Методическая разработка урока английского языка «Искусство. Загадки живописи»
методическая разработка по английскому языку (7 класс)
Методическая разработка учителя английского языка Бритвенковой Ксении Юрьевны разработана в рамках основной образовательной программы основного общего образования школы с углубленным изучением английского языка для учащихся 7 класса (13-14 лет) и входит в состав раздела «Искусство». Методическая разработка «Искусство. Загадки живописи» включает в себя сценарий урока, методические рекомендации, материалы урока (репродукции картин, картина-пазл, раздаточный материал) и мультимедийную презентацию. Урок является первым в цикле уроков, посвященных изучению темы «Искусство».
«Загадки живописи» — это урок, посвящённый знакомству с известными произведениями искусства и пробуждению интереса к дальнейшей исследовательской деятельности. Учащимся предлагается отправиться в увлекательное путешествие по разным странам мира, делая остановки в разных городах, посещая знаменитые музеи с не менее знаменитыми картинами. Все они хранят в себе какой-то секрет, тайну, зашифрованный код и дети, шаг за шагом, идут к их разгадке. Они читают произведения искусства, как бы читая книгу, одну главу за другой. А после экскурсии они пробуют себя в роли настоящих детективов, расшифровывая скрытое значение деталей картины. После проделанного анализа, учащиеся могут проверить свои предположения, используя разнообразные Интернет-ресурсы. Перед ними открываются безграничные возможности: от посещения сайтов музеев, до совершения виртуального 3D-тура по залам, где можно подойти к картинам поближе, рассмотреть их, узнать интересные факты и ознакомиться с информацией о них.
Тема урока «Загадки живописи» была выбрана не случайно, поскольку помогает обеспечить:
- интерактивность;
- комплексность - включение всех типов восприятия;
- наглядность - имитированная галерея искусств, где были представлены произведения искусства, собранные из разных музеев мира). Картины были выбраны по наличию секретов, тайного смысла, скрытых символов, с целью пробуждения интереса учащихся к их разгадке и последующей исследовательской деятельности.
Инновационность методической разработки заключается в интеграции урочной и внеурочной деятельности, а также реализации технологии смешанного обучения. Практикоориентированная направленность разработки заключается в том, что такой способ донесения учебного материала побуждает учащихся к применению полученных знаний на практике. Интернет предоставляет безграничные возможности для продолжения исследовательской деятельности за пределами классной комнаты. Так, например, практически все музеи мира предлагают виртуальные 3D экскурсии, которые помогают не только совершенствовать английский язык, но и гармонично развиваться, расширяя кругозор и аналитические способности.
Актуальность представленной методической разработки заключается в её междисциплинарности. Данный урок является интегрированным как в области содержания, где ярко выражены межпредметные связи с изобразительным искусством, историей, географией, биологией, так и на уровне методов изучения материала (частично-поисковый (эвристический), исследовательский, проектный).
Целью урока является развитие монологической речи через пробуждение интереса учащихся к живописи и стремление выразить собственные чувства.
Задачи методической разработки:
- формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
- расширение лингвистического кругозора и лексического запаса;
- освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России и мира.
На уроке используются следующие технологии, методы и приёмы:
- технология развития креативного мышления: приём анализа и интерпретации картин для выражения собственных идей;
- технология развития критического мышления: приём смысловой догадки;
- дискуссионный метод в группах;
- информационные компьютерные технологии: ММ-установка (используется на протяжении всего урока для обеспечения наглядности, а также погружения в атмосферу путешествия);
- здоровьесберегающие технологии: активное движение во время проведения экскурсии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока английского языка
«Искусство. Загадки живописи»
Данная разработка может быть использована учителем английского языка в рамках темы «Искусство» в 7 классе
Редактор: MS WORD, Power Point
г. Санкт-Петербург
2021
Содержание
Аннотация
Настоящий урок разработан в рамках общеобразовательной программы основного общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по английскому языку для учащихся 7 класса (13-14 лет) и входит в состав раздела «Искусство». Разработка является авторской, урок может быть использован как в данном разделе основной программы, так и во внеурочной деятельности.
«Загадки живописи» - это урок исследования произведений живописи. Дети отправляются в увлекательное путешествие по разным странам мира, они летят на самолёте, делая остановки в разных городах, посещая знаменитые музеи с не менее знаменитыми картинами. Все они хранят в себе какой-то секрет, тайну, зашифрованный код и дети шаг за шагом идут к их разгадке. Они читают произведения искусства, как бы читая книгу, одну главу за другой. А после экскурсии они пробуют себя в роли настоящих детективов, расшифровывая скрытое значение деталей картины. Удивительно, как много можно узнать о картине, о художнике, о жизни того времени, всего лишь «прочитав» картину. После проделанного анализа, ребята с легкостью могут проверить свои предположения, достаточно лишь зайти в Интернет и перед ними открываются безграничные возможности: от посещения сайтов музеев, до совершения виртуального 3D-тура по залам, где можно подойти к картинам поближе, рассмотреть их, узнать интересные факты и ознакомится с информацией о них.
Тема урока «Загадки живописи» была выбрана не случайно, поскольку помогает обеспечить интерактивность, комплексность (включение всех типов восприятия), наглядность (имитированная галерея искусств, где были представлены произведения искусства, собранные с разных музеев мира). Картины были выбраны по наличию секретов, тайного смысла, скрытых символов, с целью побуждения интереса учащихся к их разгадке и последующей исследовательской деятельности. Данный способ донесения учебного материала укрепляет связь с жизнью (призыв учащихся к действию – посещение музеев, где учащиеся как раз смогут применить полученные знания на практике), а также помогает с легкостью трансформировать урок в цифровую среду, посредством посещения виртуальных 3D экскурсий по различным музеям мира, а также стать стимулом для поиска интересующей информации в сети Интернет.
Данный урок является интегрированным в области содержания, где ярко выражены межпредметные связи (изобразительное искусство, история, география, биология), и на уровне методов изучения материала (частично-поисковый (эвристический), исследовательский, проектный).
Интеграция в содержании образования школьников выражается:
- в связи с изобразительным искусством. Урок построен вокруг интерпретации произведений искусства. Это представляет собой особо эффективный способ развития продуктивных навыков, расширения словарного запаса и использования творческого потенциала учащихся. Наша главная цель – научить детей пользоваться языком не только в реальном мире, в качестве туриста, но и научить видеть, замечать, думать, анализировать, интерпретировать и, наконец, научить учиться и полюбить делать это.
- в связи с историей. В центре картины Ганса Голбейна «Послы» (Приложение 3) изображена этажерка, покрытая восточным ковром и уставленная различными предметами, такими как астрономический и земной глобусы, циркуль, карты, лютня, книги и т.д. Все эти предметы обозначают интересы людей XVI века, их хобби. Картина «Портрет четы Арнольфини» (Приложение 4) тоже имеет тесную связь с историей. С помощью предметов, изображенных на картине, ученики могут сами рассказать о быте в Нидерландском городе Брюгге в XV веке, связать полученные факты с историей. Данная картина была написана в 1434 году, в то время Брюгге был крупным центром торговли. Из Скандинавии и России привозились меха, из Венеции и Генуи привозились ковры и шелк, а из Португалии – апельсины. Все эти предметы изображены на картине художника Яна ванн Эйка и в ходе урока обсуждаются между учащимися сначала в группах, а затем представляют полученные результаты перед всей аудиторией. Это может послужить толчком для дальнейшей исследовательской деятельности учащихся.
- в связи с географией. В основной части урока, учащимся предлагается отправиться в путешествие по разным музеям мира (Kröller-Muller Museum (Нидерланды), Национальная галерея (Великобритания), Русский музей (Россия)).
- в связи с биологией. При подробном рассмотрении картины «Лоскут травы» (Приложение 1), учащимся предлагается вспомнить названия растений, изображенных на картине.
Интеграция в методике преподавания:
- Частично-поисковый (эвристический) метод. Ученики осуществляют поиск значения тайных, зашифрованных знаков и символов на картинах («Лоскут травы», «Прогулка», «Послы» и «Портрет четы Арнольфини») с помощью наводящих вопросов учителя для более глубокого понимания смысла картины.
- Исследовательский метод. Учащимся предлагается попробовать себя в качестве эксперта в области изобразительного искусства. Для детального исследования им предлагается картина «Портрет четы Арнольфини», образец образа жизни XV века. Целью является «прочтение» картины с помощью деталей, которые учащиеся должны пристально изучить и обсудить в группах.
- Проектный метод. В конце урока учащиеся создают мини-проект.
Цель урока – развитие монологической речи через пробуждение интереса учащихся к живописи и стремление выразить собственные чувства.
Задачи урока:
Образовательные
- развить умения построить высказывание по теме урока на основе пройденных ранее лексических тем: «Природа», «Город», «Чувства», «Интересы и хобби»;
- развить умения описывать картины на уровне чувств;
- развить умения монологического мини-высказывания;
- сформировать лексические навыки в рамках темы «Живопись»;
- осуществить осознанное построение речевого высказывания;
- обобщить информацию о художественных произведениях и их авторах;
- расширить лексический запас в рамках темы «Искусство»;
- развить умения обобщения связи предметов на картине (собака, одежда, апельсины, тапочки, зеркало);
- создать условия для проведения исследования.
Развивающие
- активизировать внимание учащихся;
- мотивировать учащихся к монологической речи;
- мотивировать учащихся к исследованию содержания произведений живописи, выявлению важных деталей;
- развить умение использовать языковую догадку;
- развить умения обобщать высказаться по итогам урока;
- развить ассоциативное мышление;
- мотивировать учащихся к творческой деятельности;
- мотивировать учащихся к созданию проектно-исследовательских работ.
Воспитательные
- создать психологический настрой;
- развить умение адекватно воспринимать разные точки зрения и координировать различные позиции в сотрудничестве на основе анализа и синтеза (при помощи учителя);
- развить умения работать в группах.
Планируемые результаты (ФГОС основного общего образования)
Личностные универсальные учебные действия | ||
Когнитивный компонент познавание | Ценностный и эмоциональный компоненты | Деятельностный (поведенческий) компонент |
Освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия | Уважение к истории, культурным и историческим памятникам. | Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. |
|
Метапредметные результаты
Регулятивные: - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность | Коммуникативные:
| Познавательные
|
Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию | Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений |
Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации | Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое высказывание | Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя |
Предметные результаты
|
Сценарий урока
Этапы урока, планируемые результаты | Задачи | Технологии, методы и приемы обучения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Использование оборудования |
Организационный (1-2 минуты) | Активизировать внимание учащихся | Здоровьесберегающая технология. Приём «Привлечение внимания». | Учитель приветствует учащихся, вводит в атмосферу иноязычной речи. Hello, everyone. I’m glad to see you. I’m very glad to meet you today. | Учащиеся приветствуют учителя и занимают места за рабочими местами. | Слайд 1 |
Подготовка к основному этапу урока. Введение в тему. (3 минуты) Освоение общемирового культурного наследия. Формирование готовности и способности вести диалог. | Мотивировать учащихся к монологической речи. Создать психологический настрой. | Технология развития критического мышления. Приём «Использование наглядности». Приём объяснения. Приём рефлексии и объяснения. | 1. Учитель задаёт вопрос: «Что мы можем прочесть?». «Tell me, what can we read? » (В качестве подсказки учитель предлагает осмотреться вокруг). «Look around. There’s a hint for you». 2. Учитель объясняет, что помимо книг, газет, журналов и т.п. мы также можем «прочесть» картины. «You can be surprised but we can also read paintings. Artists hide a lot of signs, secrets and symbols in their paintings. And if we look closely at the painting we can find them and “read” the meaning.» 3. Учитель задаёт следующие наводящие вопросы с целью раскрыть, понять что и как чувствуют себя учащиеся в музеях. Where can we do it? Do you often go to museums? How do you feel there? (Учитель объясняет, что есть способ, как ходить в музеи с удовольствием). Many people feel the same. But you can learn how to enjoy museums. You know, as I’ve already told you that they hide secrets, there’re lots of mysteries around them and if you know how to be detectives to solve those mysteries, the whole new world will open to you. You’ll learn how to read paintings. | Учащиеся отвечают на поставленный вопрос. Учащиеся обмениваются своими мыслями, ощущениями индивидуально. Учащиеся высказывают своё мнение о музеях в целом при помощи наводящих вопросов учителя. Актуализация собственного опыта. | На стенах классной комнаты развешаны три картины: «Patch of grass», «The walk», «The ambassadors». |
Основная часть. Проведение экскурсии по известным музеям мира. (10 минут) Уважение к культурным памятникам. Умение вести диалог на основе взаимного уважения и принятия. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре народов мира. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений. Совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Знание культурного наследия народов России. Формирование способности вести диалог. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений. Формирование мировоззрения, учитывающего культурное многообразие современного мира. Проводить наблюдение под руководством учителя. Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию. Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений. | Мотивировать учащихся к исследованию картин. Развить умения создания высказывания на основе пройденных ранее лексических тем: «Природа», «Город», «Чувства», «Интересы и хобби». Развить умение использовать языковую догадку. Развить умения обобщать полученную информацию. Развить умения описывать картину. Развить умения обобщать полученную информацию. Развить ассоциативное мышление и умения монологического мини-высказывания. Развить умение адекватно воспринимать разные точки зрения и координировать различные позиции в сотрудничестве на основе анализа и синтеза (при помощи учителя). Сформировать интерес к данной теме. | Здоровьесберегающая технология: активное движение во время проведения экскурсии. Технология развития критического мышления. Приём смысловой догадки. Приём анализа и смысловой догадки. Технология развития критического мышления. Приём анализа и интерпретации картин для выражения собственных идей. Приём обобщения. Здоровьесберегающая технология: активное движение во время проведения экскурсии. Приём смысловой догадки. Здоровьесберегающая технология. Приём смысловой догадки. Технология развития критического мышления. Приём анализа и интерпретации картин для выражения собственных идей. Приём обобщения. Приём анализа и интерпретации картин и смысловой догадки. Приём обобщения. | 1. Учитель предлагает отправиться в путешествие по разным музеям мира и познакомиться с картинами, которые содержат свой «секретный код», тайный смысл, загадку. So, let’s start! I’ll take you on a trip around some famous museums and show you how to be detectives in museums. Close your eyes. We’re on the plane flying to the Netherlands. Open your eyes. Now, I’m your guide. The museum we’re going to enter is called Kröller-Müller Museum and here is a painting I want to show you. 2. Учитель подводит детей к картине «Patch of grass» (Vincent van Gogh), и предлагает описать ее. Look at it. Make up some sentences to describe what you can see in it. How are these plans called? What season is it? (A field with grass and some flowers (dandelions).После этого, учитель говорит название картины и её художника. This painting is called «Patch of grass», the artist is Vincent van Gogh. 3. Учитель раскрывает тайну картины, предлагая посмотреть на картину, находящуюся под ней. At first glance this painting looks like just a colorful patch of grass. But when experts studied the paint they discovered that something was hiding! LOOK AT THE FACE! Under the grass there’s a painting of a girl’s face. 4. Ознакомившись с тайной, учитель просит учащихся объяснить, зачем Винсент ванн Гог спрятал портрет девушки под картиной «Patch of grass» и какой мы можем сделать вывод про художника (используя приём догадки, обобщения). Why did Van Gogh do it? Why did he hide the painting? (He had painted on top of it probably because he didn’t have any money to buy another material, canvas.) What can we say about the artist? (He was poor at that time.) 5. Учитель задаёт вопрос о том, что же мы можем узнать с помощью картины. 6. Учитель предлагает отправиться в следующую страну (Россию) и посетить Русский музей. Close your eyes. Back on the plane. Open your eyes. Can you recognize the place? Let’s go in the museum! The painting we’re standing in front of is painted by Mark Chagal. 7. Учитель просит перечислить все, что можно увидеть на картине и спрашивает, почему женщина летит. Mention some things you can see in it. Why do you think the girl is flying? The painting is called “The walk”, the walk of two people, Mark Chagal and his wife. They’re in his native town, Vitebsk with its houses, church and everything he loved there. He and his wife are happy, they’re in love. 8.Учитель задаёт вопрос о том, что же мы можем узнать с помощью картины. So, with the help of this painting we can learn about author’s feelings. 9. Учитель погружает учащихся в обстановку полёта на самолёте, отправившись в Англию, Лондон, Национальная Галерея. Back on the plane, close your eyes. Up in the air, be careful, clouds, landing. Open your eyes. 10. Учитель предлагает угадать место, где они находятся. Where are you? (we’re standing in Trafalgar Square and the National Gallery is in front of us) Let’s go inside. Follow me. 11. Учитель предлагает «прочесть» картину «The Ambassadors» вместе с учениками. Look at the painting. Let’s try to read it together. Try to say: Who are they? What are they wearing? What can we say about their clothes? Are they poor or wealthy? Can we say for sure who they are? No, Let’s keep looking for clues. What objects can you see on the table? What do these objects mean? What do they symbolize? 12. Учитель наводит учеников на обобщение значения картины и раскрывает её название, затем просит объяснить кто такие «The Ambassadors» и какими качествами они должны обладать. So, to sum up, what do we know now about these people? What do they do? They are the ambassadors. To be an ambassador you should be intelligent, clever, educated and broad-minded. 13. Как и в предыдущих картинах, в этой картине спрятан секрет. Для того чтобы разгадать его, необходимо посмотреть на картину под правильным ракурсом. But look! What a strange object! The artist Hans Holbein hid a secret in it. To solve this puzzle you should look at it from the right place. 14. Учитель задаёт вопрос о том, что же мы можем узнать с помощью картины. | Учащиеся закрывают глаза, представляют себя на самолёте (чему способствует звуковое сопровождение (звук взлёта самолёта)). Учащиеся знакомятся с картиной «Patch of grass», изучают её внимательно и высказывают свои идеи и предположения. Учащиеся рассматривают картину. Делают предположения о её тайне. Учащиеся высказывают свои идеи, анализируют картину и сопоставляют её с жизнью художника. Учащиеся делают вывод о картине и о жизни художника. (Предполагаемый ответ: with the help of this painting we can learn a lot about the author). Учащиеся закрывают глаза, слышат звук взлёта самолёта и оказываются в России. Учащиеся перечисляют все объекты на картине (дома, церковь, корову, мужчину, женщину и т.д.). Учащиеся обобщают полученную информацию о жизни художника и его чувствах. Учащиеся закрывают глаза и оказываются на Трафальгарской площади. Учащиеся находятся перед картиной «The ambassadors» и приводят ассоциации. Учащиеся перечисляют предметы, изображённые на картине, интерпретируют их значение, изучают образ жизни в XVI веке, сопоставляют предметы с интересами людей. Строят свои высказывания, отвечая на наводящие вопросы учителя. Ученики выражают свои мысли и идеи о том, кто такие «The Ambassadors», исходя из гипотез, предложенных ранее. Учащиеся высказывают свои предположения о «секрете» картины, исследуют его, посмотрев на картину под нужным ракурсом Учащиеся обобщают полученную информацию (We can learn about people in the painting and we can read about their interests.) | Слайд 2 Картина «Patch of grass» Картина «Patch of grass» Слайд 3 Картина «The Walk» Слайд 4 Картина «The Ambassadors» |
Репродуктивно – продуктивный этап. Анализ картины. (10 минут). Проводить наблюдение под руководством учителя. Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. Принимать решения на основе переговоров. Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию. Уметь самостоятельно контролировать своё время. | Развить умения работать в группах. Мотивировать к монологическому высказыванию и творческой деятельности. Сформировать лексические навыки в рамках темы «Живопись». Осуществить осознанное построение речевого высказывания. | Здоровьесберегающая технология. Частично-поисковый (эвристический) метод. | 1. Учитель просит учеников разделиться на три группы и предлагает поработать в качестве детектива по поиску скрытых тайн и смыслов на картине XV века художника Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Now, you’re going to work as art detectives on your own. And here is a painting full of mysteries. It is called “The Arnolfini portrait” by Jan Van Eyck. If you type in Google search bar: «Top 10 most famous paintings in the world», it will be there. Because it is very famous and full of secrets. Can you imagine that it was painted in the 15th century? In 1434! You have it on your desks, turn it over. 2. Учитель предлагает каждой группе выбрать наиболее интересующие их предметы из картины-пазла для детального исследования. As I’ve already told you that it’s full of mysteries I’ll give 2 mystery objects to each group. You’ll have some thought-provoking questions. Try to answer them in groups. On these sheets of paper you also have Useful language. Try to use it in your speech. | Ученики делятся на три группы, исследуют картину и слушают вводную информацию, работают с картиной, как с источником информации. Каждой группе предложено по два предмета на выбор. Для подробного анализа учащимся предложен примерный план анализа с наводящими вопросами и полезной лексикой (см. Приложение). Обсуждение и аргументация позиции группы. | Картина «The Arnolfini Portrait» Картина-пазл со съёмными изображениями исследуемых предметов (собака, тапочки, апельсины, одежда, зеркало, жесты) Слайд 5 |
Разговорная практика. (10 минут) Расширение лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой. Построение монологической речи. | Обобщить информацию, полученную учащимися на уроке. | Приём рефлексии. | Обсуждение полученных результатов. I’ve given each group 2 parts from this painting and now you are going to tell us your results. | Команды выбирают двух представителей, которые дают объяснение выбранным объектам перед классом, аргументируя свои позиции. Остальные учащиеся заполняют сводную таблицу (см. Приложение). | |
Заключительный этап. Подведение итогов. (3 минуты) Создание основы для формирования интереса к дальнейшему исследованию. Рефлексия. (5 минут) Формирование дружелюбного отношения к произведениям других культур. Домашнее задание. (2 минуты) Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. | Мотивировать учащихся к дальнейшему изучению данного направления. Развить умения рефлексии. Создание условий для проведения исследования. | Приём обобщения. Приём рефлексии. | Учитель мотивирует учеников на дальнейшую исследовательскую деятельность. Can you imagine that almost half an hour you knew nothing about these paintings? We read them like we read books. It’s amazing! And now you are like art experts you can say a lot about paintings. Some experts also say that it’s not necessary to look at all pieces of art in museums. It’ll be enough if you choose 1, 2 or three paintings that interest you and come to museum and look at them. It’s more useful. You won’t be tired you back and legs won’t hurt. Учитель подводит итоги урока и просит учеников продолжить фразы «Больше всего мне понравилось…», «Я бы хотел узнать…». Учитель просит учеников посетить музеи Санкт-Петербурга или другие музеи мира (посетив виртуальные экскурсии на сайте музеев) и выбрать для описания картину, которая понравится больше всего. I have shared with you painting that I like and I want you to share with me your favorite paintings. Go to museum or you can have a virtual tour of any museum in the world sitting at home. Find a painting that you like and try to read its secret messages. | Подведение итогов работы. Ученики проводят рефлексию и высказывают своё мнение по теме. Учащиеся записывают домашнее задание. | Слайд 5 |
Методические рекомендации
В ходе урока детям предлагается познакомиться с различными удивительными картинами мира, которые хранят секрет, зашифрованную информацию о картине или о художнике. Основной идеей урока является «чтение картин», их интерпретация. Учащимся была предложена интерактивная экскурсия по музеям таких стран, как Нидерланды (Kröller-Muller Museum), Великобритания (Национальная галерея, Лондон), особый акцент был сделан на посещении Русского музея в Санкт-Петербурге, поскольку это способствует духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России. Цель данной экскурсии - наглядная демонстрация способа «прочтения» картин. В каждом музее была представлена картина, которая содержит символы, тайные знаки. Например, «секрет» в картине «Лоскут травы» Ван Гога (Приложение 1) заключается в том, что под верхним слоем картины был найден предыдущий слой, где был изображен портрет девушки. На примере этой картины учащиеся делают вывод о художнике, о его трагической судьбе и необычайном таланте и о том, что он был беден в годы своей жизни. Картина «Прогулка» Марка Шагала (Приложение 2) тоже по-своему необычная, с ее помощью можно сделать вывод о чувствах героев (влюблённость, любовь к Родине и т.д.). Анализируя картину «Послы» (Приложение 3), учащиеся узнают о людях XVI века, их интересах, читают и разгадывают символические значения изображённых предметов. Также эта картина содержит в себе необычный предмет, разглядеть который можно только с определенного угла зрения. Этот «секрет» в картине вызывает огромный интерес у детей.
На стадии следующего этапа урока ученикам предлагается поработать настоящими детективами. Для анализа им предлагается картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (Приложение 4), которая содержит большое количество секретов, спрятанных в каждом предмете, жесте и т.д. Учащиеся делятся на три группы, для подробного анализа они самостоятельно выбирают по два символа, значение которых они бы хотели исследовать более детально. Активность и самостоятельность учащихся достигается с помощью наводящих вопросов.
Урок направлен на формирование устойчивого интереса к произведениям искусства, развитие эмоционального интеллекта и формирование учебно-исследовательских умений. Данное направление было выбрано не случайно, оно было обусловлено следующими факторами:
- недостаточным использованием произведений искусства в практике работы учителей;
- ценностью произведений искусства для личностного развития учащихся;
- широкими возможностями пользования полученными знаниями для самовыражения.
Для проведения урока необходим мультимедийный проектор, компьютер, проекционный экран, репродукции картин, картина-пазл со съёмными изображениями исследуемых предметов (собака, тапочки, апельсины, одежда, зеркало, жесты), а также раздаточный материал с наводящими вопросами по каждому предмету картины (Приложение 5).
Формы организации работы
Организационные формы работы | Методы/приёмы работы |
1.Учебно-исследовательская | Детальное изучение произведения искусства, поиск, расшифровка, интерпретация скрытых тайн и смыслов на картине XV века художника Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». |
2. Фронтальная | Обсуждение темы урока, проведение экскурсии по музеям мира, ответы на вопросы учителя, интерпретация и анализ «скрытых» значений художественных произведений. |
3. Групповая | Деление на три группы и совместная работа над интерпретацией значения предложенного предмета на картине «The Arnolfini Portrait». |
4. Индивидуальная | Написание своего мнения (самоанализ). |
Организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, применение словесных, визуальных методов, работа с картинами способствовали достижению поставленных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.
Содержание урока направлено на формирование предметных и метапредметных результатов, таких как личностных УУД (умение формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и совместно с другими участниками принимать общее решение, формирование устойчивого интереса к произведениям искусства), познавательных УУД (умение устанавливать логические связи при помощи выполнения группового задания, направленного на исследование значений предметов, изображённых на картинах, умение самостоятельно получать необходимую информацию, умение анализировать, интерпретировать и сравнивать на основе предложенных произведений искусства), коммуникативных УУД (умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, устанавливать рабочие отношения при работе в группах), а также регулятивных УУД (умение планировать свою деятельность при работе как самостоятельно, так и в группах, умение соотносить полученный результат с планируемым).
Подобные уроки дают возможность учащимся на основе уже сформированных навыков и стратегий не только совершенствовать английский язык, но и гармонично развиваться, расширяя кругозор и аналитические способности. На этом этапе возникает необходимость формирования учебно-исследовательских умений, поэтому следующим шагом является научить учащихся грамотно и эффективно пользоваться пособиями, книгами, а также интернет-источниками. Для этого им предоставляется презентация сайтов и программ для их последующих проектных работ, которые являются продолжением данного урока (для последующей внеурочной деятельности учеников).
Полезные пособия, книги:
- «English through Art» by Peter Grundy, Hania Bociek, Kevin Parker;
- The Usbome Books of Famous Artists;
- «The Story of Painting» by Abigail Wheatley;
- «The Art Book» Phaidon;
- «Paintings that Changed the World» Prestel;
- «The Story of Painting» by Abigail Wheatley;
- «A Closer Look. Faces» London National Gallery и т.д.
Полезные интернет-источники:
- Государственный Русский музей - http://www.rusmuseum.ru;
- Государственный Эрмитаж - http://www.hermitagemuseum.org;
- Лондонская национальная галерея - http://www.nationalgallery.org.uk;
- Национальные музеи Ливерпуля - http://www.liverpoolmuseums.org.uk;
- Национальная галерея искусства - http://www.nga.gov/content/ngaweb.html;
- Денверский художественный музей - http://denverartmuseum.org;
- Kröller-Muller Museum - https://krollermuller.nl;
- UsborneQuicklinks http://www.usborne.com/quicklinks/eng/catalogue/catalogue.aspx?area=A и т.д.
Особо стоит отметить заинтересованность детей, их вовлечённость. После проведения урока, у детей родились собственные проекты (см. Приложение 6), с которыми они выступили не только перед своими одноклассниками, но и на школьной научной конференции.
Актуальность подобного урока обусловлена изменившейся ролью и местом языка в системе школьного образования и развития школьников, необходимостью учета современных тенденций в методике преподавания иностранного языка, а также требованиями ФГОС основного общего образования. Преподавание искусства через английский язык позволяет интегрировать все возможности музея в этот школьный предмет, активизируя поисковую и исследовательскую деятельность.
Конечным образовательным продуктом урока выступают устные выступления участников групп с результатами исследовательской деятельности. Для оценки проектов учащихся возможно использование самооценки, а также оценки учителем конечного продукта исследования (проектов, экскурсий и т.д.) по критериям (языковое оформление, идейное наполнение, форма подачи (выступление)).
Искусство в образовании – это «пространство», где ученик может не только совершенствовать свой душевный мир, но он также может приобщиться к великим произведениям мировой художественной культуры. С помощью произведений искусства мы можем помочь детям сформировать эстетическое восприятие нашего мира, освоить различные науки и углубить свои знания.
Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.);
- Образовательная программа основного общего образования с дополнительной (углубленной) подготовкой по английскому языку (5-8 классы);
- Peter Grundy, Hania Bociek, Kevin Parker «English through Art»;
- The Usbome Books of Famous Artists;
- «The Story of Painting» by Abigail Wheatley;
- «The Art Book» Phaidon;
- «Paintings that Changed the World» Prestel;
- «The Story of Painting» by Abigail Wheatley;
- «A Closer Look. Faces» London National Gallery.
Интернет-источники:
- Государственный Русский музей - http://www.rusmuseum.ru;
- Государственный Эрмитаж - http://www.hermitagemuseum.org;
- Лондонская национальная галерея - http://www.nationalgallery.org.uk;
- Национальные музеи Ливерпуля - http://www.liverpoolmuseums.org.uk;
- Национальная галерея искусства - http://www.nga.gov/content/ngaweb.html;
- Денверский художественный музей - http://denverartmuseum.org;
- Kröller-Muller Museum - https://krollermuller.nl;
- UsborneQuicklinks http://www.usborne.com/quicklinks/eng/catalogue/catalogue.aspx?area=A.
Приложение 1
Карточки для учащихся с наводящими вопросами
(Сводная таблица)
Oranges 1) Is it a cold or hot country? _______________________________________________ 2) Was it common to eat oranges in those days? _______________________________________________ 3) What do they mean? | Useful language I think that… Maybe/probably… It seems that… It makes me… It might be… It means… |
Shoes/slippers 1) What kind of slippers are they? Do people wear them outside or inside? _______________________________________________ 2) Why aren’t they wearing them? _______________________________________________ 3) What are they made of? _______________________________________________ 4) What country do people wear these shoes? _______________________________________________ 5) Why are they made of different materials? | Useful language I think that… Maybe/probably… It seems that… It makes me… It might be… It means… |
Gestures/emotions 1) Why are they holding hands? _______________________________________________ 2) Why is he holding his right hand in this way? _______________________________________________ 2) Are they smiling or not? How do they feel? Why? | Useful language I think that… Maybe/probably… It seems that… It makes me… It might be… It means… |
Clothes 1) What kind of dress is this woman wearing? Is there anything strange about it? _______________________________________________ 2) What kind of clothes is this man wearing? _______________________________________________ 3) What do their clothes tell us about them? | Useful language I think that… Maybe/probably… It seems that… It makes me… It might be… It means… |
Mirror 1) What kind of room is it? _______________________________________________ 2) What can you see in the mirror? _______________________________________________ 3) Whose reflection is there? Why? | Useful language I think that… Maybe/probably… It seems that… It makes me… It might be… It means… |
Dog 1) Is it big or small? _______________________________________________ 2) Why did people keep such dogs? _______________________________________________ 3) What does it symbolize? | Useful language I think that… Maybe/probably… It seems that… It makes me… It might be… It means… |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
The N etherlands Kröller-Müller Museum
Saint Petersburg The State Russian Museum
THE NATIONAL GALLERY
The Arnolfini Portrait Jan van Eyck
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по УМК «Английский язык»
Books in our Life/Методическая разработка урока английского языка в 8 классе по УМК «Английский язык», авторы: О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, издательство «Просвещение»/ Цель: Формирование ...
Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна, учитель английского языка
Методическая разработка урока английского языка по теме"What is the family?" в 6 классе по УМК Биболетова с применением отдельных структур Сингапурского метода обучения, Шаймарданова Гульшат Ришатовна...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКОВ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «МИР ТАЙН. ПИРАМИДЫ» (учебник английского языка «NEW MILLENNIUM») С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЙТИНГ – НАКОПИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Разработано семь уроков по теме "Мир тайн" для учащихся 7ого класса( учебник "New Millennium"), также для каждого урока сделаны технологические карты, где учащиеся непосредственно выполняют задания ра...
Тема урока: « Английский алфавит» Методическая разработка урока английского языка, 2 класс
Цели урока: В игровой форме организовать повторение и обобщение изученного материала....
Методическая разработка урока английского языка по теме "Почему ты изучаешь английский язык?"
Тема урока: "Почему ты изучаешь английский язык?".Тип урока: урок систематизации знаний учащихся.Цель урока - развивать навыки коммуникативной компетенции учащихся.Здачи урока:-практиковать учащихся в...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе «Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века»
laquo;Английский язык XIX века и его отличия от языка XXI века» представляет собой одно из занятий тематической недели «Погружение в XIX век», которая проводится в ИТШ № 777 с 1 по ...
Методическая разработка урока английского языка по теме "В.Шекспир" (УМК: Афанасьева, О.В. Английский язык: 8 класс)
Методическая разработка содержит технологическую карту урока английского языка для 8 класса на тему «William Shakespeare» и презентацию к нему. Данный урок был проведен в д...