Рабочая программа по мировой художественной культуре
рабочая программа по мхк (11 класс) на тему
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическаяфункция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки выпускников.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp__mhk_10-11.doc | 112.5 КБ |
rab_programma_mhk_10-11.doc | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование
10 класс.
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | ||||||
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира (2 часа) | ||||||||||
Миф - основа ранних представлений о мире. | Лекция конспект | |||||||||
Зарождение искусства: живопись, архитектура, скульптура. | Презентация | |||||||||
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира (11 часов) | ||||||||||
Особенности художественной культуры Месопотамии | Лекция | |||||||||
Культура Древнего Египта: архитектура некрополей, храмы. | С.17, лекция | |||||||||
Декор гробниц. Канон. | Работа с энциклопед. | |||||||||
Культура Древней Индии. | Творческая работа | |||||||||
Храмовая архитектура майя и ацтеков. | Презентация | |||||||||
Крито-микенская культура | Конспект | |||||||||
Греческий храм | С. 96 | |||||||||
Скульптура Древней Греции | Творческая работа | |||||||||
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме | Лекция | |||||||||
Особенности римского градостроительства. | Конспект С.40 | |||||||||
Обобщение материала по разделу «Художественная Культура Древнего мира» | ||||||||||
Раздел 3. Художественная культура Средних веков (12 часов) | ||||||||||
София Константинопольская. | Лекция | |||||||||
Древнерусская архитектура. | Презентация | |||||||||
Московская архитектурная школа | Творческая работа | |||||||||
Иконопись | Конспект | |||||||||
Дороманская культура средневековой Европы. | Работа с энциклопедией | |||||||||
Романская культура. | Презентация | |||||||||
Готика. | Конспект | |||||||||
Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. | Творческая работа | |||||||||
Художественная культура Китая. | Презентация | |||||||||
Художественная культура Японии. | Лекция | |||||||||
Художественная культура исламского Востока. | Повторение тем | |||||||||
Обобщение темы «Художественная культура Средних веков» | ||||||||||
Раздел 4. Художественная культура Ренессанса | ||||||||||
Проторенессанс и Раннее Возрождение. | Презентация | |||||||||
Высокое Возрождение. | Творческая работа | |||||||||
Титаны эпохи Возрождения. | Анализ одной из работ | |||||||||
Возрождение в Венеции. Тициан. | ||||||||||
Северное Возрождение | Презентация | |||||||||
Музыка Возрождения. | Интернет-ресурсы | |||||||||
Театр Шекспира. | Презентация | |||||||||
Историческое значение и художественная ценность идей Возрождения. | Творческая работа | |||||||||
Обобщение темы «Художественная культура Ренессанса» | ||||||||||
Календарно - тематическое планирование. 11 класс. | ||||||||||
№ п/п | Тема | Дата | Домашнее задание | |||||||
Раздел 1. Художественная культура Ренессанса (1час) | ||||||||||
Эпоха Возрождения | лекция | |||||||||
Раздел 2. Художественная культура Нового времени (15 часов) | ||||||||||
Стили и направления в искусстве Нового времени. Барокко. | Лекция, консп | |||||||||
Архитектурные ансамбли Рима (пл.С.Петра Л. Берини). |
| |||||||||
Петербурга и его окрестностей (Зимний Дворец, Петергоф, Ф. Б. Растрелли)- национальные варианты барокко. | Сообщ. | |||||||||
Пафос грандиозности в живописи П. П. Рубенса. | Лекция, консп | |||||||||
Творчество Рембрандта как пример психологического реализма 17 в живописи. | Сообщ. Лекция, консп | |||||||||
Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди), высший расцвет свободной полифонии (Бах). | Сообщ Лекция, консп Сообщ | |||||||||
Классицизм - гармоничный мир парков и дворцов Версаля. Ампирные ансамбли Парижа и Петербурга. | Лекция, консп | |||||||||
От классицизма к академизму. П. Пуссен. Ж.Л.Давид. К. П. Брюллов. А. А. Иванов. | Сообщ Лекция, | |||||||||
Симфонизм в произведениях мастеров Венской классической школы: В. А. Моцарт («Дон Жуан», Бетховен «Героическая симфония», «Лунная соната». | Сообщ., презентация | |||||||||
Романтический идеал в камерной музыке. «Лесной царь» Шуберта, «Летучий голландец» Вагнера. | Лекция, консп | |||||||||
Романтизм в живописи. Религиозная и литературная тема у прерафаэлитов. Революционный пафос Гойи и Делакруа. Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. | Сообщ Лекция, консп | |||||||||
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. | Сообщ | |||||||||
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Курбе, Домье) и русской (Суриков, Репин) школ. | Лекция, консп Сообщ | |||||||||
Развитие русской музыки во второй половине 19в. Чайковский. | Лекция, консп | |||||||||
Сравнительный анализ художественных стилей. Защита рефератов. | защита рефератов | |||||||||
Раздел 3. Художественная культура конца XIX -- XX вв. (17 часов) | ||||||||||
Живопись конца 19в. Импрессионизм Моне. | Лекция | |||||||||
Постимпрессионизм: символизм и экспрессия В. Ванн Гога и П. Гогена. | Сообщение конспект | |||||||||
Синтез искусств в модерне: Собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. Шехтеля. | Лекция, конспект | |||||||||
Символ и миф в живописи. «Демон» Врубеля и музыке – «Прометей» Скрябина. | презентация | |||||||||
Модернизм в живописи 20в. П. Пикассо Геометрические формы в кубизме. | Сообщение | |||||||||
Абстрактное искусство. В.Кандинский. | Тв. работа | |||||||||
Сюрреализм С. Дали | Лекция, Сообщ. | |||||||||
Архитектура в 20в. Башня 3 Интернационала В. Татлина. Вилла «Савой» в Пуаси Ш. Э.Ле Корбюзье. | презентация | |||||||||
Ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. | Сообщ. | |||||||||
Театральная культура 20в. Режиссерский театр Станиславского и Немировича-Данченко. | Лекция, консп | |||||||||
Эпический театр Брехта. | презентация | |||||||||
Музыка 20 в. Прокофьев, Шостакович, Шнитке. | Лекция, консп | |||||||||
Синтез искусств 20 в: кинематограф («Броненосец Потемкин» Эйнштейна, «Амаркорд» Феллини). | Сообщ Лекция | |||||||||
Виды и жанры телевидения, дизайн. | Сообщ | |||||||||
Компьютерная графика и анимация, мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер. Рок- музыка (Битлз, Пинк Флойд «Стена») | Лекция, консп | |||||||||
Современное искусство. Его роль, специфика. Направления. Зачет по главе «Художественная культура конца XIX -- XX вв.» | Творческая работа | |||||||||
Раздел 4. Культурные традиции родного края (2 часа) | ||||||||||
Культурные традиции Ракитянского края. | Творческая работа | |||||||||
Защита рефератов по теме «Культурные традиции родного края». | Рефераты |
Предварительный просмотр:
Согласовано» Руководитель МО ________ Путиловская В.В. Протокол № _1_ от «_24_»_августа_2011 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР ___________ «____»____________2011 г. | «Утверждаю» Директор МОУ __________ Ткачев В.Н. Приказ № ___ от «___»____2011 г. |
Рабочая программа
по мировой художественной культуре
для 10- 11 классов
на 2011-2012 учебный год
Составитель: Смыслова Татьяна Павловна
2011 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно - методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно - планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки выпускников.
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Рабочая программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс Х класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс ХI класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ - ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение регионального варианта культуры, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.). Этот раздел реализуется за счёт национально - регионального компонента или компонента образовательного учреждения.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Программа рассчитана на 70 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объёме 10 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В связи с тем, что учебный год рассчитан на 34 учебные недели, то и рабочая программа составлена на 35 ч в 10 и 34 ч в 11 классах. Резерв - 8ч. Отводится на изучение краеведческого компонента.
УМК.
Л. А. Рапацкая. Мировая художественная культура. 10 класс. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
Л. А. Рапацкая. Мировая художественная культура. 11 класс. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (69 часов)
Художественная культура первобытного мира (2 часа).
Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира (8 часов).
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков (10 часов).
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».
Художественная культура Ренессанса (10 часов).
Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.
Художественная культура Нового времени (15 часов).
Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко. Пафос грандиозности в живописи П.-П. Рубенса. Творчество Рембрандта Х. ван Рейна как пример психологического реализма XVII в. в живописи. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
Классицизм - гармоничный мир дворцов и парков Версаля. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Парижа и Петербурга. От классицизма к академизму в живописи на примере произведений Н. Пуссена, Ж.-Л. Давида, К.П. Брюллова, А.А. Иванова. Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы: В.-А. Моцарт («Дон Жуан»), Л. ван Бетховен (Героическая симфония, Лунная соната).
Романтический идеал и его отображение в камерной музыке («Лесной царь» Ф. Шуберта), и опере («Летучий голландец» Р. Вагнера). Романтизм в живописи: религиозная и литературная тема у прерафаэлитов, революционный пафос Ф. Гойи и Э. Делакруа, образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. Зарождение русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Г. Курбе, О. Домье) и русской (художники - передвижники, И. Е. Репин, В. И. Суриков) школ. Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский).
Опыт творческой деятельности. Подготовка рефератов и эссе по персоналиям. Сравнительный анализ художественных стилей, национальных вариантов внутри единого стилевого направления. Участие в дискуссии о роли художественного языка в искусстве, соотношении искусства и реальной жизни («реализм без границ»).
Художественная культура конца XIX -- XX вв. (15 часов)
Основные направления в живописи конца XIX века: абсолютизация впечатления в импрессионизме (К. Моне); постимпрессионизм: символическое мышление и экспрессия произведений В. ван Гога и П. Гогена, «синтетическая форма» П. Сезанна. Синтез искусств в модерне: собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. О. Шехтеля. Символ и миф в живописи (цикл «Демон» М. А. Врубеля) и музыке («Прометей» А. Н. Скрябина). Художественные течения модернизма в живописи XX века: деформация и поиск устойчивых геометрических форм в кубизме (П. Пикассо), отказ от изобразительности в абстрактном искусстве (В. Кандинский), иррационализм подсознательного в сюрреализме (С. Дали). Архитектура XX в.: башня III Интернационала В.Е. Татлина, вилла «Савой» в Пуасси Ш.-Э. Ле Корбюзье, музей Гуггенхейма Ф.-Л. Райта, ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. Театральная культура XX века: режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX века: от традиционализма до авангардизма и постмодернизма (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.Г. Шнитке). Синтез искусств -- особенная черта культуры XX века: кинематограф («Броненосец Потёмкин» С.М. Эйзенштейна, «Амаркорд» Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл («Иисус Христос - Суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер). Рок-музыка (Битлз - «Жёлтая подводная лодка, Пинк Флойд - «Стена»); электро -акустическая музыка (лазерное шоу Ж.-М. Жарра). Массовое искусство.
Опыт творческой деятельности. Посещение и обсуждение выставок, спектаклей и др. с целью определения личной позиции в отношении современного искусства. Подготовка сообщений, рецензий, эссе. Участие в дискуссии о современном искусстве, его роли, специфике, и направлениях.
Культурные традиции родного края (8 часов)
Распределение часов:
Тема, раздел | Рекомендованное количество часов по программе | Количество часов по рабочей программе | ||
10 кл. | 11 кл. | Всего | ||
Художественная культура первобытного мира Художественная культура Древнего мира Художественная культура Средних веков Художественная культура Ренессанса Художественная культура Нового времени Художественная культура конца XIX - XX вв. Культурные традиции родного края (из резерва) Резерв | 2 часа Не менее 8 часов Не менее 10 часов Не менее 10 часов 15 часов Не менее 15 часов Не менее 2часов 7 часов |
2ч 11ч 12 9 1ч |
1 15ч 17ч 1ч | 2ч 11ч 12ч 10ч 15ч 17ч 2 ч |
Всего | 69 часов | 35 | 34 | 69 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
Календарно - тематическое планирование
10 класс.
№ п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Домашнее задание | ||||||
Раздел 1. Художественная культура первобытного мира (2 часа) | ||||||||||
Миф - основа ранних представлений о мире. | Лекция конспект | |||||||||
Зарождение искусства: живопись, архитектура, скульптура. | Презентация | |||||||||
Раздел 2. Художественная культура Древнего мира (11 часов) | ||||||||||
Особенности художественной культуры Месопотамии | Лекция | |||||||||
Культура Древнего Египта: архитектура некрополей, храмы. | С.17, лекция | |||||||||
Декор гробниц. Канон. | Работа с энциклопед. | |||||||||
Культура Древней Индии. | Творческая работа | |||||||||
Храмовая архитектура майя и ацтеков. | Презентация | |||||||||
Крито-микенская культура | Конспект | |||||||||
Греческий храм | С. 96 | |||||||||
Скульптура Древней Греции | Творческая работа | |||||||||
Синтез восточных и античных традиций в эллинизме | Лекция | |||||||||
Особенности римского градостроительства. | Конспект С.40 | |||||||||
Обобщение материала по разделу «Художественная Культура Древнего мира» | ||||||||||
Раздел 3. Художественная культура Средних веков (12 часов) | ||||||||||
София Константинопольская. | Лекция | |||||||||
Древнерусская архитектура. | Презентация | |||||||||
Московская архитектурная школа | Творческая работа | |||||||||
Иконопись | Конспект | |||||||||
Дороманская культура средневековой Европы. | Работа с энциклопедией | |||||||||
Романская культура. | Презентация | |||||||||
Готика. | Конспект | |||||||||
Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. | Творческая работа | |||||||||
Художественная культура Китая. | Презентация | |||||||||
Художественная культура Японии. | Лекция | |||||||||
Художественная культура исламского Востока. | Повторение тем | |||||||||
Обобщение темы «Художественная культура Средних веков» | ||||||||||
Раздел 4. Художественная культура Ренессанса | ||||||||||
Проторенессанс и Раннее Возрождение. | Презентация | |||||||||
Высокое Возрождение. | Творческая работа | |||||||||
Титаны эпохи Возрождения. | Анализ одной из работ | |||||||||
Возрождение в Венеции. Тициан. | ||||||||||
Северное Возрождение | Презентация | |||||||||
Музыка Возрождения. | Интернет-ресурсы | |||||||||
Театр Шекспира. | Презентация | |||||||||
Историческое значение и художественная ценность идей Возрождения. | Творческая работа | |||||||||
Обобщение темы «Художественная культура Ренессанса» | ||||||||||
Календарно - тематическое планирование. 11 класс. | ||||||||||
№ п/п | Тема | Дата | Домашнее задание | |||||||
Раздел 1. Художественная культура Ренессанса (1час) | ||||||||||
Эпоха Возрождения | лекция | |||||||||
Раздел 2. Художественная культура Нового времени (15 часов) | ||||||||||
Стили и направления в искусстве Нового времени. Барокко. | Лекция, консп | |||||||||
Архитектурные ансамбли Рима (пл.С.Петра Л. Берини). |
| |||||||||
Петербурга и его окрестностей (Зимний Дворец, Петергоф, Ф. Б. Растрелли)- национальные варианты барокко. | Сообщ. | |||||||||
Пафос грандиозности в живописи П. П. Рубенса. | Лекция, консп | |||||||||
Творчество Рембрандта как пример психологического реализма 17 в живописи. | Сообщ. Лекция, консп | |||||||||
Расцвет гомофонно- гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди), высший расцвет свободной полифонии (Бах). | Сообщ Лекция, консп Сообщ | |||||||||
Классицизм - гармоничный мир парков и дворцов Версаля. Ампирные ансамбли Парижа и Петербурга. | Лекция, консп | |||||||||
От классицизма к академизму. П. Пуссен. Ж.Л.Давид. К. П. Брюллов. А. А. Иванов. | Сообщ Лекция, | |||||||||
Симфонизм в произведениях мастеров Венской классической школы: В. А. Моцарт («Дон Жуан», Бетховен «Героическая симфония», «Лунная соната». | Сообщ., презентация | |||||||||
Романтический идеал в камерной музыке. «Лесной царь» Шуберта, «Летучий голландец» Вагнера. | Лекция, консп | |||||||||
Романтизм в живописи. Религиозная и литературная тема у прерафаэлитов. Революционный пафос Гойи и Делакруа. Образ романтического героя в творчестве О. Кипренского. | Сообщ Лекция, консп | |||||||||
Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка. | Сообщ | |||||||||
Социальная тематика в живописи реализма: специфика французской (Курбе, Домье) и русской (Суриков, Репин) школ. | Лекция, консп Сообщ | |||||||||
Развитие русской музыки во второй половине 19в. Чайковский. | Лекция, консп | |||||||||
Сравнительный анализ художественных стилей. Защита рефератов. | защита рефератов | |||||||||
Раздел 3. Художественная культура конца XIX -- XX вв. (17 часов) | ||||||||||
Живопись конца 19в. Импрессионизм Моне. | Лекция | |||||||||
Постимпрессионизм: символизм и экспрессия В. Ванн Гога и П. Гогена. | Сообщение конспект | |||||||||
Синтез искусств в модерне: Собор Святого Семейства А. Гауди и особняки В. Орта и Ф. Шехтеля. | Лекция, конспект | |||||||||
Символ и миф в живописи. «Демон» Врубеля и музыке – «Прометей» Скрябина. | презентация | |||||||||
Модернизм в живописи 20в. П. Пикассо Геометрические формы в кубизме. | Сообщение | |||||||||
Абстрактное искусство. В.Кандинский. | Тв. работа | |||||||||
Сюрреализм С. Дали | Лекция, Сообщ. | |||||||||
Архитектура в 20в. Башня 3 Интернационала В. Татлина. Вилла «Савой» в Пуаси Ш. Э.Ле Корбюзье. | презентация | |||||||||
Ансамбль города Бразилиа О. Нимейера. | Сообщ. | |||||||||
Театральная культура 20в. Режиссерский театр Станиславского и Немировича-Данченко. | Лекция, консп | |||||||||
Эпический театр Брехта. | презентация | |||||||||
Музыка 20 в. Прокофьев, Шостакович, Шнитке. | Лекция, консп | |||||||||
Синтез искусств 20 в: кинематограф («Броненосец Потемкин» Эйнштейна, «Амаркорд» Феллини). | Сообщ Лекция | |||||||||
Виды и жанры телевидения, дизайн. | Сообщ | |||||||||
Компьютерная графика и анимация, мюзикл «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Ллойд Уэббер. Рок- музыка (Битлз, Пинк Флойд «Стена») | Лекция, консп | |||||||||
Современное искусство. Его роль, специфика. Направления. Зачет по главе «Художественная культура конца XIX -- XX вв.» | Творческая работа | |||||||||
Раздел 4. Культурные традиции родного края (2 часа) | ||||||||||
Культурные традиции Ракитянского края. | Творческая работа | |||||||||
Защита рефератов по теме «Культурные традиции родного края». | Рефераты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.
Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...
Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч
Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».
Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....