Древнерусская иконопись
презентация к уроку по мхк (8 класс) по теме
Презентация на тему: "Древнерусская иконопись"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskaya_ikonopis.pptx | 802.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Искусство древнерусской иконописи. Р усская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икону богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол-самое почётное место в доме. Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов.
Вот как описывает заволжскую обитель конца 19 века в эпопее «В лесах» писатель П.И.Мельников – Печёрский .« На широкой поляне возвышалась почерневшая от долгих годов часовня. До трёх тысяч икон стояли в большом и в двух малых иконостаса находились древние царские двери замечательной резьбы ; по сторонам их стояли иконы в серебряных ризах с подвешенными пеленами, парчовыми или бархатными, расшитыми золотом, украшенными жемчугом и серебром…»
Иконы в храмах. Большинство икон находиться в храмах. В них предоставлен огромный мир сильных и ярких чувств, глубоких идей и мыслей, воплощённый не столько в реальных образах, сколько в удивительных по красоте сочетаниях и контрастах ярких красок. Икону называют «умозрением в красках». Иконы несут в себе размышления о смысле жизни, дают ответы на те извечные вопросы бытия, над которыми размышляет и современный человек.
Икона Икона призвана отражать образ мира, созданный Богом. О нем можно рассказать лишь на языке знаков и символов. Вот каким представлял известный поэт и философ В. С. Соловьев: Милый друг: иль ты не видишь, Что всё, видимое нами,- Только отблеск, только тени От незримого очами? Милый друг: иль ты не слышишь, Что житейский шум трескучий- Только отблеск искажённый Торжествующих созвучий?
Создание иконы Создание иконы-дело чрезвычайно ответственное , требующее мастера- «творца святыни»-особого настроя . Прежде чем взяться за написание иконы проводили долгое время в молитвах , в посте и размышлением над смыслом образа. Порой икона проходила через десятки рук , прежде чем обретала свое место в храме. Всякая икона начиналась с доски ( чаще всего использовалась липа, но нередко писали на сосновых, еловых и лиственничных досках).
Подготовка доски. Всякая икона начиналась с доски- « цки », как ее называли в старину. На лицевой стороне иконы, отступив немного от краев, вырубали ковчег- неглубокую прямоугольную выемку. По сторонам от ковчега возвышались края доски- поля. Главное изображение художник помещал в ковчеге, «читать которые полагалось сверху вниз и слева направо». Для того, чтобы предохранить живопись от трещин и разрывов, на лицевую сторону доски наклеивали холщовую ткань- паволоку, а поверх нее наносили левкас-специальный раствор из мела и рыбьего клея. Теперь можно было приступать к изображению.
Начало работы над иконой. Сначала мастер накладывал на левкас иконы через кальку просвечивающий рисунок, т.е. прорись . Затем иконописец слегка процарапывал рисунок по левкасу и приступал к золочению, т.е. как бы перенесению божественного света, сияния на икону. Для этого процесса обычно использовали сусальное золото, которым покрывали фон иконы и золотили нимбы святых. После золочения начинали работать красками. Особенно ценилась синяя лазурь, изготовляемая из полудрагоценного минерала, привозимого из Персии и Средней Азии.
Завершение работы. Художник намечал соотношения цветов, проходил кистью по контурам, накладывал тени, выявлял объём. Затем он писал одежду, землю, завитки волн, траву, уступы горок и, наконец, самое ответственное – лики и обнажённые части тела. Для окончательного завершения иконы её нужно было покрыть олифой. Т еперь к работе приступали мастера – резчики и ювелиры. Одни резали тончайшие оклады, а другие украшали их драгоценными камнями: самоцветами и жемчугом.
Вывод: Икона являла собой коллективное творчество многих мастеров. Искусство древнерусской иконописи является уникальным явлением в истории мировой художественной культуры.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ. Презентацию выполнили ученицы 8 Б класса: Смирнова Ангелина, Шигапова Алина. Преподаватель: Лебедева Римма Петровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнерусская иконопись
Интегрированный урок по истории и ИЗО для 6 класса. Просто, интересно....
Древнерусская иконопись
Факультативное занятие по МХК. 8 класс. Автор учебника Данилова Г.И. Древнерусская иконопись....
тест "Древнерусская иконопись"
Тест разработан на основе учебника МХК для 7-9 кл. Даниловой Г.И....
Древнерусская иконопись
О старинных русских иконах и стиял написания....
Конспект районного открытого урока по мировой художественной культуре Древнерусская иконопись
Конспект районногооткрытого урокапо мировой художественной культуреДревнерусская иконопись...
"Древнерусская иконопись"
Исторический текстовый и иллюстративный материал....
Урок "Древнерусская иконопись"
Методическая разработка урока дополнена приложениями - заданиями для проверки и оценки усвоения учебного материала обучающимися....