Презентация "Колокольные звоны- составная часть духовной Российской культуры"
презентация к уроку по мхк (10 класс) по теме
Презентация используется при изучении элективного курса "Духовные ценности русской художественной культуры:от Древней Руси до современности",
10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolokolnye_zvony_-_sostavnaya_chast_dukhovnoy_rossiyskoy_kultury.pptx | 252.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории колоколов и колокольного звона Первоначально, до появления на Руси колоколов, более общий способ созыва верующих к Богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била, кандии и клепала . Била и кандии (их иногда еще называют плоскими колоколами – в отличие от тюльпанообразных) – это сперва деревянные доски, а затем и металлические пластины. Клепала – железные или медные полосы, согнутые в полукруг (по тем и другим ударяли специальными деревянными молотками). И только в конце X в. появились колокола.
Колокола – это одно из таинств бытия, национальная святыня.
Колокольным звоном традиционно начинается и заканчивается Богослужение в церквах, соборах и храмах
Русский церковный звон всегда привлекал внимание своей стройностью, мощью, благообразием.
Этот малиновый звон… Православный звон всегда основывался на строгости и простоте, но никто не запрещает в рамках существующих канонов проявлять творчество . З вонарь сам себе и композитор, и исполнитель, и импровизатор. С помощью разной силы ударов, темпа и ритма он может передать покой и скорбь, ликование и тревогу. Но первое, о чем должен помнить звонарь, стоя на колокольне, – что он является связующим звеном между храмом и Небом и что церковный звон является равноценным храмовым священнодействием (ведь им начинается и заканчивается Богослужение).
Звонарь обладает чувством ритма
ОСОБЫЕ ВИДЫ ЗВОНА Традиционно сложились особые виды звона: благовест , перебор проводной (погребальный ), звоны будничные , свадебные (разгонные), встречные и, наконец, праздничные , среди которых различают великие, средние, красные и особую форму – трезвон .
ТРЕЗВОН Трезвон – наиболее сложный по исполнению, но самый яркий в музыкальном отношении. Он состоит из 3-х частей, соединенных в единое целое (да и само название его происходит от слияния словосочетания “три звона”). Красный звон во все колокола (”во вся тяжкая”) поражает своей мощью и красотой на Великие праздники .
БЛАГОЗВУЧИЕ Колокола на звонницы всегда подбирались таким образом, чтобы все вместе они образовывали стройный “звон-хор”. Если какой-либо колокол диссонировал с остальными, выпадая из общего строя, он получал меткое прозвище “баран”, “беспутный” и, как правило, исключался из звона. Для звонниц обычно подбирают 3 группы колоколов: большие – благовестники , средние – подзвоны и малые – зазвонные колокольчики . Что касается звучания и тональности колоколов, то это зависит от их веса, формы и качества литья: 100 одинаковых колоколов, отлитых на одном и том же производстве, будут звучать по-разному (влияет и температура заливки, и то, как металл остывал).
Православный колокольный звон Благовест – это размеренные удары в один большой колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале Богослужения в храме. /Благовест бывает праздничный, будничный и постный./ Перезвон – это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького (или наоборот) с различным количеством ударов в каждый колокол. /Существуют 2 основных перезвона: погребальный и водосвятный ./ Собственно звон – это характерный ритмический звон с использованием всех основных групп колокольного звукоряда. /К звонам данной группы относятся: праздничный звон (трезвон, двузвон ), будничный звон, а также звоны, составленные самим звонарем (последние являются результатом творческой работы и самовыражения звонаря ).
Изготовление колоколов «Изготовление колоколов – это многодельное производство. И самое главное – настроить колокол. Металл должен литься уже в “настроенную” форму. Сама форма для отливки колокола заранее определяет звучание будущего инструмента. Надо сказать, что процесс формирования звучания колокола, его благозвучия еще не остановлен, он постоянно совершенствуется и разрабатывается. И главное в качестве звука – это форма колокола. Конечно, существенную роль играет и сам металл.
Начинать приходится с формы колокола…
Литьё колокола… Потом эта форма определенным образом обрабатывается, сушится и обжигается, а затем собирается под литье. Сама форма сделана из специальных термостойких смесей, способных выдержать высокую температуру расплавленного металла.
Плавка меди… Следующий этап – в печи плавится медь. Чистая, без всяких примесей. Потом, когда расплав подготовлен, в него добавляется колокольная бронза. Кстати, такой бронзовый расплав не используется больше нигде. В эту бронзу на четверть добавляется олово. Дальше расплав продувается аргоном. Из него выходят все примеси и шлаковые включения, которые образовались в процессе плавки. Они поднимаются наверх и собираются вместе с пленкой.
Хрупкий колокольный металл… Теперь металл готов и разливается в форму. Потом в течение суток колокол остывает. Чем медленнее он остывает, томится, тем выше качество его звона. В это время происходит кристаллизация, от которой зависит его долговечность. Может, вы удивитесь, но колокольный металл очень хрупкий. И звучание колокола находится на границе хрупкости и прочности. Подвижка в любую сторону, малейшая неточность при формировании состава сплава недопустима. Колокол или лопнет или будет тускло звучать. Особенно это важно во время зимних звонов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня зна...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 В (из 1-5).
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся) Ч. 3 А (из 1-5)
Современные социально-экономические условия значительно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершенствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высокого уровня знаний и ...
Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры ( из опыта работы)
Главным в обучении правописанию является правило и его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако оно возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфоргамму. ...
Эстетическое воспитание на уроках математики – составная часть духовного становления личности
Эстетическое воспитание на уроках математики – составная часть духовного становления личностиЕ.Н.ИгнатовичУчитель математикиМБОУ СОШ №1 Майкопского района Математика владеет не только...
«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ на уроках английского языка»
Одна из наиболее актуальных проблем современного общества-это проблема экологии и защиты окружающей среды. Наш долг,как педагогов, воспитывать в детях бережное и гуманное отношение к наше...