Формирование познавательных УУД на уроках МХК
методическая разработка (мировая художественная культура) по теме

Хабибулина Ольга Петровна

Приведены методы и приёмы формирования познавательных УУД на уроках МХК (постановка проблемы, формулировка определения, нахождение общего признака, эвристическое исследование, закрепление знаний и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование УУД23.75 КБ

Предварительный просмотр:

О.П.Хабибулина

г. Челябинск

Формирование познавательных универсальных учебных действий

 на уроках МХК

 

Принципиальное отличие новых образовательных стандартов заключается в акцентировании задачи формирования ключевых компетенций, следовательно, результаты общего образования должны быть выражены не только в приобретённых предметных знаниях, но и в универсальных (надпредметных) умениях.

 В фундаментальном ядре  содержания общего образования в составе основных видов универсальных учебных действий, выделено четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный [2].

 Рассмотрим примеры организации деятельности учителя и учащихся при формировании познавательных УУД на уроках МХК.

К способам формирования познавательных УУД можно отнести следующие методы и приёмы: сравнение, нахождение общего признака, нахождение отличий, выделение главного, классификация, постановка проблемы, формулировка определения, эвристическое исследование, проектирование, закрепление знаний [1].

Нахождение общего признака. На экране демонстрируются произведения живописи: 1 слайд – все картины на 1 сюжет (например, «Похищение Европы»); 2 слайд – картины, написанными холодными красками; 3 слайд – все картины круглого формата (тондо); 4 слайд – все картины одного художника (например, С.Дали); 5 слайд – все картины в одном стиле (например, импрессионизм). И каждый раз учитель задаёт вопрос: «Что общего?» (сюжет, краски, формат, автор, стиль).

Постановка проблемы. Урок «Пространство Эвклида». Учитель задаёт вопрос: – Кто такой Эвклид? (Древнегреческий математик, геометр).

– Элементарная школьная геометрия – это и есть геометрия Эвклида. На одной из фресок папского дворца в Ватикане («Афинская школа») наряду с Платоном, Аристотелем и другими древнегреческими философами и учёными Рафаэль изобразил Эвклида (в правом углу циркулем он измеряет геометрический чертёж в окружении своих учеников). У вас никакого вопроса не возникает? Урок МХК, и вдруг геометрия Эвклида? Задайте вопрос (Какое отношение геометрия Эвклида имеет к искусству?)

– Это и будет проблема сегодняшнего урока.

Целеполагание и формулировка определения. Урок «Архитектура как вид искусства».

– Дайте самое простое определение архитектуры (Строительство зданий).

– Именно такое определение вы найдёте в толковом словаре. Но архитектура – это вид искусства. Следовательно, мы можем утверждать, что архитектурное творение – это произведение искусства, вы согласны?

На экране демонстрируется жилая застройка, и учитель задаёт вопрос:

– Эти архитектурные творения можно назвать произведениями искусства? (Нет).

– Следовательно, определение: «Архитектура – это строительство зданий» – нас не устраивает. Поставьте цель урока (Дать собственное определение архитектуры как вида искусства).

        Всё содержание урока направлено на знакомство с архитектурными стилями разных эпох, начиная с античности. Мы подробно разбираем особенности каждого стиля (античность, готика, русский стиль, классицизм, модерн, конструктивизм, хай-тек), но в искусстве главное понятие – «образ», поэтому каждый раз учитель задаёт вопрос:

– Это просто камень или это образ? (Образ).

        В итоге своё определение архитектуры учащиеся формулируют через понятие «образ», что даёт возможность в полной мере раскрыть сущность архитектуры как вида искусства.

Закрепление знаний. На одном из первых уроков, посвящённых творчеству Леонардо да Винчи, викторину «Шедевры Леонардо» можно провести методом фронтального опроса: «Джоконда», «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа»,  «Мадонна в гроте», «Дама с горностаем», «Св. Анна с Марией и младенцем», «Битва при Анджари», «Тайная вечеря».

На втором уроке закрепление знания шедевров Леонардо представляет собой самопроверку в форме индивидуального письменного опроса. Учитель демонстрирует на экране шедевры, учащиеся самостоятельно их определяют и фиксируют своё знание в письменном виде. Затем учитель озвучивает правильный вариант, учащиеся сами проверяют и оценивают свою работу.

На третьем уроке закрепление осуществляется в форме индивидуального устного опроса (каждый учащийся выходит к экрану, на котором представлены шедевры Леонардо, и демонстрирует свою эрудицию).

Эвристическое исследование и проектирование. Урок-проект «Трансформация готики». На предыдущем уроке учащиеся узнали, что такое «готика» как стиль в архитектуре; познакомились с шедеврами французской готики (Нотр-Дам, собор в Реймсе, Амьене, Шартре, Лане, Капелла Сент-Шапель), немецкой (собор в Бремене, Вюрцбурге, Кёльне), английской (собор в Солсбери, Йорке, Уэльсе, собор Вестминстерского аббатства), итальянской (дворец Дожей в Венеции, Миланский собор); выявили национальные особенности готического стиля.

На следующем уроке, который проходит в форме урока-проекта,   учитель сообщает о том, что в XVIII и XIX веках европейские архитекторы, уверенные в том, что этот стиль не исчерпал свои выразительные  возможности, вновь обратились к готике – и этот стиль получил название «неоготика» (ратуша в Тангермюнде, в Лувене, вокзал и гостиница Сент-Парнас в Лондоне, парламент в Будапеште).

Русские архитекторы также не смогли остаться равнодушными к этому увлечению готикой, и в России этот стиль получил название «псевдоготика» (Чесменская церковь, арх. Фельтен, усадьба «Царицыно», арх. Баженов, особняк Г.Морозовой, арх. Шехтель).

И учитель задаёт вопрос:

– Как вы считаете, можно ли вписать неоготическое сооружение в современное архитектурное пространство? (это и будет основополагающий вопрос, без которого не может состояться урок-проект).

Получив утвердительный ответ, учитель озадачивает учащихся: чтобы создать современный проект неоготического сооружения, нужно провести исследование закономерностей развития готики от эпохи к эпохе.

Учащиеся проводят исследование закономерностей развития готики и делают вывод, что в готике от эпохи к эпохе менялись форма и предназначение. Из этого исследования следуют два проблемных вопроса (необходимое условие урока-проекта):

1) каким может быть предназначение неготического сооружения в настоящее время?

2) какую форму может иметь современное неоготическое сооружение?

Учащиеся находят ответы на проблемные вопросы и приступают к созданию собственного проекта в виде эскиза, обосновав его предназначение (театр, деловой центр, торговый центр, библиотека, ресторан, музей т.д.) и форму (пирамида, эллипс, куб, шар, призма, тетраэдр, спираль).

         Сформированные таким образом познавательные универсальные учебные действия как «умения учиться», развивают у учащихся способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Список литературы:

1. Асмолов, А.Г., Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст]: пособие для учителя / А.Г.Асмолов,   Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов - М.: Просвещение, 2010.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова, 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии

Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития  творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...

«Развитие творческого потенциала личности ребенка, формирование познавательной компетентности на уроках изобразительного искусства. Работа с одаренными детьми».

Одной из главных задач образовательной политики на сегодняшний день является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с актуальными и перспективными потребностями сов...

формирование познавательных мотивов на уроках французского языка

способы формирования мотивации на уроках французского языка...

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ.

      Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение  молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благопр...