Разработка урока по МХК "Особенности традиционной китайской живописи" (10 класс)
методическая разработка по мхк (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Разработка урока МХК
Тема: Особенности традиционной китайской живописи (10 класс)
Цель урока: создание у учащихся целостного образа традиционной китайской живописи.
Задачи:
- содействие выявлению особенностей (жанровых, видовых и стилистических) традиционной китайской живописи;
- содействие развитию эмоциональной сферы подростков, эстетического вкуса, творческих способностей, художественного чутья;
- содействие воспитанию толерантности, формированию межкультурной компетентности.
^ Оборудование к уроку: морин хур (смычковый инструмент) или аудиозапись, ПК, экран, проектор, презентация «Традиционная китайская живопись» (репродукции работ китайских художников, обязательно – работы Ван Вэя), заготовки таблицы на партах, бумага, тушь, кисточка.
Ход урока:
1. Экспозиция (3 мин.)
Учитель входит в класс. Плавным кивком приветствует учащихся, исполняет лирическое произведение на морин хуре - народном инструменте народов Восточной Азии (Китай, Монголия) или включает аудиозапись. На доске записано стихотворение «Домик в бамбуковой роще»:
В бамбуковой роще
Я ночь коротаю свою,
И трогаю лютню,
И песню протяжно пою.
И людям неведом приют мой,
И только луна
В бамбуковой роще
Меня навещает одна.
(Ван Вэй)
На экране – медиа-презентация репродукций шедевров традиционной китайской живописи.
2. Завязка (3 минуты)
1. Беседа:
- Что вы представили, читая эти строки, слушая музыку? (Ночь, одиночество и т.д.)
- Легко ли было представлять? (Да, легко. Потому что написано точно, поэт словно рисует картину.)
- Какое впечатление производят картины, репродукции которых вы посмотрели? (Спокойствия, умиротворения, созерцательности и т.д.)
- Да. Ощущение умиротворения, вселенской гармонии и тишины создают эти шедевры традиционной китайской живописи.
- В чем же секрет притягательности китайской живописи? (^ Здесь возможны ряд разных вопросов в зависимости от реакции детей. Главное - создать ситуацию осознания своего незнания)
2. Формулирование и запись темы урока:
- Сформулируйте, пожалуйста, цель урока. (Узнать особенности китайской живописи, выявить отличительные черты и т.д.). И тему (Традиционная китайская живопись, живопись на шелку и т.д.).
- Запишем тему урока (По выбору учащихся).
- Так в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи?
3. Разработка (Работа по группам)
1.Инструктаж по группам (4 мин.)
- Ответы на этот вопрос мы будем искать по группам. Сформируйте, пожалуйста, 4 группы. Работаем 5 минут. Для каждой будет дано отдельное задание:
Группа 1. Выявление жанровых особенностей
- Еще раз просмотрите репродукции. Попробуйте выявить, какие жанры существуют в китайской живописи. Вспомните, какие жанры вы знаете, сравните, попытайтесь заполнить таблицу.
Жанры европейской живописи
Жанры китайской живописи
Группа 2 и 3. Выявление видов и стилей живописи
- Взгляните на репродукции, по какому признаку кроме жанра можно их сгруппировать? Постарайтесь выявить два разных признака: вид живописи и стиль. Затем каждая группа дает описание выявленной особенности.
Группа 4. Выявление единства живописи, поэзии и каллиграфии
- И еще одна особенность присуща китайской живописи в отличие от общеевропейской. Попробуйте выявить.
2. Работа групп (5 мин.)
3. Подведение итогов работы по группам (8 мин.)
- Итак, отведенное время истекло. Итак, в чем же заключаются особенности традиционной китайской живописи?
1 группа:
Жанры европейской живописи
Жанры китайской живописи
Портрет
Парадный портрет
Натюрморт
Люди и предметы
Анималистический
Анималистический
Пейзаж
Пейзаж (Горы и воды)
Цветы и птицы
Батальный
Исторический
Учитель должен помочь учащимся сформулировать вывод о жанровых особенностях живописи Китая, дать специфические названия жанров: «Горы и вода», «Цветы и птицы», «Парадный портрет».
2 группа: Нами были выявлены два основных вида китайской живописи: цветная и черно-белая.
- Дайте наименование видов живописи, используя знания английского, возможно, латинского языков.
Учитель должен вывести учащихся на формулирование терминов «полихромная» и «монохромная» живопись.
3 группа: Мы увидели, что одни работы написаны аккуратно, другие – небрежно. То есть существует 2 стиля китайской живописи (Дети по аналогии могут вывести термины, дать свои названия).
- Совершенно верно. Это – два основных стиля. Один из них называется гун-би – прилежная кисть, а другой – сё-и – живопись идеи. Соотнесите название и полотна. (Гун-би – это аккуратные, тщательно проработанные картины, а сё-и – размашистые, ощущение, что писали быстро)
4 группа: Мы нашли еще одну особенность: на всех картинах кроме изображения присутствуют надписи, возможно, это стихи.
- Единство живописи, поэзии и каллиграфии – еще одна особенность традиционной китайской живописи.
4.Кульминация (2 мин.)
- Так в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи? (Учащиеся обобщают, записывают особенности)
5.Развязка
1.Узнавание (предлагается 3-5 репродукций, последняя из которых работа Ван Вэя) (2 мин.)
- Теперь, зная особенности, сможете ли вы определить полотна китайской традиционной живописи? (Да)
- Посмотрите на репродукции. Относятся ли работы к европейской или китайской живописи? Обоснуйте свой ответ.
Дети выполняют задание на узнавание. Работу Ван Вэя тоже легко узнают. - Да. Это работа знаменитого китайского художника, поэта и каллиграфа Ван Вэя. Именно о его творчестве писали: «Его поэзия исполнена картинности, а картины исполнены поэзии». Справедливо? (Да)
2.Творческая работа (15 мин.)
- А теперь я предлагаю вам самим стать художниками и за 10 минут создать свой шедевр в традициях китайской живописи. Перед вами изобретения китайцев: бумага, тушь и кисточка. Попробуйте создать иллюстрацию к строкам Ван Вэя.
Дети рисуют. Учитель играет на морин-хуре.(На наш взгляд, здесь важно создать интимность творческого акта, не вмешиваться в творческий процесс. Если поставлена аудиозапись, то учитель тоже должен рисовать.) В завершении творческой работы экспресс-выставка работ, созерцание работ. Демонстрация полотна Ван Вэя к стихам, записанным на доске. Завершающее прочтение стихотворения.
3.Подведение итогов урока (3 мин.)
- Итак, в чем заключаются особенности традиционной китайской живописи?
- Достигли ли мы цели урока?
- Какой образ китайской живописи у вас сформировался?
- Домашняя работа (Последействие) – создайте свой живописный шедевр в традициях китайской живописи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида по теме "Сложные слова" ( урок новых знаний)
В этой статье представлен вводный урок по теме : "Сложные слова"....
Методическая разработка урока по МХК "Развитие древнерусской живописи. Русская икона
Аннотация. Мировая художественная культура традиционно изучается в историко-хронологической последовательности. Данная тема изучается в рамках раздела «Художественная культура Средних веков». На...
Разработка урока по информатике в 10-м классе на тему Разработка и создание компьютерной презентации средствами программы Power Point
Разработка урока...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока изобразительного искусства «Цвет в живописи»
Урок закрепления знаний по теме "Цветоведение" для 6 класса по програме Б.М.НеменскогоСодержит тестовое задание для проверки знаний по теме и творческое задание - изображения бабочек в холод...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса по теме «Пейзаж в живописи»
Методическая разработкаурока по изобразительному искусству для 5 классапо теме «Пейзаж в живописи»Тема урока: Пейзаж в живописиЦель урока: Формирование художественно-творческой актив...
Методическая разработка урока "Образ Салавата Юлаева в живописи и скульптуре"
Районный конкурс на лучшую методическую разработку«По страницам истории родного края»...
Методическая разработка урока английского языка «Искусство. Загадки живописи»
Методическая разработка учителя английского языка Бритвенковой Ксении Юрьевны разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования школы с углубленным изучением английс...