнении электронной презентации по МХК.
Задачи:
- Ознакомление с правилами работы над электронной презентацией.
- Совершенствование навыков работы с информацией: способы преобразования (трансформации) текста, работа со справочным материалом.
- Формирование культуры устной и письменной речи.
- Отработка навыка соблюдения регламента.
- Отработка навыков работы в команде.
- Введение в тему «Художественная культура XX века»
Использованные образовательные технологии:
Приёмы ООТ: «Дебаты», «Педагогические мастерские», «РКМЧП»
Ход урока (урок адаптирован для 1 и 2-хчасового занятий)
Этап | Содержание | Деятельность учащихся | Материал | Прим. время |
0 | Распределение по группам (свободное) – 5 групп | |||
1 | Вводное слово учителя об актуальности темы урока. Тезисы: 1.Электронная презентация – одна из форм зачётных заданий в ВУЗе. 2.Форма электронной презентации - наиболее распространённый способ презентации собственных достижений. 3.Формат презентации требует вложить большой объём информации в ограниченное число слайдов. 4.Использование разнообразных методов трансформации текста способствует эффективному усвоению большого объёма информации с наименьшими временными затратами. | 1/2 мин | ||
2 | Ознакомление с электронной версией рекомендаций к выполнению электронной презентации | -Фронтальн. анализ презентации | -Презентация №1 -РСМ «Правила оформления презентации» | 5 |
3 | Домашнее задание: -проанализировать презентацию учителя с точки зрения правил оформления, написать рекомендации. | -запись Д/з в тетрадь; | Материал по электронной почте: презентации, справочный материал | 1 |
4 | Методы преобразования текста: №1 –выделение из текста определений, цитат, афоризмов, лозунгов; №2-тезисный план; №3-таблица; №4-схема; №5-кластер; №6-визуализация. | -Работа с глоссарием | -Презентация №2 -РСМ «Глоссарий» | 2 |
5 | Практикум: -инструктаж к работе в группе; -работа по преобразованию текста; -жеребьёвка; -афиширование: метод №1 – фронтально; методы №2-6 – группами по жребию. -работа с ИАЛ | Работа в группе с текстом, ИАЛ |
| 35/80 |
Возможная тематика текстов: Рекомендуется использовать тексты по обобщению изученного материала или введению в новую тему, например: «Факторы, повлиявшие на развитие художественной культуры в ХХ веке» | ||||
Инструктаж к работе в группе: Для 1-часового урока: -индивидуально ознакомиться с текстом, выделяя определения, цитаты, афоризмы, лозунговые высказывания, которые могут войти в презентацию; -обсудить в группе; -выбрать наиболее удачные формулировки по методу №1; -выполнить преобразование текста в соответствии с полученным методом; - выполнить на формате А3 окончательный вариант; -выбрать представителя группы для демонстрации итога работы в группе; - по ходу выступления группы класс заполняет индивидуальные аналитические листы (ИАЛ). Для 2-хчасового урока: - индивидуально ознакомиться с текстом, выделяя определения, цитаты, афоризмы, лозунговые высказывания, которые могут войти в презентацию; -обсудить в группе; выбрать наиболее удачные формулировки по методу №1; -афиширование на класс; -составление тезисного плана; -распределиться по методам №3-6; -выполнить преобразование текста в соответствии с выбранным методом и тезисным планом; -поочерёдно, начиная с метода №3, представить свою работу группе; - группой скорректировать каждую трансформацию (преобразование); -выбрать выступающих для представления итогов работы группы; -(жеребьёвка); - выполнить на формате А3 окончательный вариант выпавшего по жребию метода; подготовить устное представление метода в пределах 2-х минут; -группа представляет тот метод, который выпал по жребию; (по ходу выступления группы класс заполняет индивидуальные аналитические листы); -завершение работы с ИАЛ; -афиширование ИАЛ. | 8 2 15 5 10 3 2 10 1 20 10 10 2 2 |
Индивидуальные аналитические листы (ИАЛ)
ИАЛ
учащегося _______ класса ___________________________________________
по теме ___________________________________________________________
Новые термины | Новая (неучтённая) информация | Спорные вопросы | Хочу узнать подробнее |
Текст для работы в группе
«Факторы, повлиявшие на развитие художественной культуры
в ХХ веке»
Художественная культура XX века – это огромное пространство, в котором благодаря развитию международных контактов и современных информационных технологий почти стёрлись границы между странами и континентами. Любая художественная информация стала вполне доступной для всего мира, а новые яркие художественные идеи и направления молниеносно распространяются и приживаются в разных уголках нашей планеты. XX век, подарив человечеству много новых художественных открытий, принёс в то же время разочарования и потери. В результате разрушительных войн, межэтнических и межрелигиозных конфликтов была безвозвратно утрачена часть мировой художественной сокровищницы – памятники архитектуры, шедевры живописи и скульптуры. Острая борьба идей, вера в необходимость разрушения старого строя и построение совершенно новой цивилизации, давшие жизнь не только коммунизму, но и фашизму, находили немедленное отражение в художественной жизни разных стран, формировали новый художественный мир. Искусство часто превращалось в орудие политической пропаганды и борьбы за власть. Первые же десятилетия XX века стали для человечества временем художественных поисков и экспериментов. Революционные события в России породили так называемую пролетарскую культуру (агитационно-массовые зрелища, революционные песни, стихи, новый театральный репертуар и т.д.), с одной стороны – необыкновенно самобытную, а с другой – оторванную от традиций классического искусства и народного творчества. Особенно пострадало в результате Октябрьской революции 1917 года религиозное искусство, оказавшееся под строгим запретом. Вынуждены были эмигрировать на Запад известные писатели, поэты, художники, музыканты. Огромное влияние на искусство XX века оказали мировые войны. Связанные с ними трагические события и образы пронизывают всю художественную жизнь этого столетия. После окончания Второй мировой войны увлечение искусством охватило огромные массы людей, стремившихся приобщиться к художественному творчеству в любительских коллективах (клубах, домах творчества, школьных оркестрах и хорах, театральных кружках, вокально-инструментальных ансамблях). Остры социальные проблемы породили во второй половине XX века различны формы протеста в художественной жизни, в частности андеграунд. Этот термин буквально означает «под землёй». К андеграунду относятся те явления в художественной жизни общества, которые, в силу их идеологической оппозиции официальной власти, находятся под запретом и вынуждены существовать в скрытом виде. «Подпольные» концерты молодёжных рок-групп, домашние выставки художников, несанкционированные слёты клубов самодеятельной песни – вот лишь отдельные «штрихи к портрету» одного из пластов художественной жизни СССР в 60-70-е годы. За рубежом искусство протеста широко развивалось в последние десятилетия века в художественных экспериментах хиппи, панков и других молодёжных движений. Ушедший век породил различные формы коммерческого искусства – шоу-бизнеса, рассчитанного обычно на невзыскательные вкусы широкой публики, но зато чрезвычайно яркого, зрелищного и прибыльного. Шоу (т.е. представления), в которых сливаются оглушительная музыка, современные танцы, грандиозные декорации, необычные световые эффекты, собираются на стадионах и других огромных сценических площадках тысячи зрителей. Однако исторические и национальные традиции, имеющие глубокие корни, не исчезли. И сейчас в нашей стране, как и во всем мире, активно проявляется тяга людей к истинным художественным ценностям, воплощающим общечеловеческие идеалы красоты, любви, добра, свободы духа и творчества.
Правила оформления электронной презентации
1.Электронные презентации выполняются в программе MS PowerPoint в виде слайдов в следующем порядке:
- титульный лист с заголовком темы и автором исполнения презентации;
- план (содержание) презентации (5-6 пунктов - это максимум);
- основная часть (не более 10 слайдов);
- заключение (вывод);
- источники информации (литература, сайты);
- слайды- гиперссылки.
2.Дизайн должен быть простым и лаконичным. Основная цель - читаемость, а не субъективная красота:
- всегда должно быть два типа слайдов: для титульных, планов и т.п. и для основного текста;
- размер шрифта должен быть: 24–54 (заголовок), 18–36 (обычный текст);
- текст должен быть свернут до ключевых слов и фраз, полныепредложения используются только при цитировании;
- каждый слайд должен иметь заголовок;
- все слайды должны быть выдержаны в одном стиле;
- использовать эффекты анимации только по необходимости;
- в таблицах не должно быть более четырех строк и четырех столбцов
3.Моветон (манеры, поступки, непринятые в хорошем обществе, дурной тон, невоспитанность):
- использование банальных картинок;
- многоцветие;
- некорректное изображение: спина на фотографии, лица закрыты полностью или частично, текст на лицах, нечёткое или искажённое изображение…;
- излишняя анимация;
- сокращение слов;
- перенос Отчества на другую строку от Имени;
- иллюстрации должны максимально соответствовать оригинальному изображению.
4. Советы:
- используйте на одном слайде не более чем два - три цвета;
- списки на слайдах не должны включать более 5–7 элементов. Если элементов больше, расположите их в две колонки;
- используйте оригинальный шрифт, соответствующий теме презентации;
- обязательно используйте гиперссылки и анимацию, но только там, где это надо;
- используйте оригинальную эмблему, символ, знак, который ненавязчиво будет обращать внимание на главное или станет Вашей визитной карточкой
- в целом, оформление слайда не должно отвлекать внимание читателей от его содержательной части, однако и скучным быть не должно!!!
Глоссарий
- Цитата - дословная выдержка из какого-либо текста. Дословное цитирование текста принято в научной литературе для передачи мысли автора без искажений. Часть цитаты может быть опущена, что отмечается многоточием … (иногда в угловых скобках <…>) на месте пропущенного текста. В русском языке и типографике цитаты принято оформлять в кавычках (« », „ “)
- Афоризм— оригинальная законченная мысль, изречённая или записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми
- Лозунг — призыв или обращение в лаконичной форме, выражающее руководящую идею, требование.
- План текста —вид сокращения текста, его логическая схема, выраженная в кратких формулировках, чаще всего в виде назывных или вопросительных предложений.
- Тезис– краткое изложение идеи, мысли, утверждения, которое требует дальнейшего пояснения, раскрытия, доказательства.
- Таблица - список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам: столбцам и строкам.
- Схема - чертеж, рисунок, на котором условными обозначениями показаны составные части какого-либо понятия и связи между ними, содержит описание, изложение чего-либо в общих, главных чертах.
- Кластер (англ. cluster — скопление) — схема свободной формы, где каждое из понятий разветвляется на подпонятия, образуя блоки, имеющие определённые свойства, характеристики.
- Визуализация - метод представления информации в виде оптического изображения: фотография, рисунок, репродукция, график, диаграмма, карта, КОЛЛАЖА……
Список использованной литературы:
- Мировая художественная культура. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений/Т.И.Бакланова, Н.М.Сокольникова. -2-е изд. – М.: Издательство «Интербук», Издательский дом «Новый учебник», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока практикума для 3-х классов
Совершенствование навыков устной речи учащихся при употреблении времени Past Simple Tense....
Урок-практикум по алгебре. 8 класс.
Даны нестандартные приемы решения квадратных уравнений. Это поможет находить корни квадратного уравнения....
Тема урока: «Географическая исследовательская практика: создание электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица»
Итоговый урок изучения Северо - ЗападаЦели урокаОбразовательные (предметные): -организовать деятельность учащихся по созданию электронной презентации «Санкт – Петербург – вторая столица», используя те...
урок-практикум математики в 5 классе "Действия с десятичными дробями"
Урок- практикум "Действия с десятичными дробями". Материал содержит в себе методическую разработку, карту урока и презентацию. Урок разработан с учетом применения интерактивной доски...
Разработка урока по информатике для 10 класса по теме «Создание компьютерных презентаций»
Разработка урока по информатике для 10 класса по теме «Создание компьютерных презентаций»...
Презентация урок - практикум по алгебре 7 класс "Решение задачи с помощью уравнений"
Презентация урок - практикум по алгебре 7 класс "Решение задачи с помощью уравнений"...
Консультация педагогов "Методические рекомендации по созданию электронной презентации к докладу"
Консультация проводится для молодых и вновь прибывших педагогов с целью повышения их компетентности в вопросах организации исследовательской деятельности....