проект "Образ Богоматери в литературе и искусстве"
проект по литературе по теме
проект "Образ Богоматери в литературе и искусстве"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_obraz_bogomateri_v_literature_i_iskusstve.docx | 283.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное частное образовательное учреждение
«Центр Индивидуального Обучения и Развития»
Интегрированный проект
по литературе
«Образ Богородицы в литературе и искусстве»
Проект выполнили:
ученики 9 класса
Руководитель проекта:
учитель русского языка и литературы
Макаревич Марина Владимировна
г. Котельники
2012 год
Содержание.
Пояснительная записка………………………………………………………….………..…….3
1.Земная жизнь Богородицы. Церковные праздники.……………………………………………….4
2. Отражение жизни Девы Марии в иконописи и западноевропейской живописи ……………………………………………… 10
3. Образ Богоматери в апокрифах……………………………. ...14
4. Образ Богородицы в литературе………………………………….………..22
5.Заключение…………………………………………………………………28
6. Литература …………….…………………………………………………..29
7.Приложение……………………………………………………..………30
Пояснительная записка. Тема «Образ Богородицы в литературе и искусстве» затрагивается в предметах гуманитарного и эстетического цикла, но подробно не освещается ни в одном курсе. При этом эта тема разрабатывалась и разрабатывается в литературе и искусстве: Богоматерь – любимый иконописный образ, ей посвящены многие храмы. Образ Девы Марии освещает поэзию Соловьева, трансформируется у Блока, имажинистов, входит отчасти в советскую поэзию и прозу. Многие мастера западноевропейской живописи обращались к образу Марии и связанному с ней сюжету. Но даже на уроках, посвященных древнерусской литературе, затронутая в исследовании тема не рассматривается. Поэтому возникла необходимость познакомить учащихся поближе с основополагающим образом русской культуры.
Тема: «Образ Богоматери в литературе и искусстве»
Цели: 1. Выявить особенности изображения Богородицы в культурах разных эпох и стран,
Сопоставить разные трактовки образа Богоматери.
2.Раскрыть литературоведческие и искусствоведческие понятия (апокриф, духовный стих, мозаика, фреска, икона),
2.Познакомить учащихся с музыкальными произведениями Чайковского, Рахманинова, Шуберта, с помощью видеоряда обзорно познакомить учащихся с произведениями изобразительного искусства, дать более развернутую информацию по некоторым из них.
3. Проследить трансформацию образа Девы Марии в послереволюционное время.
4. Воспитание духовности и нравственности на основе исследования.
Оборудование: 1.иконы, свеча;
2. компьютер, экран, мультимедийный проектор
Богоматерь, Богородица, Мадонна, Дева Мария, Пречистая Дева… Всё это имена земной женщины, ставшей матерью Иисуса Христа.
Трудно назвать более популярный и любимый образ всех времён и народов, чем изображение матери и ребёнка. Христианство чутко восприняло эту идею всепобеждающей, вселенской материнской любви. Этот образ важен для каждого человека и для всего мира.
Темой нашего исследования явилось отражение образа Девы Марии в литературе и искусстве.
См. Приложение 1, фото 1.
1.Образ Богоматери в искусстве.
См. Приложение 1, фото 2.
Что же мы знаем о Богоматери?
(Звучит «Вокализ» Рахманинова)
Рождение Богородицы
21 сентября по новому стилю родилась Та, Которая чудесным образом подарила миру Сына – Господа и Спасителя нашего, Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким и Анна. Глубоко страдая от того, что они оставались бездетными, они в течение многих лет молились о том, чтобы Бог даровал им дитя. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Господь, всегда слышавший их молитвы, исполнил их, однако, не сразу, а тогда, когда святые супруги, достигнув преклонного возраста, приготовили себя добродетельной жизнью, постоянством в молитве и твердой надеждой на Бога к высокому званию быть родителями Пресвятой Девы Марии, праотцами по плоти Мессии – Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес им радостную весть, что молитвы их услышаны и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, надежда», которой предназначено будет стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.
См. Приложение 1, фото 3.
Рождение Марии принесло радость не только родителям, но и всем людям. Рождество Пресвятой Богородицы празднуется Церковью как день всемирной радости.
« Рождество Богородицы» (икона)
См. Приложение 1, фото 4.
Пресвятой Деве исполнилось 3 года, и родители решили выполнить своё обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели её в Иерусалимский храм. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступенек. Младенец Мария, как только Её поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю.
Тициан «Введение Богородицы во храм»
См. Приложение 1, фото 5
Тициан «Введение Богородицы во храм»: Иную трактовку этого образа мы встречаем у Тициана. На картине «Введение Богородицы во храм» реалистично изображённая девочка в лучистом ореоле окружена пышной толпой нарядных дам на фоне каменных громад Иерусалимского храма. Захарий в шитых золотом ризах склоняется к ней. Предание гласит далее, что Захарий, движимый неведомой силой, «словно изумился» и совершил невозможное: он ввёл девочку в алтарь, куда сам мог входить лишь раз в году.
Готовясь к исполнению святого великого служения, Пресвятая Дева пробыла в Иерусалимском храме до четырнадцатилетнего возраста, где воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. Праздник празднуется 4 декабря.
«По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Её в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена праведному восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней.
См. Приложение 2 фото 6
Рафаэль Перуджино «Обручение Мари И»: «Обручение Марии» кисти итальянского художника Рафаэля (1504 год) проникнуто возвышенным и светлым чувством. Двое берут на себя великую миссию – сохранить и вырастить божественного младенца. Чистые ясные тона, спокойные лица, плавные движения, певучие линии рисунка Рафаэля, силуэт, увенчанный высоким куполом храма, - всё создаёт образ возвышенный и одухотворённый.
Переселившись в Назарет, в дом Своего обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме. И вот
Был день как день, совсем обычный:
Кипела суета кругом,
Но вот походкою неслышной
Вошёл к Марии Ангел в дом.
Воскликнул: “Радуйся, Мария!
Господь Тебя благословил! -
И о рождении Мессии
Посланец Божий возвестил: -
Он Сыном Бога наречётся
И будет царствовать вовек.
Тот, кто уверует,- спасётся.
Да будет счастлив человек!”
с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Её словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами»… «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца»…Благовещение – один из величайших праздников Церкви, потому что это день Боговоплощения. Праздник празднуется Церковью 7 апреля и называется Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Общее значение слова «Благовещение» - благая, радостная, добрая весть. Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Её Сыном.
Икона «Благовещение»
См. Приложение 2, фото 7
См. Приложение 2, фото 8
Леонардо да Винчи «Благовещенье»: композиция произведения проста и в определённом смысле традиционна. На переднем плане художник изобразил коленопреклоненного крылатого архангела Гавриила с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благословляет сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображённых довольно условно. Деву Марию художник, согласно традиции, пишет с Библией, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.
Горизонталь композиции даёт возможность художнику поместить на задний план обширный пейзаж: резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.
Рождество Христово
Рождество Христово является великим праздником, установленным в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. В Евангелии о Рождестве рассказывают Матфей и Лука. В убогом пристанище, в пещере, вдали от людей, и совершилось великое таинство пришествия в мир Христа Спасителя. А как любовно и заботливо пеленают Его руки Матери Девы. Какие таинства совершились в этой молчаливой душе, полной и нежной заботы о младенце как о Сыне, и восторженного поклонения ему как Богу. Над этой пещерой впервые зазвучала на земле райская песня. Песнь отрады, примирения. Пришли пастухи, приехали волхвы с дарами. А Дева все не сводила глаз с Младенца и грела его своим дыханием. Это были единственные дни, когда материнская любовь Марии ещё не страдала от роковых пророчеств. То были дни неомраченной ещё радости, и она созерцала без конца сошедшего на землю Бога, который был и её Сыном, переживая то, что никогда не пережила и не переживет ни одна женщина.
Праздник Рождества, а это 7 января, считается вторым по своей значимости после Пасхи. В службе Рождества Христова есть слова о том, что родившемуся Господу принесла дары вся вселенная: Ангелы - принесли пение, небеса – звезду, пастыри – чудо, волхвы – дары, земля – вертеп, пустыня – ясли, люди – Матерь Деву. Воплощение Сына Божия от Девы Марии коренным образом изменило к лучшему мир: оно влило в человеческий организм струю Божественной жизни и этим принесло людям вечную жизнь.
«Рождество Христово». Икона, тропарь к Рождеству
См. Приложение 2, фото 9
Заключающим земную жизнь событием является Успение Богородицы
Утром летним, дождливым, ранним-то,
Видишь, ангелы делом заняты -
Ризу влажную ткут – дождевицу,
Богородице – плащаницу,
Чтоб нетленное тело тканию
Утром летним – окутать – ранним.
В каждой капле заплачет колокол,
За апостолом послано облако,
Чтоб успел каждый брат речистый
К дню Успенья успеть, к Пречистой...
Делом заняты ангелы важным -
Дождевицу ткут Деве – влажную,
Утром летним, дождливым, ранним,
Чтоб открылось Фомы опозданьем
И ему, и апостолам-братьям,
Что нетленное тело взято
В третий день по Ее кончине,
В небеса, одесную Сына...
Видишь, утром дождливым, ранним-то
Плащаницу ткет Деве ангел-то...
Праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на 28 августа и торжественно совершается в Гефсимании, на месте её погребения. Здесь возведен храм, в котором хранятся погребальные пелены Богородицы. Вся жизнь её была полна неперестающей молитвой. Молитва служила Богоматери средством для постоянного общения с Сыном. Кто знает, какими озарениями просветлялась в часы молитвы Её великая душа, какую весть сердце Христово подавало сердцу Марии, безропотно томившемуся в разлуке с Божественным Сыном? Можно лишь догадываться, о чем была молитва Матери Божией. Молилась Она, вероятно, о процветании христианского дела и церквей во всех уголках мира. Но вероятно, больше всего молилась Она о том, чтобы скорее покинуть мир сей и вознестись к сладостному лицезрению и вечному стоянию пред своим Божественным Сыном. Богоматери было около 72 лет, когда архангел Гавриил возвестил ей о близкой кончине. Для неё это была радостная весть. Готовясь покинуть землю, она печалилась о том, что не может попрощаться с апостолами, ближайшими учениками Христа. Проповедуя Евангелие, они разошлись по всему миру. Но в день Успения случилось чудо – ангелы принесли апостолов на облаках в Иерусалим, к ложу Богоматери. Внезапный свет затмил пламя горящих свечей, и сошел сам Христос. Без страдания, как бы во сне, душа Пресвятой Девы покинула этот мир и отошла к Вечной жизни. Успение Пресвятой Богородицы для нас всех – праздник торжества жизни и любви.
«Успение Богородицы» (икона)
См. Приложение 2, фото 10
См. Приложение 3, фото 11
Караваджо «Успение Богородицы»:Этот алтарный образ заказал римский юрист Лаэрцо Черубини для семейной церкви Санта-Мария делла Скала. Подобно еще двум картинам Караваджо, полотно было отвергнуто священнослужителями по причине "недостойного изображения". Мария здесь показана действительно умершим человеком, а не прекрасной женщиной, как бы уснувшей перед тем как переместиться на небо (именно такого изображения требовали существовавшие каноны). На этот раз критика в адрес Караваджо была особенно яростной, что отмечено всеми биографами художника. Д. Балъоне пишет, что картину с возмущением отклонили, ибо Караваджо "изобразил тело Богородицы распухшим и с босыми ногами". Д. Беллори отмечает, что тело Богородицы выглядит "вздутым трупом обычной женщины", а Д. Манчини в своей книге приводит и вовсе невероятный факт - будто бы Караваджо писал фигуру Богородицы с трупа проститутки, утонувшей в Тибре (и этот факт подтверждают другие источники).
Основные события земной жизни Богородицы | Дата | Значение события | Иконографическое выражение земной жизни Богородицы | Характерные черты Богородицы |
Рождение | 21 сентября | Появляется Пресвятая Дева Мария, через которую будет даровано спасение всему миру. | «Рождество Пресвятой Богородицы» 15 век. | Смирение Святость Благоговение Любовь Поклонение Сыну Жертвенность Кротость Доброта Нежность Усердие Духовность Заступничество Материнская любовь Материнская самоотверженность |
Введение во храм | 4 декабря | Начало действия Божественного замысла о воплощении, проповеди, Крестной смерти и Воскресении Христа, Сына Божия. | «Введение во храм» 15 век. | |
Благовещение | 7 апреля | «Главизна нашего спасения», день Боговоплощения. | «Благовещение» 12 век. | |
Рождество Христово | 7 января | Пришествие в мир и воплощение Сына Божия, Спасителя мира. | «Рождество Христово» 15 век. | |
Успение | 28 августа | Торжество жизни и любви. | «Успение Пресвятой Богородицы» 18 век. |
Согласно Святому Преданию, Мария покинула этот мир в 48 году. К смертному одру Богоматери со всех концов света съехались апостолы, за исключением апостола Фомы, который прибыл на три дня позже и не застал Богородицу в живых. По его просьбе её гробница была открыта, но там были только благоухающие пелены. За душой Богородицы в момент смерти явился сам Христос.
К нам на Русь православие пришло из Византии. Как и в Византии, в Древней Руси образ Богородицы стал одним из самых почитаемых. Богородица считается покровительницей Руси, поэтому русские люди во все времена относились к ней с особой любовью.
Сразу после крещения Руси князем Владимиром началось строительство храмов. Одним из самых древних храмов, дошедших до наших дней, стал собор Святой Софии в Киеве. Над алтарем этого собора располагается незабываемый образ Богородицы Оранта, что в переводе с греческого означает «молящаяся», выполненный в византийской традиции.
На Руси Богородица всегда воспринималась как покровительница и защитница родной земли, заступница людей перед Богом.
Русские иконописцы написали огромное количество икон, на которых запечатлен лик Богородицы, события ее земной жизни, потому что на Руси Богородица почиталась особо.
Презентация «Образ богородицы в иконографии»
Каждая Богородичная икона уникальна, имеет свою удивительную историю написания и обретения. У каждой иконы своя судьба. И вот в конце 19 века появился еще один образ богоматери, открытый старцем Амвросием.
«Владимирская Богоматерь» - одно из лучших произведений средневекового искусства, которое художник И.Э. Грабарь справедливо назвал «несравненной, чудесной, извечной песнью материнства».
На Руси образ Богородицы прославляли не только в изобразительном искусстве, но и в литературе, и в музыке. О Богородице написаны удивительные песнопения. Великие русские композиторы П.И. Чайковский и С.В. Рахманинов воссоздавали в своих произведениях образ Матери Иисуса Христа.
Вокализ Рахманинова прозвучал в самом начале, а сейчас мы предлагаем послушать отрывок-величание «Достойно есть» из Литургии Св.Иоанна Златоуста, написанный Чайковским.
О создании величания «Достойно... нашего» повествует предание, записанное ок. 1548 г. протом Афона Серафимом Фииполом (см.: Νέον μαρτυρολόϒιον... ᾿Αθῆναι, 18562. Σ. 294-296). В посл. четв. X в. на Св. Горе, в небольшой келлии у ц. Успения близ Кареи, подвизались старец и его послушник. Однажды старец ушел на воскресное всенощное бдение в кафоликон Протата в Карее. Пока он отсутствовал, келлию посетил некий монах. В предрассветный час, когда инок и монах-странник совершали утреню и пришло время воспеть, по обычаю, «Честнейшую херувим», монах предварил песнопение величанием «Д. е.». Красота песнопения удивила инока. По его просьбе монах чудесным образом запечатлел слова на каменной плите и повелел всегда петь именно так. Затем он исчез (по преданию, это был арх. Гавриил), а инок продолжил петь, когда вернулся старец. О чуде было сообщено старцам Протата, те передали известие патриарху и императору, а песнопение «Д. е.» перешло во всеобщее богослужебное употребление.
рус. пер.: «По истине достойно ублажать Тебя, Богородицу, присноблаженную, и пренепорочную, и Матерь Бога нашего. Достопочтимую более Херувимов и славную несравненно более Серафимов, без истления родившую Бога Слова, Тебя, истинную Богородицу, мы величаем»
См. Приложение 3, фото 12
Богородицу любят и почитают за то, что Она – пример материнства, жертвенной любви, кротости, смирения, трудолюбия, т.е. всех тех качеств, которые должны быть присущи каждой женщине. Образ Богородицы: теплый, светлый, глубокий, поэтичный, трогательный, проникновенный, красивый, святой, образ материнства, любви, сострадания, участия.
В западном искусстве Богородицу называли Мадонной. МАДОННА – это сокращенное от Mia Donna, что значит «Моя Госпожа».
Под влиянием ранних византийских образцов в XII—XIII вв. на Западе стали появляться изображения Богоматери, сидящей на троне.
В Средневековом искусстве Богородица являлась олицетворением природы, богини матери, поэтому ее часто изображали среди природы.
Во время эпохи Возрождения западноевропейская иконопись изменила стиль изображения Мадонны, её стали изображать более женственной, трепетно одухотворённой. Мадонны Возрождения сочетают в себе земную красоту и величавое целомудрие. В отличие от восточной иконографии Богоматери, образ Мадонны вобрал в себя многие исторические прототипы, черты, атрибуты и поэтому оказался более динамичным, многообразным.
Титаны Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан - стремились к созданию обобщённого образа совершенного человека, прекрасного как физически, так и духовно. Воплощением такого идеала стала Мадонна, дева Мария, с младенцем Иисусом Христом - возвышенный символ материнства и жертвенной любви к людям.
Одним из величайших созданий мирового искусства стала картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», в которой гениально воплощена идея материнства, земное, реалистическое изображение женщины-матери. Она только что сделала едва заметный шаг навстречу людям. Её движение спокойно и величаво. Создаётся впечатление, что она не идёт, а парит в облаках, и в этом её движении нет ничего торопливого и преднамеренного. Она слегка привлекает к себе младенца, словно боясь расстаться с ним, и в то же время протягивает его к людям.
См. Приложение 3, фото 13
Дева Мария в западноевропейском искусстве стала воплощением совершенного образа женской красоты. Такой стиль изображения мадонны просуществовал в католическом мире вплоть до XIX века.
Эта картина перекликается с полотном В.Васнецова « Богоматерь с младенцем».
См. Приложение 3, фото 14
Также в отличие от восточной традиции на западе создавались скульптурные изображения Богородицы.
Образ Мадонны также нашел воплощение в западноевропейской поэзии и музыке. Музыкальные произведения, посвященные Богородице получили название Аве Мария, что означает «Радуйся, Мария». Самыми знаменитыми стали Аве Мария Джулио Каччини и Франца Шуберта.
Звучит Аве Мария
Текст на русском
Радуйся, Мария, благодати полная!
Господь с Тобою;
благословенна Ты между женами,
и благословен плод чрева Твоего Иисус.
Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
ныне и в час смерти нашей. Аминь.
А что же случилось в промежутке между Рождеством и Успением? Об этом рассказывают апокрифы. Дело в том, что в Евангелии о Божией Матери говориться немного, а все сказанное, главным образом, связано с участием Богородицы в земной жизни Спасителя. В то же время в неканонических Евангелиях (от Никодима, например) и иных апокрифах более подробно говорится о земной жизни самой Богородицы. Есть и описания явлений неизвестных из Священного Предания - шествие Богородицы по аду... (пересказ)
Богородица духовных стихов - это Матерь Божия, страдающая от земной смерти Сына (прежде всего, стих "Сон Богородицы"). Это всеобщая Матерь, Заступница и Просительница. Это Чудесная Помощница, Предсказательница и Нечаянная Радость мучеников и праведников, например, стихи о Егории Храбром и Алексее, человеке Божием . Это одна из главных народных Ценностей и Святынь (стих "О трех гробницах"). И это суровая и неумолимая Обличительница грешников (эсхатологические стихи).
"Сон Богородицы" - один из самых известных в русской народной традиции сюжетов о Божией Матери . Он известен и как апокриф - прозаическое повествование, бытующее в основном как рукописный текст, и как заговор, имеющий своей целью оберечь от дурного глаза или исцелить от недуга, и как духовный стих - поэтическое произведение, описывающее страдания Христа, провидчески приснившиеся Богородице.
В этом стихе Богородица обращается к Христу, чтобы Он подтвердил (или опроверг?) ее сон, который снится ей, по вариантам, в сакральных уголках света - в Вифлееме, в вертепе, в церкви Божией, у Христа за Престолом, или даже в раю. Христос на сон Пречистой отвечает, что так и будет: вначале Его будут мучить, и Он умрет, но потом воскреснет и Сам возьмет душу у почившей Богородицы. Крестные страдания и смерть Спасителя будут, по выражению стиха, как и по Евангельскому источнику, сопровождаться потрясением земли, разрушением престолов, разрыванием завесы...
Сюжет "Сна Богородицы", воплощаясь в разных жанрах и вариантах, отвечает одному из недоумений "простого верующего" - как могла Мать спокойно воспринять крестную смерть Сына. Казус в том, что из Евангелия мы знаем не о спокойствии Девы Марии, а, скорее, о Ее кротости, что не одно и тоже. В стихе же Богородица скорбит, словно обычная мать, необычно провидя, предвидя Крестные страдания Сына (по вариантам, еще находящегося в материнской утробе):
Сон Пресвятой Богородицы (7).
( от всех бед )
Сам Господь идет,
Сам Господь Свою Мать зовет.
- Матушка Моя, Мария,
Где Ты жила-поживала,
Где Ты темную ночь коротала?
- Жила-поживала, ночь темную коротала.
Села у престола отдохнуть,
Не собиралась уснуть,
Глаза мои закрылись,
Три креста на горе приснились.
На двух крестах разбойники, а на одном Ты.
Тебя, Христос, гвоздями прибивали,
На кресте на муки распяли,
Били Тебя и терзали,
Испить уксусу пред смертью дали.
- Матушка, сон Твой справедлив,
Мироносица его перепишет, людям отдаст.
Кто Твой сон хоть один раз прочтет,
Тот от напрасной смерти никогда не умрет.
В воде не утонет,
В лес пойдет – зверь его не тронет,
Вор у того не украдет,
Огонь жилища того человека не сожжет.
В суд пойдет – не осудят,
Милость попросит – получит.
Господь веку прибавит,
А умрет, так и от мук вечных избавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
«Сон Б.» имел еще в древности значение заговора. Тому, кто его носил с собою, «будет от меня (т. е. от Б.) великая благодать и милость, здравие и благополучие, и на полях большое изобилие и урожай во всяком его хлебе, и на лугах трава и покосы сухие и счастливые будут». И вот в XX в. крестьянин зарывает под порог этот «Сон» с такой же верой и на тот же случай, как его предок чуть не тысячу лет назад. Не только в деревне, но и в городе «Сон Б.» не утратил своего значения. Бабушка у Горького «сказывала наизусть „Сон Б.“, чтобы женщины заучивали его на счастье» («Детство»).
2. Образ Богородицы в литературе.
В основных чертах образ Б. сохранился неизменным вплоть до революции. Б. в ее традиционном, ничуть не изменившемся понимании, встречаем мы и в литературе, близкой нам по времени. Корни творчества многих поэтов, идущих из деревни и от деревни, уходят в вековые традиции. Таковы напр. Кольцов, Есенин, Клюев . У Кольцова страшная для крестьянина дума о хлебе связывается с Б. — «Жарка свеча поселянина пред иконою божьей матери». У Есенина — целый ряд стихотворений с традиционной богородицей, связанной с образами земледелия:
«Кроют зори райский терем,
У окошка божья мать
Голубей сзывает к дверям
Рожь зернистую клевать.
Клюйте, ангельские птицы,
Колос — жизненный полет...».
Но яснее всего непрерывность и неизменность представления о богородице выражены Клюевым:
«Богородица — ваша землица,
Вольный хлеб мужику уроди».
Одно стихотворение из «Песнеслова» он, перечислив различные предметы, кончает так:
«Под порогом зарыт „Богородицын сон“, —
От беды — худобы нас помилует он».
Горький вообще показывает, как цепко укоренился в сознании городского мещанства идущий от деревни образ Б. В том же «Детстве» она «преславная... радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету... сердечушко мое чистое небесное... солнышко золотое». «Богородица всегда была, раньше всего. От нее родился бог... Я любил богородицу... И когда нужно было приложиться к ручке ее... я трепетно поцеловал икону в лицо, в губы» («В людях»).
Деревенская, первобытно-земледельческая Русь отразилась и в сознании людей, и не вышедших непосредственно из ее гущи. У Достоевского в «Бесах» читаем: «Богородица, что есть, как мнишь?» — «Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого». — «Так, говорит, Богородица — великая мать сыра-земля есть, и великая в том для человека заключается радость». В этих словах — почти исчерпывающий пересказ народного представления о Б.: образ ее неизме́нен. В одном стихотворении Ф. Сологуба, , где Б. расстилает свое «святое покрывало» над обидевшим ее селом и тем спасает его от гнева Ильи-пророка, все строфы кончаются словами: «Заря-заряница, красная девица, мать пресвятая Б.». Эти слова станут понятными и полными смысла, если припомнить песенное обращение к заре, которая считалась богиней плодородия и сестрой солнца: «Заря — заряница, красная девица, полунощница» и т. д. У А. Блока, последователя В.Соловьева и его учения о Вечной Женственности, мы находим:
«О, исторгни ржавую душу,
Со святыми меня упокой,
Ты, держащая море и сушу
Неподвижно тонкой рукой».
Характерно начало этого стихотворения:
«Ты в поля отошла без возврата...»
У него же Б., в одежде, «свет струящей», идет по Куликову полю, и ее «лик нерукотворный» сияет на щите. Здесь уместно вспомнить древний «Стих о Дмитриевой субботе» о той же битве. Б. ходит по «изустланному мертвыми телами» полю и «кадит на мощи православных». И. Бунин в «Бегстве в Египет» употребляет даже обычный прием народного творчества — перенесение библейского события в русскую обстановку: Б. бежит, «в кунью шубку завернув младенца», и дальше ряд картин природы России, с медведями и лосями.
Как защита от врагов, как помощь в победе Б. с особой силой выступает в литературе периода войны 1914–1918. Буржуазия охвачена ура-патриотизмом, и ее литература черпает образы из народного хранилища. Эти образы навеваются «мужицким» характером войны — ведет ее армия, состоящая главным образом из крестьян-землепашцев. А. Белый в стихотворении «Родине» придает России черты Б., «неопалимой купины». У А. Ахматовой «супостат» не разделит нашей земли, ибо
«Богородица белый расстелит
Над скорбями великими плат».
Революция (Февральская) не внесла сколько-нибудь заметного изменения в образ Б. Образ этот по инерции продолжает свой путь, оставаясь старым, со всеми установленными вековой традицией свойствами. Этому способствует то обстоятельство, что коренных изменений в производственных отношениях земледельца Февральская революция не принесла. В стихотворении Э. Германа говорится, что генерал молится Б. о помощи против восставшей «голытьбы». Но «помогла уж другим богородица, запоздала мольба генералова». Б., помогающая пролетариату в революции, — это весьма характерно для данного момента. И. Эренбург , враждебно встретивший Октябрь, выводит Б. со всеми ее атрибутами. У него пресвятая Б., «пронзенная стрелами нашими», поит своею кровью голубицу, чтобы та утолила этой кровью жажду умирающего на площади солдата, который «выстрелил в церковь печальную». Б. просит сказать ему, что «приходит богородица, когда больше ждать уже некого».
После Октябрьской революции происходит коренная перестройка всех отношений, и образ Б. расслаивается. Новая жизнь требует новых не только по содержанию, но и по форме песен. Новые же формы могут быть выработаны только новым бытом, а он еще только складывается тяжело и медленно. И в литературе старые формы приспособляются к новому содержанию. В. Кириллов говорит о свободе: «Свобода — дева огневая» (ср. со старинным изображением Б. в рамке из огня), «ее дыханье — розы рая». Стихотворение о девушке он заканчивает: «О, богородица, поют мои уста: роди веселого и буйного Христа». Ив. Филиппченко говорит о матери, начиная это слово с заглавной буквы:
«На всем Твои черты,
Твоей руки печать,
Ты бытие,
Ты лицо в себе таишь, о Мать».
Представления о матери, о деве, о величии материнства и чистоте девственности веками были неразрывно связаны с Б. Она являлась наиболее традиционным образом для выражения всех этих понятий, и пролетарский поэт поддался влиянию, по существу ему чуждому, которому он должен и мог бы противостоять.
Образ Богородицы трансформировался в образ Матери и в после революционной живописи.
Прежде всего, хочется вспомнить картины Петрова-Водкина «Мать»(1913 и 1915)и полотно М.Савицкого «Партизанская Мадонна»
Петров-Водкин. Мать (1913) См. Приложение 3, фото 16 Тема материнства занимает значительное место в творческих исканиях певца синтезированной человеческой красоты. Его эпическо-лирический гений проявился в полную силу в картинах "Мать" (1913) и "Мать" (1915). Обе эти работы дополняют друг друга. Каждая имеет свои особенности и свои преимущества. Первая более эпична, созданный образ более серьёзен. Мать изображена на "планетарном" фоне, но несмотря на бескрайний простор, её окружающий, она не умаляется им, а даже преобладает над ним. Это усиливает её Божественную, универсальную природу, делает её Матерью всей Земли. Философичный взор кормящей женщины устремлён в будущее, связанное с появлением новой жизни, и одновременно погружён в себя, в родительскую судьбу, которая нераздельна с новым дыханием. Таким образом, жизнь матери удвоена. Вторая картина (1915) более лирична, персонаж более (по-домашнему) нежен. См. Приложение 3, фото 17 В кормящей матери присутствует особое обаяние, что-то родное. Она не на холодном фоне космической дали, а в среде, прогретой каким-то органическим теплом, источником которого как бы является она сама, её пышущее здоровьем тело. Теплоту усиливает холодная синева заоконного пейзажа; звонкая и лёгкая металличность кофточки и косынки служит той же цели и, сверх того, подчёркивает мягкость (рублёвскую "плавь") телесности. Её дитя-«золотце» будто наполняется её внутренним светом. Некоторый эпизодизм и простота быта не принижают, а усиливают покойную величавость, значимость и независимость человеческого существования, неизбывную жизненную энергию. Все предметы раскачиваются в мерном, убаюкивающем, напевно-колыбельном качании". «Мать» можно считать иконой Материнской Любви. |
См. Приложение 3, фото 18.
Савицкий Михаил Андреевич (1922) - «Партизанская мадонна», 1967 год
Русская школа. Холст, масло
Размеры: 190 × 170 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Цикл его картин, посвященный партизанам, выдвинутый на соискание Государственной премии СССР, - самое, пожалуй, значительное явление в белорусской национальной живописи. Всему миру известна его «Партизанская мадонна».
Древний сюжет, столетия вдохновлявший художников прошлого, зазвучал на холсте Михаила Савицкого свежо и волнующе. Молодая мать с младенцем на руках, горестное лицо старой женщины, прощальный взгляд уезжающего в бой партизана - все здесь исполнено драматизма, дыхания грозной силы войны. Но с этой безжалостной силой как бы диссонирует задумчиво устремленный вдаль взгляд молодой матери, более всех рискующей в атмосфере опасности и менее всех защищенной от нее. В этом страдальческом взгляде, однако, великая материнская любовь и надежда, которых не в состоянии лишить ее даже такая жестокая сила, какой была минувшая война.
У Галича Богородица – жена заключенного (аудиозапись)
В 20 веке богоматерь защищала золожников в Буденовске(чтение отрывка) Елена Прудникова Земля Богородицы
Раньше этот город назывался Святой Крест. Потом большевики переименовали его в Буденновск. В июне 1995 года чеченские террористы, о правах которых столь трепетно печется международное сообщество, захватили здесь больницу, взяв в заложники сотни людей. В те дни многие видели, как в небе над больницей явилась Богородица в багряных одеждах, молящаяся перед крестом.
«Страшно там было только вначале, пока надеялись выжить, – рассказывает одна из заложниц. – Когда начался штурм, и палата, где мы лежали, простреливалась с двух сторон автоматным огнем, да снаряды стали пробивать стены, я поняла, что умру, попрощалась с жизнью – и страх прошел. Смотрю на небо – а там крест обозначился и Девушка, к нему склоненная…»
А о том, какие черты присущи Ее современным изображениям, наверно, будут говорить наши потомки.
Закончить же наше выступление нам хотелось самым теплым и трепетным обращением к Пречистой.
М.Ю.Лермонтов, печалясь о Вареньке Лопухиной, писал:
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастьем счастья достойную,
Дай ей спутников полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела - душу прекрасную.
См. Приложение 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литература+история+мхк "Тема раскола (противоборство светской и духовной власти) в литературе и искусстве"
Данный урок предназначен для учащихся8-10 классов с углубленным изучением литературы. Занятие является заключительным в цикле уроков о расколе русской церкви. Урок предваряется огромной поисковой и ис...
Программа элективного курса по литературе "Серебряный век в русской литературе и искусстве". 11 класс
программа занятий, тематическое планирование...
Конспект урока литературы в 9 классе "Роль художественной литературы как искусства слова и её связь с другими видами искусства"
Определение роли художественной литературы как искусства слова и её связи с другими видами искусства, обзорная характеристика литературных направлений и краткий обзор курса литератур...
Презентация по литературе "Образы крестьянских детей в литературе и искусстве"
Презентация предназначена для уроков литературы в 6 классе. Она посвящена рассказу И. с. Тургенева "Бежин луг"...
презентация к уроку "Образ Богоматери в русском изобразительном искусстве"
презентация к уроку Духовного краеведения...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....