рабочая программа 5 класса по Д.Д.Данилову (реализация ФГОС)
рабочая программа по истории (5 класс) по теме
Рабочая программа по истории для 5 класса детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_fgos.docx | 124.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина
Рабочая программа по ИСТОРИИ
предмет
5
класс
БАЗОВЫЙ
уровень
Учитель: Духанина Анна Викторовна, высшая.
Ф.И.О., категория
Поселок совхоза им. Ленина
2012
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета история для 5 класса, средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина, составлена на основе:
Проект «Стандарты второго поколения» История 5-9 классы, М. «Просвещение», 2010;
Примерной программы основного общего образования по истории и программы Образовательной системы «Школа 2100» (М. : Баласс, 2010).
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Цели и задачи обучения, сформулированные как линии развития личности ученика средствами предмета «История» |
1-2. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину. |
3. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия). |
4. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей. |
5. Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. |
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
Состав участников образовательного процесса - одновозрастные, состоящие из воспитанников примерно одинакового уровня подготовки.
Способ развёртывания учебного материала:
Используется последовательный линейный принцип, при котором материал располагается систематически и последовательно, с постепенным усложнением, как бы по одной восходящей линии, причем новое излагается на основе уже известного и в тесной связи с ним.
Методическая система достижения целей направлена на:
формирование исторических знаний;
формирование знаний способа усвоения информации;
организацию усвоения опыта творческой деятельности и благодаря этому творческое применение и усвоение знаний;
формирование умений решению исследовательской задачи;
формирование цепи рассуждений, изложение материала для раскрытия проблемы;
формирование представления об истории как научной дисциплине.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство — историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
• эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
• формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
• образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
• история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
• развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, — человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их потребностей, интересов, мотивов действий; в) восприятия мира, ценностей.
Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач.
Программа является систематическим научным курсом истории. Учащиеся узнают о далеком прошлом человечества, , знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания, и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории которые определены стандартом.
В соответствии с формой Государственного образовательного стандарта и принципом минимакса «Школы 2100» уровень предъявления в программе больше, чем уровень требований, иными словами: даем возможность ученикам взять материал по максимуму, а спрашиваем и контролируем по необходимому минимуму.
Кроме того, в тексте программы указаны наиболее важные научные и учебные проблемы, обсуждение и поиск решения которых предлагается ученикам на каждом уроке изучения нового материала в соответствии с принятой в Образовательной системе «Школа 2100» технологией проблемно-диалогического обучения.
Обоснование выбора авторской программы.
В Образовательной системе «Школа 2100» по истории содержится грамотный подбор учебного материала, в него включены дополнительные развивающие материалы, что позволяет наиболее полно активизировать познавательную активность учащихся. Это помогает стимулировать мотивацию учащихся и повышает успеваемостью в целом.
Программа дает возможность дифференцированного обучения на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
Материал курса содержит единство исторического пространства и хронологии. В курсе расширена понятийная основа. Достоинством данной программы является подход к изучению древней истории на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).
Данная программа построена с учетом межпредметных связей и полностью соответствует требованиям Стандартов второго поколения.
III. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ.
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.
Место предмета «ИСТОРИЯ» в учебном плане МБОУ СОШ совхоза им. Ленина определяется на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, предусматривающего обязательное изучение истории в 5 классе – 68 часов , 2 часа в неделю.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебно-методической литературы:
Данилов, Д. Д. Всеобщая история. История Древнего мира : учеб. для 5 кл. основной школы / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2010.
Данилов, Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов [и др.]. – М. : Баласс, 2010.
Данилов, Д. Д. Проверочные и контрольные работы к учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира». 5 кл. / Д. Д. Данилов, С. В. Паршина. – М. : Баласс, 2010.
Повторительно-обобщающий урок – 5
Контрольная работа - 5
Промежуточная аттестация осуществляется в формате тестирования.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
Требования к уровню подготовки обучающихся, освоивших программу по истории.
Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы», которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по истории, основных видов деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни. Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Курс должен:
Сформировать историческое мышление.
Дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ;
Показать отличия Древнего мира от мира современного.
В соответствии с этим поставлены следующие цели изучения Истории в 5 классе:
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Линии развития личности средствами предмета «История» в ОС «Школа 2100» | Требования к предметным результатам по истории, содержащимся во ФГОС |
1-2-я. Овладение исторической картиной мира: умение объяснять современный мир, связывая исторические факты и понятия в целостную картину 3-я. Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия) 4-я. Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей 5-я. Гражданско- патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор. | 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. |
V. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.
Содержание курса
№ | Содержательные разделы | Количество часов |
1 | Введение в историю | 3 ч. |
2 | Предыстория человечества | 8 ч. |
3 | Цивилизации Востока Цивилизация Древнего Египта Древние цивилизации Азии | ч. |
4 | Цивилизация древних греков | ч. |
5 | Цивилизация древних римлян | ч. |
6 | Цивилизации Востока | ч. |
В окончательном варианте такое содержание
5-й класс
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (70 ч)
Цели обучения: развивать умения по применению исторических знаний в жизни.
1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.
3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.
4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.
5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.
Содержание.[1]
Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.
Модуль 1. Первая историческая эпоха
Вводная тема (8 ч.)
Что изучает история – проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.
Тема 1. Первобытный мир (7ч.)
Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн. л.н.) и его развитие к со-временному виду людей – «человек разумный разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в Ледниковую эпоху. Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и
VI. Календарно-Тематическое планирование.
№ | Раздел Тема урока | Проблемные вопросы учеников | Планируемые результаты ученика | Дата проведения | ||||||||||||||||
Понятия | Предметные | УУД | Личностные Научится: | План | Факт | |||||||||||||||
I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ (3ч.) | ||||||||||||||||||||
Что и как изучает история. | Зачем нужно изучать историю? | история, исторический источник, археология, хроника. Летопись. | Ученик научиться определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; рассказать об истории родного края; работать с картой; | Научится: Р.: принимать решение в проблемной ситуации П.: составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение К.: продуктивно взаимодействовать со сверстниками | объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям | |||||||||||||||
22 | Лента | Как люди научились считать время? | Эра, век | Ученик научиться вести счет лет в истории; определять век | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами | Получит мотивация к познавательной деятельности, | ||||||||||||||
3 | История на карте | Как правильно прочитать историческую карту? | Стороны света | Ученик научиться ориентироваться по карте; показывать необходимые объекты; находить сходства исторической и географической карты | Научится: Р.: объяснять значение условных знаков; П.: владеть элементарными методами исторического познания К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||||||||||||||
II. ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Первобытный мир | ||||||||||||||||||||
4 | Первые люди | Как появились люди на земле? | труд, орудия труда, охота, собирательство, человеческое стадо, | Ученик научиться давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община; | Научится: Р.: строить учебно-познавательную деятельность, П.: описывать условия К.: излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||||||||||||||
5 | Первые шаги | Что значит человек разумный? | родовая община | Ученик научиться давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община; – описывать условия существования древнейших людей; | Научится: Р.: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения П.: устанавливать аналогии К.: представлять результаты своей деятельности в виде сообщения. | излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека | ||||||||||||||
6 | Первые художники и «волшебники» | Как ими были представления первобытных людей об окружающем мире, | душа, духи, боги, магия, жертвы, идолы, религия, искусство, мифы | Ученик научиться давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа; – называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей | Научится: Р.: владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и П.: строить логическое рассуждение К.: работать в группе | высказывать суждение по вопросу о причинах | ||||||||||||||
7 | Первые пастухи и хлеборобы | Как возникло | присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, племя, совет старейшин, народное собрание, каменный топор, мотыга, серп | Ученик научиться давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя; - анализировать причины появления неравенства; | Научится: Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; П.: делать выводы; К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | извлекая из истории уроки прошлого. | ||||||||||||||
8 | Первые мастера и воины | Почему произошло выделение и развитие ремесла. | ремесло, торговля, соседская община, собственность, народ, гончарный круг, плуг, колесо | Ученик научиться прослеживать последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека. | Научится: Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; П.: связывать исторические факты и понятия в целостную картину К.: аргументировать свою точку зрения | определять значение первобытной эпохи в истории человечества; | ||||||||||||||
9 | Первые | Зачем людям нужны органы власти? | неравенство, общественные слои, знать, рабы, города, государство, царь, чиновники, налоги, закон | Ученик научиться характеризовать жизнь земледельца, скотовода, ремесленника. | Научится: Р.: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; П.: видеть развитие общественных процессов К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения | Формирование ответственного отношения к учению | ||||||||||||||
10 | Общий взгляд на первобытную историю | Чему нас могут научить первобытные люди? | Основные термины по теме «Жизнь первобытных | Ученик научиться объяснять исторические термины; решать исторические кроссворды; показывать на контурной | Научится: Р.: самостоятельно определять цели своего обучения П.: Предлагать варианты мотивов поступков известных исторических личностей К.: отображать в речи содержание совершаемых действий | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре другого времени. | ||||||||||||||
11 | Контрольная работа 1: «Жизнь первобытных людей» | Чему я научился на уроках истории? | Основные термины по теме «Жизнь первобытных | Ученик научиться определять значение первобытной эпохи в истории человечества; – описывать условия перехода от первобытности | Научится: Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи П.: классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабаты вать собственные мировоззренческие позиции. | ||||||||||||||
III. ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА Цивилизация Древнего Египта | ||||||||||||||||||||
12 | Царство Древнего Египта | Как возникло государство у древних египтян? | орошаемое земледелие, государственная собственность, повинности, вельможи, папирус, ирригационные сооружения, ном и номарх, фараон | Ученик научиться определять характерные черты государственного строя; показывать на исторической карте границы Древнего Египта; характеризовать природные условия; объяснять причины возникновения древнеегипетского государства | Научится: Р.: определять способы действий в рамках предложенных условий и требований П.: строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; К.: работать с учебной и внешкольной информацией | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||||||||||||||
13 | Боги | Почему боги древних египтян похожи на зверей? | язычество, храмы, жрецы, алтарь, молитвы, богослужение, мумия, саркофаг, сфинксы | Ученик научиться называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы | Научится: Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; П.: строить логическое рассуждение К.: коллективной работе, | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||||||||||||||
14 | Искусство строителей пирамид | В чем загадки пирамид или почему египетские пирамиды являются чудом света. | иероглифы, свиток, наука | Ученик научиться определять назначение пирамид, храмов, гробниц, статуй; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках освоение гуманистических традиций и ценностей древневосточного общества | Научится: Р.: устанавливать причинно-следственные связи, П.: связывая исторические факты и понятия в целостную картину К.: находить общее решение отвечающие общим целям. | . – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||||||||||||||
15 | Ступени «общественной пирамиды» | Как было устроено египетское общество. | бронза, праща, бумеранг, дротик, колесница | Ученик научиться определять основные черты, присущие разным группам населения; характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп; | Научится: Р.: определять цель, проблему в учебной деятельности; П.: работать с историческими источниками К.: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неод нозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | ||||||||||||||
16 | Расцвет Египетского царства | Зачем фараоны ходили в походы?
| Бронзовый век, Тутмос III | Ученик научиться определять причины и последствия военных походов фараонов; высказывать оценочные суждения об исторических событиях и явлениях | Познавательные УУД: – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необхо димую для решения учебных задач; Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; Коммуникативные УУД: – излагать своё мнение | осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||||||||||||||
Древние цивилизации Азии | ||||||||||||||||||||
17 | Цивилизация в Междуречье | Как географическое положение, природные условия, климат влияют на нселение и его занятия. | Междуречье или Двуречье, шумеры, зиккурат, Шамаш, клинопись | Ученик научиться характеризовать географическое положение и природно-климатические условия Междуречья; высказывать оценочные суждения о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье | Познавательные УУД: – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до казывать, . Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в учебной деятельности; К.: – излагать своё мнение | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. | ||||||||||||||
18 | Законы Вавилонского царства | Древний Вавилон. Хаммурапи и его законы. Научные знания и литература | Западная Азия, индоевропейские племена, Хаммурапи, ростовщик | Ученик научиться анализировать | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих | ||||||||||||||
19 | Ассирийское «железное» царство по модулю | Почему ассирийское войско в 8 веке стало самым сильным. | Железный век, рельеф, конница, библиотека | Ученик научиться характеризовать причины возникновения и гибели Ассирии; высказывать оценочные суждения о достижениях древних цивилизаций, их значении в развитии исторического региона | Научится: Р.: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата П.: описывать и объяснять назначение государственной символики К.: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов. | поколений – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||||||||||||||
20 | Евреи – народ Библии | Почему еврейский народ – народ библии. | Евреи, царство Израиль, Библия, Моисей | Ученик научиться характеризовать географическое положение, природные условия, деятельность населения и верования жителей Финикии и Палестины; определять общие нравственные ценности у различных древних цивилизаций | Научится: Р.: умению самостоятельно планировать пути достижения целей, П.: определять понятия К.: владеть устной и письменной речью | Сформирует способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме | ||||||||||||||
21 | Персидская мировая держава | Как образовалось Персидское царство. | Заратуштра, Дарий I | Ученик научиться показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства; сравнивать политический строй древних государств | Научится: П. классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; К.: выдвигая контраргументы в дискуссии; | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||||||||||||||
22 | Индия – родина Будды | В чем особенности Индии? | Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, буддизм, индуизм | Ученик научиться характеризовать природные условия, занятия населения, религиозные верования и деление на касты; анализировать фрагмент исторического документа | Научится: П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован ные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | ||||||||||||||
23 | Китайская мудрость Конфуция | Кто такой Конфуций? | Конфуцианство, гунны, компас, бумага, шелк, император | Ученик научиться определять особенности географических и природных условий Китая, особенности занятий населения; называть предпосылки образования империи Цинь; сравнивать учения Будды и Конфуция; высказывать свое суждение о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая; работать с контурной картой | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактиче ской (в т.ч. в своих проектах); | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||||||||||||||
24 | Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток» | Чему нас могут научить люди Древнего Востока? | Основные понятия по теме «Цивилизации Древнего Востока» | Ученик научиться определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники | Научится: П. устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне К.: – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксио мы, догматы, теории. Р.:– самостоятельно контролировать своё время и управлять им | – аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), | ||||||||||||||
25 | Урок контроля | Чему я научился на уроках истории? | Основные понятия по теме «Цивилизации Древнего Востока» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). К.: задавать вопросы, вырабатывать решения); Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||||||||||||||
26 | У истоков греческой культуры | В чем особенности природы Греции? | Древняя Греция, Критское царство, Микенское царство | Ученик научиться характеризовать природные условия и за- нятия населения Древней Греции; определять признаки цивилизации, находить подтверждение их наличия. Критически анализировать информацию исторического источника | Научится: П. – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач; К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – планировать учебную деятельность; | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||||||||||||||
27 | Времена Гомера | Что правда и вымысел в поэмах Гомера. | Гомер, «Илиада», «Одиссея» | Ученик научиться выделять этапы исторического развития, указывать их границы, давать названия. Определять мотивы поступков героев и богов, высказывать своё отношение к ним | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – излагать своё мнение (в монологе, Р.: – оценивать степень достижения цели. | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных | ||||||||||||||
28 | Городагосударства Эллады | Что такое полис? | Амфора, агора, гражданин, полис, аристократ, демос | Ученик научиться аргументированно доказывать своё мнение. Определять нравственные ценности изучаемой эпохи и сравнивать их с совре- менными | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне.К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;Р.: – находить и исправлять ошибки; | – извлекая из истории уроки прошлого | ||||||||||||||
29 | Олимпийские боги | Зачем изучать сказания о богах и героях | Религия, верования, пантеон богов | Ученик научиться выделять важные характеристики исторических событий, природных явлений и определять их отражение в мифологии | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – работать по плану, сверяясь с целью; | – извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином | ||||||||||||||
30 | Афинская демократия и спартанские нравы | Где было лучше жить в Афинах или в Спарте? | Афины, Солон, демократия, Спарта, лаконичная речь | Ученик научиться сравнивать исторические явления; самостоятельно определять признаки для сравнения; нравственный компонент исторических явлений | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, Р.: – выдвигать версии; | добровольно ограничивать себя ради пользы других; | ||||||||||||||
31 | Эллинское воспитание граждан | В чем заключалось эллинское воспитание? | Педагог, школа, стило, Олимпийские игры | Ученик научиться раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Научится: П. давать определение понятиям;К.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;Р.: – определять цель, проблему в учебной деятельности; | – объяснять взаимные интересы, ценности, | ||||||||||||||
32 | Великая греческая колонизация | Зачем греки основывали колонии? | Колония, скифы | Ученик научиться работать с картой, указывая направления греческой колонизации и расположения первых колоний; раскрывать основные причины основания колоний древними греками; | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – излагать своё мнение Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са мостоятельно, используя ИКТ; | – осознавать целостность мира и многообразия | ||||||||||||||
33 | Эллада против «царя царей» | Почему победу одержали греки? | Марафонская битва, Миль-тиад, Фемис токл, триера, битва при Фермопилах, Саламинское морское сражение, Афинский морской союз | Ученик научиться раскрывать при- чины победы греков в Марафонской битве, последствия побед Афин над персами; рассказывать о наиболее крупных сражениях; показывать на исторической карте места основных сражений | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах); | осознавать и проявлять себя граждани ном в добрых словах и делах | ||||||||||||||
34 | Афинская свобода рабовладельцев | Зачем грекам нужны были рабы? | Рабовладельческое хозяйство. Афинская демократия, присяжные. Народное собрание, Перикл | Ученик научиться называть характерные черты политического устройства Афин; анализировать исторический документ; составлять личностную характеристику Перикла | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям; К.: – создавать устные и письменные тексты; Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, | ||||||||||||||
35 | Столица искусств Эллады | Какой вклад внесли греки в мировую культуру? | Парфенон, литература, греческий театр, комедия, трагедия | Ученик научиться раскрывать значение культурных достижений Греции, определять их место в мировой куль- туре; излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую культуру | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне; К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Р.: – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ; | добровольно ограничивать себя ради пользы других; | ||||||||||||||
36 | Мудрецы Древней Греции | Что такое философия? | Философия, Геродот, Сократ, Платон, Аристотель, Академия | Ученик научиться определять целесообразность соображений древних философов с точки зрения современной цивилизации; сравнивать позиции и представления древних философов | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; | – осознавать целостность мира и многообразия | ||||||||||||||
37 | Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю Грецию» | Чему нас могут научить эллины? | Основные понятия по теме «Цивилизация Древней Греции» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям;К.: создавать устные и письменные тексты; Р.: – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), | объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны; | ||||||||||||||
38 | Урок контроля | Чему я научился на уроках истории? | Основные понятия по теме «Цивилизация Древней Греции» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне. К.: учитывать разные мнения Р.: самостоятельно анализировать условия достижения цели | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||||||||||||||
39 | Покорители свободных греков | Почему греки сопротивлялись Македонии. | Филипп II, македонская фаланга, битва при Херонее, осадные башни | Ученик научиться раскрывать причины подчинения Эллады Македонии; работать с исторической картой | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) К.: формулировать собственное мнение и позицию Р.: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия | – аргументированно оценивать свои и чужие поступки | ||||||||||||||
40 | Завоевания Александра Македо нского | Зачем Александр македонский отправился в военный поход? | Александр Македонский | Ученик научиться работать с исто- рической картой, указывая направления походов Александра Македонского; давать оценку деятельности царя Филиппа и личности Александра Великого | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне; К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, Р.: целеполаганию, включая постановку новых целей | объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям | ||||||||||||||
41 | Эллинистическая цивилизация | Какую пользу принесла цивилизация эллинов миру? | Эллинистические государства, пергамент, Александрийская библиотека, Колосс Родосский, Александрийский маяк, Евклид, Архимед | Ученик научиться оценивать справедливость эллинистических порядков с точки зрения различных исторических личностей и современной этики; выделять факты, свидетельствующие о слиянии Запада и Востока | Научится: П. обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Р.: работать по плану, сверяясь с целью, | – извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять | ||||||||||||||
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН | ||||||||||||||||||||
42 | Рим – от царей к республике | Как возник город Рим? | Италия, этруски, латины, форум, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, сенаторы, народный трибун | Ученик научиться работать с исторической картой; описывать условия жизни древних латинян; объяснять влияние природных условий на образ жизни и занятия населения; определять, какое управление было в Риме | Научится: П. осуществлять расширенный поиск информации К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Р.: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; | Получит мотивация к познавательной деятельности, | ||||||||||||||
43 | Рим – властелин Италии | Почему римляне вели войны с соседями? | Римско-латинский союз, легион, триумф, Римско-италийский союз | Ученик научиться определять по карте рост территории империи; объяснять особенности римской армии, определять причины войн Рима с народами Италии и побед римских легионов | Научится: Р.: объяснять значение условных знаков; П.: владеть элементарными методами исторического познания К.: составлять небольшие устные монологические высказывания; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||||||||||||||
44 | Хозяин Западного Средиземноморья | Почему проиграл Ганнибал? | Карфаген, провинция, Ганнибал, Пунические войны, битва при Каннах | Ученик научиться соотносить даты и события; определять причины, ход, последствия войн Рима и Карфагена; давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону | Научится: Р.: строить учебно-познавательную деятельность, П.: описывать условия К.: излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии | Формирование ответственного отношения к учению | ||||||||||||||
45 | Покоритель Восточного Средиземноморья | В чем значение римских завоеваний? | Триумф, император | Ученик научиться определять цели римлян в отношениях с другими народами; раскрывать последствия, итоги завоевания Римом восточной части Средиземноморья | Научится: Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени. П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач К.: оперировать знаковыми системами | вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||||||||||||||
46 | Перемена «римских нравов» | Почему в Риме произошли гражданские войны? | Сенатор-земледелец, всадник-торговец, ветеран, легионер, земельная реформа Гракхов | Ученик научиться характеризовать земельную реформу, её цели, возможные последствия; анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям;К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения –с помощью и самостоятельно;Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, | аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; | ||||||||||||||
47 | Войны граждан и рабов | Как римляне относились к рабам? | Диктатор, профессиональный легионер, гражданская война, гладиатор, Спартак, вольноотпущенник | Ученик научиться описывать поло-жение рабов в Древнем Риме; определять причины и следствия восстания рабов, описывать его ход; определять источники рабства; рассказывать о гладиаторских боях | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).Р.: – определять цель, проблему в деятельности. | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||||||||||||||
48 | Рим – от республики к диктатуре | Кто такие диктаторы? | Кандидат, Гай Юлий Цезарь | Ученик научиться объяснять суть диктатуры Цезаря; раскрывать причины возвышения Цезаря; анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; работать с историческими источниками | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – излагать своё мнение Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него | ||||||||||||||
48 | Расцвет античной культуры | В чем достижения римлян? | Римские законы, античное искусство, термы, мозаика, фреска, бетон, амфитеатр | Ученик научиться работать с картой; описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность римских императоров | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде Р.: – работать по плану, сверяясь с целью | – объяснять взаимные интересы, ценности, | ||||||||||||||
49 | Золотой век Римской империи | Какие памятники культуры дошли до наших времен? | Колоны, император Траян | Ученик научиться анализировать культурное наследие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры; сравнивать цивилизации Греции и Рима; объяснять свое отношение к историческим личностям | Научится: П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне. К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – находить и исправлять ошибки; | - мотивация к познавательной деятельности | ||||||||||||||
50 | Заря христианского мира | Кто такой Иисус? | Иисус Христос, апостолы, мессия, христианство | Ученик научиться определять мотивы поступков людей древних эпох, обосновывать свою позицию; высказывать оценочные суждения | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – излагать своё мнение (в монологе, Р.: – оценивать степень достижения цели. | - ставить цели и строить жизненные планы | ||||||||||||||
51 | «Добрая весть» христианства | Как развивалась христианская церковь? | Вселенский собор, христианская церковь, таинства, Константинополь, священник | Ученик научиться определять геополитическое положение региона для судьбы страны; сравнивать исторические условия развития регионов; показывать, как раз- ница в этих условиях повлияла на их историческую судьбу | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям; К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения –с помощью и самостоятельно; Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; | ||||||||||||||
52 | Закат античного мира | Почему Рим переживает упадок? | Великое переселение народов, варвары, гунны, Западная Римская империя, Восточная Римская империя | Ученик научиться работать с лентой времени и схемами; сравнивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической | – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб лемы), и отвечать за свой выбор. | ||||||||||||||
53 | Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на империи эллинов и римлян» | Чему нас могут научить первобытные люди? | Основные понятия по теме «Древняя Греция и Древний Рим» | Ученик научиться работать с лентой времени и схемами; срав нивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах); | мотивация к познавательной деятельности | ||||||||||||||
54 | Урок контроль | Чему я научился на уроках истории? | Основные понятия по теме «Древняя Греция и Древний Рим» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите риям; К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения. Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||||||||||||||
55 | Повторительно обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю историю» | Зачем изучать историю древних стран? | Основные понятия по темам: «Первобытность»; «Древние цивилизации Востока и Азии»; «Древняя Греция»; «Древний Рим» | Ученик научиться определять общие черты и особенности; работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения | Научится: П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать К.: владеть устной и письменной речью; Р.: – определять цель, проблему в деятельности. Р.: – оценивать степень достижения цели. | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | ||||||||||||||
56 | Итоговый урок контроль | Чему я научился на уроках истории? | Ученик научиться соотносить даты и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени | Научится: П. доказывать, делать выводы, определять понятия К.: строить монологическое контекстное высказывание; Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ; | использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | |||||||||||||||
57-68 | Резерв |
VII. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения для учителя и для учащихся.
1. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович уроки истории 5 класс. История древнего мира: Москва. 2006 г.
2. История: интерактивные дидактические материалы 5 класс (комплект книга + диск): «Планета», 2012 г.к
3. Методическое пособие по истории Древнего Мира: «Просвещение», 1988г.
4. Дидактические материалы по истории Древнего мира: «Просвещение», 2008 г.
5. История древнего мира – методическое пособие 5 класс; «Дрофа», 2002 г.,
6. Г. И. Годер Задания и задачи по истории древнего мира: 5 класс.: Пособие для учителя, «Просвещение», «Учебная литература» 1996 г.
7. Игровые технологии на уроках и во внеурочной деятельности 5-9 классы: «Учитель», 2007 г.
8. Я иду на урок истории: древнейшая и древняя история. Книга для учителя: «Первое сентября» 2000г.
9 .Тематический контроль по истории. Древний мир: «Интеллект - центр», 2008г.
10. Журнал «Преподование истории и обществознания в школе»
Мультимедийные пособия:
1. Мультимедийный комплекс «1С. Образовательная коллекция»: история древнего мира 5 класс, 2008г.
2. История: интерактивные дидактические материалы 5 класс (комплект книга + диск): «Планета», 2012 г.к
3. Видеосерия: в кругу великих людей: 2008 г.
4. Древняя Греция: герои мифов и легенд: ВВС, 2006 г
5. Атлас Древнего мира: «Новый диск» 2009 г.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя
История государств и племен Африки, Азии, Востока, Америки. Цифровые карты и схемы. Биографии правителей, полководцев, ученых, философов. История военного искусства, описание войн и сражений. Новые историологические теории, гипотезы. Лента исторических новостей со всего мира, виртуальные экскурсии... | |
История Древнего Рима | |
История Древней Греции | |
Помощь для учителей, ведущих историю в пятых классах. Собран дополнительный материал к урокам. Приведены ответы на наиболее распространенные вопросы учеников. Электронная библиотека «Нестор», где собраны разнообразные источники и литература по истории Древнего мира на русском языке | |
На сайте представлена электронная карта Греции | |
Семь чудес света.
| |
Сайт о семи чудесах света, где к каждому произведению древних мастеров есть два подраздела - картинки, в той или иной степени относящиеся к постройке, и рисунки Чуда различных авторов. В разделе карт - пара красивых карт расположения Чудес света. | |
http://7wonders.worldstreasure.com/ | Электронное приложение к учебнику для 5 класса А.Княжицкого, С.Хурумова "Древний мир. Мировая художественная культура. От первобытности до Рима". Содержит более 300 иллюстраций к разделам курса МХК и гипертекстовый вариант учебника. |
Коллекция Лувра. Древний Восток. Коллекция состоит из трех частей: 1) Месопотамия (Шумеры, Вавилония, Ассирия и Анатолия); 2) Иран (Сузы, Иранское плато и восточная граница Ирана); 3) Левант (Сирийско-Палестинское побережье и Кипр) |
[1] Здесь и далее в тексте программы подчеркнуты понятия, обязательные для изучения в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Курсивом выделены темы, обязательные для изучения, но не для контроля. Все содержание, кроме выделенного курсивом, предназначено и для изучения, и для контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс
Рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 5 класс...
рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс
рабочая программа по физической культуре в рамках реализации ФГОС 6 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО "Дорожная академия"
Программа по внеурочной деятельности направлена на профилактику детского дорожно- транспортного травматизма....
Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области - «Русский язык и литература» для 5 класса составлена в соответствии...
Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 6 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области - «Русский язык и литература» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным государст...
Рабочая программа по предмету "Литература" в условиях реализации ФГОС основного общего образования 7 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литература», предметной области - «Русский язык и литература» для 7 класса составлена в соответствии с Федеральным государст...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС "Столяр-Конструктор"
Рабочая программа по курсу "Столяр-Конструктор " внеурочной деятельности помогает обучающимся изучать предмет "Технология"....