Рабочая программа по МХК 10-11 классы
календарно-тематическое планирование по мхк (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена в соответствии с локальным актом нашей школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мхк10класс | 64.87 КБ |
rab_progr.docx | 95.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы:
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.
2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
3. Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
4.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255).
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
5.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
6.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Место и роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов, освоения основной образовательной программы школы:
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
В курс 10 класса входят темы: «Художественная культура древнейших цивилизаций», «Художественная культура античности», «Художественная культура средневековья», «Средневековая культура Востока», «Художествення культура возрождения».
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.
Количество часов:
Программа рассчитана на 34часа в год, 1час в неделю в соответствии с учебным планом. По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение МХК в 10 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю. Моя рабочая программа по МХК в 10 классе составлена на 31 час, так как 3 часа в году выпадает на праздничные дни. Объединяю темы по Эпохе Возрождения в 2 урока вместо 5-ти, предусмотренных программой. Таким образом программа выполнена полностью
Особенности класса:
В 10-м классе обучается человек, из них девочек -, мальчиков -
Учащиеся класса являются довольно работоспособны, успеваемость по предмету за прошлый год составила 100 %, качество знаний 100 %. Класс имеет активную группу; проявляет большой интерес к предмету, с удовольствием выполняют творческие задания, сознательно относится к урочной деятельности.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса: Методический аппарат учебника представлен следующими разделами: «Вопросы и задания», «Творческая мастерская», «Советуем послушать и посмотреть», «Темы рефератов, докладов или сообщений», «Книги для дополнительного чтения».
Важной составляющей методического аппарата является система вопросов и заданий к теме, позволяющая закрепить и обобщить изученный материал. Вопросы и задания на закрепление имеют двухуровневую структуру. Предназначенные для профильного изучения и маркированные специальным знаком, они отличаются повышенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала. Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характера, здесь представлены задания для проблемного осмысления изученной темы, требующие соотнесения художественных фактов с культурно-исторической эпохой. Среди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного автора или творческого объединения нескольких художников. Немало вопросов, связанных с пониманием роли иместа художника-творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, специфики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культурно-исторических эпох, стилей и направлений. Специальную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовленных учащихся предлагаются специальные задания, предполагающие дискуссионное обсуждение проблемы.
Раздел «Творческая мастерская» призван реализовать проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К наиболее приоритетным относятся концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая и краеведческая деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
В имеющемся «Приложении» к учебникам приводятся примерные рекомендации по организации творческой работы учащихся. Среди них такие, как:«Что можно рассказать о произведении архитектуры», «Как анализировать произведение живописи», «Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры», «Как можно охарактеризовать произведение музыки», «Как написать сочинение-эссе», «Как сделать рецензию на театральный спектакль (оперу, балет, кинофильм)», «Как подготовиться к семинару или диспуту», «Как подготовить школьный вечер», «Как оформить выставку или стенд», «Как написать реферат, доклад или сообщение».
Раздел «Советуем послушать и посмотреть» предоставит учащимся необходимую информацию при отборе наиболее значимых произведениях искусства, которые желательно послушать или посмотреть.
Раздел «Темы рефератов, докладов или сообщений» предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический раздел курса содержит перечни тем различного уровня сложности. Учащимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и художественными предпочтениями.
Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историческом контексте. Следует подчеркнуть, что темы повышенного уровня сложности на самом деле формируют некую планку требований к усвоению материала, мобилизуют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.
Распределение материала в соответствии с жанром работы (доклад, сообщение, реферат, эссе, отзыв, сочинение, рецензия) осуществляется учителем по согласованию с учащимися. Выполнению этой задачи способствует раздел «Книги для дополнительного чтения», являющийся обязательной частью каждой из монографических тем учебников. Приводимые в них ресурсы Интернета позволят учащимся более оперативно выполнить и решить поставленные перед ними задачи.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов программы:
1. Художественная культура древнейших цивилизаций.(3ч)
Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. |
Искусство первобытного человека. |
Художественная культура Древней Передней Азии. |
2.Художественная культура Древнего Египта.(4ч)
Архитектура Древнего Египта. |
Изобразительное и музыкальное искусство Древнего Египта. |
Художественная культура Мезоамерики. |
Урок-обобщение по теме: Художественная культура Древнего Египта. |
3.Художественная культура Античности.(1ч)
Эгейское искусство.
4.Художественная культура Древней Греции(2ч)
Архитектурный облик Древней Эллады. |
Изобразительное искусство Древней Греции. |
5.Художественная культура Древнего Рима.(4ч)
Архитектурные достижения Древнего Рима. |
Изобразительное искусство древнего Рима. |
Театр и музыка Античности. |
Урок-зачет по теме «Художественная культура Античности» |
6. Художественная культура Средних веков.(4ч)
Мир византийской культуры. |
Архитектура западноевропейского Средневековья. |
Изобразительное искусство Средних веков. |
Театр и музыка средних веков. |
7.Художественная культура средневековой Руси.(5ч.)
Художественная культура Киевской Руси. |
Развитие русского регионального искусства. |
Искусство единого Российского государства. |
Театр и музыка |
Урок-семинар по теме: Художественная культура Средних веков. |
8.Художественная культура средневекового Востока.(5ч)
Художественная культура Индии. |
Художественная культура Китая. |
Искусство Страны восходящего солнца. |
Художественная культура исламских стран |
Урок-зачет по теме Художественная культура средневекового Востока. |
9. Художественная культура Возрождения.(3ч)
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. |
Титаны Высокого Возрождения .Мастера венецианской живописи. |
Искусство северного возрождения. Музыка и театр эпохи Возрождения |
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
К концу учебного года учащиеся должны:
освоить знания о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений.
Оценка «1» -учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
К программе прилагается развернутое календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование по МХК 10 класс.
№п.\п. | Раздел, тема | Форма контроля. | Дата по плану. | Дата факт | Элементы содержания | Основные виды деятельности | Оборудование | Примечание |
1. Художественная культура древнейших цивилизаций.(3ч) | ||||||||
1 | Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. | Устный опрос | 02.09.13 |
| Диск «История искусства», ком пьютер. | С.3-9 учебника, кон- спект. | ||
2 | Искусство первобытного человека. | С.р. | 09.09.13 |
| Книга «Сто великих.» | С.19 в.1-5 зарисовать костюм и маску тотема. | ||
3 | Художественная культура Древней Передней Азии. | Оценка работы в группах | 16.09.13 |
| Диск МХК-10 класс. | С.30 в.1-3Подготовить сообщение по предложенной те | ||
2.Художественная культура Древнего Египта.(4ч) | ||||||||
4 | Архитектура Древнего Египта. | Твор ческие работы. | 23.09.13 |
| ПунинА.Л. Искусство Древнего Египта. | Разработать маршрут путешествия по долине Гизе. | ||
5 | Изобразительное и музыкальное искусство Древнего Египта. | беседа | 30.09.13 |
| Шедевры древнеегипетско го скульптурного портрета. | Описать портрет Нефертити. С.51 в.2. | ||
6 | Художественная культура Мезоамерики. | С.р. | 07.10.13 |
| Показ слайдов. | С.63 в.3,5.сообщения. | ||
7. | Урок-обобщение по теме: Художественная культура Древнего Египта. | Зачет. | 14.10.13 |
| Иллюстрации и слайды учащихся. | С.31-63 повторить. | ||
3.Художественная культура Античности.(1ч) | ||||||||
8. | Эгейское искусство. | П.р. | 21.10.13 |
| Презентация по теме. | С.70 в1-4. Разработать маршрут экскурсии | ||
4.Художественная культура Древней Греции(2ч) | ||||||||
9. | Архитектурный облик Древней Эллады. | С.р. | 11.11.13 |
| Иллюстрации по теме. | Подготовить проект храма в традициях античного зодчества. | ||
10 | Изобразительное искусство Древней Греции. | Устный опрос | 18.11.13 |
| Слайд-показ. | С 91.задание из творческой мастерской | ||
5.Художественная культура Древнего Рима.(4ч) | ||||||||
11 | Архитектурные достижения Древнего Рима. | Твор ческие работы. | 25.11.13 |
| Диск «История искусства», ком пьютер. | Описать один из шедевров Древнего Рима. | ||
12 | Изобразительное искусство древнего Рима. | С.р. | 02.12.13 |
| Интернет. | .с.109 в.1-3. | ||
13 | Театр и музыка Античности. | П.р. | 09.12.13 |
| Учебник МХК10. | С.116 в.1-5 подготовиться к уроку-зачету. | ||
14 | Урок-зачет по теме «Художественная культура Античности» | Зачет. | 16.12.13 |
| Использование всех возможных ресурсов. | С.93-114 повторить. | ||
6. Художественная культура Средних веков.(4ч) | ||||||||
15 | Мир византийской культуры. | Твор ческие работы. | 23.12.13 |
| Диск МХК-10 класс. | С.129 в 1-3.конспект. | ||
16 | Архитектура западноевропейского Средневековья. | С.р. | 13.01.14 |
| Иллюстрации и рисунки по теме. | С.138 в.1и4 анализ стихотворения. | ||
17 | Изобразительное искусство Средних веков. | Анализ работ | 20.01.14 |
| Диск «История искусства», ком пьютер. | С.148.в1и2.подготовить сообщения. | ||
18 | Театр и музыка средних веков. | П.р. | 27.01.14 |
| Диск «Энциклопедия музыки Средних веков» | С.158. в.1-3.конспект. | ||
7.Художественная культура средневековой Руси.(5ч.) | ||||||||
19 | Художественная культура Киевской Руси. | Твор ческие работы. | 03.02.14 |
| Диск МХК-10 класс. | С167.рефера | ||
20 | Развитие русского регионального искусства. | Устный опрос | 10.02.14 |
| Видеофильм «Средневековая Русь. | Подготовить проект, реферат или сообщение по заданным темам. | ||
21 | Искусство единого Российского государства. | П.р. | 17.02.14 |
| Учебник МХК10. | С.199 в.1-4. | ||
22 | Театр и музыка | Устный опрос | 24.02.14 |
| Диск МХК-10 класс. | Подготовиться к уроку-семинару. | ||
23 | Урок-семинар по теме: Художественная культура Средних веков. | Анализ работ | 03.03.14 |
| Выставка творческих работ учащихся. | С.120-204 повторить. | ||
8.Художественная культура средневекового Востока.(5ч) | ||||||||
24 | Художественная культура Индии. | С.р. | 17.03.14 |
| Диск история искусства. | С.219 в.1-4. | ||
25 | Художественная культура Китая. | Анализ работ | 07.04.14 |
| Учебник МХК10. | Работа по заданиям творческой мастерской | ||
26 | Искусство Страны восходящего солнца. | Устный опрос | 14.04.14 |
| Искусство стран востока-книга для старшекл-ов. | Подготовить реферат | ||
27 | Художественная культура исламских стран | Анализ работ | 21.04.14 |
| Слайд-показ. | С.261.подготовиться к зачету. | ||
28 | Урок-зачет по теме Художественная культура средневекового Востока. | Зачет. | 28.04.14 |
| Использование всех возможных ресурсов. | С.212-258 повторить | ||
9. Художественная культура Возрождения.(3ч) | ||||||||
29 | Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения. | С.р. | 05.05.14 |
| Презентация по теме | С.272 в 1-5. | ||
30 | Титаны Высокого Возрождения .Мастера венецианской живописи. | Анализ работ | 12.05.14 |
| Диск МХК-10 класс. | С286. сообщение. | ||
31 | Искусство северного возрождения. Музыка и театр эпохи Возрождения | Л.р. | 19.05.14 |
| Репродукции картин | Подготовить доклад по выбору. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер
Проектор
Сборник презентаций по всем темам предмета.
Раздаточный материал (карточки, репродукции картин, контрольные и проверочные задания).
Видеоматериалы (диски с фильмами по темам)
Использованная литература:
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008
Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009
ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003
Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2003
Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003
Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
Контрольно-измерительные материалы
Контрольная работа по МХК в 10 классе
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
1.Акцентируя внимание на антропоморфизме греческой культуры, один из древнегреческих философов утверждал: «Человек – мера всех вещей». Кто этот философ?
- Платон
- Протагор
- Демокрит
2. Известно, что пропорции древнегреческого здания определял архитектурный ордер. Соотнесите архитектурный ордер с чертами, присущими данному ордеру:
Дорический ордер – чрезвычайно нарядный, даже вычурный; далёкий от гармоничной ясности.
Ионический ордер - чёткость геометрических линий, некоторая тяжеловесность форм и подчёркнутая мужественность.
Коринфский ордер – отличается особой живописностью, декоративностью, подчёркнутой стройности, граничащей с женственностью.
3. Выберите из следующего ряда терминов только те, которые составляют антаблемент греческого храма:
Триглифах, целла, фриз, стереобат, триглиф, карниз, архитрав, фронтон
4. Заполните пропуски в таблице, составленной на соответствии скульптурного произведения и его автора:
Поликлет | ? |
? | Статуя Афины в Парфеноне. 447-438 гг. до н.э. |
Скопас | ? |
Венера Милосская |
5. Узнайте памятник (рельеф) по его описанию:
«Эта идея – торжество афинской демократии. Её воплощает запечатлённое Фидием величавое шествие жителей Афин от рыночной площади Агоры в праздник Великих Панафиней»
6. Назовите основной признак, отличающий куроса от коры.
7. Вставьте пропущенное слово в стихотворной строчке поэта Феогнида из Мегар:
«Не выдавай лишь…, что несчастье тебя удручает»
8. Терминологическая «зарядка».
Определи термин по его описанию:
Завершающий этап в развитии древнегреческой культуры – …
Плита, заполняющая пустоты между триглифами в древнегреческом храме – …
Вид верхней одежды из шерстяной ткани, обычно надеваемой поверх хитона - …
Контрольная работа по МХК
«Художественная культура древнего мира
(Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Америка)
10 кл
I. УРОВЕНЬ ЗАДАНИЙ (терминологическая часть работы)
1. Дайте, пожалуйста, определения следующих понятий:
А) барельеф – это
Б) кромлех – это
В) стереобат – это
Г) хиазм – это
2. Внимательно прочитайте следующие определения и назовите термин:
А) живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде – это…
Б) вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона – это…
В) прямоугольная плита, положенная сверху на капитель – это…
Г) сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой – это…
II уровень заданий(с выбором ответа)
3. Зиккурат Этеменанки – храм бога солнца Мардука был возведён:
А) в Ассирии;
Б) Новом Вавилоне;
В) в Уре
4. Египетские некрополи всегда располагались:
А) на западном берегу Нила;
Б) на восточном берегу Нила;
В) не существовало строгого канона.
5. Одной из самых красочных и богатых по выбору сюжетов является:
А) гробница принцессы Идут в Саккаре;
Б) гробница Рамсеса IX в Долине царей;
В) гробница царицы Нефертити.
III уровень заданий(творческо-аналитический)
6. Прочитайте описание памятника искусства. Определите, к какой культуре он относится, дайте название памятника.
«Гладкую поверхность … эффектно оттеняет ограда из песчаника красного цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звёзд и солнца вокруг мировой горы. Ворота состоят из двух квадратных столбов и трёх изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три ценности…»
7. Прочитайте описание рельефной росписи, назовите памятник искусства, которому оно соответствует,
«В росписях этих рельефных изображений преобладают бытовые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений.
К любви зовущими, и томными, и ждущими ответа,
В полон берущими, глядящими то искоса, то прямо,
Вовек не лгущими, огромными и нежными глазами,
О простодушная, о скромная, кому в глаза ты глянешь»
Y. уровень знаний(логический)
8. Определите принцип построения «цепочки», исключите «лишнее», объясните свой выбор:
Осирис – Ра – Энки – Анубис
9. Составьте пропорцию, соединив понятия (или памятник искусства) с определённой культурой Древнего мира:
Храм Амона-Ра в Карнаке Месопотамия
Саркофаг принца Именемипета Древний Египет
Зиккурат Этеменнигуру в Уре Месопотамия
Дворец Ашшурнасирпала Древний Египет
Успехов в работе!
Контрольная работа по МХК
«Художественная культура древнего мира
(Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древняя Америка)
10 класс
ОТВЕТЫ
I. УРОВЕНЬ ЗАДАНИЙ (терминологическая часть работы)
1. Дайте, пожалуйста, определения следующих понятий:
А) барельеф – это низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона менее чем на половину объёма;
Б) кромлех – это круговая ограда из огромных камней;
В) стереобат – это ступенчатое основание колоннады античного храма;
Г) хиазм – это крестообразное расположение в виде греческой буквы «хи»; в изобразительном искусстве поза стоящего человека. Когда правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.
2. Внимательно прочитайте следующие определения и назовите термин:
А) живопись по сырой штукатурке красками, разведёнными на воде – это фреска;
Б) вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углублённым по отношению к плоскости фона – это рельеф;
В) прямоугольная плита, положенная сверху на капитель – это абак;
Г) сооружение в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой – это дольмен
II уровень заданий(с выбором ответа)
3. Зиккурат Этеменанки – храм бога солнца Мардука был возведён:
А) в Ассирии;
Б) Новом Вавилоне;
В) в Уре
4. Египетские некрополи всегда располагались:
А) на западном берегу Нила;
Б) на восточном берегу Нила;
В) не существовало строгого канона.
5. Одной из самых красочных и богатых по выбору сюжетов является:
А) гробница принцессы Идут в Саккаре;
Б) гробница Рамсеса IX в Долине царей;
В) гробница царицы Нефертити.
III уровень заданий(творческо-аналитический)
6. Прочитайте описание памятника искусства. Определите, к какой культуре он относится, дайте название памятника.
«Гладкую поверхность … эффектно оттеняет ограда из песчаника красного цвета. Она очерчивает пространство ритуального обхода и как бы воспроизводит движение звёзд и солнца вокруг мировой горы. Ворота состоят из двух квадратных столбов и трёх изогнутых горизонтальных балок, которые соединяются скульптурами или плитами. Шпиль увенчан тремя зонтиками, символизирующими небесные сферы и три ценности…»
Большая ступа в Санчи (культура Древней Индии)
7. Прочитайте описание рельефной росписи, назовите памятник искусства, которому оно соответствует,
«В росписях этих рельефных изображений преобладают бытовые сцены, которые как бы перетекают одна в другую, представляя зрителям цепь жизненных явлений.
К любви зовущими, и томными, и ждущими ответа,
В полон берущими, глядящими то искоса, то прямо,
Вовек не лгущими, огромными и нежными глазами,
О простодушная, о скромная, кому в глаза ты глянешь»
Пещерная роспись в Аджанте (культура Древней Индии)
Y. уровень знаний(логический)
8. Определите принцип построения «цепочки», исключите «лишнее», объясните свой выбор:
Осирис – Ра – Энки – Анубис
Принцип построения – даны собственные имена богов Древнего мира; «лишний» - Энки, т.к. это владыка воды и мудрости, судья богов и людей в Месопотамии, а все остальные соотносятся с культурой Древнего Египта
9. Составьте пропорцию, соединив понятия (или памятник искусства) с определённой культурой Древнего мира:
Храм Амона-Ра в Карнаке Древний Египет
Саркофаг принца Именемипета Древний Египет
Зиккурат Этеменнигуру в Уре Месопотамия
Дворец Ашшурнасирпала Месопотамия
Контрольная работа по МХК в 10 классе
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Ответы
- Акцентируя внимание на антропоморфизме греческой культуры, один из древнегреческих философов утверждал: «Человек – мера всех вещей». Кто этот философ?
- Платон
- Протагор
- Демокрит
2. Известно, что пропорции древнегреческого здания определял архитектурный ордер. Соотнесите архитектурный ордер с чертами, присущими данному ордеру:
Дорический ордер – чёткость геометрических линий, некоторая тяжеловесность форм и подчёркнутая мужественность.
Ионический ордер - отличается особой живописностью, декоративностью, подчёркнутой стройности, граничащей с женственностью.
Коринфский ордер – чрезвычайно нарядный, даже вычурный; далёкий от гармоничной ясности.
- Выберите из следующего ряда терминов только те, которые составляют антаблемент греческого храма:
Триглифах, целла, фриз, стереобат, триглиф, карниз, архитрав, фронтон
4. Заполните пропуски в таблице, составленной на соответствии скульптурного произведения и его автора:
Поликлет | Дорифор |
Фидий | Статуя Афины в Парфеноне. 447-438 гг. до н.э. |
Скопас | Менада |
Агесандр | Венера Милосская |
5. Узнайте памятник (рельеф)по его описанию:
«Эта идея – торжество афинской демократии. Её воплощает запечатлённое Фидием величавое шествие жителей Афин от рыночной площади Агоры в праздник Великих Панафиней» (рельеф ионического фриза Парфенона)
6. Назовите основной признак, отличающий куроса от коры. (гендерный признак: кора – девушка; курос-юноша)
7. Вставьте пропущенное слово в стихотворной строчке поэта Феогнида из Мегар:
«Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает»
8. Терминологическая «зарядка».
Определи термин по его описанию:
Завершающий этап в развитии древнегреческой культуры – эллинизм
Плита, заполняющая пустоты между триглифами в древнегреческом храме – метоп
Вид верхней одежды из шерстяной ткани, обычно надеваемой поверх хитона - пеплос
Учебно-методический комплект
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И. Москва, Дрофа, 2011год. |
Учебник | «Мировая художественная культура» 11 класс. Москва «Дрофа» 2011 год. Автор : Данилова Г. И. |
Учебно-методические пособия для учителя | Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2006год. Автор: Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) |
Дидактические материалы | Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку», «История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры» |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативные документы:
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе:
1. Программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2009.
2.Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.( приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
3. Концепции художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
4.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255).
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
5.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
6.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Место и роль предмета в достижении обучающимися планируемых результатов, освоения основной образовательной программы школы:
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24декабря 2010 г. № 2080 утверждены федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год. В федеральный перечень учебников 2011 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.
Количество часов:
Программа рассчитана на 34часа в год, 1час в неделю в соответствии с учебным планом. По учебному плану школы на 2011-2012 учебный год на изучение МХК в 10 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю. Моя рабочая программа по МХК в 10 классе составлена на 31 час, так как 3 часа в году выпадает на праздничные дни. Объединяю темы по Эпохе Возрождения в 2 урока вместо 5-ти, предусмотренных программой. Таким образом программа выполнена полностью
Особенности класса:
В 11-м классе обучается человек, из них девочек -, мальчиков -
Учащиеся класса являются довольно работоспособны, успеваемость по предмету за прошлый год составила 100 %, качество знаний 100 %. Класс имеет активную группу; проявляет большой интерес к предмету, с удовольствием выполняют творческие задания, сознательно относится к урочной деятельности.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания, творческие проекты, часто выбирая для этого форму совместной работы.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
Организация учебно-воспитательного процесса: Методический аппарат учебника представлен следующими разделами: «Вопросы и задания», «Творческая мастерская», «Советуем послушать и посмотреть», «Темы рефератов, докладов или сообщений», «Книги для дополнительного чтения».
Важной составляющей методического аппарата является система вопросов и заданий к теме, позволяющая закрепить и обобщить изученный материал. Вопросы и задания на закрепление имеют двухуровневую структуру. Предназначенные для профильного изучения и маркированные специальным знаком, они отличаются повышенным уровнем сложности и требуют более глубокой проработки материала. Типология приводимых вопросов и заданий достаточно разнообразна. Кроме вопросов репродуктивного характера, здесь представлены задания для проблемного осмысления изученной темы, требующие соотнесения художественных фактов с культурно-исторической эпохой. Среди них есть задания на сопоставление различных художественных явлений в рамках творчества одного автора или творческого объединения нескольких художников. Немало вопросов, связанных с пониманием роли иместа художника-творца в контексте историко-культурной эпохи, художественного стиля или направления, специфики его мастерства, особенностей мировоззрения. Особо следует выделить вопросы и задания, касающиеся преемственности художественных явлений, культурно-исторических эпох, стилей и направлений. Специальную группу составляют вопросы и задания на понимание сути теоретических понятий. Для наиболее подготовленных учащихся предлагаются специальные задания, предполагающие дискуссионное обсуждение проблемы.
Раздел «Творческая мастерская» призван реализовать проектную, поисково-исследовательскую, индивидуальную, групповую и консультативную деятельность учащихся. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.
К наиболее приоритетным относятся концертно-исполнительская, сценическая, выставочная, игровая и краеведческая деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, семинарских занятиях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
В имеющемся «Приложении» к учебникам приводятся примерные рекомендации по организации творческой работы учащихся. Среди них такие, как:«Что можно рассказать о произведении архитектуры», «Как анализировать произведение живописи», «Что необходимо учесть, рассказывая о произведении скульптуры», «Как можно охарактеризовать произведение музыки», «Как написать сочинение-эссе», «Как сделать рецензию на театральный спектакль (оперу, балет, кинофильм)», «Как подготовиться к семинару или диспуту», «Как подготовить школьный вечер», «Как оформить выставку или стенд», «Как написать реферат, доклад или сообщение».
Раздел «Советуем послушать и посмотреть» предоставит учащимся необходимую информацию при отборе наиболее значимых произведениях искусства, которые желательно послушать или посмотреть.
Раздел «Темы рефератов, докладов или сообщений» предназначен для текущего и итогового контроля знаний по предмету. Каждый монографический раздел курса содержит перечни тем различного уровня сложности. Учащимся он предоставляет право самостоятельного выбора темы в соответствии с индивидуальными запросами и художественными предпочтениями.
Основу такого перечня составляют темы проблемного характера, освещение которых потребует от учащихся серьезного погружения в изучаемый материал, глубоких знаний, умения рассматривать конкретное произведение (творчество автора) в заданном художественно-историческом контексте. Следует подчеркнуть, что темы повышенного уровня сложности на самом деле формируют некую планку требований к усвоению материала, мобилизуют внимание учащихся на этапе накопления сведений и подготовки к итоговой работе по конкретной теме курса, нацеливают их на серьезную проектно-исследовательскую деятельность.
Распределение материала в соответствии с жанром работы (доклад, сообщение, реферат, эссе, отзыв, сочинение, рецензия) осуществляется учителем по согласованию с учащимися. Выполнению этой задачи способствует раздел «Книги для дополнительного чтения», являющийся обязательной частью каждой из монографических тем учебников. Приводимые в них ресурсы Интернета позволят учащимся более оперативно выполнить и решить поставленные перед ними задачи.
Содержание учебного предмета:
I. Художественная культура XVII-XVIII вв. (13 часов).
1. Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII вв.
2. Архитектура барокко.
3. Изобразительное искусство барокко.
4. Классицизм в архитектуре Западной Европы.
5. Шедевры классицизма в архитектуре России.
6. Изобразительное искусство классицизма и рококо.
7. Реалистическая живопись Голландии.
8. Русский портрет XVIII в.
9. Музыкальная культура барокко.
10. Композиторы Венской классической школы.
11. Театральное искусство XVII – XVIII вв.
II. Художественная культура XIX в. (9 часов).
12. Романтизм.
13. Изобразительное искусство романтизма.
14. Реализм – художественный стиль эпохи
15. Изобразительное искусство реализма.
16. «Живописцы счастья» (художники-импрессионисты).
17. Многообразие стилей зарубежной музыки.
18. Русская музыкальная культура.
19. Пути развития западноевропейского театра.
20. Русский драматический театр.
III. Художественная культура XX в. (13 часов).
21. Искусство символизма.
22. Триумф модернизма.
23. Архитектура: от модерна до конструктивизма.
24. Стили и направления зарубежного изобразительного искусства.
25. Мастера русского авангарда.
26. Зарубежная музыка XX в.
27. Русская музыка XX в.
28. Зарубежный театр XX в.
29. Русский театр XX в.
30. Становление и расцвет мирового кинематографа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры; особенности языка различных видов искусства.
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
- основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
- устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
К концу учебного года учащиеся должны:
освоить знания о закономерностях развития культурно-исторических эпох, стилей, направлений и национальных школ в искусстве; о ценностях, идеалах, эстетических нормах на примере наиболее значимых произведений; о специфике языка разных видов искусства;
овладеть умением анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку;
использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора,
осознанного формирования собственной культурной среды.
Критерии оценивания:
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, нет выводов, обобщений.
Оценка «1» -учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
К программе прилагается развернутое календарно-тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование по МХК 11 класс.
№п.\п. | Раздел, тема | Форма контро ля. | Дата по плану. | Дата факт | Элементы содержания | Основные виды деятельности | Оборудование | Примечание. |
1. Художественная культура нового времени.(20ч) | ||||||||
1 | Художественная культура в эпоху барокко. | Устный опрос | 02.09.13 |
| Диск «История искусства», ком пьютер. | С.3-10учебника, кон- спект. | ||
2 | Архитектура барокко. | С.р. | 09.09.13. |
| Книга «Сто великих.» | С.21 вопросы 103.реферат по выбору. | ||
3 | Изобразительное искусство барокко. | Оценка работы в группах | 16.09.13. |
| Диск МХК-11класс. | С.301в.1-3 Подготовить сообщение по предложенной теме. | ||
4 | Реалистические тенденции в живописи Голландии. | Твор ческие работы. | 23.09.13. |
| ПунинА.Л. Искусство Древнего Египта. | Сделать сравнительный анализ картин(В-3,с45.) | ||
5 | Музыкальная культура барокко. | беседа | 30.09.13. | «Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере
| Презентация по теме | С.55-56 индивидуальные задания. | ||
6 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. | С.р. | 07.10.13. |
| Показ слайдов. | Разработка заочной экскурсии по версалю | ||
7. | Классицизм в архитектуре Западной Европы. | Зачет. | 14.10.13. |
| Иллюстрации и слайды учащихся. | Подготовить презентации | ||
8. | Изобразительное искусство классицизма и рококо. | П.р. | 21.10.13. |
| Презентация по теме. | Провести исследование эволюции пейзажа. | ||
9. | Композиторы Венской классической школы. | С.р. | 11.11.13. |
| Иллюстрации по теме. | Подготовить проект храма в традициях античного зодчества . | ||
10 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | Устный опрос | 18.11.13 |
| Слайд-показ. | С 107.задание из творческой мастерской. | ||
11 | Искусство русского портрета | Твор ческие работы. | 25.11.13. |
| Диск «История искусства», ком пьютер. | С119 В.1-5.По вариантам. | ||
12 | Неоклассицизм и академизм в живописи. | С.р. | 02.12.13. |
| Интернет. | Проекты, рефераты сообщения темы на с.138. | ||
13 | Художественная культура романтизма: живопись. | П.р. | 09.12.13. |
| Учебник МХК11 | Творческая мастерская. Вопрсы1,4,5. С 155 | ||
14 | Романтический идеал и его отражение в музыке. | Зачет. | 16.12.13. |
| Использование всех возможных ресурсов. | С.158-169.повторить. | ||
15 | Зарождение русской классической музыкальной школы.М.И.Глинка. | Твор ческие работы. | 23.12.13. |
| Диск МХК-11класс. | С.170-175 в 1-3.конспект. | ||
16 | Реализм-направление в искусстве второй половины 19 века. | С.р. | 13.01.14 |
| Иллюстрации и рисунки по теме. | С.183в.1и4 анализ картин | ||
17 | Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма. | Анализ работ | 20.01.14. |
| Диск «История искусства», ком пьютер. | С.190 в1и2.подготовить сообщения. | ||
18 | Русские художники –передвижники. | П.р. | 27.01.14 |
| Диск «Энциклопедия Русские художники-передвижники» | С.219 в.1-3.конспект. | ||
19 | Развитие русской музыки во второй половине 19 века. | Твор ческие работы. | 03.02.14. |
| Диск МХК-11 класс. | реферат. | ||
20 | Контрольная работа по разделу Художественная культура Нового времени. | К.Р. | 10.02.14 | Культура нового времени. | компьютер | |||
2. Художественная культура конца 19-20 века.(11ч) | ||||||||
21 | Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи | П.р. | 17.02.14 |
| Учебник МХК11. | С.237в.1-4. | ||
22 | Формирование стиля модерн в европейском искусстве. | Устный опрос | 24.02.14. |
| Диск МХК-11 класс. | Подготовиться к выставке | ||
23 | Символ и миф в живописи и музыке. | Анализ работ | 03.03.14. |
| Выставка творческих работ учащихся. | С.256-269 повторить. | ||
24 | Художественные течения модернизма в живописи | С.р. | 17.03.14. |
| Диск история искусства. | Подготовить презентации по темам. | ||
25 | Русское изобразительное искусство 20 века | Анализ работ | 07.04.14. |
| Учебник МХК11 | Работа по заданиям творческой мастерской. | ||
26 | Урок-семинар по теме Русское изобразительное искусство 20 века. | Устный опрос | 14.04.14. | Русское изобразительное искусство 20 века. | Русское изобразительное искусство-книга для старшекл-ов. | Подготовить реферат | ||
27 | Архитектура 20 века. | Анализ работ | 21.04.14. |
| Слайд-показ. | С.321. творческие работы. | ||
28 | Театральная культура 20 века. | Зачет. | 28.04.14. |
| Использование всех возможных ресурсов. | С.322-329 повторить | ||
29 | Шедевры мирового кинематографа. | С.р. | 05.05.14. |
| Презентация по теме | С.343 материалы по теме подобрать. | ||
30 | Музыкальная культура России 20 века. | Анализ работ | 12.05.14. |
| Диск МХК-11 класс. | Работа по заданиям творческой мастерской. | ||
31 | Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. | Л.р. | 19.05.14. |
| Репродукции картин | Подготовить доклад по выбору. |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Компьютер
Проектор
Сборник презентаций по всем темам предмета.
Раздаточный материал (карточки, репродукции картин, контрольные и проверочные задания).
Видеоматериалы (диски с фильмами по темам)
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И. Москва, Дрофа, 2011год. |
Учебник | «Мировая художественная культура» 11 класс. Москва «Дрофа» 2011 год. Автор : Данилова Г. И. |
Учебно-методические пособия для учителя | Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2006год. Автор: Данилова Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс» и «Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс». – М.: Дрофа, 2008 Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2009 УГ.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) ЭСУН (электронное средство учебного назначения) к учебникам МХК для 10-11 классов, одобренное Министерством образования и науки РФ. – «Кирилл и Мефодий», Дрофа, 2003 Библиотека электронных наглядных пособий для 10-11 классов. - Республиканский Мультимедиа-центр, 2003 Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2003 Варданян Р.В. Мировая художественная культура. Архитектура. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 |
Дидактические материалы | Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку», «История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры» |
Уроков – 31, контрольная работа – 2, защита презентаций - 1
Контрольно измерительные материалы.
Класс: 11
Сроки проведения:
Цель проведения: Проверка остаточных знаний умений и навыков по теме: «Художественная культура Нового времени»
Форма проведения: контрольная работа
Задания:
Вариант 1.
А.1. Выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
а) Триптих
б) Витраж
в) Моза́ика
г) апсида
А.2. Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).
а) Ико́на
б) Фре́ска
в) Витраж
А.3. Архитектор раннего возрождения:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Микеланджело Буонарроти
А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах» а) Готикаб) Романский стильв) Барроко
А.5. Идеал ренессансного «универсального человека»:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Леонардо да Винчи
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) реализм
б) романтизм
в) маньеризм
г) классицизм
д) импрессионизм
В.2. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 2, 4, 6. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С.1. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.
Вариант 2.
А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
а) Фре́ска
б) Триптих
в) Витраж
г) Икона
А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:
а) Микеланджело Буонарроти
б) Хуго ван дер Гус
в) Питер Брейгель-старший
А.3. Кариатида…
а) Древнегреческая богиня
б) Колонна в виде женской фигуры
в) Героиня Древнегреческого мифа
А.4. Вставьте архитектурный стиль: ……… искусство: крестово-купольное строительство, каменное светское строительство – замки и крепости, простота снаружи, внутренняя отделка, портальная символическая скульптура, мощные толстые стены, массивные каменные своды, маленькие узкие окна
а) Готика
б) Романский стиль
в) Барроко
А.5. Один из величайших русских портретистов 18 в.
а) В.Л. Боровиковский
б) М.Ф. Казаков
в) Андрей Рублев
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) рококо
б) барокко
в) классицизм
г) готика
д) романский стиль
В.2. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С.1. Раскройте особенности Петровской реформы в сфере культуры.
Оценивание: Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ
Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ
Уровень С – от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ
Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.
От 1 до 2 баллов – «2»
От 3 до 8 баллов – «3»
Класс: 11
Сроки проведения: 4 четверть
Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века.», «Художественная культура 19 века».
Форма проведения: Контрольная работа
Задания: Художественная культура ХХ века.»
Вариант 1
1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и Альберта Камю.
2. Особенности творчества Гюстава Малера
3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.
Вариант 2
1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.
2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта
3 Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.
Вариант 3
1. Роль Питера Брука в развитии мирового театра.
2. Сравните творчество Франца Кафки и Антуана де Сент Экзюпери.
3. . Особенности творчества Арнольда Шёнберга
Вариант 4
1. Сформулируйте основную идею начала 20-го века.
2. Особенности творчества Луи Амстронга.
3. Что нового привнес 20 век в развитие мирового театра?
Вариант 5
1. Сформулируйте основные постулаты экзистенциализма.
2. Биттлз – его роль в развитии музыки 20 века.
3. В чем сходства и различия театра представления и театра переживания?
Критерии оценок.
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий.
От 9 до 15 баллов –«4»
От 16 до 21 баллов – «5»
Задание: «Художественная культура 19 века».
Напишите эссе на тему: «Живописцы счастья» или художественные искания художников импрессионистов.
Как написать сочинение – эссе.
Эссе ( от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата ( слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе ( философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.
Приложения
Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?
Как анализировать произведение живописи.
1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи
Анализ произведения скульптуры.
1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?
Анализ произведения музыки.
1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?
Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)
1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?
Как подготовиться к семинару или диспуту.
1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.
Как написать реферат.
1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.
2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.
3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.
О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...