Рабочая программа по русской национальной культуре для 9 класса
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему

Сурикова Татьяна Ивановна

Данная рабочая программа является школьным компонентом МБОУ " СОШ №13" города Вышнего Волочка Тверской области и даёт представление о русской и советской культуре 20 века. Программа составлена на основе материалов  учебных пособий под редакцией Ю.С. Рябцева и С.И. Козленко ( М.,Издательство " ВЛАДОС")

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             Пояснительная записка.

                 Курс « История русской культуры  20 века «  для   9 класса соответствует требованиям Федерального государственного  образовательного стандарта среднего (полного) общего образования , учебному плану МБОУ « СОШ №13» города Вышнего Волочка  Тверской области и составлен на основании авторской программы под редакцией Ю.С. Рябцева и С.И. Козленко. Пособие  к курсу допущено  Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации и издано в гуманитарном издательском центре  «  ВЛАДОС» (Москва, 2003 год).  

Курс рассчитан на  34  учебных часа.

                Данный курс носит интегративный характер  и является школьным компонентом  МБОУ «СОШ №13»  города Вышний Волочёк Тверской области и ведётся с 5 класса. Кроме того, предмет   логически связан с курсом   основ православной культуры, который в начальной школе является школьным компонентом и помогает  лучше освоить православные  и культурные традиции русского народа.

Цели курса: воспитание гражданина – патриота, знающего свои корни; приобщение к русской культуре, искусству, фольклору; воссоздание в школе духовности; развитие творческих возможностей этноса  в новых условиях; предоставление возможности учащимся глубже почувствовать  наше национальное достоинство; развитие самостоятельно мыслящей личности; определение нашего места в мировом сообществе при сохранении самобытности.

 Задачи курса: познакомить учащихся  с архитектурой, живописью, скульптурой,   театральным  и киноискусством, образованием, с жизнью и бытом   страны в 20 веке, когда наше государство называлось  СССР.

          Содержание курса и календарно – тематическое планирование.

Части

 Главы

Темы

Количество часов

сроки

Часть 1.

 Русская культура начала 20 века

№1

 Русский город и культура начала 20 века.

1.Русский город начала 20 века.

1

 

2.Жизнь и быт горожан.

1

3.Городские праздники

1

4.Стиль модерн.

1

5.Художественные объединения 20 века.

1

6.Русский авангард.

1

 

7.Театр, кино и музыка.

1

Часть2.

Культура советского времени.

№2. Становление советской куль туры 1917 – 1920 годов.

8.Первые культурные преобразования.

1

9.Художественные объединения 20-х годов.

1

10.Советская архитектура 20-х годов.

2

11.Театр и кино.

1

№3. Советская культура 30-х-начала50-х годов.

12.Культурная политика 30-х годов.

1

13.Трагедия культуры.

1

14.Культурная политика 30-х годов.

1

15.Война и культура.

1

16.Культура первого послевоенного десятилетия.

1

№4. Жизнь и быт советских людей.

17.Быт советского человека.

1

18.Воспитание советского человека.

1

19.Советские праздники.

1

№5.Культура русского зарубежья.

20.Возникновение русского зарубежья.

1

21.Культура русского зарубежья.

1

№6. Культура

периода «оттепели».

22.Перемены в русской политике.

1

23.Искусство периода

«оттепели».

1

№7.Культура периода

 « застоя».

24.Культурная политика периода

 «застоя».

1

25.Официальное искусство.

1

26.Неофициальное искусство.

1

27.Авторская песня.

2

28.Культура нового русского зарубежья.

1

Часть 3. Культура последнего десятилетия

20 века.

№8. Культура периода реформ.

29.Культура периода « перестройки» и распада СССР.

1

30.Особенности культуры 20 века.  

1

31.Главные события культурной жизни  20 века.

1

32.Итоговые задания и вопросы.

1

Итого:

34 часа

В конце изучения курса учащиеся должны знать  особенности русской , советской , зарубежной русской культуры; имена известных писателей, художников, композиторов, архитекторов, скульпторов и их шедевры; иметь представление  об эпохах становления советского государства , особенностях быта и социума русских ( советских) людей, официальном и неофициальном искусстве; жанрах и направлениях , а также трагедии русской и советской культуры.  

В результате изучения данного предмета у учащихся должно сложиться целостное представление  о русской культуре 20 века, её разнообразии, традициях, многогранности, о красоте  и силе духа русского народа, о гордости за свою великую страну – Россию, о месте русской культуры  в мировой цивилизации, а также уметь использовать полученные знания   в повседневной жизни.

Примерные контрольные работы.

 №1

1 вариант

2 вариант

Почему в столице в начале 20 века дома стали расти вверх?

Какие мостовые были в городе?

Перечислить виды освещения в городах начала 20 века.

Кто такие золотари?

Кто был главным источником  загрязнения  в городах?

Почему в начале 20 века в городах редко встречалось электричество?

Перечислить виды транспорта.

Какие звуки можно было услышать на улицах города начала 20 века?

Кто такие лихач и ванька?

Почему в начале 20 века в городах хотели запретить автомобили?

№2

1 вариант

2 вариант

 Назвать любимые праздники горожан начала 20 века.

 Назвать любимые праздники горожан начала 20 века.

Что такое балаган?

Что такое раек?

Как звали Петрушку?

Каков внешний вид Петрушки?

Кто такой Пьеро?

Кто такой Арлекин?

Каким игрушками торговали во время гуляний?

Какими угощениями угощались во время гуляний?

№3

  1. вариант

2 вариант.

 Назвать известные российские театры.

Когда открылся МХАТ?

Кто были главными режиссерами МХАТа?

Кто там играл?

Как назывался первый фильм братьев Люмьер?

Когда появился первый русский игровой фильм?

С какими видами искусств связано кино?

Каким было первое кино?

Как назывались первые кинотеатры?

Назвать первых русских киноартистов.

№4

1 вариант

  1. вариант.

Когда вышло постановление о перестройке литературно – художественных организаций?

Назвать дату 1 съезда писателей СССР.

Что такое социалистический реализм?

Кто и где впервые озвучил идею социалистического реализма?

Какое искусство называлось формалистическим?

Что такое цензура и какова была ее функция в социалистическом государстве?

Перечислить неугодных  правительству деятелей культуры и искусства.

Какие звания и премии для деятелей искусств появились в СССР?

                                             Тест №9

1.Как расшифровать ЛЕФ?

2..Как расшифровать ОСТ?

3.В.В.Маяковский  входил в объединение:

А) ЛЕФ

Б)АХРР

В)ОСТ

4.Не писали с натуры члены объединения:

А)ОСТ

Б)ОМХ

В)»4 искусства»

5.Картину «Купание красного коня « написал:

А) Машков И.И.

Б)Петров – Водкин К.С.

В)Кончаловский П.П.

                                       Тест № 10

1.Как расшифровать АХРР?

2.Как расшифровать ОМХ?

3.М.Б. Греков входил в объединение:

А)ЛЕФ

Б)ОМХ

В)АХРР

4.Дизайн изобрели  предсчтавители  объединения:

А)ОСТ

Б)ОМХ

В)ЛЕФ

5.Полотно «Тачанка» написал художник:

А)Греков М.Б.

Б)Дейнека А.А.

В)Бродский И.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку в 8 классе «Культура речи»,

Данная программа предназначена для учителей русского языка и литературы, можно использовать для занятий кружка по русскому языку....

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русской народной культуре, 7 класс

Данная рабочая программа представляет собой школьный компонент МБОУ " СОШ №13"  города Вышний Волочёк Тверской области и охватывает период становления руской культуры с 11 по 17 века. Программа р...

Рабочая программа по русской народной культуре , 8 класс

Данная программа является школьным компонентом МБОУ " СОШ №13"  города Вышний Волочёк Тверской области и даёт представление  о русской культуре 18 - 19 веков.Программа создана на основе учеб...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...