Конспект открытого урока по МХК "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура"
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме
Конспект урока изучения новой темы "Искусство первобытного человека. Мегалитическая архитектура" может использоваться при подготовке и проведении урока в 10 классе по предмету "Мировая художественная культура".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_2.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Искусство первобытной эпохи. Мегалитическая архитектура»,
10 класс, учебник Г.И. Даниловой.
Тип урока: урок изучения новой темы.
Вид урока: объяснительно-иллюстративный.
Цель урока: познакомить с древнейшими сооружениями человечества.
Задачи урока:
- Развить знания о первобытном искусстве,
- Развить познавательную активность, обратив внимание ученика на древнейшие сооружения, находящиеся на территории нашей страны; развить умения самообразования, используя самостоятельную работу с текстом учебника, а также сформировать компетенции работы с информационными ресурсами при помощи электронного материала сайта «i-школа» Центра образования «Технологии обучения», развитие грамотной речи учащегося.
- Реализовать возможности эстетического воспитания, способствующего воспитанию художественного вкуса, продолжить формирование научного мировоззрения на основе введения знаний об архитектуре первобытного человека
Основные понятия темы: архитектура, мегалиты, менгиры, дольмены, кромлехи.
Оборудование: электронная презентация, видеофрагмент фильма «Дольмены».
Структура и основное содержание урока.
I.Организационный момент.
II.Учёт знаний. 1. Назвать этапы каменного века. (Слайд1). Мы с тобой упоминали ранее, что в период палеолита и мезолита первобытный человек больше занимался охотой и собирательством и жил в пещерах, то есть пользовался тем, что ему давала природа. Но что происходит в эпоху неолита? (Занимается земледелием и скотоводством). - И кроме этого, человек заменяет пещерную жизнь на оседлый образ жизни, то есть останавливается на определенной территории, которую обустраивает. Именно в эпоху нового каменного века появляются усовершенствованные орудия труда и примитивные транспортные средства — благодаря какому изобретению? Всё это послужило появлению более сложных сооружений, имевших не бытовое назначение, а религиозное. То есть наблюдаем синкретизм искусства. А что значит синкретизм? Когда не различались виды искусства.
Подготовка учащегося к усвоению знаний, запись темы урока. Сегодня на уроке мы продолжим изучение искусства первобытного человека. И остановимся на древнейших сооружениях человечества, которые называются мегалиты или мегалитическая архитектура. Узнаем, что обозначает слово «мегалиты» и попытаемся понять, для чего эти сооружения возводились.
Поэтому предлагаю записать в тетради число и тему урока. Число — 16 ноября, тема урока - «Мегалитическая архитектура». (Слайд2)
III. Объяснение нового материала
Так вот и древнейшие сооружения человека — мегалиты сочетали в себе разные виды искусства. (Слайд 3). А что же обозначает это сочетание слов «мегалитическая архитектура»? Мегос — большой, литос — камень. Архитектура — понятие более знакомое, состоит оно из 2 слов греч происхождения: архи — старший, главный, тектув — строитель, прораб, дословно — главный строитель, но в практике слово «архитектура» приобрело значение «искусство строительства». То есть мегалиты, мы можем сказать, - это искусство строительства больших камней. Что же такое мегалиты?
(Слайд 4) Мегалиты — грубо обработанные или вовсе не обработанные большие каменные глыбы, расположенные в определённом порядке. Различают 3 вида мегалитов: менгиры, дольмены и крОмлехи. Видел когда-нибудь такие сооружения, хотя бы на картинках? Как ты думаешь, мегалиты — это результат работы человеческих рук или сил природы, зная, что существует немало необычных явлений природы? Верно, несмотря на большое количество легенд, вплоть до таких, в которых говорится о возведении данных сооружений гигантами-циклопами, всё-таки в настоящее время считается, что мегалитическая архитектура — результат работы первобытных людей. Вероятно, для возведения подобных многотонных каменных глыб они использовали простейшие сооружения, такие как: рычаги, ремни и другие приспособления. Известно еще, что мегалиты явно тяготеют к морю, и чем дальше от него, тем меньшими по величине становятся каменные постройки.
(Слайд 5). Наиболее простые из мегалитических сооружений — менгИры —мен-камень хир — длинный.
Самостоятельная работа ученика – чтение статьи учебника (стр. 14) Это продолговатые камни-столбы или плиты разной высоты (от 1 до 20метра). Устанавливались они вертикально на месте захоронения предков для совершения ритуальных обрядов. Чаще располагались рядами, напоминающими погребальное шествие. Разбросаны на огромном пространстве нашей планеты.
Объяснение учителя Самые известные менгиры находятся на острове Пасхи. На маленьком тихоокеанском острове расположились эти громадные менгиры в несколько метров высотой. (Слайд 6). (Слайд 7) Самый большой менгир находится в одной из провинций Франции — Бретань. СЛАЙД8. В России менгиры можно увидеть в Кр/дар крае, на Северном Кавказе — в Адыгее, словом, в Причерноморье. На слайде представлено человеческое изображение из камня, так называемая, каменная баба, на самом деле — фигура воина. Только на Кавказе, согласно переписи, выполненной в 1967-76 годах отрядом под руководством археолога В.И.Марковина из Института археологии АН СССР, насчитывается не менее 2 тысяч дольменов. Неизвестно, сколько еще сооружений пропустили поисковики, а сколько было уничтожено поколениями людей и самим ходом времени.
(Слайд 9) Более сложные архитектурные сооружения — дольмены. В переводе с греческого «каменный стол». Они представляют собой 2 или 4 вертикальных каменных блока, перекрытых широкой каменной плитой как крышей. Археологи и историки предполагают, что дольмен-это место, где пребывает душа умершего. Для общения её с окружающим миром в стенах делали небольшие круглые отверстия. Средние размеры дольменов 2на3метра в плане и высота равна 2 метрам. Но сохранились и более монументальные постройки длиной до 15 метров и высотой до 3 метров, находятся в Африке. (Слайд 10). На территории нашей страны они встречаются в Краснодарском крае. В частности, в июне этого года в новостях по Первому каналу рассказывалось о находке дольмена, который случайно обнаружили дети в Краснодарском крае. ФИЛЬМ. Чтобы узнать побольше об этих сооружениях, предлагаю посмотреть небольшой фильм из цикла «Чудеса России» - «Кавказские дольмены».
(Слайд 11) КрОмлехи — кром — закругленный, мех — место. Это каменные плиты или столбы, образующие в плане одну или несколько концентрических окружностей(до 100м в диаметре); по кругу они перекрыты большими каменными блоками, плотно пригнанными к столбам при помощи вырубленных шипов и гнезд. СЛАЙД 12-13-14.Наиболее известен Стоунхендж, возведённый во 2 тысячелетии до н.э. На территории России крОмлехи находятся в Карелии. (Слайд 15-16)
4. Первичная проверка усвоения знаний.
5.Подведение итогов урока.
Вывод: сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти удивительные древнейшие архитектурные сооружения: храмом, обсерваторией или чем-то другим, но во всяком случае именно с них начиналась монументальная архитектура. И интерес не утихает. В настоящее время в государственном историческом музее (Москва) проходит выставка, в центре которой — дольмен «Колихо», найденный в 2008 году в Краснодарском крае после паводка. Учитывая, что невозможно сохранить дольмен на месте обнаружения, его перевезли в ГИМ. Этот дольмен был исследован учеными Института истории города Санкт-Петербург, которые обнаружили внутри дольмена человеческие останки...
6. Информация о домашнем задании:
1) i-класс тему «Мегалитическая архитектура» прочитать;
2) повторить записи в тетради, определения выучить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА На тему: «Лепка фигуры человека» 2 класс Скульптура.
Тема: Лепка фигуры человекаЦель: Научить с помощью пластичного материала лепить фигуру человека, передавать объем тела, конфигурацию, позу, характер, пропорции. Прививать аккуратность в работе, развив...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
Презентация к уроку "Первобытное искусство. Мегалитическая архитектура"
Презентация к уроку "Первобытное искусство. Мегалитическая архитектура" содержит фотографии первобытных архитектурных сооружений, а также определения и периодизацию каменного века....
Конспект открытого урока "Безопасность и защита человека в Ч.С."
Конспект открытого урока "Безопасность и защита человека в Ч.С."тема "Средства индивидуальной защиты", класс 7класс...
План-конспект открытого урока по английскому языку «Человек- дитя природы»
План-конспект открытого урока в 10 классе на тему: "Человек - дитя природы"...
Конспект открытого урока для детей с ОВЗ ( ТМНР) Раздел "Человек" Тема "Части тела и лица человека"
Использованипе дидактичесских игр, стихов с движениями, видео , игрушек для формирования понятий части тели и лица человека с детьми , имеющие диагноз ТМНР, отсутствие общеупотребительной речи...
Конспект открытого урока по теме «Здоровье человека» для учащихся 9 класса
Методическая разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Здоровье человека". Она может быть использована преподавателями и кл...