Урок-игра по теме "Античная культура"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Урок-игра "Умники и умницы": итоговое занятие по теме "Античная культура".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-игра | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Лицей (Северный гуманитарный)"
Тикунова М.Б.,
учитель высшей квалификационной категории
Урок МХК в 10 классе
Античная культура
(Игра "Умники и умницы")
МАГАДАН 2014
Тема урока: "Античная культура".
Цель: проверка знаний по изученной теме.
Тип урока: итоговое занятие.
Вид урока: урок-игра.
Оформление: выставка книг и рефератов по теме, иллюстративный материал, дорожки
для игроков и "Ордена Шёлкового Умника", сделанные ассистентами.
ХОД УРОКА
Вступительное слово учителя
Уважаемые лицеисты!
Мы закончили изучение античной культуры и сегодня проводим зачётный урок в форме интеллектуальной игры "Умники и умницы".
По словам немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера, "в игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества."
Позвольте представить вам наш высокий Ареопаг (жюри).
(Представление Ареопага.)
Мои ассистенты.
(Представление ассистентов.)
Тема сегодняшнего интеллектуального состязания - античная культура.
Сегодня выйдут на дорожки по жребию судьбы:
(Представление участников.)
Приветственные слова участников (домашнее задание)
Уважаемые агонисты, вы должны произнести приветственное слово.
(Выступление участников.)
Уважаемый Ареопаг ! Вы слышали 3 приветствия. Какие места вы присуждаете за него ?
Победитель получает право выбрать дорожку.
На красной - нельзя ошибиться.
На жёлтой - можно 1 раз ошибиться.
На зелёной - можно ошибиться 2 раза.
Зелёная дорожка - самая надёжная, зато красная - кратчайший путь к победе.
(Слово Ареопага.)
I агон
Начинается I агон.
Агон - состязательное начало, отличительная особенность культуры древних греков. Наше состязание будет состоять из двух частей - агонов. Вопросы задаются поочерёдно участникам, стоящим на красной, жёлтой и зелёной дорожках.
Вопросы участнику на красной дорожке.
1. Одно из знаменитых стихотворений римского поэта Горация начинается так:
Exegi monumentum aere perennius
В этих строках прозвучало его название. А. С. Пушкин перевёл его на русский язык. Как называется это стихотворение? Прочтите его начало.
("Памятник".
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный ...")
2. Какое из чудес древности, перечисленных древнегреческим поэтом Антипатром, не соответствует известным нам, а какое чудо света не указано?
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видел Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды - дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавзола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесши до туч,
Всё остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.
(Вавилонские стены - не чудо света.
Не указан маяк на острове Фарес в Александрии.)
Вопросы участнику на жёлтой дорожке.
1. Светоний писал об этом императоре: "Он так отстроил город, что по праву гордился тем, что принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным." Какой месяц назван в честь этого императора?
(Август)
2. Скульптор Поликлет в своём сочинении "Канон" рассчитал пропорции человеческого тела, которые должен соблюдать художник: какую долю тела составляет ступня, голова. Какая статуя служила иллюстрацией к "Канону"?
("Дорифор", или "Копьеносец")
3. С каким из чудес света связано выражение "геростратова слава" и что оно означает?
(Герострат из честолюбия, чтобы обессмертить своё имя, сжёг в 356 г. до н.э. великолепный храм Артемиды Эфесской и был приговорён судом к смерти. Имя Герострата стало нарицательным для честолюбца, добивающегося славы любым путём, вплоть до преступления. Выражение "геростратовская слава" употребляется в значении: позорная слава.)
Вопросы участнику на зелёной дорожке.
1. Какое государство и почему поэт Вергилий назвал "завоевателем Греции и одновременно её пленником"?
(После завоевания Греции в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные рабы и т.д., которые обогатили латинскую культуру.)
2. "Ника Самофракийская" когда-то стояла на носу каменного корабля-монумента. Во взмахе могучих крыльев Ника неудержимо несётся вперёд, рассекая ветер, под которым шумно (мы как бы слышим это) колышется её облачение.
Но существовала бескрылая "Ника-Аптерос". Где и почему её изобразили бескрылой?
(Великолепный архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции, был возведён в честь победы греков над персами. Афиняне, наперекор традиции, пожелали изобразить богиню победы Нику без крыльев, чтобы она никогда не могла улететь из их города.)
3. Между библиотеками малоазиатского города Пергама и египетской Александрии существовало соперничество. Каким открытием мы ему обязаны?
(Пергамент, по-гречески "пергамская кожа".)
4. Известный русский мыслитель и общественный деятель А. И. Герцен сказал об одном из феноменов римского искусства: "Вся история римского падения выражена тут бровями, лбами, губами".
Что он имел в виду?
(Одно из величайших достижений римского искусства - реалистический скульптурный портрет. Портретные бюсты императоров Филиппа, Каракаллы, Веспасиана и др. - это целая галерея характеров, наклонностей, страстей, в том числе и порочных.)
После окончания I агона и присуждения победы одному из участников агонисты занимают места среди теоретиков.
II агон
Учащиеся задают друг другу вопросы, придуманные дома. Ассистенты отмечают авторов вопросов и награждают ответивших "Орденами Шёлкового Умника".
Подведение итогов
Агонисты, теоретики и ассистенты получают оценки по результатам игры.
Заключительное слово Ареопага.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Урок-игра в 5 классе "Цветок знаний". Повторение по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Повторение изученного материала по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи». Подготовка к диктанту.Форма урока: Урок-игра «Цветок знаний»....
Методическая разработка урока-игры по теме Древнегреческая культура
Разработка урока-игры по теме "Культура Древней Греции"...
Презентация к уроку-игре по физической культуре: «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗДОРОВЬЯ».
Признаки правильной осанки, правильная осанка в положении сидя, правильная поза при ходьбе, при поднятии и переносе тяжести; признаки, которые будут сигналами развития плоскостопия,упражне...
Урок- игра по культуре эпохи Возрождения (Данилова Г.И.МХК 10 класс)
Что же такое Возрождение? Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в анти...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А
АННОТАЦИЯ К КОНСПЕКТУ УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ УРОК-ИГРА «ОЛИМПИАДА» В 3 классе МОУ СОШ № 88 Ульев А. А...
Урок-игра для 5-х классов по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему:«Город в котором мы живем».
Урок для закрепления материала, изучаемого в 5 классе. (Прилогается презентация)...
Интерактивный урок – игра по физической культуре "Знатоки спортивных игр", по технологии "образовательное путешествие"
Интерактивный урок – игра по физической культуре "Знатоки спортивных игр", разработанный с использованием технологии открытого образования "образовательное путешествие"....