Литературоведческий ролевой проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».
методическая разработка (литература, 9 класс) по теме
Агинская окружная гимназия
Сценарий урока:
Литературоведческий ролевой проект
«Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris».
Составила: Амагаланова Б.Б.
учитель русского языка и литературы
Агинской окружной гимназии
2007год
Сценарий урока:
Ролевой литературоведческий проект «Погружение в эпоху средневековья по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» и мюзиклу «Notre-Dame de Paris»
Учащиеся принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием данного проекта: критики, художники, литературоведы, искусствоведы, герои романа «Собор Парижской Богоматери».
Цель проекта: глубокое погружение в эпоху романа «Собор Парижской Богоматери» при помощи соединения слова и музыки.
Проект осуществляется в 3 этапа.
- Вводный этап: установочное занятие, установочная лекция, распределение ролей (цели, задачи проекта, основной замысел).
- Поисковый этап: сбор и систематизация материала. Обсуждение идей, консультации. Помощь учащимся в подборе индивидуально-визуального стиля проекта. Учеба, консультации по образам романа, и мюзикла. Изучение исторического, культурологического материала.
- Обобщающий этап: видеоурок, оформление результатов проектной деятельности в виде видеоурока, альманаха.
Оборудование: Записи на доске. Видеопроектор, рисунки, плакаты художников, свечи, видеокассета мюзикла «Собор Парижской Богоматери» (французская версия), аудиокассеты.
Задачи урока: На основе исследовательского, поискового методов углубить знания учащихся по анализу художественного текста, по сопоставительному анализу музыкального и литературного образов;
Развитие монологической, диалогической речи, сценической культуры,
- развитие умения выразительно читать художественный текст, способствовать развитию эстетического, художественного, музыкального вкуса, словесно-образного мышления.
Воспитание бережного отношения к творческому наследию писателя.
Ход урока:
Показ фрагмента мюзикла «Собор Парижской Богоматери» (французская версия). Дуэт Квазимоды и Эсмеральды.
Вступительное слово учителя:
Лирическую поэзию и прозу можно сравнить только с музыкой. Эти слова принадлежат В.Белинскому. Да, литературно-музыкальные параллели и сопоставления эстетически оправданы: музыка-душа поэзии и прозы, она проясняет, открывает новые грани.
Ведущий:
Уважаемые господа! На мой взгляд, слово, обогащенное ритмом и мелодией, начинает играть более яркими красками. Музыка делает слово более глубоким по смыслу и более мягким по восприятию. При помощи волшебного слова и музыки мы погрузимся в совершенно иную эпоху, иной век, в век средневекового Парижа. На уроке мы попытаемся соединить воедино сокровенное слово Гюго и знаменитый мюзикл, музыку которой написал Ричард Коксиант.
Голос из будущего:
В 2002 году мир отметил 200 летний юбилей со дня рождения величайшего французского писателя-классика Виктора Гюго, который писал: «Я в своих книгах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея и каторжника».
1-ый ученик:
Краткое сообщение о жизненном и творческом пути Гюго.
Критик:
Основное, что определяет его многогранную личность, - это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию и братству, справедливость которых и подтверждает роман «Собор Парижской Богоматери». Гюго обращается к истории; его внимание привлекло позднее французское средневековье, Париж конца XV века. Средние века привлекли его внимание своей необычностью, как противоположность к прозе буржуазной жизни, тусклому, обыденному существованию. Он изобразил героев с цельными характерами, сильными страстями, подвигами и мученичеством во имя убеждений.
2-ой критик:
Средневековье предстает в романе в виде истории - легенды на фоне мастерски воссозданного исторического колорита. Основу сердцевины этой легенды составляет неизменный для зрелого Гюго взгляд на исторический процесс как на вечное противоборство двух мировых начал - добра и зла, милосердия и жестокости, сострадания и нетерпимости, чувства и рассудка.
Историк:
Я, как историк, подчеркнул бы, что для описания Собора и Парижа 15 века, изображения нравов эпохи писатель изучил немало исторических материалов и позволил себе блеснуть его знанием. Мои коллеги, историки-исследователи средневековья, придирчиво проверили «документацию Гюго» и не смогли найти в ней сколько-нибудь серьезных погрешностей. Корифей историографии профессор Мишле высоко отозвался о воссоздании картин прошлого в романе.
Ведущий:
Давайте погрузимся в текст романа по музыкальным волнам мюзикла. Нет ничего ярче, чем соединение трех начал: поэзии слова, музыки и исполнения. Выразительное чтение фрагмента текста с портретной зарисовкой Эсмеральды.
Показ фрагмента мюзикла. Звучит песня Эсмеральды -«Vivre».
Эсмеральда: Сообщение ученицы от лица главной героини. Сообщение сопровождает шум морской волны.
Критик: Эсмеральда, почему вы выбрали в качестве звукового фона шум прибоя?
Эсмеральда: (Предполагаемый ответ). Я так же вольна и свободна,
как морская волна, так же красива, как ее колыхание. Я так же поддаюсь «зову сердца», страстям, как непредсказуемая и игривая волна.
Звучит песня Клопена «La cour des miracles». Показ фрагмента мюзикла с песней бродяг в исполнении Люка Мервиля.
Поэт Пьер Гренгуар: сообщение от лица поэта. Сообщение сопровождается шумовым эффектом.
Критик: Краткое сообщение о Фэбе.
Квазимидо: Сообщение от лица главного героя. Монолог сопровождается звуковым эффектом (звон колоколов).
Показ фрагмента песни «Колокола».
Ведущий: Послушаем знаменитую песню «Belle».
Инсценирование фрагмента эпизода романа.
Ведущий: Сейчас посмотрели заключительную сцену романа. Послушайте последние аккорды мюзикла. Удалось ли исполнителю песни передать трагедию Квазимоды?
Показ видеофрагмента песни Квазимоды «Сон мой Эсмеральда».
Предполагаемые ответы учащихся: Смерть Эсмеральды печальна и грустна. Сплав музыки и стихов подчеркивает главное качество героини – стремление к любви. Неуспокоенность, поиски идеала прекрасны. Они возвышают душу. Эсмеральда умирает за право любить.
Ведущий: Любовь воздействует очищающе и облагораживающе на людей. Мы видим это на примере русской и мировой классики. Как же воздействует любовь на Клода Фрола, Квазимоду, Гренгуара?
Что пробуждает в них любовь?
Разворачивается мини- дискуссия. Учащиеся высказывают разные точки зрения.
Критик: Перелистав музыкальные и прозаические страницы романа, мы испытываем невыразимую грусть. Но наша грусть светла. Ибо смерть героев – освобождение от мук, и гибель Квазимоды - это преодоление уродства и торжество духа.
Заключительное слово учителя: Сами по себе слова без музыки и музыка без слов, конечно, могут существовать. Но в единстве они сильнее. Музыка помогает глубже вникнуть в переживания героев.
Завершив роман, Виктор Гюго затосковал: писатель сжился со своими героями и, прощаясь с ними, испытал грусть расставания. И мы, погрузившись в его роман при помощи музыки и художественного слова, наверняка испытываем эту грусть. Роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»- из тех произведений, которые пробуждают «души прекрасные порывы».
Показ фрагмента песни Эсмеральды «Ave Maria paien».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ собора Парижской Богоматери в контексте мировой художественной культуры
. Одной из задач литературы как вида искусства несомненно является приобщение к миру прекрасного, развитие чувства красоты. Конечно же, это невозможно без глубокой и всесторонней связи с другими...
Презентация к уроку внеклассного чтения по роману Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери"
Данная презентация иллюстрирует вступительное слово учителя о писателе, его романе, Париже и Соборе Парижской Богоматери....
Собор Парижской Богоматери.
Краткое содержательное сообщение о Соборе Парижской Богоматери. Задание по МХК 9 класс....
Открытый урок по мировой художественной культуре. Тема. Романтизм в зарубежной литературе. Роман В.Гюго "Собор Парижской Богоматери".
Роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" с интересом читают люди разных поколений . Гениальное творение В. Гюго стало художественным манифестом романтиков......
Собор Парижской Богоматери
В данной презентации рассмотрены особенности одного из самых знаменитых соборов Европы: Собора Парижской Богоматери....
Виктор Гюго. Собор Парижской Богоматери
«Собор Парижской Богоматери» – знаменитый роман Виктора Гюго. Книга, в которой увлекатель-ный, причудливый сюжет – всего лишь прекрасное обрамление для поразительных, потрясающих в...
В. Гюго. Роман "Собор Парижской Богоматери"
Материал подготовлен для кружка "Литературная гостиная"...