Рабочая программа по МХК для 7-9 классов
рабочая программа по мхк (7 класс) по теме
Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование и материально-техническое обеспечение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mkhk_7-9_klassy_-_kopiya.docx | 94.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по Мировой художественной культуре для 7-9 классов.
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по курсу «Мировая художественная культура» составлено в соответствии с
действующей программой основного общего образования по мировой художественной культуре под ред. Рапацкой Л.А.
и программой под ред. Рапацкой Л.А. Оно даёт конкретное распределение учебных часов по разделам и темам курса,
определяет количество самостоятельных, и творческих работ, выполняемых учащимися.
Для реализации учебной программы, выбран УМК под ред. Рапацкой Л. А., рассчитанный на 1 час в неделю,
реализующий требования государственного стандарта основного общего образования по мировой художественной
культуре.
Преподавание данного курса призвано реализовать федеральный компонент базового учебного плана.
Цель курса - сформировать у учащихся целостные представления об исторических традициях и ценностях
художественной культуры народов мира.
Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,
-дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях,
-создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры,
-развивать умения анализировать произведения искусства,
-развивать образное и ассоциативное мышление,
-обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.
-развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;
-воспитывать художественно-эстетический вкус, потребность в освоении ценностей мировой культуры;
-освоить знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях;
о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-овладевать умениями анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности,
высказывать о них собственное суждение;
-использовать приобретенные знания и умения для расширения кругозора, осознанного формирования
собственной культурной среды.
Программа рассчитана на 34 учебных часа в год, на 1 час в неделю .Она включает все темы , предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать:
- характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений
мировой художественной культуры; - шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
- основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
• основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
- сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-
исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором; - устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
- осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники,
энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
- использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
- участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
- проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
- участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Художественная культура первобытного мира . Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о
мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная
магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного
окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического
орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре).
Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе,
и в современном быте (привычки, суеверия и др).
Художественная культура Древнего мира. Особенности художественной культуры Месопотамии:
монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий -
свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет -
культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и
Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель
Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм Кандаръя Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских
и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение
мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория,
«Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков
по описаниям и археологическим находкам).
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета,
ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве
мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в
эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского
форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика,
зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения
этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск
древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и
изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии
произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Художественная культура Средних веков. София Константинопольская - воплощение идеала божественного
мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции,
иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая,
топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская
(София Киевская), Владимиро-Суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и
московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).
Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса
Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль
московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных
приёмов.
Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм
духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея
божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж).
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной
формы и изменчивого, полихромного узора.
Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и
регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация.
Художественная культура Ренессанса . Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи
создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно - гуманистический кружок
Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение.
Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры
А. Дюрера. Историческое значение ивневременная художественная ценность идей Возрождения.
Художественная культура Нового времени. Стили и направления в искусстве Нового времени - проблема
многообразия и взаимовлияния. Изменение мировосприятия в эпоху барокко: гигантизм, бесконечность
пространственных перспектив, иллюзорность, патетика и экстаз как проявление трагического и пессимистического
мировосприятия. Архитектурные ансамбли Рима (площадь Святого Петра Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей
(Зимний дворец, Петергоф, Ф.-Б. Растрелли) - национальные варианты барокко.
Классицизм. Образ идеального города в классицистических и ампирных ансамблях Петербурга.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Количество часов | ||||
7 класс | 8 класс | 9 класс | ||||
1 | Древние цивилизации | 18 | ||||
2 | Культура античности | 16 | 10 | |||
3 | Средние века | 24 | ||||
4 | Возрождение | 15 | ||||
5 | Русская культура | 19 | ||||
Итого | 34 | 34 | 34 |
Календарно тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол- во | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Виды деятельности и формы контроля | Дидактическое обеспечение | Домашнее задание |
7 класс | ||||||||
1 | Понятие о мировой художественной культуре. | 1 | Урок-диалог мультимедиа - урок | Что изучает курс МХК | Знать, что такое культура и цивилизация, особенности художественной культуры, отличать виды искусства Понимать область изучения МХК | Беседы, рассуждения, устный опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; | Глава 1. . |
2 | 7 чудес Древнего мира. | 1 | Урок – диалог Мультимедиа - урок | 7 чудес древнего мира | Знать 7 чудес Древнего мира, кто, где и когда их построил. | Беседа, устный опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; | Глава 2. Составить таблицу 7 чудес Древнего мира |
3 | Урок викторина 7чудес Древнего мира. | 1 | Проверочный урок. | 7 чудес Древнего мира. | Знать 7 чудес Древнего мира, кто, где и когда их построил. | Самостоятельная работа – викторина. | Вачьянц А.М. 7 | Не задано |
4 | .Культура первобытного мира: у истоков искусства | 1 | Изучение нового материала мультимедиа | Особенности первобытного искусства, произведения изобразительного искусства | Знать классификацию основных этапов развития первобытной культуры. Понимать роль и | Лекция, творческие работы | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 | Глава 4. Подготовить презентации по наскальной живописи первобытного мира |
5 | Наскальная живопись | 1 | Изучение нового материала | Особенности первобытного искусства, произведения изобразительного искусства | Знать классификацию основных этапов развития | Просмотр презентаций, устный опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира Презентация. | Глава 5,6 Пересказ. |
6 | Истоки архитектуры. Мегалитическая Архитектура. | 1 | мультимедиа - урок | Первые жилища и мегалитические сооружения | Знать виды первобытной архитектуры. Понимать особенности первобытной культуры, презентацию и рассказ по ней. | Защита творческих работ | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира Презентация. | Глава 7 ,8 Повторение изученного материала, выучить |
7 | Культура Древнего Египта. Погребальные комплексы | 1 | Изучение нового материала | Достижения культуры | Знать основные вехи истории Древнего Египта. Понимать отличие и самобытность древнеегипетской культуры. Уметь строить рассказ по теме. | Лекция, беседа, устный опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира; | Глава 9,10 Терминология и понятия. |
8 | Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта. | 1 | Изучение нового материала | Канон в искусстве Древнего Египта. изобразительного искусства. Фрески | Знать основные вехи истории Древнего Египта. Понимать самобытность древнеегипетской культуры. Уметь строить рассказ по теме. | Лекция, беседа, устный опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира; | Глава 11 Терминология и понятия |
9 | Религиозно- мифологические представления древних египтян | 1 | Урок-семинар мультимедиа - урок | Пантеон богов Древнего Египта. Мифы и сказки | Знать мифы и богов Древнего Египта. Понимать особенности древнеегипетской | Лекция, заслушивание сообщений учащихся, | Мифы Древнего Египта Рак И.В. Мифы и | Глава 12 Читать мифы Древнего Египта |
10 | Скульптура | 1 | Урок виртуальное мультимедиа - урок | Канон в искусстве Древнего Египта. изобразительного искусства, | Знать основные памятники культуры. разных периодов исторического и культурного развития Египта. Уметь выстраивать рассказ о памятниках культуры Древнего Египта | Просмотр фильма, учителя, беседа, устный опрос | Фильмы и презентации о Древнего Египта Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира. | Глава 13 |
11 | Период Эхнатона в культуре Древнего Египта. | 1 | Урок виртуальное мультимедиа - урок | Памятники изобразительного искусства, | Знать основные памятники культуры. разных периодов исторического и культурного развития Египта. Уметь выстраивать рассказ о памятниках культуры Древнего Египта | Просмотр фильма, учителя, беседа, устный опрос | Фильмы и презентации о Древнего Египта Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира | Глава 13 |
12 | Храмовые комплексы | 1 | Изучение нового материала | Достижения культуры | Знать основные памятники культуры. разных периодов исторического и культурного развития Египта. Уметь выстраивать рассказ о памятниках культуры Древнего Египта | Лекция, беседа, устный опрос | Вачьянц А.М. 7 чудес Древнего мира | Глава 14, 15 |
13 | Художественная культура Междуречья | 1 | Изучение нового материала | География, история, культура и религия. | Знать основные черты и периодизацию культуры Междуречья. Понимать тличительные особенности культуры Междуречья Уметь давать определения пройденным терминам и понятиям. | Лекция, презентация | Рапацкая Л.А. Мировая художественная | Глава 16. Термины, понятия, основные |
14 | Древнейшая культура – искусство Шумера и Аккада. | 1 | Изучение нового материала мультимедиа - урок | Шумеро- Аккадская Культура. | Знать памятники искусства Шумера и Аккада. Понимать роль древнего | Опрос по теме в форме семинарского занятия | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; Вачьянц А.М. 7 | Глава 17. Термины, понятия, основные памятники и произведения |
15 | Искусство Вавилона, Ассирии и Нововавилонского царства. | 1 | Комбинирова нный урок мультимедиа - урок | Ассиро- вавилонская | Знать памятники Искусства Ассирии и Вавилона. Понимать роль древнего | Лекция, тестирование | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура; | Глава 17. Кроссворд по пройденным темам. Подготовка к |
16 | Викторина «Культура Древнего Востока» | 1 | Повторение и обобщение | Даты термины, понятия и | Знать понятия и определения. | письменные и творческие задания | Вачьянц А.М. 7чудес Древнего | Не задано |
17 | Древнеиндийские предания и гимн Ригведы. | 1 | Изучение нового материала | Имена и события древнеиндийских преданий. | Знать: даты, термины, понятия и определения. | Лекция | Рапацкая Л.А. Мировая | Термины, понятия, |
18 | Художественная культура Китая. Языческий культ Неба и Земли. | 1 | Изучение нового мультимедиа | География, история, культура | Знать: даты, термины, понятия и определения. развития культуры. Уметь исследователей | Лекция | Рапацкая Л.А. Мировая культура; | Термины, понятия, памятники и произведения искусства |
19-20 | Эгейская или крито-микенская культура. | 2 | Комбинирова нныи урок мультимедиа - урок | Особенности культуры, мифология и религия. | Знать основные вехи истории древнегреческой истории и культуры. Понимать специфику Крито-микенской культуры. | Лекция, опрос, письменная работа | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 1, 2 Пересказ Читать мифы Древней Греции о богах и героях |
21-22 | Религия и мифология Древней Греции | 2 | Комбинирова нныи урок мультимедиа - урок | Особенности культуры, мифология и религия. | Знать мифологических героев и богов Древней Греции. Уметь связно пересказать мифы. | Опрос и беседа. | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 3, 4 Читать поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». |
23 | Эпические поэмы Гомера. Басни Эзопа. | 1 | Комбинирова нныи урок мультимедиа - урок | Особенности культуры, мифология и религия. | Знать события, описанные в поэмах, уметь пересказать их. Знать основных героев | Опрос и беседа | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 5. Читать басни Эзопа. |
24-25 | Архитектура Древней Греции | 2 | мультимедиа - урок | Ордерная система и типы античных храмов. | Знать что такое ордер. Понимать систему постройки античного храма. Уметь объяснять терминологию. | Просмотр фильмов, презентации с пояснениями | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 6, 7 Составить презентацию по архитектуре Древней |
26-27 | Афинский Акрополь | 2 | мультимедиа - урок | Ордерная система и типы храмов. Афинский Акрополь | Знать что такое ордер. Понимать систему постройки античного храма. Уметь объяснять терминологию. | Просмотр фильмов, презентации с пояснениями | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 8 Составить презентацию по архитектуре Древней |
28 | Рождение театра Древней Греции. Греческие драматурги. | 1 | мультимедиа - урок | Театр древней Греции, история создания, драматурги и их произведения | Знать особенности греческого театра и его архитектуру. Знать драматургов и их произведения. Уметь объяснять терминологию | Просмотр фильмов, презентации с пояснениями | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 9. Составить таблицу по драматургам и их произведениям |
29-30 | Этапы развития Греческой скульптуры | 2 | мультимедиа - урок | Этапы выполнения скульптуры | Знать основных деятелей древнегреческой культуры и их произведения.
| Опрос, лекция, письменные задания | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 10 Словарный диктант |
31 | Греческая керамика и ее роспись | 1 | мультимедиа - урок | Этапы работы с керамикой | Знать основных деятелей древнегреческой культуры и их произведения. | Опрос, лекция, письменные задания | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 11. Термины, понятия, основные |
32 | Музыка и литература Древней Греции | 1 | Комбинирова нныи урок мультимедиа | Лирическая поэзия, в гостях у | Знать основных деятелей древнегреческой культуры и их произведения. | Опрос, лекция, письменные задания | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Глава 12, 13. Прочитать биографию Плутарха |
33 | Викторина «Культура Древней Греции» | 1 | Систематизац ия и обобщение | Даты, термины, понятия и определения по | Знать термины, определения и понятия. Понимать особенности древнегреческой. Культуры Уметь составлять кроссворд по заданной теме | Викторина (творческие задания и тесты), глава 14 | А.М Вачьянц. Древняя Греция Древний Рим. | Не задано |
Резервное время 1час | ||||||||
ИТОГО 34 часа | ||||||||
8 класс | ||||||||
1-2 | Становление художественной культуры Древнего Рима. | 2 | Изучение нового материала мультимедиа - урок | Культура Этрусков. | Знать периодизацию и основные вехи в истории Древнего Рима. Понимать связи между древнегреческой и | Лекция, опрос | Вачьянц А.М. | Пересказ темы Глава 15 |
3 | Достижения культуры и религия. | 1 | Изучение нового материала мультимедиа - урок | Римская культура эпохи ранней империи, римская культура 1-П вв. н.э., | Знать периодизацию и основные вехи в истории Древнего Рима. Знать богов Древнего Рима. | Лекция , опрос | Вачьянц А.М. Древняя Греция, Древний Рим. | Глава16 пересказ |
4 | Взаимосвязь с искусством Древней Греции. | 1 | Изучение нового материала мультимедиа - урок | Римская культура эпохи ранней империи, римская культура, 1-П вв. н.э., римская культура III-v вв н.э. | Знать периодизацию и основные вехи в истории Древнего Рима. Понимать связи между древнегреческой и | Лекция, беседа с элементами опроса, самостоятельная работа | Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: . | Составить проект или презентацию по культуре. Др. Рима |
5-6 | Архитектура Древнего Рима. | 2 | Изучение нового материала - урок | Римская культура эпохи ранней 1-П вв. н.э., | Знать памятники культуры и искусства. Др. Рима. Понимать особенности древнеримской культуры. | Лекция, беседа с элементами опроса, просмотр фильма самостоятельная работа | Вачьянц А.М. Древняя Греция | Глава 17, знать основные памятники архитектуры |
7 | Римская скульптура. | 1 | Изучение нового материала - урок | Римская культура эпохи ранней империи, 1-П вв. н.э., | Знать памятники культуры и искусства. Др. Рима. Понимать особенности древнеримской культуры. | Лекция, беседа с элементами опроса, работа | Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: . | Глава18 Знать отличие римской скульптуры от греческой и ее особенности. |
8 | Живопись и прикладное искусство и литература Древнего Рима. | 1 | Изучение нового материала - урок | Римская культура эпохи ранней империи, 1-П вв. н.э., | Знать памятники культуры и искусства. Др. Рима. Понимать особенности древнеримской культуры. | Лекция, беседа с элементами опроса, работа | Вачьянц А.М. Древняя Греция и Древний Рим: . | Глава 18, 19 |
9 | На семи холмах | 1 | Урок-защита презентации мультимедиа - урок | Материальная культура, древнеримская литература и музыка, скульптура, живопись и прикладное искусство, архитектура | Знать: правила Уметь: публично | Защита и обсуждение творческих работ | Вачьянц А.М. . | Термины, |
10 | Обобщающий урок по теме. Викторина | 1 | Урок- - урок | Термины, Древняя Греция и | Знать термины, характерные черты | Самостоятельная творческих | Вачьянц А.М. вариации | Не задано |
11 | Культура и религия Византии в V-VI веках | 1 | мультимедиа -урок | Храмовая культура и иконопись Византии | Знать: основные черты культуры Византии. Понимать связь культуры Византии с русской | Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. | Тема 8. Стр 136-139 |
12 | Типы Византийских храмов | 1 | мультимедиа -урок | Храмовая культура и иконопись Византии | Знать: основные черты культуры Византии. Понимать связь культуры Византии с русской | Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. | Тема 8. Стр 143- 145 |
13 | Иконоборчество и теория иконописи. | 1 | мультимедиа - урок | Храмовая культура и иконопись Византии | Знать: основные черты культуры Византии. Понимать связь культуры Византии с русской | Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. | Тема 8. Стр 140- 142 |
14 | Сущность религии и ее исторические формы (буддизм, ислам, христианство). | 1 | мультимедиа - урок | Храмовая культура | Знать: основные религии. | Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и | Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье | Введение. |
15 | Библия. Откровения Ветхого завета. | 1 | Комбинирова нный урок | Основные главы Ветхого завета. | Знать основных персонажей и основные события Ветхого завета. | Беседа. | Библия для детей. | Читать библию для детей. Ветхий завет |
16 | Библия Новый завет. | 1 | Комбинирова нный урок | История жизни Иисуса Христа | Знать: даты, термины, понятия и определения. развития культуры. | Беседа | Библия для детей. | Читать библию для детей. Ветхий завет |
17 | Монастыри и храмы – центры рызвития культуры раннего средневековья. | 1 | Изучение нового материала | Античные истоки раннего Средневековья. культура народов, музыка и | Знать периодизацию основных вех истории и культуры Средневековья. Уметь давать определения основным | Лекция, письменная работа, опрос | Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье . | Глава 1 |
18 | Архитектура и искусство варварских народов. | 1 | Изучение нового материала | Религия и культура и архитектура народов. | Знать периодизацию основных вех истории и культуры Средневековья. Уметь давать определения основным | Лекция, письменная работа, опрос | Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье . | Глава 2 |
19 | Музыка и литература дороманского периода. | 1 | Изучение нового материала | Литература Исландии, Ирландии и Карело-финский эпос. | Знать основные термины и понятия. Уметь пересказывать древние саги. | Лекция, письменная работа, опрос | Вачьянц А.М. Западноевропейское средневековье . | Глава 3 |
20 | Религия и философия романского периода. | 1 | Комбинирова нныи урок | История, религия и философия. | Знать основных деятелей истории,религии и | Лекция, опрос, самостоятельная | Лекция, опрос, самостоятельная | Даты, термины, понятия, Глава 4 |
21 | Католическая месса и григорианский хорал | 1 | Изучение нового материала мультимедиа | Религия и философия, культура варварских | Уметь дать характеристику романского стиля в искусстве | Лекция, опрос, самостоятельная работа | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: | Даты, термины, понятия, определения |
22-23 | Романская архитектура. Собор и крепость. | 2 | Изучение нового материала | Архитектура. Романский стиль | Знать: основные произведения искусства эпохи, основные черты | Лекция, опрос | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: | Глава 5. Даты, термины, понятия, определения |
24 | Изобразительное и прикладное искусство Романского периода. | 1 | Изучение нового материала | Скульптура, | Знать: основные произведения искусства эпохи, основные черты | Лекция, опрос, самостоятельная работа | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: вариации прекрасного; | Глава 6 |
25 | Идеал рыцарства, куртуазная любовь. | 1 | Изучение нового материала | Куртуазная любовь, кодекс рыцарства. Трубадуры и труверы. | Знать: основные произведения искусства эпохи, основные черты | Лекция, опрос, самостоятельная работа | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: вариации прекрасного; | Глава 7 |
26 | Философия и образование в. готический период | 1 | Изучение нового материала | Роджер Бэкон, Альберт Великий, Фома Аквинский | Знать: основных философов данной эпохи, их суждения и основные места просвещения этой эпохи. | Лекция, опрос | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: вариации прекрасного; | Глава 8. Даты, термины, понятия, определения |
27-28 | Архитектура. Пламенеющая готика. Готический собор, его конструкция и интерьер | 2 | мультимедиа- урок | История, философия и образование. Архитектура. Готический стиль. Скульптура, живопись и прикладное искусство | Знать:основные произведения искусства эпохи, основные черты | Анализ сообщений и докладов учащихся. Просмотр фильмов, презентаций, их обсуждение и анализ | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: | Глава 9 Даты, термины, понятия, определения |
29 | Скульптура живопись и прикладное искусство готического периода. | 1 | мультимедиа- урок | Витражи и скульптура готических храмоа. | Знать:основные произведения искусства эпохи, основные черты | Просмотр фильмов, презентации | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: | Глава 10 |
30 | Литература и музыка Готического периода. Ваганты. | 1 | Изучение нового материала | Литература вагантов. | Знать произведения искусства, уметь | Беседа обсуждение и | Вачьянц А.М. Западноевропейс кое средневековье: вариации прекрасного; | Глава 11 |
31 | Буддизм и индуизм – основа развития средневекового искусства Индии | 1 | мультимедиа- урок | Общая характеристика, особенности, периодизация. | Знать: имена великих мыслителей эпохи. | Лекция, беседы, опрос | Хрестоматия по мировой | термины, понятия, |
32 | Влияние мусульманских художественных традиций на архитектуру Индии. Тадж-Махал | 1 | мультимедиа- урок | Общая характеристика, особенности, периодизация | Знать: имена великих мыслителей эпохи. | Лекция, беседы, опрос | Хрестоматия по мировой | термины, понятия, |
33 | Основные особенности мусульманской | 1 | Изучение нового материала Мультимедиа урок | Особенности средневековой архитектуры мусульманских стран. | Знать: имена великих мыслителей эпохи. Понимать: сущность и | Лекция, беседы, Опрос, презентации | Хрестоматия по мировой В.В. Смирнова | термины, понятия, определения |
34 | Особенности культурных памятников средневекового Китая. | 1 | Изучение нового материала Мультимедиа урок | Общая характеристика, особенности, периодизация | Знать: имена Великих мыслителей эпохи. характеристику эпохи | Просмотр | Хрестоматия по мировой В.В. Смирнова | Не задано |
9 класс | ||||||||
1-2 | Проторенессанс. Увертюра Возрождения. Развитие архитектуры Итальянского Возрождения | 1 | Комбинирова нныи урок | Архитектура, скульптура, музыка и литература эпохи. | Знать:основные произведения искусства Проторенессанса и их авторов Понимать: особенности периода Уметь: давать анализ | Лекция, заслушивание сообщений учащихся, просмотр и анализ презентаций, | Вачьянц А.М. Ренессанс | Введение, глава 1 |
3 | Проторенессанс. Увертюра Возрождения. Живопись Джотто. | 1 | Изучение нового материала. | Живопись Джотто | Знать:основные произведения искусства Проторенессанса и их авторов Понимать: особенности периода Уметь: давать анализ | Лекция, беседы, опрос | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 1 |
4 | Раннее возрождение. Становление стиля | 1 | Изучение нового материала | Донателло, Брунеллески | Знать примеры и представителей итальянской архитектуры и скульптуры. Понимать общие | Лекция с элементами мультимедиа | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 2 Страницы хрестоматии стр 38. |
5 | Живопись Раннего Возрождения. | 1 | Изучение нового материала | Боттичелли, Пьеро делла Франческа | Знать примеры и представителей итальянской живописи . Понимать общие | Лекция с элементами мультимедиа | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 2 Страницы хрестоматии стр 49-51 |
6 | Архитектура Высокого Возрождения. Браманте. | 1 | Изучение нового материала | Архитектура Браманте | Знать примеры и представителей итальянской архитектуры Понимать общие | Лекция с элементами мультимедиа | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 3 . |
7 | Высокое Возрождение. Титаны Ренессанса Многогранность таланта Леонардо да Винчи | 1 | Комбинирова нный урок | Леонардо да Винчи, | Знать биографии и произведения Титанов Возрождения. Понимать роль и место эпохи Ренессанса в художественной культуре. Уметь: рассказывать об эпохе Возрождения | Лекция, просмотр презентации, заслушивание докладов, опрос | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 3 Страницы хрестоматии стр 73. |
8 | Высокое Возрождение. Титаны Ренессанса Поиски идеала в творчестве Рафаэля | 1 | Комбинирова нный урок | Рафаэль | Знать биографии и произведения Титанов Возрождения. Понимать роль и место эпохи Ренессанса в художественной культуре. Уметь: рассказывать об эпохе Возрождения | Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 3 Страницы хрестоматии стр 75. |
9 | Высокое Возрождение. Титаны Ренессанса Живопись и скульптура Микеланджело | 1 | Комбинирова нный урок | Микеланджело | Знать биографии и произведения Титанов | Лекция, беседы, опрос | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 3 Страницы хрестоматии стр 76-77. |
10 | Маньеризм в архитектуре и изобразительном искусстве Позднего Возрождения. | 1 | Комбинирова нный урок | Бронзино, Пармиджанино, Бенвенуто Челлини. | Понимать роль и место | Лекция, беседы, опрос | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 4 |
11 | Венецианская школа живописи | 1 | Комбинирова нный урок | Тициан, Тинторетто, Веронезе. | Понимать роль и место эпохи Ренессанса в | Лекция, беседы, опрос | Вачьянц А.М. Ренессанс | Глава 4 Страницы хрестоматии стр 93 |
12 | Комедия дель арте | 1 | Комбинирова нный урок | музыка и литература эпохи | Знать главных комических персонажей. | Лекция, просмотр | Вачьянц А.М. Ренессанс | Подготовить презентации |
13 | Культура Северного Возрождения. Ян ван Эйк и Иероним Босх. | 1 | Комбинирова нный урок мультимедиа - урок | Архитектура, скульптура, живопись, музыка и литература | Знать примеры и представителей итальянской живописи. Понимать общие | Лекция, Просмотр фильма презентации, заслушивание | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. | Тема 10 Доклады |
14 | Культура Северного Возрождения. Питер Брейгель Старший. | 1 | Комбинирова нный урок мультимедиа - урок | Живопись, музыка и литература эпохи. | Знать примеры и представителей живописи. Понимать общие закономерности создания | Лекция, просмотр презентации, заслушивание докладов, опрос | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. | Тема 10 Доклады |
15 | Великий гравер и живописец – Альфред Дюрер. | 1 | Комбинирова нныи урок мультимедиа - урок | Живопись, музыка и литература | Знать примеры и представителей живописи. Понимать общие закономерности создания | Лекция, просмотр презентаций, заслушивание | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. | Тема 10 Доклады |
16 | Архитектура Киевской Руси | 1 | Изучение нового материала - урок | Общая характеристика, особенности, | Знать Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы, | Лекция, беседы, Просмотр презентаций | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. | Глава 2 Тема 4 |
17 | Архитектура Владимиро- Суздальская и Новгородская | 1 | Изучение нового материала - урок | Общая характеристика, особенности, | Знать Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы, | Лекция, письменная работа. Просмотр презентаций | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. | Глава 2 Тема 5 и 6 |
18-19 | Русские монастыри. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. | 2 | Изучение нового материала - урок | Архитектура, общая характеристика, особенности, | Знать: основные сооружения Лавры. Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы, | Лекция с элементами дискуссии, работа | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. | Глава 3 Тема 7 и 8 |
20-21 | Русская культура. | 2 | Комбинирова | Архитектура, | Знать Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы, | Лекция с элементами дискуссии, Просмотр презентаций | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. | Глава 3 Тема 10 |
22 | Образы Иисуса Христа и Богоматери. Иконостас в Православной христианской церкви. | 1 | Комбинирова | Особенности иконописи. Схема иконостаса. | Знать Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы, | Лекция с элементами дискуссии, Просмотр презентаций | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. | Глава 3 Тема 9 |
23 | Иконописные школы Древней Руси. Феофан Грек, Андрей Рублев, Симон Ушаков. | 1 | Изучение нового материала | Особенности иконописи. Творчество | Знать Каменное зодчество древней Руси, русские иконописные школы, | Лекция, опрос, просмотр презентаций | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. | Глава 3 Тема 9, Глава 4 Тема 13 |
24 | Московское, Петровское и Елизаветинское барокко. | 1 | Мультимедиа | Особенности петровского и елизаветинского барокко. Растрелли. | Знать, как стиль барокко архитектуре Уметь отличать произведения в барочном стиле. | Лекция, опрос, просмотр презентаций | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко История русской культуры XVIII-XIX вв | Глава 5 тема 14 и 15 |
25 | Классицизм второй половины XVIII века | 1 | Комбинирова нный урок | Особенности классицизма в России. Тома де Томон, Казаков | Знать основные постройки Санкт-Петербурга и Москвы в стиле классицизм. Понимать особенности развития культуры русского классицизма исследователей | Лекция, опрос, просмотр презентаций и фильмов. | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко История русской культуры XVIII-XIX вв | Глава 5 тема 19 |
26-27 | Московский классицизм | 2 | Комбинирова нный урок | Особенности классицизма в России. Пашков. | Знать основные постройки Санкт-Петербурга и Москвы в стиле классицизм. Понимать особенности развития культуры русского классицизма исследователей | Заслушивание и обсуждение докладов, просмотр и анализ презентаций | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура.
| Глава 5 тема 19 |
28 | Изобразительное искусство в XVIII веке | 1 | Изучение нового материала мультимедиа - урок | Гравюра и станковая живопись. Скульптура. Шубин, Фальконе, Мартос | Знать: основные произведения искусства эпохи Понимать: различия между стилями. | Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко История русской культуры XVIII-XIX вв | Глава 5 тема 18 |
29-30 | Архитектура России в XIXвеке. Храмы Москвы и Санкт - Петербурга | 1 | Изучение нового материала мультимедиа - урок | Знать: основные произведения архитектуры эпохи Понимать: различия между стилями. произведения искусства | Лекция, просмотр презентаций, заслушивание докладов, опрос | Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 11 Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко История русской культуры XVIII-XIX вв | Глава 1, тема 1 | |
31 | Русская классическая дворянская усадьба | 1 | Повторение и мультимедиа | Культура и быт. искусства в | Понимать особенности развития культуры русского классицизма исследователей | Лекция, опрос, работа | Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко История русской культуры XVIII-XIX вв. | Глава 3 параграф 10 |
32 | Живопись русских художников XIX века. | 1 | Комбинирова нныи урок мультимедиа | Архитектура, скульптура, живопись, музыка и литература | Знать:основные произведения искусства эпохи Понимать: различия между стилями. Уметь: оценивать произведения искусства, анализировать произведения искусства | Лекция, просмотр презентации, | Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко История русской культуры XVIII-XIX вв
| Глава 6 и 7 |
Резервное время 2 часа | ||||||||
ИТОГО 34 часа |
Формы проведения уроков:
Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие, урок-экскурсия.
Данная рабочая программа, также предусматривает чередование уроков индивидуальной работы, коллективной
творческой деятельности или групповой.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков : тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; оценка созданных презентаций.
Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий
класс.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
Знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- основные эпохи в художественной культуре России;
- об эстетических идеалах различных эпох России;
- основные доминанты различных эпох в развитии русской художественной культуры;
- изученные направления и стили художественной культуры России;
- шедевры русской художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
- основные музеи России и Белгородской области.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о русской художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания, анализировать и интерпретировать художественное произведение;
- дать самостоятельную оценку различных произведений искусства, характерных для различных школ и эпох;
- объяснять непреходящую роль классики как духовного ориентира развития современного человека
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выбора путей своего культурного развития;
организации личного и коллективного досуга;
выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества;
- формирования необходимости быть в курсе современной культурной ситуации в стране и мире;
- умения отличать истинные произведения искусства от псевдоискусства, китча;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации,
самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства;
- совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения над собственным культурным уровнем.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
Литература
- Русская художественная культура. 10 класс. (учебник)/ Л.А.Рапацкая. - М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007
- 7 чудес Древнего мира. Вариации прекрасного / Вачьянц А.М. -М., Айрис пресс 2012 (рабочая тетрадь)
- Древняя Греция Древний Рим. Вариации прекрасного / Вачьянц А.М. -М., Айрис пресс 2012 (рабочая тетрадь)
- Западноевропейское средневековье. Вариации прекрасного / Вачьянц А.М. -М., Айрис пресс 2012 (рабочая тетрадь)
- Ренессанс. Вариации прекрасного. / Вачьянц А.М. -М., Айрис пресс 2012 (рабочая тетрадь)
- История русской Культуры./ Ю.С.Рябцев, С.И.Козленко. –М.,ВЛАДОС, 2013.
- Мировая художественная культура. Россия. / Е.В. Дмитриева. Санкт-Петербург, КОРОНА принт, Учитель и ученик, 2007
- Конспекты уроков по мировой художественной культуре. 9 класс: Художественная культура 18 века - 50-х годов
19 века. Пособие для учителя. / Под ред. Л.В. Пешиковой. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 384 с. - МХК. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Л.А. Рапацкой "Мировая художественная культура. 10 класс" /
Сост.: А.В. Хорошенкова. - Волгоград: Издательско-торговый дом "Корифей", 2006. - 144 с. - Мировая художественная культура. 10-11 классы: Уроки учительского мастерства. / Авт.-сост. Н.А. Леухина. -
Волгоград: Учитель, 2008. - 318 с.
11. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.:
Гуманист. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
12. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. Человек в мировой художественной культуре. 8-9
классы: Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2008. - 176 с.
ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ.
Мультимедиа проектор, компьютер, экран (на штативе или навесной), сканер. Телевизор, DVDпроигрыватель для просмотра фильмов, видеомагнитофон.
Список видеофильмов
№ | Предмет | Название фильма. | Страна и студия | Год |
МХК | Древнерусская икона. Архитектура России XII-XIX вв. Художественная культура Первобытного мира. Художественная культура Месопотамии. Художественная культура Египта. Художественная культура Древней Греции. Художественная культура Древней Индии. Семь чудес света. Колосс Родосский. Статуя Зевса. Семь чудес света. Александрийский маяк. Мавзолей в Галикарнасе. Флоренция. По следам гениев Возрождения. Живопись итальянского Возрождения. Величайшие шедевры мирового искусства. Москва. Троице-Сергиева лавра. Золотое кольцо. Святой Дионисий Московский. Искусство древней Руси. Великие Египтяне: Хатшепсут. Великие Египтяне: Эхнатон. Великие Египтяне: Рамзес II. Великие Египтяне: Снофру. 7 чудес Древнего Египта. 7 чудес Древнего Рима. 7 чудес Древней Греции. Санторин и Тира. Минойская культура. Микенцы. Древние народы. Этруски. Камень на камне. Цикл фильмов о средневековой архитектуре. Русский музей. Цикл видеофильмов. | Россия, студия Кварт. Россия, студия Кварт Россия, студия Кварт Россия, студия Кварт Россия, студия Кварт Россия, студия Кварт Россия, студия Кварт США, Дискавери США, Дискавери Россия. Альтаир ТВ. Россия. NGM. США, Испания. Nuevo Mundo Cinema. Россия. Хомевидео. Киновидеообъединение «Крупный план». Россия Россия. Бест – видео. Фонд поддержки проектов и программ Вологодской области. США Дискавери США Дискавери США Дискавери США Дискавери Atlantic Productions Ltd. Atlantic Productions Ltd. Atlantic Productions Ltd. UCLA Италия UCLA Италия A Cicada film MMIII Marafilm. Мюнхен Германия Россия. | 2007 2007 2008 2008 2008 2008 2008 1998 1998 2006 2009 2002 2008 1992 2007 2002 1997 1997 1997 2006 2004 2004 2004 1999 1999 2004 2007 2007 |
АУДИОЗАПИСИ И ФОНОХРЕСТОМАТИИ:
Фрагменты музыкальных произведений русских композиторов, западноевропейских, записи григорианского хорала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
Рабочая программа по музыке для 1-4 класса ФГОС. Составлена на основе рабочей программы "Музыка", авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина.
Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 200...
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...