Методическая разработка урока-игры по теме Древнегреческая культура
методическая разработка по истории (5 класс) по теме
Разработка урока-игры по теме "Культура Древней Греции"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mif_o_gerakle.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Миф о Геракле. Золотые яблоки.
Методическая разработка урока-игры
Цель: сохранение исторической культурной памяти, развитие эстетического вкуса
Задачи:
1. Повторить материал по истории древнего мира по разделу «Древняя Греция», рассмотреть понятие миф, мифология, образ главного героя (мужественного, смелого, выносливого).
2. Развивать у учащихся умение понимать смысл мифа как мировосприятие древнего человека, воспринимать мифологию Древней Греции как древнейшее наследие народного творчества, рассматривать её в контексте развития европейской культуры ;
3. Воспитывать эстетическое и эмоционального восприятия образцов древнегреческой культуры.
Ход занятия:
Вступительное слово учителя: Религия и мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах. Греческая мифология представляет из себя первобытную попытку осмыслить действительность, придать всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.
Греческий народ стал творцом неповторимых в своей красочности мифов и легенд о жизни людей, богов и героев. В древнегреческой мифологии воспоминания о далеком, давно забытом прошлом и поэтический вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира). Геракл — герой, сын бога Зевса и Алкмены. Неоднократно упомянут уже в «Илиаде». Культ Геракла был очень популярен в Греции, через греческих колонистов он рано распространился в Италии, где Геракл почитался под именем Геркулеса. Среди многочисленных мифов о Геракле наиболее известен цикл сказаний о 12 подвигах, совершенных Гераклом, когда он находился на службе у микенского царя Еврисфея. Наиболее трудным был двенадцатый подвиг Геракла.
Сценарий
Действующие лица
Геракл
Водяные нимфы
Бог Нерей
Антей
Атлант
Рассказчик----- Царь Еврисфей поручил герою принести золотые яблоки из сада титана Атланта.. По пути Геракл повстречал речных нимф, бога морей Нерея, а также великана Антея. Итак, когда царь потребовал, чтобы Геракл добыл золотые молодильные яблоки, он немедленно тронулся в путь на поиски волшебного сада.
Геракл----------Долго блуждал я по всей земле. Нигде я не нашел сада Гесперид с золотыми яблоками. Неужели придется возвратиться в Грецию без золотых яблок? Неужели этот подвиг мне не удастся совершить?
Рассказчик-------Так думал герой, бродя по всему свету в поисках спрятанного сада Атланта. Наконец, придя на берег северной реки Эридана, он услышал в ее волнах нежные, как шелест, голоса. Оказалось, что это водяные нимфы, милые и кроткие создания, жившие в ней, выплыли наверх, услышав его тяжелую поступь.
Геракл---------Приветствую вас, о нимфы. Я ищу сад Атланта, в котором растут золотые яблоки. Но я нигде не могу найти этот сад. Не знаете ли вы дороги к нему?
Водяные нимфы----------Мы были бы очень рады помочь тебе, Геракл. Но мы не знаем, где находится сад с золотыми яблоками. Попробуй спросить отца волн, косматого бога Нерея. Возможно, он знает, как найти сад.
Рассказчик----------И стал Геракл стал звать бога волн Нерея.
Геракл------------О Нерей, отец волн. Ответь мне, Гераклу, сыну Зевса.
Нерей--------Здравствуй, Геракл. Зачем пришел ты ко мне? Что нужно тебе от Нерея - отца волн?
Геракл----------Здравствуй, о Нерей! Я ищу сад великого Атланта, в котором растут золотые яблоки. Эти яблоки я должен принести царю Эврисфею. Но я нигде не могу найти этот сад. Не знаешь ли ты дороги к нему?
Нерей----------Ну, что ж, Геракл. Я помогу тебе . В страшном месте находятся сады Атланта. Место это лежит далеко за желтыми песками Африки. А охраняет сады сын Земли и Посейдона, великан Антей. Каждого, кто приближается к нему, он заставляет помериться с ним силой. А он очень силён. Как только он чувствует усталость, то сразу же прикасается рукой или ногой к своей матери-Земле, и в него вливается новая сила.
Рассказчик----------Слова Нерея не смутили Геракла. Смело вступил он на горячую землю Ливийской пустыни, и скоро вдали перед ним поднялся в тумане огромный великан Антей.
Антей----------Эй! Кто это посмел нарушить границу и вступил без разрешения на мою землю?
Геракл-----------Это я - Геракл, сын Зевса. Я иду в сад великого Атланта. Ты пропустишь меня через свою пустыню, Антей?
Антей-------Нет, Геракл. Я не могу этого сделать. Боги приказали мне никого не пропускать через мои владения. И я не могу нарушить их волю. Придется нам с тобой сразиться.
Рассказчик---------И началась жестокая битва. Охватив друг друга могучими руками, кружились враги по знойной пустыне. Но сила Антея все время росла - ведь он стоял ногами на родимой земле, - а Геракл начат уставать. И вспомнил Геракл, что ему говорил Нерей. Собрав последние силы, он поднял Антея над землей и поборол его. Победив Антея, Геракл устремился дальше и вскоре добрался до волшебного сада. Однако дерево с золотыми яблоками сторожил злой дракон. И нарвать золотые яблоки может только сам хозяин сада, могучий Атлант. Геракл отправился к Атланту. С трепетом глядел Геракл на согнувшегося под тяжестью неба Атланта.
Геракл----------Здравствуй, о великий Атлант. Я - Геракл, сын Зевса. Я пришел за золотыми яблоками для царя Эврисфея. Мне известно, что только ты можешь сорвать их с дерева, которое охраняет злой дракон. Прошу тебя, о могучий Атлант, сорви для меня три яблока.
Атлант------------Я охотно помог бы тебе, Геракл. Но не могу оставить свою ношу. Ведь стоит мне на минуту отпустить руки, и небо рухнет вниз на землю. Настанет конец всему свету.
Геракл----------Я могу подержать небесный свод вместо тебя, Атлант. А ты в это время нарвешь мне золотых яблок.
Рассказчик-----------Согласился на это могучий титан. Радостно выпрямил он затекшие за многие тысячелетия плечи. Но в тот же миг страшная тяжесть легла на Геракла. Кости его затрещали, а ноги по колено ушли в землю. Но герой держал небесный свод до тех пор, пока Атлант не принес ему золотые яблоки. После этого Геракл тотчас же отправился в Грецию. А тот океан, на берегу которого он добыл яблоки из сада Атланта, люди и до наших дней зовут Атлантическим.
Заключительное слово учителя:
Мифология древних народов, эволюция их воззрений - тема неисчерпаемая. Ведь миф - это не просто старинная сказка, а древнейший образ мировоззрения, позволяющий человеку осмыслить себя и окружающий мир. Миф объединяет науку, религию и искусство. Легенды и сказки настолько глубоко укоренены в общественном сознании, что их воздействие на умы продолжается даже в нашем XXI веке. Религия и мифология Древней Греции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, богах и героях.
Литература
1. Н.А. Кун Легенды и мифы Древней Греции. Москва, «Просвещение» 1975.
2. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.
3. Тахо – Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Методическая разработка урока-игры по теме "Общие основания прекращения трудового договора"
Методическая разработка урока-игры составлена в соответствии с государственными требованиями к уровню подготовки выпускников данных специальностей и предназначена для студентов средн...
Методическая разработка урока-игры по теме "Квадратные корни", 8 класс, коррекционная школа
Методическая разработка урока - игры по теме "Квадратные корни" для 8 класса коррекционной школы VII вида....
Методическая разработка урока-игры по биологии в 10 классе по теме: «Путешествие по эукариотической клетке»
Пояснительная записка. В образовательном процессе всё чаще используются нестандартные формы урока. Одной из таких форм является дидактическая игра. От обычной игры дидактическая игра отличается т...
Методическая разработка урока-игры "Своя игра" с использованием компьютерных технологий.
В методической разработке приведён сценарий игры....
Методическая разработка урока - игры по истории ХМАО-Югры для 10 или 11 класса по теме "Города на карте Югры"
урок по теме "Города на карте Югры" урок-игра или урок-путешествие по истории Ханты-Мансийского округа для учащихся 11 класса. Материал может быть использован для внеклассного мероприятия или как итог...
Методическая разработка "Урок - игра по теме "Умножение обыкновенных дробей", математика 6 класс
Данная методическая разработка позволяет провести урок систематизации и обобщения знаний, отработки учениками навыков их практического применения в решении примеров по теме...
Методическая разработка урока-игры на тему «Сложение и вычитание дробей»
Цели урока: знание правил сложения и вычитания обыкновенных дробей, умение применять их на практике.Образовательная: Формирование знаний, умений, навыков действий с долями и дробями;Повторение о...