Священный лик Богоматери.
план-конспект урока по мхк (8 класс) по теме
Предлагаемый урок второй в цикле занятий «Образ женщины-матери сквозь века». В уроке используются технологии обучения в сотрудничестве, ТРКМ, ИКТ, исследование. Формируются понятия ценности образа матери. К уроку прилагаются музыкальное сопровождение и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyashchennyy_lik_bogomateri.docx | 39.96 КБ |
svyashchennyy_lik_bogomateri.docx | 39.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Священный лик Богоматери»
Класс: 8 класс
Предмет: МХК
Цели урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- Уметь определять тип изображения Богородицы;
- Понять смысл образа Богородицы как образ матери;
- Овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного заполнения таблицы о чудотворных иконах Богородицы;
- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, сопоставление, опыт);
- Понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»
2. Метапредметных:
- в познавательной деятельности
- умение сопоставлять, выделять главное, классифицировать, анализировать;
- исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимание необходимости их проверки на практике.
- в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
- в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Личностных:
- Стимулировать способность иметь собственные мнения;
- Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать изучать предмет и после окончания школы;
- Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми;
- Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- Способствовать формированию нравственных качеств личности, воспитывать внимательность, самостоятельность.
Предмет труда: синквейн на тему «Матерь Божия»
Методическое оснащение урока.
1.Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), тетрадь.
2.Дидактическое обеспечение: учебник Мировая художественная культура. 7-9 класс (автор Г.И.Данилова), презентация «Священный лик Богоматери», задания для групп «Чудотворные иконы Богородицы», «Типы изображения Богородицы», стихи о Богородице, кроссворд.
Методы обучения:
- Словесный (рассказ, беседа, инструктаж, диалог);
- Наглядный (демонстрация, презентация);
- Практический (разгадывание кроссворда, определение типа изображения Богородицы, написание синквейна);
- Исследовательский (символика цвета на иконе, сравнение типов изображения Богородицы, заполнение таблицы);
- Проблемно-поисковый (подбор стихов к типу изображения Богородицы).
Педагогические технологии:
- деятельностной подход;
- обучение в сотрудничестве;
- методы ТРКМ;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию;
- информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.
Основные понятия: иконография, Знамение, Оранте, Одигидтрия, Панахранта.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, русский язык, история.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Ход урока:
I этап: Мотивация к деятельности
Цель: Создать необходимый эмоционально-положительный настрой на работу на уроке, создание ситуации успеха, доверия.
Добрый день, дорогие друзья! Позвольте представиться, Ковальчук Е.М.
Я очень рада видеть вас. Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
II этап: Учебно-познавательная деятельность
Цель: актуализация знаний и выявления незнаний о типах изображения Богоматери на иконах, фиксация затруднений.
Я хочу рассказать вам небольшую историю. (слайд №2)
В старину, очень давно, жила на свете семья - муж и жена. Они долго не могли иметь детей. А надо сказать, что во все времена считалось, что дети – Божие благословение. Бездетность же, наоборот, считалась наказанием Божьим, посланным за какие-либо грехи. Отсутствие детей было для этой семьи большим горем. Супруги постоянно молились о том, чтоб Господь даровал им дитя. Супруга часто плакала и молилась в саду под старым деревом. А в ветвях дерева хлопотала птица, без усталости нося в клюве червячков и букашек своим птенцам. Увидев птенцов, ёще сильнее заплакала Анна: «Горе мне, одинокой! Все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Бога! Одна я, как степь безводная, без жизни и плодов. Воззри на меня, Господи, услышь молитву мою!».
Наконец, их молитва была услышана. Произошло чудо: у супругов родилась долгожданная девочка. И назвали её Марией, что означает «Госпожа».
Для того чтобы понять что это за девочка и почему мы о ней будем говорить, разгадаем кроссворд. (слайд №3)
(работа в парах) и проверка по цепочке (слайд №4)
Сегодня мы поговорим о Самой Великой Матери в истории человечества – о Деве Марии. (слайд № 5)
Запишите тему урока: «Священный лик Богоматери».
Что мы знаем о земной жизни девы Марии? Описания внешнего облика Пресвятой Богородицы сохранились у древних авторов. На основе их церковный историк Никифор Каллист создал словесный портрет Пречистой Девы. Первым иконописцем образа Божьей Матери считается святой евангелист и апостол Лука. (слайд № 6)
Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии. Икону называли " несравненной, чудесной, извечной песнью материнства". Что поражает нас на этих иконах? Это не иконы, это портреты матерей. Известные и неизвестные художники в образе Богоматери старались передать образ матери, нежно хранимый в сердце. (слайд № 7)
Подумайте и скажите, какова цель нашего урока?
«Владимирская икона Божьей Матери» (слайды № 8, 9)
Владимирская икона Божией Матери – это великая, заветная святыня русской земли. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали».
-Почему в образе – грустные, скорбные глаза?
(Богородица знала, что должна пройти через муки материнского страдания, знала, что должна потерять Сына во имя спасения Человечества от грехов).
Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Сын, еще не зная истинную причину скорби Матери, изо всех детских сил старается утешить Её. Он прижался к Матери, всматривается в Её очи и как бы говорит: -Мама, я с тобой! Я не дам тебя в обиду.
Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
С какой печалью и милосердием Она глядит на нас! В этих очах с красными от недавних слез слезницами – великая мольба:
-«Люди, будьте добрее!»
-А как они прекрасны Оба, Мать и Сын, в своей взаимной любви!
-У Матери – благородное лицо, огромные очи; на Её одеждах – две небесные звезды, А третья звезда – Её сын.
Посмотрите еще несколько образов Богородицы: (слайды № 10, 11)
Поскольку образ Богородицы на Руси был особенно любим и почитаем, в русской иконописи сложилось большое количество богородичных иконографических типов. Давайте рассмотрим репродукции икон и попробуем ответить на вопрос: что общего в этих иконах? (внешняя красота, грустные глаза)
-Что ёще объединяет эти иконы?
(Цвет. Головная накидка - мафорий - красного цвета, т.к. в Византии все царствующие особы носили накидки именно такого цвета)
-Как называют Деву Марию православные люди?
(Матерь Божия, Богородица, Царица Небесная, Владычица, Всемилостивая, Покровительница, Заступница Усердная).
При большом разнообразии икон Богородицы можно выделить несколько наиболее распространенных типов иконописных композиций, восходящих к византийским образцам.
Попробуйте самостоятельно разделить на группы представленные иконы. (работа в группах ) (слайд № 12)
III этап: Применение знаний и способов действий учащимися.
Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Каждая из Богородиц, а их около 800, обладает особой чудесной благодатью. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям (Вспомните праздник -30 сентября) – вера, надежда, любовь – и так запомнить три типа иконографии. (слайды № 13-17)
Вера – иконография, получившая название Знамение или Оранта. Разновидностью типа «Оранта» является – Панагия (Пресвятая), изображающая Богоматерь в полный рост. Композиционный тип «Оранта» (Молящаяся) таков: строго фронтальное поясное изображение Богородицы с поднятыми вверх руками до уровня плеч, ладонями к зрителю, на уровне груди располагается медальон с изображением Младенца Христа. На Руси этот тип назывался "Знамение»
Надежда – иконография называется Одигитрия (греч. "путеводительница"). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток – символ Евангелия.
Любовь – иконография Умиление или Елеуса – "милующая", как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею.
Софья (Премудрость Божья) - Образ Богородицы обрел черты Покровительницы и Утешительницы.
Свеча светоприемная. В церковной поэзии Богородица величается "Матерью Света" (Матерью Христа). Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Просительницы перед Иисусом Христом.
(слайд № 18)
1) Молящаяся или Знамение («Оранта») - во весь рост, с воздетыми к небу руками.
2) Путеводительница («Одигитрия») - указывает на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках.
3) Умиление («Елеуса» – гр. милующая) – сидя, ласкает и обнимает своего сына.
4) Всемилостивая («Панахранта») – сидя, на троне, с младенцем на коленях.
5)Заступница («Агиосоритисса») – вполоборота, без младенца Иисуса, со свитком.
Эта многогранность образа Девы Марии позволяет считать Её центром жизни.
Подберите строчки из стихотворения к одному из типов изображения Пресвятой Богородицы. (работа в группах)
IV этап: Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению нового материала.
Каждая икона имеет также глубокое духовное содержание, которому посвящены исследования богословов. Мы тоже проведем небольшое исследование, тема которого «чудотворные иконы в истории России».
-Что значит чудотворная?
Пресвятая Богородица считается покровительницей России, Русский народ в трудные периоды своей истории, прежде всего, обращался именно к Ней, как своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту. Чудотворных икон Пресвятой Богородицы в России сотни. Наиболее известные из них: Владимирская, Казанская, Донская, Смоленская, Тихвинская. Чем замечательны эти иконы?
(работа в группах) (слайды № 19-21)
В результате нашей работы мы выяснили, что четыре иконы Богородицы, из 5 о которых мы рассказали - защищают Россию с четырех сторон света.
Север - икона Тихвинской Божией Матери.
Юг - икона Донской Божией Матери.
Запад - икона Смоленской Божией Матери.
Восток – икона Казанской Божией Матери. А Владимирская является защитницей центра России и Москвы.
Очень многих спасла Богородица в беде и помогла при испытании тяжелых трудностей. И тебя при нужде спасет и поможет. Обращайтесь к Ней от сердца, как к родной матери, церковными молитвами или своими словами:
В связи с этим один человек из народа сказал поэтически (слайд № 22):
Грусть ли обнимет меня непомерная,
Жизнь ли меня истомит здесь борьбой,
Прямо иду я к Тебе, Благодатная,
С немощной грешной моею мольбой…
Ведаешь все Ты, спасенья Поручница,
Немощи наши и злобу врагов;
Грешников бедных Святая Заступница,
Ты их надежда, и мощь, и покров.
V этап: Контроль и оценка результатов деятельности
Цель: Проверка способности самооценки, как личностного результата.
Согласны ли вы с высказыванием о том, что «рай находится у ног матери»?
Конечно, в скорбях и радостях, различных затруднениях любимая и любящая мама – самый близкий и нужный человек.
У мамы - самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь! Оно ни к чему не останется равнодушным! И сколько бы ни было тебе лет - пятнадцать или пятьдесят - тебе всегда нужна мать; её ласка; её взгляд. И чем больше твоя любовь - к матери, тем радостнее и светлее жизнь!
Рефлексия. ( слайд № 23)
Составить синквейн со словами «Матерь Божия».
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
(На фоне слайдов Богородицы № 24-32 звучит песня С. Лазаревой «Мама» (Богомолица))
Чтение синквейнов.
Счастлив тот человек, за которого молится мама. А молитва матери за своих детей – самая сильная на свете.
Сегодня, когда вы придете домой внимательно посмотрите на своих мам. Сколько любви, нежности, заботы в их глазах! Конечно, они не похожи на Пресвятую Богородицу, но они также спасают, защищают, утешают и молятся за вас, порою неразумных.
- Что интересного запомнили?
-Что вызвало затруднение?
- Что нового узнали?
- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?
- Оцените свою работу на уроке?
- Какие ошибки были допущены вами?
-Какие ассоциации вызывают у вас словосочетание «икона Богородицы»?
Подведение итогов занятия.
Выставление оценок за урок с комментарием.
Очень порадовало то, что…
Мне было интересно наблюдать, как ….
Меня удивило то, с какой легкостью ….
В целом мы с вами справились с задачами, которые стояли перед нами и достигли целей урока ….
Рефлексия.
Поднимите левую руку ладошкой вверх. На ней ваши знания до сегодняшнего урока. Поднимите правую руку ладошкой вверх. На ней знания и умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке. Соедините их вместе и скажите себе: «Я молодец, я преумножил (а) свои знания и умения».
Спасибо за урок! До свидания!
Литература:
1. Г.И.Данилова учебник Мировая художественная культура. 7-9 класс. - М. Дрофа, 2006.
2. П.С. Гуревич «Культурология».- М, 2005.
3. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М., 1984.
4. Князь Ева. Трубецкой «Три очерка о русской иконе». - Новосибирск 1991.
5. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон». - С.-П. 1995.
6.И.А. Панкеев «Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах». – М. «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
8. Н. Майорова, Г. Скоков «Шедевры русской живописи. Иконопись».- М. «Мир книги», 2006.
9. «Советский энциклопедический словарь»,- М., 1979.
10. Интернет-ресурсы: http://scit.boom.ru; ru.wikipedia.org›; www.diveevo.ru/422/.
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Священный лик Богоматери»
Класс: 8 класс
Предмет: МХК
Цели урока: организация продуктивной деятельности школьников, направленной на достижение ими результатов:
1. Предметных:
- Уметь определять тип изображения Богородицы;
- Понять смысл образа Богородицы как образ матери;
- Овладеть опытом исследовательской деятельности в процессе самостоятельного заполнения таблицы о чудотворных иконах Богородицы;
- Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, сопоставление, опыт);
- Понимание ценности: «успех как самостоятельное преодоление затруднений»
2. Метапредметных:
- в познавательной деятельности
- умение сопоставлять, выделять главное, классифицировать, анализировать;
- исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения, понимание необходимости их проверки на практике.
- в информационно-коммуникативной деятельности
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
- отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности.
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.
- в рефлексивной деятельности
- постановка целей, планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
- формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
- поиск и устранение причин возникших трудностей;
- осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
3. Личностных:
- Стимулировать способность иметь собственные мнения;
- Сделать учебу такой интересной, полезной и увлекательной, чтобы хотелось продолжать изучать предмет и после окончания школы;
- Выработать уверенность во взаимоотношениях с людьми;
- Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- Способствовать формированию нравственных качеств личности, воспитывать внимательность, самостоятельность.
Предмет труда: синквейн на тему «Матерь Божия»
Методическое оснащение урока.
1.Материально-техническая база: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), тетрадь.
2.Дидактическое обеспечение: учебник Мировая художественная культура. 7-9 класс (автор Г.И.Данилова), презентация «Священный лик Богоматери», задания для групп «Чудотворные иконы Богородицы», «Типы изображения Богородицы», стихи о Богородице, кроссворд.
Методы обучения:
- Словесный (рассказ, беседа, инструктаж, диалог);
- Наглядный (демонстрация, презентация);
- Практический (разгадывание кроссворда, определение типа изображения Богородицы, написание синквейна);
- Исследовательский (символика цвета на иконе, сравнение типов изображения Богородицы, заполнение таблицы);
- Проблемно-поисковый (подбор стихов к типу изображения Богородицы).
Педагогические технологии:
- деятельностной подход;
- обучение в сотрудничестве;
- методы ТРКМ;
- индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию;
- информационно-коммуникационные технологии.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная, групповая.
Основные понятия: иконография, Знамение, Оранте, Одигидтрия, Панахранта.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература, русский язык, история.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ
Ход урока:
I этап: Мотивация к деятельности
Цель: Создать необходимый эмоционально-положительный настрой на работу на уроке, создание ситуации успеха, доверия.
Добрый день, дорогие друзья! Позвольте представиться, Ковальчук Е.М.
Я очень рада видеть вас. Подумайте, пожалуйста, о чем-нибудь приятном, улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время урока у вас было хорошее настроение. Именно оно поможет вам в работе, а еще вера в свои силы, в свои возможности.
II этап: Учебно-познавательная деятельность
Цель: актуализация знаний и выявления незнаний о типах изображения Богоматери на иконах, фиксация затруднений.
Я хочу рассказать вам небольшую историю. (слайд №2)
В старину, очень давно, жила на свете семья - муж и жена. Они долго не могли иметь детей. А надо сказать, что во все времена считалось, что дети – Божие благословение. Бездетность же, наоборот, считалась наказанием Божьим, посланным за какие-либо грехи. Отсутствие детей было для этой семьи большим горем. Супруги постоянно молились о том, чтоб Господь даровал им дитя. Супруга часто плакала и молилась в саду под старым деревом. А в ветвях дерева хлопотала птица, без усталости нося в клюве червячков и букашек своим птенцам. Увидев птенцов, ёще сильнее заплакала Анна: «Горе мне, одинокой! Все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Бога! Одна я, как степь безводная, без жизни и плодов. Воззри на меня, Господи, услышь молитву мою!».
Наконец, их молитва была услышана. Произошло чудо: у супругов родилась долгожданная девочка. И назвали её Марией, что означает «Госпожа».
Для того чтобы понять что это за девочка и почему мы о ней будем говорить, разгадаем кроссворд. (слайд №3)
(работа в парах) и проверка по цепочке (слайд №4)
Сегодня мы поговорим о Самой Великой Матери в истории человечества – о Деве Марии. (слайд № 5)
Запишите тему урока: «Священный лик Богоматери».
Что мы знаем о земной жизни девы Марии? Описания внешнего облика Пресвятой Богородицы сохранились у древних авторов. На основе их церковный историк Никифор Каллист создал словесный портрет Пречистой Девы. Первым иконописцем образа Божьей Матери считается святой евангелист и апостол Лука. (слайд № 6)
Предание утверждает, что он писал образ Богородицы с Самой Пречистой Девы Марии. Икону называли " несравненной, чудесной, извечной песнью материнства". Что поражает нас на этих иконах? Это не иконы, это портреты матерей. Известные и неизвестные художники в образе Богоматери старались передать образ матери, нежно хранимый в сердце. (слайд № 7)
Подумайте и скажите, какова цель нашего урока?
«Владимирская икона Божьей Матери» (слайды № 8, 9)
Владимирская икона Божией Матери – это великая, заветная святыня русской земли. Приблизимся к древнему творению и вглядимся в священный образ. И вы никогда его не забудете. Глаза Богоматери полны чувства, которое в средние века определяли как «радость святой печали».
-Почему в образе – грустные, скорбные глаза?
(Богородица знала, что должна пройти через муки материнского страдания, знала, что должна потерять Сына во имя спасения Человечества от грехов).
Свершится то, что предначертано свыше. Грядущее неотвратимо. Сын, еще не зная истинную причину скорби Матери, изо всех детских сил старается утешить Её. Он прижался к Матери, всматривается в Её очи и как бы говорит: -Мама, я с тобой! Я не дам тебя в обиду.
Детские глаза устремлены к Марии, они словно ищут у нее защиты. Левой рукой Мария придерживает ребёнка, пытаясь робко защитить его от уготованной судьбы. На её строгом лице, полном душевного благородства и немой укоризны, затаились тревога и печаль. При всей материнской нежности в ее облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
С какой печалью и милосердием Она глядит на нас! В этих очах с красными от недавних слез слезницами – великая мольба:
-«Люди, будьте добрее!»
-А как они прекрасны Оба, Мать и Сын, в своей взаимной любви!
-У Матери – благородное лицо, огромные очи; на Её одеждах – две небесные звезды, А третья звезда – Её сын.
Посмотрите еще несколько образов Богородицы: (слайды № 10, 11)
Поскольку образ Богородицы на Руси был особенно любим и почитаем, в русской иконописи сложилось большое количество богородичных иконографических типов. Давайте рассмотрим репродукции икон и попробуем ответить на вопрос: что общего в этих иконах? (внешняя красота, грустные глаза)
-Что ёще объединяет эти иконы?
(Цвет. Головная накидка - мафорий - красного цвета, т.к. в Византии все царствующие особы носили накидки именно такого цвета)
-Как называют Деву Марию православные люди?
(Матерь Божия, Богородица, Царица Небесная, Владычица, Всемилостивая, Покровительница, Заступница Усердная).
При большом разнообразии икон Богородицы можно выделить несколько наиболее распространенных типов иконописных композиций, восходящих к византийским образцам.
Попробуйте самостоятельно разделить на группы представленные иконы. (работа в группах ) (слайд № 12)
III этап: Применение знаний и способов действий учащимися.
Цель: проверить умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Каждая из Богородиц, а их около 800, обладает особой чудесной благодатью. Их отношения, представленные на иконе, можно разделить по трем христианским добродетелям (Вспомните праздник -30 сентября) – вера, надежда, любовь – и так запомнить три типа иконографии. (слайды № 13-17)
Вера – иконография, получившая название Знамение или Оранта. Разновидностью типа «Оранта» является – Панагия (Пресвятая), изображающая Богоматерь в полный рост. Композиционный тип «Оранта» (Молящаяся) таков: строго фронтальное поясное изображение Богородицы с поднятыми вверх руками до уровня плеч, ладонями к зрителю, на уровне груди располагается медальон с изображением Младенца Христа. На Руси этот тип назывался "Знамение»
Надежда – иконография называется Одигитрия (греч. "путеводительница"). На этих иконах Богородица держит Младенца Христа и на Него показывает рукой, направляя тем самым внимание предстоящих и молящихся к Спасителю. Младенец Христос правой рукой благословляет Мать, а в Ее лице и всех нас, в левой руке держит свернутый свиток – символ Евангелия.
Любовь – иконография Умиление или Елеуса – "милующая", как ее называют греки. Это наиболее лиричный из всех типов иконографии, открывающий интимную сторону общения Матери Божией со Своим Сыном. Иконографическая схема представляет фигуры Богородицы и Младенца Христа прильнувшими друг ко другу ликами. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею.
Софья (Премудрость Божья) - Образ Богородицы обрел черты Покровительницы и Утешительницы.
Свеча светоприемная. В церковной поэзии Богородица величается "Матерью Света" (Матерью Христа). Образ Богородицы обрел черты Заступницы и Просительницы перед Иисусом Христом.
(слайд № 18)
1) Молящаяся или Знамение («Оранта») - во весь рост, с воздетыми к небу руками.
2) Путеводительница («Одигитрия») - указывает на младенца Иисуса, сидящего у нее на руках.
3) Умиление («Елеуса» – гр. милующая) – сидя, ласкает и обнимает своего сына.
4) Всемилостивая («Панахранта») – сидя, на троне, с младенцем на коленях.
5)Заступница («Агиосоритисса») – вполоборота, без младенца Иисуса, со свитком.
Эта многогранность образа Девы Марии позволяет считать Её центром жизни.
Подберите строчки из стихотворения к одному из типов изображения Пресвятой Богородицы. (работа в группах)
IV этап: Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель: организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению нового материала.
Каждая икона имеет также глубокое духовное содержание, которому посвящены исследования богословов. Мы тоже проведем небольшое исследование, тема которого «чудотворные иконы в истории России».
-Что значит чудотворная?
Пресвятая Богородица считается покровительницей России, Русский народ в трудные периоды своей истории, прежде всего, обращался именно к Ней, как своей Помощнице и постоянной Заступнице перед Господом, и всегда получал помощь и защиту. Чудотворных икон Пресвятой Богородицы в России сотни. Наиболее известные из них: Владимирская, Казанская, Донская, Смоленская, Тихвинская. Чем замечательны эти иконы?
(работа в группах) (слайды № 19-21)
В результате нашей работы мы выяснили, что четыре иконы Богородицы, из 5 о которых мы рассказали - защищают Россию с четырех сторон света.
Север - икона Тихвинской Божией Матери.
Юг - икона Донской Божией Матери.
Запад - икона Смоленской Божией Матери.
Восток – икона Казанской Божией Матери. А Владимирская является защитницей центра России и Москвы.
Очень многих спасла Богородица в беде и помогла при испытании тяжелых трудностей. И тебя при нужде спасет и поможет. Обращайтесь к Ней от сердца, как к родной матери, церковными молитвами или своими словами:
В связи с этим один человек из народа сказал поэтически (слайд № 22):
Грусть ли обнимет меня непомерная,
Жизнь ли меня истомит здесь борьбой,
Прямо иду я к Тебе, Благодатная,
С немощной грешной моею мольбой…
Ведаешь все Ты, спасенья Поручница,
Немощи наши и злобу врагов;
Грешников бедных Святая Заступница,
Ты их надежда, и мощь, и покров.
V этап: Контроль и оценка результатов деятельности
Цель: Проверка способности самооценки, как личностного результата.
Согласны ли вы с высказыванием о том, что «рай находится у ног матери»?
Конечно, в скорбях и радостях, различных затруднениях любимая и любящая мама – самый близкий и нужный человек.
У мамы - самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь! Оно ни к чему не останется равнодушным! И сколько бы ни было тебе лет - пятнадцать или пятьдесят - тебе всегда нужна мать; её ласка; её взгляд. И чем больше твоя любовь - к матери, тем радостнее и светлее жизнь!
Рефлексия. ( слайд № 23)
Составить синквейн со словами «Матерь Божия».
Алгоритм написания синквейна.
1-я строка. Кто? Что? 1 существительное.
2-я строка. Какой? 2 прилагательных.
3-я строка. Что делает? 3 глагола.
4-я строка. Что автор думает о теме? Фраза из 4 слов.
5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы). 1 существительное.
(На фоне слайдов Богородицы № 24-32 звучит песня С. Лазаревой «Мама» (Богомолица))
Чтение синквейнов.
Счастлив тот человек, за которого молится мама. А молитва матери за своих детей – самая сильная на свете.
Сегодня, когда вы придете домой внимательно посмотрите на своих мам. Сколько любви, нежности, заботы в их глазах! Конечно, они не похожи на Пресвятую Богородицу, но они также спасают, защищают, утешают и молятся за вас, порою неразумных.
- Что интересного запомнили?
-Что вызвало затруднение?
- Что нового узнали?
- Где пригодятся полученные вами сегодня знания и умения?
- Оцените свою работу на уроке?
- Какие ошибки были допущены вами?
-Какие ассоциации вызывают у вас словосочетание «икона Богородицы»?
Подведение итогов занятия.
Выставление оценок за урок с комментарием.
Очень порадовало то, что…
Мне было интересно наблюдать, как ….
Меня удивило то, с какой легкостью ….
В целом мы с вами справились с задачами, которые стояли перед нами и достигли целей урока ….
Рефлексия.
Поднимите левую руку ладошкой вверх. На ней ваши знания до сегодняшнего урока. Поднимите правую руку ладошкой вверх. На ней знания и умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке. Соедините их вместе и скажите себе: «Я молодец, я преумножил (а) свои знания и умения».
Спасибо за урок! До свидания!
Литература:
1. Г.И.Данилова учебник Мировая художественная культура. 7-9 класс. - М. Дрофа, 2006.
2. П.С. Гуревич «Культурология».- М, 2005.
3. Алпатов М.В. «Древнерусская иконопись».- М., 1984.
4. Князь Ева. Трубецкой «Три очерка о русской иконе». - Новосибирск 1991.
5. Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский «О почитании икон». - С.-П. 1995.
6.И.А. Панкеев «Пресвятая Богородица. Чудотворные иконы и молитвы в житейских нуждах». – М. «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
8. Н. Майорова, Г. Скоков «Шедевры русской живописи. Иконопись».- М. «Мир книги», 2006.
9. «Советский энциклопедический словарь»,- М., 1979.
10. Интернет-ресурсы: http://scit.boom.ru; ru.wikipedia.org›; www.diveevo.ru/422/.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Священный лик Богоматери
Факультативное занятие по МХК. 7 класс. Автор учебника Данилова Г.И. Священный лик Богоматери...
Презентация "Владимирская богоматерь"
Икона Владимирской Богоматери была привезена в Киев из Константинополя в 1130 году и помещена в Вышгородском монастыре. Автор иконы неизвестен, но предание приписывает её кисти евангелиста Луки.С...
Литературоведческий ролевой проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».
Агинская окружная гимназия Сценарий урока: Литературоведческий ролевой проект«Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижск...
Образ женщины-матери сквозь века. "Священный лик Богоматери"
Средневековое искусство европейских стран сегодня невозможно представить без широкого запечатлённого образа Богоматери. В Западной Европе он был связан с культом Мадонны, а на Руси – с Богородицей, ко...
проект "Образ Богоматери в литературе и искусстве"
проект "Образ Богоматери в литературе и искусстве"...
Образ собора Парижской Богоматери в контексте мировой художественной культуры
. Одной из задач литературы как вида искусства несомненно является приобщение к миру прекрасного, развитие чувства красоты. Конечно же, это невозможно без глубокой и всесторонней связи с другими...
Технологическая карта урока "Священные сооружения. Священные здания иудаизма, христианские храмы"
Технологическая карта урока по предмету "ОРКСЭ" ....