Календарно-тематическое планирование по МХК 10 класс
календарно-тематическое планирование по мхк (10 класс) по теме

Сулаева Галина Васильевна

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

 

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tp-mkhk-10.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                                                                                 «Утверждаю»

на заседании                                                                                   Директор школы:___________

 методического совета школы.                                                      И.В. Шипичкина

Протокол №____ от_______2012г.                                              Протокол №_____ от ____2012г.                                                                                        

   

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 Предмет: мировая художественная культура

Класс: 10.

Учитель:  Сулаева Галина Васильевна

Количество часов в год: 34;  

Количество часов в неделю: 1;  

По плану контрольных работ: 3;

Тестов:1;

зачётов: 2.

Планирование составлено на основе программы:

«Программы для общеобразовательных учреждений.  Мировая художественная культура 5-11 классы»

 Г.И. Данилова.

 М.: Дрофа, 2011г.

Учебник :Мировая художественная культура.

От истоков до 17 века. 10 класс.

Г.И. Данилов.    

М.: Дрофа, 2012г.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема курса

Кол-во часов по программе                    

Кол-во часов по планированию

1. Древние цивилизации.

2. Культура античности.

3. Средние века.

4. Культура Востока..

5. Возрождение

6ч.

4ч.

10ч.

6ч.

9ч.

6ч.

4ч.

10ч.

6ч.

9ч.

Контроль знаний в 10 классе по  мировой художественной культуре.

               Четверть

Формы контроля

I полугодие

II полугодие

За год

Контрольная  работа

1

2

3

Зачёт

1

1

2

Тест

1

1

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 1.Тематическое и поурочное планирование к учебникам

       «Мировая     художественная культура: От истоков до 17 века. 10 класс» и               «Мировая художественная культура:   От 17 века до современности.11 класс»

/ Г.И. Данилова.- М.: Дрофа, 2012.-124с.

2.« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

                                                                                                (эл. пособие.)

  3. Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

       « Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»,

              « Шедевры                 русской живописи», « Учимся понимать музыку»,

             « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК

                              История развития архитектуры и скульптуры  

4. Список  цифровых образовательных ресурсов:

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

 Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Кол-во часов по программе

Фактическое кол-во часов

Причины

Сроки исполнения

I полугодие

16

 

 

IIполугодие

18

 

  

 

 

  

 

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

1 полугодие 16 часов.

I ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (6ч.)

1

Первые художники Земли

1

2

Архитектура страны фараонов.

1

3

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств.

1

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта

1

5

Художественная культура Древней и Передней Азии.

Искусство доколумбовской Америки

1

1

6

Контрольная работа  по теме «Древние цивилизации»

1

II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (4ч.)

7

Золотой век Афин

Выдающиеся скульпторы Древней Эллады

1

8

Архитектура императорского Рима.

Изобразительное искусство Римской империи

1

9

Театральное и музыкальное искусство античности.

1

10

Зачёт по теме «Театральное и музыкальное искусство античности»

1

                      III СРЕДНИЕ ВЕКА            (10ч.)

11

Мир византийской культуры

1

12

Архитектурный облик Древней Руси

Художественная культура Киевской Руси.

1

13

Искусство Великого Новгорода.

1

14

Искусство Московского княжества.

1

15

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси

1

16

Тест по теме: « Изобразительное искусство и музыка Древней Руси»

1

2 полугодие. 18 часов.

17

Архитектура западноевропейского средневековья.

Готический собор как образ мира.

1

18

Региональные школы Западной Европы.  Собор Нотр-Дам в Париже.

1

19

Изобразительное искусство средних веков

1

20

Театральное искусство и музыка средних веков

Контрольная работа по теме «Культура Средних веков»

1

                       IV КУЛЬТУРА ВОСТОКА (6ч.)

21

Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии.

1

22

Шедевры индийского зодчества.

1

23

Художественная культура Китая. Значение и уникальный характер китайской художественной культуры.

1

24

Искусство Страны восходящего солнца (Япония).

1

25

Художественная культура ислама.

1

26

Контрольная работа по теме «Культура Востока»

1

                       V ВОЗРОЖДЕНИЕ   (9ч.)

27

Флоренция —«колыбель» итальянского Возрождения

1

28

Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения

1

29

«Золотой век» Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи.

1

30

«Золотой век» Возрождения. Бунтующий гений Микеланджело.

1

31

«Золотой век» Возрождения. Рафаэль-«первый среди равных».

1

32

Возрождение в Венеции.

1

33

Северное Возрождение.

 Музыка и театр эпохи  Возрождения.

1

34

Зачёт по теме «Эпоха Возрождения»

1

Учебно-методический комплекс для обучающихся

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

Список  цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

 Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Формы контроля:

  1. зачет по теме « Культура Древних цивилизаций»

Вариант I

1. Культура это…

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Шумер.

Вариант II

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетского пантеона богов.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Ассирии.

Вариант III

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Первые культовые строения первобытного периода.

3. Особенности Египетской философии.

4. Культура Древней Передней Азии. Искусство Вавилона.

Вариант IV

1. Культура это…

2. Виды искусства в первобытный период. Их назначения.

3. Древний Египет, декоративно-прикладное искусство.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Майя.

Вариант V

1. Способы распространения Культуры.

2. Истоки зарождения религии в первобытный период.

3. Особенности Египетской архитектуры.

4. Доколумбовская Америка. Искусство Ацтеков.

Вариант VI

1. Культура. Основные изучаемые разделы.

2. Истоки зарождения искусства в первобытный период.

3. Особенности  устройства Древнеегипетского общества.

4. . Доколумбовская Америка. Искусство Ольмеков, Теотиуакан.

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные  ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение  трех и  более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

  1. Работа в группах, творческое задание: экскурсия по виртуальному музею античной культуры по теме «Культура античного мира».

Задания:

Работа в группах по подготовке экспозиции одного из залов музея:

1-й зал: Достижения науки и техники

2-й зал: Театр и музыка

3-й зал: Великие личности

4-й зал: Пантеон богов

5-й зал Архитектура, скульптура.

Распределение ролей в группе:

1. Искусствоведы: находят и отбирают материал по заданным темам.

2. Художник оформитель: готовит экспозицию своего зала.

3. Экскурсовод: проводит яркую экскурсию по своему залу.

Критерии оценок.

«5» - Яркая запоминающаяся экскурсия, точно подобранный материал, интересная запоминающаяся экспозиция.

«4» - Материал расплывчатый не полный, не интересная экскурсия, или бедная экспозиция.

«3» - Материал расплывчатый не полный и не точный; не интересная, непродуманная экскурсия; бедная не продуманная, или не точная экспозиция,.

«2» - формальное отношение к выполнению задания.

  1. Проверка знаний умений и навыков теме: «Культура Средневековья»

Написать эссе на одну из предложенных тем:

1. Значение христианства в развитии культуры.

2. Театральное искусство Средневековья, новое слово в театре или шаг назад.

3. С чем связан небывалый взлет в развитии архитектуры.

4. Культура Средневековья – тупиковая ветвь, или трамплин для развития мировой культуры.

Критерии оценок.

«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.

  1. Проверка знаний умений и навыков теме: «Возрождение»

тестирование

Вариант №1

А.1. Примерные хронологические рамки эпохи:

а) XIV—XVI века.

б) IX – XII века

в) XVI – XVII века

А.2. Архитектор раннего возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3. В живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса.

а) Леонардо да Винчи

б) Хуго ван дер Гус

в) А́льбрехт Дю́рер

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Леонардо да Винчи

С.1. Какова основная идея эпохи Возрождения

Вариант №2

А. 1. Примерные хронологические рамки Северного Возрождения:

а) XIV—XVI века.

б) 1500 по 1580 год

в) XVI – XVII века

А.2. Скульптор Раннего Возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.3 В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Итальянский живописец, график и архитектор, представитель флорентийской школы. Все его картины кажутся легкими и воздушными

а) Леонардо да Винчи

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Рогир ван дер Вейден

С.1. Особенности Северного Возрождения

Вариант №3

А.1. Примерные хронологические рамки Раннего Возрождения:

а) 1420 по 1500  

б) 1500 по 1580 год

в) XVI – XVII века

А.2. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3 Время самого пышного развития стиля. Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла.

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение

А.4. Фламандский живописец. Оказал глубокое влияние на флорентийских живописцев: Гирландайо, Леонардо да Винчи. 

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Рафаэ́ль Са́нти

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Ян ван Эйк

С.1. Особенности Высокого Возрождения

Вариант №4

А.1. Примерные хронологические рамки Высокого Возрождения:

а) 1420 по 1500  

б) 1500 по 1580 год

в) XVI – XVII века

А.2. один из первых художников, освоивших технику живописи масляными красками.

а) Ян ван Эйк

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

А.3 Отличительная черта эпохи — светский характер культуры и её антропоцентризм:

а) Раннее Возрождение

б) Высокое Возрождение

в) Северное Возрождение.

г) Эпоха Возрождения

А.4. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Питер Брейгель-старший

В.1. Определите автора и эпоху написания представленных картин.

В.2. Особенности творчества, вклад в мировую культуру: Иероним Босх 

С.1. Особенности Раннего Возрождения.

Творческая мастерская. Темы проектов, творческих работ:

«Причины возникновения изобразительного искусства первобытного человека», «Художественные комплексы первобытной культуры», «Образы и символы первобытного искусства», «Шедевры художественной культуры Древней Передней Азии», «Роль эгейской культуры в формировании античной цивилизации», «Мастера древнегреческой вазописи», «На форуме древнего Рима», «Рождение античного театра.  Греческая комедия и трагедия», «Роль христианства в становлении и развитии художественного языка византийского искусства», «Архитектурный облик западноевропейского Средневековья», «Шедевры французской готики», «Особенности романского стиля в изобразительном искусстве», «Театральное искусство средних веков», «Творчество Андрей Рублева в контексте нашего времени», «Истоки русского театра», «Музыкальная культура древней Руси», «Шедевры китайской архитектуры», «Шедевры средневековой архитектуры стран арабского Востока», «Эпоха Возрождения и новый взгляд на мир человека», «Художественные принципы искусства Высокого Возрождения», «Шедевры искусства Северного Возрождения», «Музыкальная культура эпохи Возрождения».

Содержание программы элективного курса «Мировая художественная культура» 11 класс

Программа элективного курса «Мировая художественная культура» рассчитана на учащихся 11 классов в объеме 33 часов и направлена формирование основых эстетических потребностей, развитие толерантного отношение к миру, способности воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость.

 В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура XVII-XVIII века», «Художественная культура  XIX - XX века».

Учебно – тематический план

Тема урока

Кол-во часов

Требования стандарта .

Базовый уровень

Знания и умения

Содержание

федерального компонента государственного образовательного стандарта

I. Художественная культура XVII- XVIII в.в

Стилевое многообразие искусства

XVII- XVIII в.в

2 ч

Знать художественные стили и направления в искусстве

Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха»  Знать сочетание стилей барокко, рококо и классицизма

Архитектура барокко

Знать характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского, русского барокко,

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Знать происхождение термина «барокко», главные темы искусства барокко

Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Изобразительное искусство барокко

Знать особенности живописи барокко, основную тематику

Уметь узнавать изученные произведения.

Знать особенности живописи и скульптуры барокко, основную тематику; основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини.

Уметь узнавать изученные произведения

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Знать характерные черты архитектуры классицизма

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Знать происхождение термина «классицизм».

Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Шедевры классицизма в архитектуре России.

Знать шедевры классицизма в архитектуре России

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. «Архитектурный театр» Москвы: В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

Знать особенности архитектуры классицизма в России,  основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

Уметь узнавать изученные произведения и  соотносить их с определенным стилем

Изобразительное искусство классицизма и рококо

Знать шедевры изобразительного искусства классицизма и рококо

Уметь узнавать изученные произведения.

Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо

Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Реалистическая живопись Голландии

Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров

Уметь узнавать изученные произведения

Творчество Вермера, Рембрандта, бытовой жанр голландской живописи, портретная живопись, пейзажи и натюрморты великих голландцев

Русский портрет

XVIII в.

Знать шедевры русских портретистов

Уметь узнавать изученные произведения

Знать шедевры и основные этапы биографии русских портретистов

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой

Музыкальная культура барокко

Знать шедевры музыкальной культуры барокко

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Композиторы Венской классической школы

Знать разнообразие наследия Венской классической школы

Уметь узнавать изученные произведения

Глюк – реформатор оперного стиля, симфонии Гайдна, музыкальный мир Моцарта, музыка Бетховена

Театральное искусство XVII – XVIII вв.

Знать шедевры театрального искусства  XVII – XVIII вв.

Уметь узнавать изученные произведения

Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.

Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.

Контрольная работа  по теме «Художественная культура 17-18 веков».

II. Художественная культура XIX века

Романтизм.

Знать особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Знать национальное своеобразие

романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Изобразительное искусство романтизма

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма

Уметь узнавать изученные произведения

Знать шедевры изобразительного искусства романтизма, основную тематику, основные этапы  творчества художников.

Уметь узнавать изученные произведения

Реализм – художественный стиль эпохи

Знать особенности художественного стиля

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма.

Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем

Изобразительное искусство реализма

Знать шедевры изобразительного искусства реализма

Уметь узнавать изученные произведения

Интерес к жизни человека простого сословия, творчество Курбе, Венецианова и других мастеров реализма

«Живописцы счастья»

(художники импрессиониза)

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К. Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э. Дега, О. Ренуара.

Картины Э. Мане – решительный вызов признанному искусству. Соратники и единомышленники Э. Мане. Поиски новых путей в живописи. Отличие от романтиков и реалистов, повышенный интерес к современности

Многообразие стилей зарубежной музыки

Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отобраанне в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля.

Музыка как выражение эмоциональной сущности бытия. Идея синтеза искусств и особая, универсальная роль музыки. Расширение границ словесной и музыкальной изобразительности в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, Ф. Шопена и Г. Берлиоза. Создание программной музыки романтизма. Связь музыки с произведениями изобразительного искусства.

Русская музыкальная культура

Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы. М. И. Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы    «Могучей    кучки»: М.   А.   Балакирев,   А.   П.   Бородин, М.  П.  Мусоргский,  Н. А.  Римский-Корсаков. Многообразие творческого наследия П. И. Чайковского.

Русская музыка XIX в. – яркая и блистательная эпоха в развитии музыкальной культуры.  Героико-патриотический дух русского народа в оперном творчестве М. И. Глинки. Опера «Жизнь за царя», ее историческая основа, глубина проникновения в суть русского характера, особая роль хора в организации сценического действия Опера-сказка «Руслан и Людмила» как обобщенное отражение национальных представлений о сущности жизни, добре и зле.

Пути развития западноевропейского театра

«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре

«Порывы духа и страсти души» в театре романтизма. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. «Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. Реализм и символизм в национальном драматическом театре

Русский драматический театр

Русский   театр   романтизма   и   его знаменитые актеры (П. С. Мочалов и В. А. Каратыгин). Русский реалистический театр и его драматурги. М. С. Щепкин — выдающийся актер и реформатор русской  театральной  сцены.   «Русский национальный театр» А. Н. Островского. Особенности театра А. П. Чехова. Рождение МХТ

Театр романтизма. Разрушение
канонов классицизма. Переводные
мелодрамы        основа репертуара русского романтического театра.

Водевиль как наиболее популярный жанр русского театра, его характерные особенности.

III. Художественная культура XX века.

Искусство символизма

Художественные    принципы    символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М. А. Врубеля и В. Э. Борисова- Мусатова

Триумф модернизма

Модерн — «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в различных видах искусства.

Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Э. Гимар как представитель флорального модернизма. «Стиль метро» в архитектуре парижского метрополитена. Интерес художников к экзотике Востока и традициям японского искусства. Синтез искусств как основная идея эстетики модернизма. Ее практическое воплощение в творчестве Анри анн де Велде. Функциональность, ориентированность на использование и применение в быту — характерная примета стиля модерн

Архитектура: от модерна до конструктивизма

Идеи и принципы архитектуры начала XX в. Мастера   и    шедевры   зарубежной архитектуры:   А.   Гауди,   В.   Орта, Ш.   Э.  Ле  Корбюзье,   Ф.  Л.   Райт, О. Нимейер. Архитектурные достижения России. Творчество Ф. О. Шехтеля. Модерн как основа для формирования и развития архитектуры конструктивизма

Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в произведениях зодчества. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и новых технологий.

Модерн в архитектуре как новая качественная ступень в ее развитии.

Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий (вит ражи, панно, скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани). Органическое единство архитектуры с окружающей средой

Стили и направления зарубежного изобразительного искусства

Разнообразие   художественных  направлений и стилей изобразительного искусства. ФовизмА. Матисса. Кубизм   П.   Пикассо.   Сюрреализм С.Дали

Разнообразие    художественных    направлений изобразительного искусства. Программность искусства XX в (манифесты и декларации художников) Мастера зарубежной живописи. Фовизм А. Матисса. «Чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры, задачи творчества (эссе «Заметки художника»). Противопоставление живительных сил природы  машинной  цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека. «Солнечные полотна»   в   жанре   портрета,   интерьера,   натюрморта   и   пейзажа.

Мастера русского авангарда

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма

Абстракционизм В. Кандинского. Супрематизм К. Малевича. «Аналитическое искусство» П. Филонова. В. Татлин — основоположник живописного конструктивизма

Зарубежная музыка XX в.

Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые  принципы   организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство   джаза   и   его   истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэб-бера.

Музыкальный мир XX в. Стили и направления. Развитие классико-романтической направленности в музыке (на примере творчества Г. Малера). Музыка модернизма. Новые принципы организации музыки: атональность и додекафония. А. Шёнберг как основоположник экспрессионизма в музыке. Композиторы новой Венской школы. Становление национальных школ музыки.

Русская музыка XX столетия

Традиции символизма и романтизм в творчестве А. Н. Скрябина. Многообразие  творческого  наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке

Традиции романтизма и символизм в творчестве А. Н. Скрябина. Темы-символы в «Поэме экстаза», фортепианных прелюдиях и сонатах. Глубин проникновения в мир человеческих чувств и эмоций. Симфоническая поэма «Прометей» («Поэма огня» — обобщение ранее изученного). Музыкальное творчество С. В. Рахманинова – органичное соединение русских и европейских традиций Красота мелодий, их неповторимы! Образный строй. Создание стиля фортепианной музыки

Зарубежный театр XX в.

Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Экспрессионизм и сюрреализм на театральной сцене. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет

Творческие новации, сюрреализм в театральном искусстве Франции. Театр абсурда и эпический театр Брехта. Зарубежный театр современности, выдающиеся режиссёры современности.

Русский театр XX в.

К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В.   Э.   Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра

История развития русского театра 20 века, система Станиславского, творчество Фокина, Мейерхольда, Таирова. Современные театры и  их деятельность.

Защита творческих работ по теме «Художественная культура 19-20в».

Учебно-методический комплекс для обучающихся

Программа

Программы для общеобразовательных учреждений « Мировая художественная культура» 5-11 классы .Автор: Данилова Г.И. Москва Дрофа 2009год.

Учебник

«Мировая художественная культура» Москва «Дрофа» 2008год. Автор : Данилова Г. И.

Учебно-методические пособия для учителя

Тематическое и поурочное планирование « Мировая художественная культура» Москва «Дрофа»2004год . Автор : Данилова Г.И., « Мировая художественная культура» ЗАО

« ИНФОСТУДИЯ  ЭКОН» по заказу Министерства образования РФ Методические рекомендации преподавателям. Главный консультант Данилова Г.И.

(эл. пособие.)

Дидактические материалы

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», « Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку», « История древнего мира и средних веков», электронный вариант Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

Список  цифровых образовательных ресурсов:

ЭСУН «История искусства» 10-11 класс

ЦОР «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

ЦОР «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»

ЦОР Кирилл и Мефодий  «Шедевры русской живописи»

ЦОР «Мировая художественная культура»

Электронные пособия: « Учимся понимать живопись»,

« Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»

« Шедевры русской живописи», « Учимся понимать музыку»

« История древнего мира и средних веков» электронный вариант

 Уроков МХК « История развития архитектуры и скульптуры»

«Архитектура»

Формы контроля:

  1. Проверка остаточных знаний умений и навыков  по теме: «Художественная культура 17 -18 века»

Вариант 1.

А.1. – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.

а) Триптих

б) Витраж

в) Моза́ика

г) апсида

А.2. .  - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому).

а) Ико́на

б) Фре́ска

в) Витраж

А.3. Архитектор раннего возрождения:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Микеланджело Буонарроти

А.4. Вставьте архитектурный стиль «Для архитектуры ……… (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах»

 а) Готика

б) Романский стиль

в) Барроко

А.5. Идеал ренессансного «универсального человека»:

а) Сандро Боттичелли

б) Филиппо Брунеллески

в) Леонардо да Винчи

 В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления

а) реализм

б) романтизм

в) маньеризм

г) классицизм

д) импрессионизм

В.2

С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 2, 4, 6. Охарактеризуйте каждое из направлений.

С. 2. Раскройте особенности русской дохристианской культуры.

Вариант 2.

А.1. Орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в окне, двери, в виде самостоятельного панно) из стекла или другого материала, пропускающего свет.

а) Фре́ска

б) Триптих

в) Витраж

г) Икона

А.2. Живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников:

а) Микеланджело Буонарроти

б) Хуго ван дер Гус

в) Питер Брейгель-старший

А.3. Кариатида…

а) Древнегреческая богиня

б) Колонна в виде женской фигуры

в) Героиня Древнегреческого мифа

А.4. Вставьте архитектурный стиль: ……… искусство: крестово-купольное строительство, каменное светское строительство – замки и крепости, простота снаружи, внутренняя отделка, портальная символическая скульптура, мощные толстые стены, массивные каменные своды, маленькие узкие окна

 а) Готика

б) Романский стиль

в) Барроко

А.5. Один из величайших русских портретистов 18 в.

а)  В.Л. Боровиковский

б) М.Ф. Казаков

в) Андрей Рублев

В.1. Расставьте в хронологическом порядке художественные направления

а) рококо

б) барокко

в) классицизм

г) готика

д) романский стиль

В.2

С. 1. Назовите стили, в которых выполнены картины под номером 1, 3, 5. Охарактеризуйте каждое из направлений.

С. 2. Раскройте особенности Петровской реформы в сфере культуры.

Оценивание:

 Уровень А – 1 балл за каждый правильный ответ

 Уровень В – от 1 до 3-х баллов за каждый ответ

Уровень С – от 3 до 5-ти баллов за каждый ответ

  Итого максимальное количество возможно набранных балов - 21 баллов.

От 1 до 2 баллов – «2»

От 3 до 8 баллов – «3» Класс: 11

  1. Проверка знаний умений и навыков теме: «Художественная культура ХХ века.», «Художественная  культура 19 века».

Контрольная работа

Вариант 1

1. Сравните творчество Эрих Мария Ремарка и  Альберта Камю.

2. Особенности творчества Гюстава Малера

3. Роль Ежи Гротовски в развитии мирового театра.

Вариант 2

1. Раскройте особенности любого музыкального направления 20 века.

2. Сравните творчество Жан Поль Сартра и Бертольда Брехта

3 Роль Антонена Арто в развитии мирового театра.

Критерии оценок.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные  ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение  трех и  более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

От 9 до 15 баллов –«4»

От 16 до 21 баллов – «5»

  1. Напишите эссе на тему: «Живописцы счастья» или художественные искания художников импрессионистов.

Творческая мастерская. Темы проектов, творческих работ:

«Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концепция и художественные особенности стиля барокко»,  «Искусство барокко и средневековья», «Изобразительное искусство барокко», «Роль художественной детали в скульптурных произведениях Лоренцо Бернини», «Своеобразие музыкальной культуры барокко», «Формирование классицизма во французской архитектуре 17 – 18 вв.»,  «Музыка барокко и классицизма», «Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена», «академическая живопись в России», «Историко – политические предпосылки возникновения романтизма», «Природа и человек в произведениях романтизма», «Герой романтической эпохи в портретной живописи», «Многообразие стилей западноевропейской музыки 19в.», «Содружество искусств в музыке романтизма», «Реализм – художественное направление в искусстве второй половины 19в.», «Реализм и натурализм», «Социальная тематика в творчестве русских художников - передвижников», «Музыкальные достижения композиторов «Могучей кучки», «Художественные искания импрессионистов», «Художники русского импрессиониста», «Формирование стиля модерн в европейском искусстве рубежа 19-20вв», «Модерн и проблема принципа синтеза искусств», Проблемы жизни и смерти в произведениях Врубеля, «Символика цвета в картинах Врубеля», «Кубизм как одно из направлений авангарда в искусстве начала 20вв», «Рождение сюрреализма и его влияние на развитие различных видов искусства», «Рождение и истоки русского авангарда», «архитектурный конструктивизм одного из городов России», «реформа режиссёрского искусства», «Шедевры итальянского неореализма», «Мой любимый отечественный фильм», «История джаза и его истоки».

Список дополнительной литературы для учителя

Дмитриева Н. А., Виноградова Н. А. Искусство Древнего мира. М., 1986.

Рогинский Я. Я. Об истоках возникновения искусства. М., 1982.

Семенов В. А. Первобытное искусство. Каменный век. Бронзовый век. СПб., 2008.

Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 1970.

Энциклопедия для детей «Аванта плюс». Искусство. Т. 7. Ч. 2. М.,1999.

Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. СПб., 2007.

Дмитриева Н. А. краткая история искусств: очерки. Вып. 1. М., 1969.

Вощина А. И. римский портрет. М., 1974.

Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

Сопоцинский О. И. искусство западноевропейского Средневековья. М., 1964.

Кирнарская Д. К. классическая музыка для всех. М., 1997.

Еремина Т. С. Мир иконописцев. М., 2005.

Черный В. Д. Искусство средневековой Руси. М., 1997.

Виноградова Н. А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972.

Стародуб Т. Х. Сокровища исламской архитектуры. М., 2004.

Алпатов М. В. Немеркнущее наследие. М., 1990.

Лазарев В. Н. старые итальянские мастера. М., 1972.

Виппер Б. Р. Итальянский Ренессанс. М., 1977.

Кирнарская Д. К. классическая музыка для всех.

Прусс И. Е. западноевропейское искусство 17в. М., 1991.

Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.

Рапацкая Л. А. История русской музыки. М., 2001.

Федотова Е. Д. Наполеоновский ампир. М., 2008.

Вентури Л. Художники Нового времени. СПб.. 2007.

Раздольская В. И. искусство Франции второй половины 19 века. Л., 1981.

Чегодаев А. Д. импрессионисты. М., 1971.

Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

Клиентов А. Е. Пять встреч с музой кино. М., 2001.

Кумиры западной рок- и поп- музыки. М., 1994.

Приложения:

Полезные медиаресурсы:

«Архитектура России» http://www.archi.ru

Виртуальный каталог икон http://www.wco.ru/icons/ 
Виртуальный музей живописи 
http://www.museum-online.ru

Замки Европы http://www.castles.narod.ru 
Импрессионизм 
http://www.impressionism.ru

История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/ 
Московский Кремль: виртуальная экскурсия 
http://www.moscowkremlin.ru 
Музеи Московского Кремля 
http://www.kremlin.museum.ru 
Народы и религии мира 
http://www.cbook.ru/peoples/ 
Репин Илья Ефимович 
http://www.ilyarepin.org.ru 
Российская история в зеркале изобразительного искусства 
http://www.sgu.ru/rus_hist/ 
Современная мировая живопись 
http://www.wm-painting.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...