Методическая разработка урока-игры по теме Древнегреческая культура
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Асриева Дина Ашотовна

Разработка урока-игры по теме "Культура Древней Греции"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mif_o_gerakle.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Миф  о Геракле. Золотые яблоки.

Методическая разработка урока-игры

Цель: сохранение исторической культурной памяти, развитие  эстетического вкуса

Задачи:

1. Повторить материал по истории древнего мира по разделу «Древняя Греция», рассмотреть понятие миф, мифология, образ главного героя (мужественного, смелого, выносливого).

2. Развивать  у учащихся  умение понимать смысл мифа как мировосприятие древнего человека,   воспринимать мифологию Древней Греции как древнейшее наследие  народного творчества,  рассматривать её в контексте развития европейской культуры ;

3. Воспитывать  эстетическое  и  эмоционального восприятия  образцов древнегреческой культуры.

Ход занятия:

 Вступительное слово учителя: Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира). Геракл  — герой, сын бога Зевса и Алкмены. Неоднократно упомянут уже в «Илиаде». Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Наиболее трудным был двенадцатый подвиг Геракла.  

                                                   Сценарий                                            

 Действующие лица

Геракл

Водяные нимфы

Бог Нерей

Антей

Атлант

Рассказчик----- Царь Еврисфей поручил герою принести золотые яблоки из сада титана Атланта.. По пути Геракл повстречал речных нимф, бога морей Нерея,  а также великана Антея.    Итак, когда царь потребовал, чтобы Геракл добыл золотые молодильные  яблоки, он  немедленно тронулся в путь на поиски волшебного  сада.

Геракл----------Долго блуждал я по всей земле. Нигде я не нашел сада Гесперид с золотыми яблоками.  Неужели придется возвратиться в Грецию без золотых яблок? Неужели этот подвиг мне не удастся совершить? 

Рассказчик-------Так думал герой, бродя по всему свету в поисках спрятанного сада Атланта. Наконец, придя на берег северной реки Эридана, он услышал в ее волнах нежные, как шелест, голоса. Оказалось, что это водяные нимфы, милые и кроткие создания, жившие в ней, выплыли наверх, услышав его тяжелую поступь.

Геракл---------Приветствую вас, о  нимфы. Я ищу сад Атланта, в котором растут золотые яблоки. Но я нигде не могу найти этот сад. Не знаете ли вы дороги к нему?

Водяные нимфы----------Мы были бы очень рады помочь тебе, Геракл. Но мы не знаем, где находится сад  с золотыми яблоками. Попробуй спросить отца волн, косматого бога Нерея. Возможно, он знает, как найти  сад.

Рассказчик----------И  стал  Геракл стал звать бога волн  Нерея.

Геракл------------О Нерей, отец волн. Ответь мне, Гераклу, сыну Зевса.

Нерей--------Здравствуй, Геракл. Зачем пришел ты ко мне? Что нужно тебе от Нерея - отца волн?

Геракл----------Здравствуй, о Нерей!  Я ищу сад великого Атланта, в котором растут золотые яблоки. Эти яблоки я должен принести царю Эврисфею. Но я нигде не могу найти этот сад. Не знаешь ли ты дороги к нему?

Нерей----------Ну, что ж, Геракл. Я помогу тебе . В страшном месте находятся сады Атланта. Место это лежит далеко за желтыми песками Африки. А охраняет сады  сын Земли и Посейдона, великан Антей. Каждого, кто приближается к нему, он заставляет помериться с ним силой. А  он очень силён. Как только он чувствует усталость, то сразу же прикасается рукой или ногой к своей матери-Земле, и в него вливается новая сила.

Рассказчик----------Слова Нерея не смутили Геракла. Смело вступил он на горячую землю Ливийской пустыни, и скоро вдали перед ним поднялся в тумане огромный великан Антей.

Антей----------Эй! Кто это посмел нарушить границу и вступил без разрешения на мою землю?

Геракл-----------Это я - Геракл, сын Зевса. Я иду в сад великого Атланта. Ты пропустишь меня через свою пустыню, Антей?

Антей-------Нет, Геракл. Я не могу этого сделать. Боги приказали мне никого не пропускать через мои владения. И я не могу нарушить их волю. Придется нам с тобой сразиться.

Рассказчик---------И началась жестокая битва. Охватив друг друга могучими руками, кружились враги по знойной пустыне. Но сила Антея все время росла - ведь он стоял ногами на родимой земле, - а Геракл начат уставать. И  вспомнил Геракл, что ему говорил  Нерей. Собрав последние силы, он поднял Антея над землей  и поборол  его. Победив Антея, Геракл устремился дальше и вскоре добрался до  волшебного сада.  Однако дерево с золотыми яблоками сторожил  злой дракон.  И нарвать золотые яблоки может только сам хозяин сада, могучий Атлант.  Геракл  отправился к Атланту. С трепетом глядел Геракл на согнувшегося под тяжестью неба  Атланта.

Геракл----------Здравствуй, о великий Атлант. Я - Геракл, сын Зевса. Я пришел за золотыми яблоками для царя  Эврисфея. Мне известно, что только ты можешь сорвать их с дерева, которое охраняет злой дракон. Прошу тебя, о могучий Атлант, сорви для меня три яблока.

Атлант------------Я охотно помог бы тебе, Геракл. Но не могу оставить свою ношу. Ведь стоит мне на минуту отпустить руки, и небо рухнет вниз на землю.  Настанет конец всему свету.

Геракл----------Я могу подержать небесный свод вместо тебя, Атлант. А ты в это время нарвешь мне золотых яблок.

Рассказчик-----------Согласился на это могучий титан. Радостно выпрямил он затекшие за многие тысячелетия плечи. Но в тот же миг страшная тяжесть легла на Геракла. Кости его затрещали, а ноги по колено ушли в землю. Но герой  держал небесный свод до тех пор, пока Атлант не принес  ему золотые яблоки. После этого  Геракл тотчас же  отправился в Грецию. А тот океан, на берегу которого он добыл яблоки из сада  Атланта, люди и до наших дней зовут Атлантическим.

Заключительное слово учителя:

Мифология древних народов, эволюция их воззрений - тема неисчерпаемая. Ведь миф - это не просто старинная сказка, а древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку осмыслить себя и окружающий мир. Миф объединяет науку, религию и искусство. Легенды и сказки настолько глубоко укоренены в общественном сознании, что их воздействие на умы продолжается даже в нашем XXI веке. Религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, богах и героях.

Литература

  1.  Н.А. Кун Легенды и мифы Древней Греции. Москва, «Просвещение» 1975.

  2.  Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

  3.   Тахо – Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Методическая разработка урока-игры по теме "Общие основания прекращения трудового договора"

Методическая разработка урока-игры  составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников данных специальностей  и предназначена для студентов средн...

Методическая разработка урока-игры по теме "Квадратные корни", 8 класс, коррекционная школа

Методическая разработка урока - игры по теме "Квадратные корни" для 8 класса коррекционной школы VII вида....

Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»

Пояснительная записка. В образовательном процессе всё чаще используются нестандартные формы урока. Одной из таких форм является дидактическая игра. От обычной игры дидактическая игра отличается т...

Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"

урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...

Методическая разработка "Урок - игра по теме "Умножение обыкновенных дробей", математика 6 класс

      Данная методическая разработка позволяет провести урок систематизации и обобщения знаний, отработки учениками навыков их практического применения в решении примеров по теме...

Методическая разработка урока-игры на тему «Сложение и вычитание дробей»

Цели урока: знание  правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, умение применять их на практике.Образовательная: Формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;Повторение о...