урок по мхк
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме
урока по предмету «Мировая художественная культура»
Программа по предмету «Мировая художественная культура»
Г.И. Даниловой для 9-10 класса.
Тема IV. Изобразительное искусство.
13. Язык изобразительного искусства.
Тема урока: «Роль жеста в искусстве XIX- ХХ века»
Тип урока: повторение, обобщение и закрепление.
Жанр урока: комбинированный.
Вид урока: урок- беседа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
урока по предмету «Мировая художественная культура»
Программа по предмету «Мировая художественная культура»
Г.И. Даниловой для 9 класса.
Тема IV. Изобразительное искусство.
13. Язык изобразительного искусства.
Тема урока: «Роль жеста в искусстве XIX- ХХ века»
Тип урока: повторение, обобщение и закрепление.
Жанр урока: комбинированный.
Вид урока: урок- беседа.
Цели урока:
Образовательные цели: обобщение, расширение и углубление понятия «жеста в раскрытии художественного образа»; обеспечение усвоения знаний пройденного материала на примере произведений искусства (живопись, скульптура) разных эпох.
Воспитательные цели: воспитание коммуникативных способностей, умения работать в группах различного состава, воспитание умения у учащихся быть зрителем и слушателем.
Развивающие цели: развитие навыков анализа, синтеза, эмоциональной сферы. Развитие познавательного интереса через примеры, развитие навыков самостоятельной и групповой работы, развитие навыков ассоциативного мышления.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся понимание значения жеста как средства создания художественного образа.
2. Рассмотреть/ прослушать произведения искусства и особенности их языка.
3. Разобраться с учащимися в понимании жеста как подлинного, продуктивного, целесообразного действия.
4. Прийти к пониманию существования жеста не ради жеста, а ради передачи жизни человеческого духа.
5. Выработка естественного выразительного жеста.
Зрительный ряд: мультимедийный фильм, выполненный учителем, презентация, иллюстрации к уроку (фрагменты произведений живописи и скульптуры).
Музыкальный ряд: Г.Ф. Гендель «Пассакалия» (оркестр, фрагмент)
Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, колонки для воспроизведения музыкальных фрагментов с компьютера или ноутбука.
Оборудование для учащихся: краски (гуашь), ватман, ручки, карандаши, бумага, влажные салфетки.
Ход урока
Учитель: Приветствие.
Прежде чем мы начнем наш урок предлагаю вам посмотреть видео фрагмент. (Звучит «Пассакалия» Георга Фридриха Генделя (1,04 мин)
Вопрос: Предположите о чем мы с вами будем сегодня говорить?
Ответ: руки, жесты, позы и т.д. (10сек)
Учитель: Правильно. Наши руки- это наше отражение. Например Ф. И. Шаляпин сказал, что «жест есть не движение тела, а движение души».
По нашим рукам мы можем определить возраст, статус, род занятий и многое другое. Давайте посмотрим как выглядят наши руки- для этого я предлагаю вам подойти к ватману и оставить отпечатки своих рук (предложены ванночки с разной краской красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый) 1мин. (Ватман прикрепить на доску, раздать влажные салфетки для рук)
Посмотрите какие они разные. У каждой свой возраст, своя энергетика.
Учитель: Я предлагаю вам сейчас дать своё определение: что же такое наши руки? Продолжите фразу фломастерами на предложенных вам листах:
«Кисть руки – это… ИЛИ «Руки человека- это… (30 с)
Посмотрите какие определения у нас получились (листы вывешиваются на доску под определениями) 10сек.
Учитель: следующее задание мы будем выполнять в группах. Для этого делимся по принципу выбранного вами цвета для отпечатка руки. Рассаживайтесь относительно вашего цвета за столы (на каждом столе цветная «ладошка»). Соотнесите себя любому пальчику и напишите свое имя на цветной «руке» (20с).
Задание 1 (в группах) «Разминка»
Вам предложен фрагмент художественного произведения.
1. Определите, какой смысл этот жест содержит.
2. Если бы этот фрагмент жеста был полноценным произведением искусства, как бы Вы его назвали?
1) Пьета «Милосердие» Микеланджело 1496-1501
2) Рембрант «Возвращение блудного сына» 1668-1669
3) Фальконе «Амур «грозящий» 1750
4) Перов «портрет Достоевского» 1872
5) Караваджо «Гадалка» 1595
6) Эль Греко «Апостол Петр и Павел» 1614
На выполнение задания 2мин. Презентация результатов 5мин. (По одной минуте на каждую группу)
Задание 2 (в группах) «Скульптура»
Учитель: по предложенному Вам наименованию, выполните скульптурную композицию из рук, дайте ей и краткую характеристику 2-3 предложения. («Тишина утраты», «Предостережение», «Забота», « В себе», «Долгожданное обретение», «Диалог»)
(1мин на скульптуру + 5 мин на презентацию (каждая группа по 1 мин)).
Учитель: для выполнения следующего задания вам необходимо сформироваться в новые группы, по принципу наименования пальчиков (мизинец, указательный и т.д.) (20с).
Задание 3
- По фрагменту жеста реконструируйте событие, происходящее в художественном произведении (что может быть изображено).
- Как, по Вашему, может «звучать» данное произведение? Озвучьте его: подберите тембр, темп голоса/музыки, стиль, используемые инструменты.
- И. Иванов «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» 1834
- Ф. Ходлер «Уставшие от жизни» 1874
- Илья Репин «Николай Мирликийский спасает от смерти трех невинно осужденных» 1888
- Винсент Ван Гог «Крестьянка» 1890
- Альфонс Муха «Северное сияние» 1900
- Пикассо «Любовники»1923
На выполнение работы 1мин + представление работы по 1мин от каждой группы.
РЕФЛЕКСИЯ
Наш урок заканчивается. Подводим итоги. Что же такое наши руки? Говорят ли они?
Посмотрите на доску- вот ваши руки, вспомните скульптуру какую вы делали и как красноречиво руки рассказывали свою историю, вот ваши определения руки. Так значит, мы можем понимать друг друга без слов. А происходит это через телодвижение, через обозначение, через жест! От окружающих нас обстоятельств, от очень многих факторов зависит наш жест, наш беззвучный, безмолвный язык общения.
Давайте с вами вспомним древнюю притчу:
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Вот и я вам сегодня говорю- все в ваших руках и помните, порой
«Уста хранят обет молчания, и только руки продолжают говорить»
Домашнее задание:
К заданию 3 подобрать музыкальное произведение, которое наиболее полно будет его озвучивать (работа группами).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...