Рабочая программа по мировой художественной культуре 11 кл
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.: Дрофа, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mkhk_11_kl.docx | 58.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» Директор школы _________В.Ю. Магрычев Приказ № ________от «____»_______20__г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________Г.Г. Хренкова «____»____________20__г. | «Рассмотрено» На ШМО учителей Руководитель МО __________Е.В. Макарова Протокол № ___ от «____»________20__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
МБОУ Берендеевская СОШ
наименование ОУ
Нечаева Марина Леонидовна, высшая
Ф. И. О. педагога, категория
по МХК 11 класс
предмет, класс
2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений. «Мировая художественная культура» 5-11 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.: Дрофа, 2011.
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. (приказ Мо РФ от 18.07.2003г. № 2783).
2. Концепция художественного образования ( приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001г. №1403).
3.«О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-255);
Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:
4.«Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);
5.Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).
По учебному плану школы на 2013-2014 учебный год на изучение МХК в 11 классе выделено 34 часа, 1 час в неделю. Моя рабочая программа составлена на 34 часа.
Общая характеристика учебного предмета
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательном учреждении, реализующего программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит объём знаний за четыре года (ХI –ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на части.
В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII в.в», «Художественная культура XIX - XX века».
В федеральный перечень учебников 2013 года вошли обновленные учебники Г.И. Даниловой для 10 и 11 классов. Издательством «Дрофа» сформирован учебно-методический комплекс, в который входит программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (5-9, 10-11 классы), тематическое и поурочное планирование, учебники и рабочие тетради, дополнительные материалы к учебникам.
Образовательные цели и задачи курса
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные цели задачи курса
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Список цифровых образовательных ресурсов:
ЭСУН «История искусства» 10-11 класс
ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»
ЦОР Кирилл и Мефодий «Шедевры русской живописи»
ЦОР «Мировая художественная культура»
Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,
« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»
« История древнего мира и средних веков» электронный вариант
Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»
«Архитектура»
Учебники:
Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 11 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2011 г.
Учебно-методический комплекс
Программа | Программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И. Москва, Дрофа, 2011год. |
Учебник | «Мировая художественная культура» 11 класс. Москва «Дрофа» 2011 год. Автор : Данилова Г. И. |
Учебно-методические пособия для учителя | Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2006год. Автор: Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО « ИНФОСТУДИЯ ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И. (эл. пособие.) |
Дидактические материалы | Электронные пособия: «Учимся понимать живопись», «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Шедевры русской живописи», «Учимся понимать музыку», «История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК «История развития архитектуры и скульптуры» |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Требования стандарта. Базовый уровень Знания и умения | Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта | Способы отслеживания результатов |
Раздел I. Художественная культура Нового времени (21 ч) | ||||||
1 | Художественная культура барокко | 1 ч | Изучение нового материала | Знать художественные стили и направления в искусстве Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма | Знать историю проведения конкурса на создание восточного фасада дворца Лувра в Париже | Опрос |
2 | Архитектура барокко | 1ч | Комбинированный | Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко, Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Опрос |
3 | Изобразительное искусство барокко | 1ч | Комбинированный | Знать особенности живописи барокко, основную тематику Уметь узнавать изученные произведения. | Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини. Уметь узнавать изученные произведения | Самостоятельная работа |
4 | Реалистические тенденции в живописи Голландии. | 1 ч | Комбинированный | Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров Уметь узнавать изученные произведения. | Творчество Вермера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев. Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Опрос |
5 | Музыкальная культура барокко | 1 ч | Комбинированный | Знать шедевры музыкальной культуры барокко Уметь узнавать изученные произведения | Знать шедевры музыкальной культуры барокко Уметь узнавать изученные произведения | Дискуссия |
6 | Художественная культура классицизма и рококо. | 1 ч | Комбинированный | Опрос | ||
7 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | 1ч | Изучение нового материала | Знать характерные черты архитектуры классицизма Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Знать происхождение термина «классицизм». Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Опрос |
8 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | 1 ч | Комбинированный | Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо Уметь узнавать изученные произведения. | Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. | Тест |
9 | Композиторы Венской классической школы | 1 ч | Комбинированный | Знать разнообразие наследия Венской классической школы Уметь узнавать изученные произведения | Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена | Дискуссия |
10 | Шедевры классицизма в архитектуре России. | 1 ч | Комбинированный | Знать шедевры классицизма в архитектуре России Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков | Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Самостоятельная работа |
11 | Искусство русского портрета | 1ч | Комбинированный | Знать шедевры русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения | Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой | Тест |
12 | Неоклассицизм и академизм в живописи | 1 ч | Комбинированный | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Знать национальное своеобразие Неоклассицизма и академизма в искусстве разных стран, их значение для дальнейшего развития МХК. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Опрос |
13 | Художественная культура романтизма: живопись | 1ч | Комбинированный | Знать шедевры изобразительного искусства романтизма Уметь узнавать изученные произведения | Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы творчества художников. Уметь узнавать изученные произведения | Опрос |
14 | Романтический идеал и его отражение в музыке | 1 ч | Комбинированный | Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отобраанне в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. | Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза. Создание программной музыки романтизма. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства. | Опрос |
15 | Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И. Глинка | 1 ч | Комбинированный | Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М. А. Балакирев, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского. | Русская музыка XIX в. – яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры. Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа, глубина проникновения в суть русского характера, особая роль хора в организации сценического действия Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле. | Самостоятельная работа |
16 | Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века | 1 ч | Комбинированный | Знать особенности художественного стиля Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем | Опрос |
17 | Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма | 1 ч | Комбинированный | Знать шедевры изобразительного искусства реализма Уметь узнавать изученные произведения | Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Курбе, Венецианова и других мастеров реализма | Опрос |
18 | Русские художники – передвижники | 1 ч | Комбинированный | Знать шедевры изобразительного искусства русских художников-передвижников. Уметь узнавать изученные произведения | Знать художников-передвижников. Уметь узнавать изученные произведения | Самостоятельная работа |
19 | Развитие русской музыки во второй половине XIX века. | 1 ч | Комбинированный | Две крупнейшие композиторские школы в Петербурге («Могучая кучка»: Балакирев, Бородин, Римский-Корсаков, Кюи, Мусоргский) и Москве (Чайковский, Алябьев, Танеев, Варламов и др.) | Знать композиторов крупнейших школ России, их произведения | Опрос |
20 | Повторительно–обобщающий урок по теме: «Художественная культура Нового времени» | 1 ч | Комбинированный | Систематизировать полученные знания. Уметь оперировать полученными знаниями | Обобщать изученный материал. Дискутировать. Применять знания материала в дискуссии | Опрос |
21 | Контрольный урок по теме: «Художественная культура Нового времени» | 1 ч | Комбинированный | Систематизировать полученные знания. Уметь оперировать полученными знаниями | Знать материал изученного раздела | Контрольная работа №1 |
Раздел 2. Художественная культура конца XIX – XX века (11 ч) | ||||||
22 | Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи | 1ч | Комбинированный | Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара. | Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности | Эссе |
23 | Формирование стиля модерн в европейском искусстве | 1ч | Изучение нового материала | Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства. | Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метрополитена. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма. Ее практическое воплощение в творчестве Анри Ванн де Велде. Функциональность, ориентированность на использование и применение в быту — характерная примета стиля модерн | Опрос |
24 | Символ и миф в живописи и музыке | 1ч | Комбинированный | Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова | Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. «Манифест символизма» Ж. Мореаса. Идея двойственности мира — основа искусства символизма. Художник как посредник между миром видимым и невидимым. Учение Платона и его интерпретация понятия «символ». Символ в искусстве. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различие между символом и аллегорией | Опрос |
25 | Художественные течения модернизма в живописи | 1 ч | Комбинированный | Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм П. Пикассо. Сюрреализм С.Дали | Разнообразие художественных направлений изобразительного искусства. Программность искусства XX в (манифесты и декларации художников) Мастера зарубежной живописи. Фовизм А. Матисса. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества (эссе «Заметки художника»). Противопоставление живительных сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека. «Солнечные полотна» в жанре портрета, интерьера, натюрморта и пейзажа. | Тест |
26 | Русское изобразительное искусство XX века | 1 ч | Комбинированный | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма | Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма | Самостоятельная работа |
27 | Архитектура XX века | 1 ч | Комбинированный | Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма | Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий. Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (вит ражи, панно, скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой | |
28 | Театральная культура XX века | 1 ч | Комбинированный | Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра | Творческие новации, сюрреализм в театральном искусстве Франции. Театр абсурда и эпический театр Брехта. Зарубежный театр современности, выдающиеся режиссёры современности. История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и их деятельность. | Опрос |
29 | Шедевры мирового кинематографа | 1 ч | Комбинированный | Шидевры мирового кинематографа | Знать шедевры мирового киноискусства, выдающихся актеров кино: Мери Пикфорд, Чарлз Чаплин и др. | Опрос |
30 | Музыкальная культура России XX века | 1 ч | Комбинированный | Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке | Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепианных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня» — обобщение ранее изученного). Музыкальное творчество С. В. Рахманинова – органичное соединение русских и европейских традиций Красота мелодий, их неповторимы! Образный строй. Создание стиля фортепианной музыки | |
31 | Стилистическое многообразие западноевропейской музыки | 1 ч | Комбинированный | Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера. | Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. А. Шёнберг как основоположник экспрессионизма в музыке. Композиторы новой Венской школы. Становление национальных школ музыки. | Опрос |
32 | Повторительно–обобщающий урок по теме: «Художественная культура конца XIX – XX века» | 1 ч | Комбинированный | Систематизировать полученные знания. Уметь оперировать полученными знаниями | Обобщать изученный материал. Дискутировать. Применять знания материала в дискуссии | Тест |
Итоговое повторение (2 ч) | ||||||
33 | Повторение изученного материала по темам курса: «Мировая художественная культура. От XVII века до современности» | 1 ч | Комбинированный | Систематизировать полученные знания. Уметь оперировать полученными знаниями при выполнении контрольной работы | Систематизировать полученные знания | Контрольная работа № 2 |
34 | Итоговый контроль по темам курса: «Мировая художественная культура. От XVII века до современности» | 1 ч | Комбинированный | Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20 века» | Систематизировать полученные знания | Защита презентаций по темам |
Уроков – 34, контрольная работа – 2, защита презентаций - 1
Контрольно измерительные материалы.
Класс: 11
Сроки проведения:
Цель проведения: Проверка остаточных знаний умений и навыков по теме: «Художественная культура Нового времени»
Форма проведения: контрольная работа
Задания:
Вариант 1.
А.1. Выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
а) Триптих
б) Витраж
в) Моза́ика
г) апсида
А.2. Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).
а) Ико́на
б) Фре́ска
в) Витраж
А.3. Архитектор раннего возрождения:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Микеланджело Буонарроти
А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах»
а) Готика
б) Романский стиль
в) Барроко
А.5. Идеал ренессансного «универсального человека»:
а) Сандро Боттичелли
б) Филиппо Брунеллески
в) Леонардо да Винчи
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) реализм
б) романтизм
в) маньеризм
г) классицизм
д) импрессионизм
В.2. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 2, 4, 6. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С.1. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.
Вариант 2.
А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.
а) Фре́ска
б) Триптих
в) Витраж
г) Икона
А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:
а) Микеланджело Буонарроти
б) Хуго ван дер Гус
в) Питер Брейгель-старший
А.3. Кариатида…
а) Древнегреческая богиня
б) Колонна в виде женской фигуры
в) Героиня Древнегреческого мифа
А.4. Вставьте архитектурный стиль: ……… искусство: крестово-купольное строительство, каменное светское строительство – замки и крепости, простота снаружи, внутренняя отделка, портальная символическая скульптура, мощные толстые стены, массивные каменные своды, маленькие узкие окна
а) Готика
б) Романский стиль
в) Барроко
А.5. Один из величайших русских портретистов 18 в.
а) В.Л. Боровиковский
б) М.Ф. Казаков
в) Андрей Рублев
В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления
а) рококо
б) барокко
в) классицизм
г) готика
д) романский стиль
В.2. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.
С.1. Раскройте особенности Петровской реформы в сфере культуры.
Оценивание: Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ
Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ
Уровень С – от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ
Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.
От 1 до 2 баллов – «2»
От 3 до 8 баллов – «3»
Класс: 11
Сроки проведения: 4 четверть
Цель проведения: Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века.», «Художественная культура 19 века».
Форма проведения: Контрольная работа
Задания: Художественная культура ХХ века.»
Вариант 1
1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и Альберта Камю.
2. Особенности творчества Гюстава Малера
3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.
Вариант 2
1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.
2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта
3 Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.
Вариант 3
1. Роль Питера Брука в развитии мирового театра.
2. Сравните творчество Франца Кафки и Антуана де Сент Экзюпери.
3. . Особенности творчества Арнольда Шёнберга
Вариант 4
1. Сформулируйте основную идею начала 20-го века.
2. Особенности творчества Луи Амстронга.
3. Что нового привнес 20 век в развитие мирового театра?
Вариант 5
1. Сформулируйте основные постулаты экзистенциализма.
2. Биттлз – его роль в развитии музыки 20 века.
3. В чем сходства и различия театра представления и театра переживания?
Критерии оценок.
«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.
«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.
«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.
«2» - не выполнение трех и более заданий.
От 9 до 15 баллов –«4»
От 16 до 21 баллов – «5»
Задание: «Художественная культура 19 века».
Напишите эссе на тему: «Живописцы счастья» или художественные искания художников импрессионистов.
Как написать сочинение – эссе.
Эссе ( от лат. еxagium - взвешивание; фр. еssai – попытка, очерк) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, отражающее личные впечатления и соображения по конкретному вопросу или поводу и не претендующее на исчерпывающую трактовку.
1. Определите форму эссе (письмо, слово, открытое письмо, речь, очерк, лекция, беседа, исповедь, дневник)
2. Выберите адресата ( слушатели, аудитория, близкий друг, собеседник, оппонент, воображаемый читатель, и.т.д.
3. Определите характерные примеры, возможные параллели и аналогии, всевозможные ассоциации и уподобления.
4. Продумайте систему художественных и образных средств (символы, сравнения, метафоры, аллегории)
5. Определите жанровую разновидность эссе ( философское, литературное, критическое, историческое, художественное)
Не забудьте учесть основные признаки эссе: небольшой объем. Конкретность темы и ее личное осмысление, свобода композиции, парадоксальность или афористичность, разговорная интонация и лексика.
Приложения
Что можно рассказать о произведении архитектуры.
1. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.
2. Что вам известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?
3. Какое воплощение в нем нашла формула Витрувия «Польза. Прочность. Красота»?
4. художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая моделировка, масштаб).
5. Принадлежность к виду архитектуры, объемные сооружения ( общественные, жилые, или промышленные), ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная
6. Связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения. Как оно вписано в окружающую среду?
7. Использование других видов искусства в оформлении его архитектурного облика.
8. Какое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение? Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ? Почему?
Как анализировать произведение живописи.
1. Сведения об авторе произведения. Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания живописного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции картины.
5. Основные средства создания художественного образа: колорит, рисунок, светотень, фактура, манера письма.
6. Принадлежность к жанру: историческому, бытовому, батальному, портрету, пейзажу, натюрморту, интерьеру.
7. Каковы ваши личные впечатления от произведения живописи.
Анализ произведения скульптуры.
1. Что вам известно об авторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания скульптурного произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Смысл названия. Особенности сюжета и композиции.
5. Принадлежность к видам скульптуры: монументальная, монументально-декоративная или станковая.
6. Использование материалов и техника их обработки (лепка из глины, пластилина, воска или гипса, высекание из камня, вырезание из дерева или кости, отлив, ковка, чеканка из метала).
7. Каково ваше впечатление от произведения скульптуры?
Анализ произведения музыки.
1. Что вам известно о композиторе этого произведения? Какое место оно занимает в его творчестве?
2. История создания музыкального произведения.
3. Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному стилю и направлению.
4. Основные средства создания музыкального художественного образа: ритм, мелодия, гармония, полифония, фактура, тембр.
5. Принадлежность к музыкальному жанру по функциональному признаку, месту исполнения, типу создания, способу исполнения.
6. Принадлежность к музыкальной форме, одно-, двух- и трехчастная, сонатная, вариация, рондо, цикл.
7. Связь музыкального произведения с другими видами искусства.
8. Что вы могли бы сказать о характере воздействия музыкального произведения на ваши чувства и эмоции?
Как сделать рецензию на театральный спектакль (опера, балет, кинофильм)
1. Кто является автором литературного сценария?
2. Кто является постановщиком (режиссером) спектакля или фильма?
3. Сравните режиссерский замысел с литературным произведением
4. Отметьте характерные особенности игры актеров.
5. Что можно сказать о декорациях спектакля и костюмах актеров?
6. Какой характер носит музыкальное оформление спектакля?
7. Знакомы ли вам критические оценки данного фильма или спектакля? Какого ваше личное мнение?
Как подготовиться к семинару или диспуту.
1. Обдумай содержание предложенной темы, познакомьтесь с вопросами и заданиями к ней.
2. Выберите один – два вопроса, особенно заинтересовавшие вас, и подберите соответствующую литературу (научную, справочную, альбомы по искусству, материалы Интернета). Сделайте краткий конспект необходимых вам положений.
3. Продумайте и запишите план выступления (простой или сложный, цитатный или тезисный). Подберите необходимые примеры, иллюстрирующие вашу речь. Оформите свое выступление.
4. Подготовьтесь к участию и в роли оппонента. Заранее продумайте систему вопросов, на которые вы бы хотели получить развернутые ответы.
5. Во время проведение семинара (Диспута) записывайте основные положения и интересные мысли, которые могут вам пригодиться в дальнейшем. Помните что важно не только уметь отстаивать свое мнение, но и уважать чужое.
6. Попробуйте оценить (сделать рецензию) выступления ваших товарищей и подвести итог (выступить с заключительным словом). Помните, что любое обобщение необходимо делать не только на основе личных впечатлений, но и на анализе произведений искусства.
Как написать реферат.
1. Титульный лист:
- название учреждение;
- название предмета;
- тема работы;
- автор: класс, фамилия, имя;
- год написания.
2. План работы (Знакомство с творчеством направлением):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место раскрываемой темы в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) История зарождения данного направления, его основная идея;
б) Основные характерные особенности и проявления данного направления;
в) Самые известные персоналии в дано направлении и их произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения данного направления.
2. План работы (Знакомство с творчеством деятеля культуры):
1. Вступительная часть. (Характерные особенности данного исторического периода; особенности развития вида искусств в данный исторический период; место творчества автора в данном виде искусств в данный исторический период)
2. Раскрытие темы:
а) Краткое жизнеописание автора, связанное с развитием творчества;
б) Основные характерные особенности творчества данного автора;
в) Самые известные произведения.
г) Раскрытие характерных признаков на примере одного произведения.
3. Заключительная часть.
Особое мнение автора о данном направлении или творчестве деятеля культуры, обоснованное на примере одного или нескольких произведений, или на сравнительной характеристике с другими направлениями или авторами.
Алгоритм работы в группе.
1. Прочтите вопрос.
2. Составьте план ответа на поставленный вопрос.
3. Распределите пункты плана между участниками группы, предварительно определив объем каждого из пунктов.
4. Определите время самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа с литературой.
6. Обмен полученной информацией.
7. Составление ответа на поставленный вопрос. Заполнение контрольной карточки.
8. Выставление оценки за вклад каждого из участников в работу группы.
9. Самооценка каждого участника группы.
О работе с вопросами о жанрах или направлениях того или иного культурного периода
I. Работа со справочной литературой.
1. Найди определение жанра или направления. Из определения выдели:
- временной период, к которому принадлежит данный жанр или направление;
- основные виды искусства, которым этот жанр или это направление присущ;
- основные деятели культуры, работающие в этом жанре, направлении.
2. Найди все что, характерно выявленному временному периоду.
3. Найдите справочные материалы по жизнеописанию и творчеству всех деятелей культуры.
4. Какого место данного жанра или направления в определенных видах искусства.
II. Работа с беллетристикой:
1. Познакомься с творчеством найденных деятелей искусства: посмотри их картины, почитай отрывки произведений, послушай музыку и т.д. – найди признаки изучаемого жанра или направления.
2. Прочти отзывы исторических личностей о том временном периоде, и самом жанре и направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по мировой художественной культуре
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Рабочая программа выполняе...
Рабочая программа по Мировой художественной культуре
Рабочая программа по МХК составлена на основе государственного образовательного стандарта и обязательного минимума содержания образовательной программы по МХК. Цель - формирование представлений о худо...
Рабочая программа по Мировой Художественной культуры 8 класс
Рабочая программа по МХК 8 класс....
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...
Рабочая программа по «Мировой художественной культуре» для 10 - 11 класса
Содержит развёрнутое тематическое планирование...
Рабочая программа по Мировой Художественной культуре (искусство) для 6 класса
Программа составлена для работы в 6 классе. Учебник Г.И. Даниловой "Искусство"...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 8-9 классов. Базовый уровень.
Программа по предмету мировая художественная культура для 8-9 классов. Базовый уровень Количество часов - 34....