Урок по МХК, Месопотамия, 10 класс
учебно-методический материал (мировая художественная культура, 10 класс) по теме

Добоний Светлана Семёновна

В данном уроке речь идёт об архитектурных и художественных особенностях дворцовых построек Древнего Востока,

об архитектурных особенностях зиккурата. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mkhk_10_kl_mesopotamiya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Урок по  МХК

    в 10 классе

                                         Месопотамия.  

                             Месопотамский зиккурат – жилище

                              бога.

                                     

                            Добоний Светлана Семёновна

     учитель МХК МКОУ ХМР   «СОШ  

      п. Выкатной»

 

 

Цели и задачи урока

 - познакомиться с разнообразной и самобытной культурой Древнего Востока

- установить общие сходные черты культур Месопотамии, Китая, Индии.

Дидактическая задача урока – создать условия для выражения собственного суждения о культуре Месопотамии, проверки уровня усвоения знаний и умений по данному вопросу

Задачи по содержанию: 

образовательная 

- определить, в чём и как проявляется символический характер искусства древневосточных цивилизаций на примере культуры Месопотамии,

- выявить особенности языка этого вида искусства при раскрытии главной темы культуры Месопотамии,

развивающая 

- умение выполнять учебное задание при работе с источником информации и оформлять результаты своей работы,

- способствовать формированию образно-ассоциативного мышления;

воспитательная 

- развитие чувств, эмоций,

- формирование интереса к истории культуры,

- умение работать в группе

Форма урока

Тип урока – комбинированный

Организация обучения на уроке – технология развития критического мышления.

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая.

Оборудование урока

- ПК

- мультимедиапроектор

- ЭСУН "Кирилл и Мефодий. «Мировая художественная культура. Библиотека электронных наглядных пособий. 10—11 класс»

Межпредметные связи

география

история

Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися

определение символического характера искусства древневосточной культуры на примере культуры Месопотамии

 

ХОД УРОКА:

  1. Повторение пройденного материала – работа по карточкам (по вариантам) – дать определение основных  понятий форм искусства  первобытного мира.
  2. Объяснение нового материала:

а) Объявление новой темы; постановка целей и задач урока;

б) Слово учителя о  культуре Месопотамии

в)  Сообщения учащихся по теме урока:

      -  периодизация культуры.

 - расположение Месопотамии.

      -  Новый Вавилон

      - Месопотамский зиккурат

     

г)   Слово учителя о декоративных средствах, используемых зодчими для украшения храмов в новом Вавилоне.

 

  1. Физическая пауза
  2. Подведение итогов урока – составление логических цепочек по новому материалу  
  3. Домашнее задание.

СЦЕНАРИЙ УРОКА:

  1. Повторение пройденного материала – самостоятельная работа учащихся по карточкам – дать определение основным понятиям  эпохи Древнего мира.
  2. Объяснение нового материала:
  3.  Выступление учащегося о периодизации культуры Месопотамии.

 Учитель раздает планы Древнего Вавилона и предлагает учащимся рассмотреть их и поразмышлять: что означают те или иные знаки на карте, какие объекты нанесены на плане, как, по их представлениям, выглядел Вавилон.

Педагог предлагает школьникам отправиться в «путешествие по Древнему Вавилону», для чего использует фрагмент описания Древнего Вавилона И. М. Дъяконова. .

Педагог озвучивает фрагмент описания: «Путник, приближавшийся в те времена к городу Вавилону с севера, вдоль берега Евфрата, видел издали длинные желтоватые стены с зубцами и башнями, а вдалеке, на покрытом дымкой синем небе, голубую вершину храмовой башни. Иногда на солнце сверкали золотые блестки от гигантских золоченых рогов, укрепленных на самом верху..» и демонстрирует вид Вавилона. ( Диск с иллюстрациями к учебнику 10 класса)Ученикам предлагается, опираясь на текст и иллюстративный ряд рассказать о том, как выглядел знаменитый город:

· Какое впечатление оказывал он на путника?

· Что необычного в его облике?

· Как выглядят здания?

· Каким образом обозначены границы города?

3.1. Городские ворота

Педагог озвучивает следующий фрагмент описания Вавилона: «Вот, наконец, Евфрат отходит вправо, и дорога вступает в пространство между двумя высокими стенами…. Между плоскими белыми выступами башен в стене вделаны большие голубые фризы из изразцов, окаймленные желтым и белым орнаментом; на голубом фоне выпуклым рельефом изображены шествующие белые и золотистые львы. Но глаз не останавливается на них: в конце подъема дороги, там, где белые стены немного расступаются, образуя род площади, возвышается синяя громада ворот – двух массивных башен с аркой посередине, облицованных изразцами. Во всю высоту их поверхности по синему фону шествуют белые и золотистые ряды диких быков и драконов..». Просит отметить на плане, где расположены ворота.

 Используя иллюстрации, ученикио бсуждают для чего служили эти ворота?   Из чего сделаны? Как украшены? В завершении обсуждения учитель предлагает подумать учащимся над тем, какую функцию выполняли города Древнего Междуречья. Как связаны они с религиозным культом?

3.2. Архитектурные и художественные особенности

дворцовых построек Древнего Востока

После того, как педагог зачитает следующий фрагмент текста, ученики находят на плане Вавилона дворец и отмечают его. «Наконец, путешественник в городе. Пред ним, прямая как стрела, линия плит, розовых по бокам, белых в середине; ими вымощена середина длиной улицы. Слева, среди пальм, высокие белые стены храма, за ним в отдалении, неровные ряды жилых домов. Справа – опять высокие беленые стены, украшенные только вертикальными углублениями и выступами башен. Это главный дворец царя. Дворец ничем, кроме огромных размеров, не отличается от всех восточных домов: тот же двор, куда открываются двери многих комнат, те же беленые стены без окон. Но только здесь не один двор, а целых четыре – огромных, как рыночные площади – сообщающихся между собой через арки. А вокруг дворов не одно жилье, а десятки сросшихся между собой домов, со своими внутренними двориками; здесь живут придворные, дворцовые ремесленники и прислуга дворца, размещаются караулы и отряды телохранителей».

Учитель демонстрирует фрагменты барельефов и скульптуры, украшающие дворцы вавилонских царей. Иллюстрации с диска - Конная охота Ашшурбанипала, Грифон, Летающий лев и др.) и прелагает классу обсудить: кто изображен на барельефах? Как выглядят люди и животные, изображенные на барельефах? Что в них необычного? Чем занимаются люди? Каковы размеры этих изображений? Где они могли размещаться во дворце? На основе представленных иллюстраций учащиеся составляют рассказ о том, как мог бы проходить прием в подобном дворце.

 

3.3. Архитектурные особенности зиккурата

Педагог предлагает школьникам продолжить «виртуальное путешествие» по Вавилону: «Выходим…на главную улицу. Нас привлекает видимая издалека башня – зиккурат. Она ясно вырисовывается тяжелым массивом на фоне неба. В ней несколько этажей, громоздящихся друг на друга, как кубики: один меньше другого и все разного цвета. Это – Этеменаки, «Дом основания небес и земли», башня Эсагилы, знаменитейшего из всех храмов Вавилонии, где, по словам жрецов, на самом верху, на 90-метровой высоте, обитает великий бог Вавилона – Бэл-Мардук. Говорят, что в выложенном голубыми изразцами храме на самом верхнем этаже башни есть золотое ложе, золотое кресло и стол Бэла». Ученики находят местоположение зиккурата на плане.

Выступление ученика о Месопотамском зиккурате

Педагог выводит на экран современное изображение зиккурата (Месоптамия/ Архитектура и предлагает его «реконструировать» - предположить, как оно могло выглядеть изначально. Затем на экран выводится изображение реконструкции «зиккурата»   Учитель предлагает классу обсудить: Для чего использовалось это сооружение? Из каких материалов выполнено? Какое впечатление могло оно производить на посетителя?

3.4.  Свойства глины

Учитель предлагает поразмышлять над тем, что объединяет все важнейшие постройки древнего Вавилона? Обращает внимание учеников на то, что все они выполнены из глины. Педагог предлагает вспомнить свойства этого материала: и подумать над тем, что из него можно изготовить? Насколько прочны изделия из глины? Насколько они красивы? Как можно изменить природные свойства глины?

 3.5. Слово учителя о декоративных средствах, используемых зодчими для украшения храмов в новом Вавилоне.

 4. Подведение итогов урока .

5. Домашнее задание: подготовить сообщение на тему – каковы особенности культуры Месопотамии

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....

История 5 класс 12 урок: Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...