Рабочая программа "Искусство" (9 кл, Данилова)
рабочая программа по мхк (9 класс) по теме
Рабочая программа по курсу "Искусство" для 9 класса, основанная на примерной программе курса Г. И. Даниловой, ориентированная на стандарт 2004 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkhk_9_danilova.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО _______/___________________/ Ф.И.О. Протокол № ___ от «___»______2013 г | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР ГБОУ гимназии №148
________/______________________/ Ф.И.О. «_____»___________2013 г | «Утверждаю» Руководитель ГБОУ гимназии №148 ________/______________________/ Ф.И.О. Приказ №____ от «___»_______ 2013 г |
Рабочая программа учебного курса
по изобразительному искусству («Искусство, МХК»)
для 9 класса
(1 час в неделю, 34 часа в год)
Учитель-составитель: Андреев Антон Сергеевич
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа по курсу «Искусство» для IX класса создана на основе следующих документов:
- федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования от 2004 г.
- авторской программы по курсу «Искусство» Г. И. Даниловой (Рабочие программы. Искусство. 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013);
- учебного плана ГБОУ гимназии №148 им. Сервантеса на 2013-2014 уч. Год
- Положения о рабочих программах ГБОУ Гимназии № 148
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Искусство» в основной школе ориентирован на развитие потребности школьников в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Он призван решать кардинальные задачи развития творческого потенциала личности ребенка, формирования его духовно-нравственных идеалов.
Курс «Искусство» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Учебный курс «Искусство» пробуждает интерес школьников к миру художественной культуры, дает мощный эстетический импульс, формирует потребности в различных способах творческой деятельности, находит оптимальные способы выработки навыков общения, активного диалога с произведениями искусства. Освоение предмета имеет преимущественно деятельностный характер, обусловленный возрастными особенностями школьников, их стремлением к самостоятельности, творческому поиску с использованием современных информационно-коммуникативных технологий.
В 9 классе, согласно авторской программе Г. Даниловой, в рамках общего курса «Искусство» преподается курс «Содружество искусств». Учащиеся продолжают знакомство с видами искусства, но главные акценты здесь сделаны на выявление специфики синтетических видов: театра, оперы, хореографии, кино, экранных и зрелищных искусств. Диалог и содружество отдельных видов искусства, стремление к преодолению границ, естественных для каждого способа художественного отражения действительности, составляют важную особенность данного курса.
В соответствии с принципом вариативности, заложенном в авторской программе Г. И. Даниловой, акцент в рабочей программе делается на историко-культурные вопросы, связанные не только с жанрами искусства и синтезом искусств, но и с историей формирования и развития художественных стилей, проявлением особенностей художественных стилей в рассматриваемых жанрах искусства.
Цели изучения курса
Целью учебного предмета «Искусство» в основной школе является
- раскрытие воспитательной и преобразующей составляющей разных видов искусства, их влияния на развитие духовного мира учащихся, становление нравственных ориентиров,
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты являются важнейшими задачами курса «Искусство»
Место предмета в учебном плане
На изучение курса обществознания в IX классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся за курс обществознания в 9 классе
• представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентации современного человека;
• понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее и др.);
• ориентироваться в окружающем культурном пространстве; понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
• понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
• осуществлять самостоятельный поиск и обработку" информации в области искусства, используя современные технологии;
• выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности,
при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
Личностные результаты изучения курса «Искусство» подразумевают формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства, развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства, накопление опыта эстетического переживания.
Предметные результаты изучения искусства включают восприятие объектов и явлений искусства, восприятие смысла (концепции) художественного образа, произведения искусства, представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества, развитие индивидуального художественного вкуса, расширение эстетического кругозора, реализацию творческого потенциала, применение различных художественных материалов, использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
При реализации программы учитель ориентируется на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно: школьную лекцию, семинарские занятия, самостоятельную работу с учебником, задания, направленные на групповую форму работы, дискуссии, создание учебных проектов.
Учебно-методический комплекс
Для учащихся:
1. Учебник Г.И. Данилова. Искусство. 7-9 классы. М., Дрофа, 2013.
Для учителя:
1. Рабочие программы. Искусство. 5-11 классы: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2013.
Формы контроля (текущего и итогового):
Предлагаются различные формы контроля усвоения знаний учащимися и уровня развития умений, которые должны применяться комплексно:
Тестирование, устный опрос, сообщение по теме, тестирование по теме, составление таблицы (схемы), составление презентации, зачет, рецензирование ответа (сообщения).
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Применение ИКТ и ЭОР | Виды контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
1 | Введение. Пространственно-временные виды искусства | 1 | Пространственно-временные виды искусства и их характерные особенности. У истоков теории синтеза искусств. | Знать жанры искусства | Эссе «Искусство в моей жизни» | |||
2 | Художественная культура ХVII - ХVIII вв. Азбука театра. | 1 | Особенности художественной культуры XVII-XVIII вв. Особенности театрального искусства Нового времени. Законы театрального искусства. Театр как один из древнейших видов искусства. | Знать особенности театрального искусства, особенности театра Нового времени. Понимать роль театра в культурной жизни общества. Показывать уникальность театрального искусства. | Презентация | Сообщения об истории театра в различные исторические периоды | ||
3 | Стилевое многообразие искусства ХVII - ХVIII вв. Актер и режиссер в театре. | 1 | Место театра в искусстве XVII-XVIII вв. Эволюция театра в Новое время. Мастерство актера. Актерское профессия в Новое время. Театральные режиссеры и драматурги. | Знать основные положения урока. Знать черты искусства Нового времени. Понимать суть актерской профессии, положение актеров в Новое время. Показывать роль режиссера для театральных постановок. | Презентация | Защита презентаций по теме урока | ||
4 | Художественная культура барокко. Искусство оперы. | 1 | Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко. Место оперы в эпоху барокко. Синтетический характер оперы. Оперное искусство в Новое время. | Знать факторы изменения общества и искусства в Новое время, особенности оперного искусства Нового времени. Называть черты оперы как жанра искусства. | Презентация | Конспект | ||
5 | Архитектура среди других искусств. Архитектура барокко. | 1 | Архитектура и изобразительные искусства. Характерные черты архитектуры барокко. | Знать черты архитектуры барокко, называть особенности развития архитектуры барокко в России. Понимать сущность архитектуры как жанра искусства. | Презентация | Таблица «Архитектурные стили» | ||
6 | Изобразительные искусства в семье муз. Изобразительное искусство барокко. | 1 | Живопись и графика. Созерцательность живописи. Скульптура и живопись барокко, основная тематика и её художественное воплощение. | Знать основные положения урока. Называть черты скульптуры и живописи барокко. Сущность живописи, скульптуры как жанров искусства. | Презентация | Составить сравнительную таблицу «Скульптура Возрождения и скульптура барокко» | ||
7 | Изобразительные искусства в семье муз. Реалистические тенденции в живописи Голландии | 1 | Изобразительные искусства и художественная фотография. «Музыкальность живописи». Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи. | Знать особенности творчества Рембрандта, голландских художников Нового времени, особенности живописи как жанра искусства, отличие живописи от прочих видов изобразительных искусств. | Презентация | Биографическое сообщение. | ||
8 | В мире танца. Музыкальная культура барокко. | 1 | Танец - древнейший вид искусства, его роль в жизни человека. Эволюция танцевального искусства. Музыкальная культура барокко и танец. Танец в Новое время. | Знать черты стиля барокко в европейской музыке. Знать основные этапы развития танца. Показывать роль танца в культурном пространстве Европы. | Презентация | Составить словарик темы | ||
9 | Страна волшебная – балет. | 1 | Балет как вид музыкально-театрального искусства. Понятия «танец» и «балет». Балет в Новое время. Стили и направления в истории балета. | Знать роль балета в европейской культуры. Отличать понятия «танец» и «балет». Показывать роль балета в Новое время. | Презентация | Словарь темы | ||
10 | Искусство кинематографа. | 1 | Кинематограф – искусство, рожденное научно-технической революцией. Место кино в ряду других искусств. Актеры и режиссеры кино. | Знать черты кино как жанра искусства. Показывать связь кино с другими жанрами искусства. | Презентация | Составить схему «Этапы развития кино» | ||
11 | Фильмы разные нужны… | 1 | Виды кино и их жанровое разнообразие. Документальные (неигровое) кино как средство массовой информации и его жанры. Шедевры мирового кино. | Знать виды кино и их жанровое разнообразие. Называть шедевры мирового кино. | Презентация | Словарь темы, биографические сообщения | ||
12 | Экранные виды искусства: телевидение, видео. | 1 | Экранные искусства – важнейшие средства массовой информации. Синтетическая природа экранных искусств. | Знать особенности экранных искусств. Показывать синтетическую природу экранных искусств. | Презентация | Сообщения по биографиям деятелей экранных искусств | ||
13 | Экранные виды искусства: телевидение, видео. | 1 | Роль режиссера на телевидении. Основные циклы телевизионных передач. Ресурсы цифрового телевидения. | Знать особенности телевизионного искусства, называть основные этапы развития кино, его жанровые особенности. | Презентация | Защита презентаций | ||
14 | Мультимедийное искусство. | 1 | Виды компьютерного искусства: компьютерная музыка, графика, анимация, искусство мультимедиа. | Знать особенности мультимедийного искусства, его основные жанры. | Презентация | Защита презентаций по жанрам компьютерного искусства | ||
15 | Зрелищные виды искусства: цирк и эстрада. | 1 | Синтетический характер зрелищных искусств и их роль в жизни человека. Зрелищные искусства и культура зрелищ. Искусство цирка. Эстрада как вид искусства. | Знать особенности зрелищных жанров искусства, называть основные периоды их развития. | Презентация | Сообщения по истории жанров зрелищных видов искусств. | ||
16 | Художник в театре XVII-XX вв. | 1 | Основные компоненты театрально-декоративного искусства. Художественная составляющая театра в Новое время. Театр эпохи классицизма. Театр XIX века. | Называть основные компоненты художественных особенностей театра, показывать сущность театрально-декоративного искусства | Презентация | Словарь темы | ||
17 | Художник в кино. | 1 | Художник в кино и его творческое содружество с автором литературного сценария. Художественные стили XX века в кино. | Называть основные компоненты художественных особенностей кино, роль художника в кино, влияние художественных стилей на кино. | Презентация | Биографические сообщения | ||
18 | Архитектура – «застывшая музыка» | 1 | Родство архитектуры и музыки. Музыка форм и линий. Архитектура классицизма. Архитектурные стили XIX-XX вв. | Знать сущность архитектурного искусства, схожесть и отличие архитектуры с другими жанрами искусства. | Презентация | Составить таблицу «Архитектурные стили» | ||
19-20 | Содружество искусств и литература. | 2 | Литература – форма эстетического познания и освоения мира. «Живописность» литературы. Живопись и литература классицизма. Живописные и литературные стили XIX-XX вв. Общность поэзии и музыки. Особенности воплощения вечных проблем в музыке и литературе. | Знать сущность литературы как жанра искусства, показывать его связь с живописью, театром, музыкой и проч. жанрами искусства. | Презентация | Биографические сообщения | ||
21-22 | Музыка в семье муз | 2 | Музыка и живопись. Искусство «видеть» музыку. «Музыкальность» живописи. Музыка классицизма. Музыкальные стили XIX-XX вв. Музыка – «невидимый танец». Роль ритмического рисунка танца в формировании танцевальных музыкальных жанров. | Знать черты музыкального искусства. Называть черты основных направлений и стилей музыки Нового времени. Знать особенности музыкальной культуры народов Азии и Африки. | Презентация | Словарь темы Сравнительная таблица «Музыкальные стили» | ||
23 | Композитор в театре | 1 | Роль композитора в создании сценического образа. Музыка – важнейшее средство создания эмоциональной атмосферы спектакля. | Показывать роль композитора в театре, роль музыки в спектакле. | Презентация | Биографические сообщения | ||
24 | Композитор в кино | 1 | Зачем нужна музыка в фильме. Иллюстративный характер музыки в раннем кино. Музыка – элемент кинематографической полифонии. | Показывать роль композитора в кино, роль музыки в кнематографе. | Презентация | Биографические сообщения | ||
25-26 | Когда опера превращается в спектакль | 2 | Театр оперного спектакля. Синтез в оперном спектакле. Опера и ее литературный первоисточник. Музыкальная драматургия оперного спектакля. Оперный и драматический актер. Выдающиеся оперные певцы. | Знать особенности оперного театра, жанры оперы. Показывать влияние музыкальных стилей на оперное искусство. Называть имена выдающихся оперных актеров. | Презентация | Биографические сообщения | ||
27-28 | Создание балетного спектакля. | 2 | Балетный спектакль – содружество театра и пантомимы, музыки, драмы, актерского мастерства, литературы, скульптуры. Музыка – душа танца, важнейшее средство создания балетного образа. Актерское мастерство главных исполнителей. Балетное искусство XIX-XX вв. | Знать особенности балетного театра, жанры балета. Показывать влияние музыкальных стилей на балетное искусство. Называть имена выдающихся балетных актеров. | Презентация | Таблица «Этапы истории балета», биографические сообщения | ||
29-30 | На премьере в драматическом театре | 2 | Искусство быть зрителем. Роль диалога со зрителем. Особенности взаимоотношений театра и публики. Режиссерский замысел. Драматургический конфликт. Создание актерского коллектива. Мастерство в создании мизансцен. Любимые постановки драматического театра. | Знать основные этапы развития театра, жанры театрального искусства. Показывать роль режиссера в постановке спектакля. Понимать сущность драматургического конфликта. | Презентация | Словарь темы | ||
31-33 | Как снимается кинофильм | 3 | Кинофильм – результат творческих усилий большого коллектива его создателей. Основные этапы работы над фильмом. Роль продюсера, сценариста. Сценарий. Выбор натуры. Кинорежиссер – создатель фильма. Мастерство кинооператора. Роль каскадеров. Монтаж и озвучивание фильма. Роль монтажера. Метраж картины. Особенности тонировки. Роль звукооператора. Продвижение фильма. | Знать основные этапы развития кино, называть этапы работы над кинофильмом. Показывать роль сценариста, режиссера, продюсера в кино, роль монтажера и звукооператора. | Презентация | Биографические сообщения | ||
34 | Заключительный урок | 1 | Фестиваль творческих проектов по изученному курсу. | Презентация | Защита презентаций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по учебному курсу "История России с Древнейших времён до конца XVI века" 6 класс на основе авторской программы А.А. Данилова, Косулиной Л.Г., Бранда М.Ю.
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XVI века» предназначена для организации обучения учащихся 6 класса. Рабочая...
Рабочая программа по МХК для 10 класса по учебнику Даниловой
Программа состоит из пояснительной записки, общей характеристики предмета, целей и задач курса, требований к уровню подготовки учащихся, календарно-тематического планирования, рассчитанного на 34 часа...
Рабочая программа по МХК 11 класс по учебнику Даниловой
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки выпускников, календарно-тематического планирования....
Рабочая программа по истории России 9 класс (3 часа в неделю) Данилова, Косулина
Рабочая программа по истории России составлена по учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г.. Расчитана на 3 часа в неделю. Включает после каждого раздела уроки по Истории Донского края и казачества, в ча...
рабочая программа 5 класса по Д.Д.Данилову (реализация ФГОС)
Рабочая программа по истории для 5 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответств...
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса по программе Г.И. Даниловой.
Представленная программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне (утвер...
Рабочая программа по МХК 5 класс по Г.И. Даниловой
Рабочая программа составлена по учебнику Г.И. Даниловой "Мировая художественная культура. Вечные образы искусства. Мифология. 5 класс". За основу взято методическое пособие Н.Н. Куцман "Мировая художе...