Конспект открытого урока по теме «Здоровье человека» для учащихся 9 класса
план-конспект занятия по обж (9 класс)
Методическая разработка урока по основам безопасности жизнедеятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Здоровье человека". Она может быть использована преподавателями и классными руководителями на классных и внеклассных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 186.5 КБ |
![]() | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 9
Тема урока: «Здоровье человека»
Цель: Познакомить учащихся с понятием, функциями и показателями здоровья. Изучить структуру и составляющие индивидуального и общественного здоровья.
Задачи:
1. Образовательные: дать представление о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, обратив внимание на основные показатели, которые характеризуют уровень здоровья.
2. Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, формулировать и отстаивать свою точку зрения; развивать навыки индивидуальной работы и в группах;
3. Воспитательные: воспитывать чувство ответственного отношения к своему здоровью, стремление к взаимопониманию между людьми; воспитывать чувство уважения к собеседнику, индивидуальную культуру общения; продолжить работу по формированию ответственности обучающихся за свою деятельность на уроке, умений самостоятельно добывать знания.
Планируемые результаты:
Предметные: узнают о здоровье человека как об индивидуальной и общественной ценности, его составляющих.
Личностные: понимать ценность бережного отношения к своему здоровью, к здоровью других; оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей Метапредметные:
Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.
Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Методическое оснащение урока: ПК, проектор, мультимедийный экран, дидактический материал, схема-кластер, рабочие тетради, учебники ОБЖ для учащихся 9 класса, С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук.
Ход урока:
1. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку, отметка отсутствующих.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Улыбка, ничего не стоит, но многое дает. Она длится мгновение, а в памяти может остаться навсегда. Она создает атмосферу доброжелательности и служит паролем для друзей. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям… Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
2. Определение темы урока.
Целеполагание.
(У) - Главное богатство любого государства – это люди. Без человеческого потенциала рухнет любая экономическая система и бессильна самая передовая и прогрессивная «национальная идея».
Слайд 1:Картинка 1. Посмотрите внимательно на этих людей.
Подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих людей?»
(Д) – ответы детей
Слайд 2-5:Определите не достающее слово.
Возьмите ручки и запишите слова, которые необходимо вставить.
- Павлов И. П. утверждал что: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным здоровьем сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
- Геродот говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум».
- Тургенев И.С. сказал так: «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть».
- Артур Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
(У) - Какие слова у Вас получились? Какое слово объединяет все цитаты и людей на картинке?
(Д) – Здоровье
(У) - Девочки, кто догадался? Какая у нас тема урока?
Слайд 6: Правильно сегодня мы поговорим о «Здоровье человека». (Откройте тетрадь, запишите число и тему урока)
Чтобы вы хотели по этой теме сегодня узнать, чему научиться? Какая будет цель нашего урока?
Слайд 7: Мы с вами:
Узнаем о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков.
Оценим уровень своего здоровья и класса.
Определим свои действия по сохранению здоровья.
3. Изучение нового материала.
Слайд 8:
Мы говорим, что человек здоров, а что же такое здоровье?
Попробуйте дать определение здоровью.
А вот другие картины. Всмотритесь в них.
Подумайте и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих людей?» (физически здоровы)
Вот как про здоровье говорил один из русских поэтов:
Нет на свете прекраснее одёжи,
Чем бронза мускулов и свежесть кожи.
В этих звонких строчках Владимира Маяковского звучит восхищение красотой человеческого тела. Ее воспевали Гойя и Леонардо да Винчи, ею любовались Джек Лондон и Александр Блок, о ней мечтали Лев Толстой и Антон Чехов.
Физическое здоровье – здоровье тела. Если человек физически здоров, то он может выполнять свои текущие обязанности без лишней усталости.
(У) – Как вы думаете, из чего зависит физическое здоровье?
(Д) - Оно складывается из двигательной активности человека, рационального питания, личной гигиены, безопасного поведения, оптимального сочетания труда и отдыха, отказа от вредных привычек.
Открываем надпись на доске
(У) - Послушайте описание внешности человека.
Опрятный, привлекательный внешний вид. Спортивное телосложение, широкие плечи. Высокий, стройный, сильный мужчина, подчеркнутая линия талии и плеч, с благородной осанкой. Крупные черты лица, звучный громкий голос. Лоб высокий. Густые темные волосы изящно уложенные. Глаза большие. Глубокий, загадочно - «отсутствующий» взгляд. Движения и походка плавные, но динамичные. Создаёт впечатление, что он непробиваемая, холодная скала, за которой можно спрятаться.
(У) - «Можно сказать по такому описанию, что этот человек красивый?»
«Можно сказать, что этот человек здоров?»
(У) - А мы знаем кто он? Давайте познакомимся.
Слайд 9: Ру́дольф Фра́нц Фе́рдинанд Хёсс — комендант концлагерь Освенцим (Аушвиц), который называли «Фабрика смерти». Это место триумфа слепой жестокости, полутора миллионов смертей и безмолвного человеческого горя. Концлагерь Освенцим - место самого массового убийства за всю историю человечества. «Уничтожая миллионы людей из-за их «неподходящей» национальности, нацисты уничтожали, прежде всего, себя. Ибо ничто так не т человека, как ненависть». 27 января 1945г. лагерь был освобожден советскими войсками, а день освобождения установлен ООН, как Международный день памяти жертв Холокоста. Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость и пренебрежение к человеческому достоинству. Предлагаю почтить память всех людей, погибших от рук немецко-фашистских захватчиков.
(У) - А теперь, мы можем сказать, что этот человек здоров?
Почему нет? Ведь физически он здоров.
(Д) - Если человек здоров физически, но испытывает психологический дискомфорт, он не может чувствовать себя хорошо.
Духовное здоровье – здоровье разума. Проявляется в том, что человек доволен собой, нравится самому себе таким, каков он есть, он удовлетворен своими достижениями и может делать выводы из своих ошибок. Оно определяется системой мышления человека, развитием внимания и памяти, волевых качеств, степенью эмоциональной устойчивости, отношением к окружающему миру: к людям, знаниям, вещам и себе.
Человек должен одинаково заботиться об укреплении физического и духовного здоровья.
Открываем надпись на доске
(У) – Что же еще необходимо для поддержания состояния здоровья, чтобы человек твердо стоял на ногах.
(Д) – Ответы
(У) – Правильно, человек – не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях, которые отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связанно социальное здоровье.
Социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни, труда, отдыха, питания, жилищные условия, а также уровень культуры, воспитания и образования.
Открываем надпись на доске
Здоровье среди жизненных ценностей человека всегда занимало и занимает ведущее место. Здоровье — это непременное условие счастья человека, а потому оно является делом и заботой каждого.
(У) - А теперь мы можем дать определение здоровью? Попробуйте сформулировать его.
Слайд 10: В 1975 году на Всемирном конгрессе врачей под эгидой Всемирной организации здравоохранения было принято определение:
«Здоровье человека – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
4. Этап первичного закрепления материала.
(У) - мы с вами познакомились с основными составляющими понятия «здоровье» человека. А теперь проверим, как вы усвоили, отчего они зависят. Вам необходимо заполнить таблицы.
Карточка №1. Работаем по рядам.
1 ряд – физическое здоровье
2 ряд – духовное здоровье
3 ряд – социальное здоровье
Слайд11-12:
Карточка №1. Из нижеприведенных составляющих выберите те, которые относятся к: | |
1) Физическому здоровью | рациональное питание; двигательная активность; соблюдение правил личной гигиены; безопасное поведение в повседневной жизни; режим труда и отдыха; отказ от вредных привычек. |
2) Духовному здоровью | отношение к окружающему миру и ориентация в нем; умение жить в согласии с собой; умение жить в сочетании с окружающими; умение жить в согласии с родными и близкими; определять свое положение в окружающей среде. |
3) Социальному здоровью | условия жизни; условия питания; условия труда и отдыха; жилищные условия; уровень культуры; уровень воспитания; уровень образования. |
(У) - Все справились? Давайте проверим. Прочитайте, что вы отнесли к физическому здоровью, к духовному здоровью, к социальному здоровью?
(У) – Зачем мы так много говорим о здоровье?
Ведь здоровье каждого человека — это его личное дело?!
(Д) - ответы
(У) - Каждый человек должен понимать: Только когда все составляющие здоровья – духовное, социальное и физическое будут в норме – человек будет здоров и общество будет крепким и сильным.
Принято различать здоровье индивидуальное и здоровье общественное.
(У) - Что подразумевается под понятием индивидуальное здоровье? общественное здоровье?
(Д) - Общественное - это здоровье группы людей или всего населения страны
Индивидуальное – это здоровье одного конкретного человека
(У) - Каким образом взаимосвязаны понятия общественное и индивидуальное здоровье?
(Д) - они неразрывно связаны друг с другом, и одно зависит от другого.
Общественное и индивидуальное здоровье взаимозависимы – ведь общественное здоровье, в конечном счете, складывается из здоровья членов общества.
(У) - Без здорового индивидуального человека, как единицы общества не будет здорового общества, поэтому наше государство заботится о здоровье каждого человека.
(У) - Каждый человек – явление уникальное, неповторимое. То, что для одного является нормой, для другого может оказаться болезнью. Поэтому понятия «здоровье» и «нездоровье» должны учитывать индивидуальные особенности организма, обусловленные наследственными факторами, условиями жизни и работы.
- Как же определить, здоров человек или болен?
Для этого необходимо исследовать состояние и деятельность различных систем и органов.
Какие показатели можно использовать для оценки здоровья человека?
(Д) - ответы
- уровень кровяного давления
- частота сердечных сокращений
- частота дыхания
- данные анализов крови, мочи
- рентгенологические исследования и т.д.
(У) - При оценке здоровья детей и подростков врачи используют четыре основных критерия.
Работа с учебником стр. 134. Найдите в тексте учебника ответ на вопрос: «Какие критерии используют врачи при оценке здоровья детей и подростков»?
(Д) - ответы
- Наличие или отсутствие на момент обследования хронических заболеваний;
- Уровень достигнутого физического и нервно-психического развития;
- Состояние основных систем организма – дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной, нервной и др.;
- Степень сопротивляемости организма внешним воздействиям.
(У) - В соответствии с этими критериями все дети и подростки по состоянию здоровья могут быть разделены на пять групп здоровья. Схема 17 стр.135
Слайд 13: Карточка №2 «Мое здоровье» Работа с учебником стр. 135-145.
Используя характеристику групп здоровья, определите свою группу здоровья и запишите в карточку «Моё здоровье».
ФИЗМИНУТКА.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. Закрепление.
Давайте с вами оценим свои физические возможности по уровню работоспособности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. И показатели запишем в индивидуальные карточки «Моё здоровье».
Индивидуальная карточка №2 «Моё здоровье» | |
Группа здоровья (определить группу здоровья, используя характеристику групп здоровья детей и подростков) | |
Оценка своего здоровья по пятибалльной системе (задание 20 стр. 144) | |
Оценка здоровья по времени задержки дыхания (задание 21 стр. 144) | |
Оценка здоровья по пульсу (задание 22 стр. 145) | |
ВЫВОД Уровень моего здоровья (высокий, средний, низкий). Я хочу сохранить свое здоровье. Я хочу улучшить своё здоровье |
Оценка своего здоровья по пятибалльной системе
Оцените по пятибалльной системе своё:
Самочувствие (от 1 до 5 баллов);
Работоспособность (от 1 до 5 баллов);
Настроение (от 1 до 5 баллов).
Рассчитайте среднюю оценку.
Если за последний год вы болели 4 раза и больше, уменьшите полученную цифру на 1 балл.
Оценка здоровья по времени задержки дыхания
Сядьте удобно, расслабьтесь. Сделайте спокойный вдох и неполный выдох. Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд вы можете не дышать.
Время | Показатель |
Более 40 с | Здоров |
От 20с до 40с | Здоровье ослаблено |
Менее 20с | Имеются какие-то заболевания |
Оценка здоровья по пульсу
Пульс – важнейший показатель здоровья.
По пульсу в положении сидя можно определить состояние сердца.
Сядьте поудобней. Посчитайте количество пульса за 15 секунд, умножьте полученную цифру на 4, получите свой пульс.
Количество ударов в минуту (Пульс) | Показатель |
Реже 55 | Отлично |
Реже 70 | Хорошо |
70-80 | Посредственно |
Чаще 80 | Плохо |
(У) - А теперь по полученным результатам сделайте вывод. Интересно узнать какой уровень здоровья у вашего класса?
У каждой из вас на столе лежит три листочка (зеленый – высокий уровень, желтый – средний уровень, красный – низкий уровень), выберите листок, который соответствует вашему уровню здоровья и отдайте его дежурному (подводит итоги и забивает результаты в диаграмму).
(У) - Слайд 14: Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что на здоровье человека оказывают влияние очень многие факторы. Посмотрев на диаграмму, проанализируйте данные, о чем они говорят?
10% - здравоохранение;
25% - наследственность;
15% - окружающая среда;
50% - образ жизни человека.
(У) – Какой вы можете сделать вывод?
(Д) - Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, т.е. от самого человека.
6. Итог урока. Рефлексия.
Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог урока.
(Дети отвечают на вопросы)
- Какова была цель урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какой учебный вопрос у вас вызвал затруднение?
- По результатам нашего урока, какие вы можете сделать выводы?
- Здоровье ценно тем, что составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье и благополучие;
- Только здоровые люди могут создавать здоровое общество и государство.
Слайд16:
Я хорошо потрудилась на уроке.
Мне было интересно.
Я довольна своей работой.
На уроке мне было неинтересно.
У меня было много ошибок.
Я считаю, что мне еще нужно
поработать над этой темой.
7. Д/задание. Прочитать § 1.1. стр. 132-136
Слайд 15: Карточка3. Каждой из вас (по выбору) необходимо составить план действие по сохранению и улучшению нашего здоровья:
Задание 1. «Что я должна делать ежедневно дома, для того чтоб сохранить своё здоровье?» |
Задание 2. «Что я должна делать ежедневно в школе, для того чтоб сохранить своё здоровье?» |
Задание 3. «Что я должна делать зимой и летом, для того чтоб сохранить своё здоровье?» |
Выставление оценок.
Всем спасибо! Урок окончен!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным .................. сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». Павлов Иван Петрович
« Когда нет ................... , молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум ». Геродот
« Счастье – как ................ : когда его не замечаешь, значит, оно есть». Тургенев Иван Сергеевич
«................. до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». Артур Шопенгауэр
Тема урока: «Здоровье человека» Запись в тетрадь 25.01.23.
На уроке мы Узнаем о составляющих здоровья человека, критериях его оценки, группах здоровья детей и подростков. Оценим уровень своего здоровья. Определим свои действия по сохранению здоровья.
Рудольф Франц Фердинанд Хёсс комендант концлагеря «Освенцим» 1,5 миллион а смертей А теперь мы можем утверждать , что этот человек здоров ?
Социальное здоровье Условия: Жизни Труда Жилищные Питания Отдыха Уровень: культуры воспитания образования
« Здоровье — это состояние полного физического , духовного и социального благополучия , а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) Запись в тетрадь
Из нижеприведенных составляющих выберите те, которые относятся к : 1) Физическому здоровью уровень образования; двигательная активность; умение жить в согласии с родными и близкими; рациональное питание; условия труда и отдыха; соблюдение правил личной гигиены; умение жить в согласии с собой; жилищные условия; умение жить в сочетании с окружающими; условия жизни; отношение к окружающему миру и ориентация в нем; условия питания; безопасное поведение в повседневной жизни; уровень культуры; режим труда и отдыха; уровень воспитания; отказ от вредных привычек; определять свое положение в окружающей среде. 2) Духовному здоровью 3) Социальному здоровью
Из нижеприведенных составляющих выберите те, которые относятся к : 1) Физическому здоровью двигательная активность; рациональное питание; режим труда и отдыха; соблюдение правил личной гигиены; безопасное поведение в повседневной жизни; отказ от вредных привычек. 2) Духовному здоровью отношение к окружающему миру и ориентация в нем; умение жить в согласии с собой; умение жить в согласии с родными и близкими; умение жить в сочетании с окружающими; определять свое положение в окружающей среде. 3) Социальному здоровью условия жизни; жилищные условия; условия питания; условия труда и отдыха; уровень культуры; уровень воспитания; уровень образования.
Зачем мы так много говорим о здоровье? Ведь здоровье каждого человека — это его личное дело?! Каждый человек должен понимать : Только когда все составляющие здоровья – духовное , социальное и физическое будут в норме – человек будет здоров и общество будет крепким и сильным .
Какие критерии используют врачи при оценке здоровья детей и подростков? Работа с учебником стр. 134-135.
Индивидуальная карточка №2 «Моё здоровье» Группа здоровья (определить группу здоровья, используя характеристику групп здоровья детей и подростков, схема 17) Группа - ? Оценка своего здоровья по пятибалльной системе самочувствие-? работоспособность-? настроение - ? Средний балл - ? Оценка здоровья по времени задержки дыхания Более 40 с – здоров От 20с до 40с – здоровье ослаблено Менее 20с – имеются заболевания Оценка здоровья по пульсу Реже 55 - отлично Реже 70 – хорошо 71-80 – посредственно Чаще 80 - плохо ВЫВОД Практическая работа
Факторы, влияющие на здоровье
Уровень здоровья класса
Задание 1 . «Что я должна делать ежедневно дома, для того чтобы сохранить своё здоровье?» Задание 2 . «Что я должна делать ежедневно в школе, для того чтобы сохранить своё здоровье?» Задание 3 . «Что я должна делать зимой и летом, для того чтобы сохранить своё здоровье?» Как сохранить здоровье? Запись в тетрадь Составить план-действие по сохранению и улучшению нашего здоровья
Рефлексия Я хорошо потрудилась на уроке. Мне было интересно. Я довольна своей работой. Н а уроке мне было неинтересно. У меня было много ошибок. Я считаю, что мне еще нужно поработать над этой темой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-61979-1569766319.jpg)
Классный час «Гармоничный человек - здоровый человек» для учащихся 11 класса
Возраст участников17, 18 лет. Мероприятие продолжается 40 минут, используется интерактивная доска. Подготовлена выставка «Лучшие люди мира». Тема классного часа «Гармоничный человек...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-147201-1353266324.jpg)
Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов. Тема: Волейбол.
Задачи урока:1. Ознакомить с техникой выполнения приема-передачи мяча снизу двумя руками.2. Совершенствовать технику приема – передачи мяча сверху...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/10/picture-455908-1402358889.jpg)
План – конспект открытого урока по предмету английский язык (10 класс филологический профиль) по теме: « Еда и Здоровье»
Согласно поурочному плану разработанный урок является третьим уроком по теме « Еда и здоровье» Тип урока – ролевая игра, совершенствование речевых навыков и составление совместной проектной рабо...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
План-конспект урока № 68 по физической культуре для учащихся 10 класса МБОУ гимназии «Интеллект». Ессентуки Ставропольского края по теме волейбол. Конспект открытого урока по физической культуре для учащихся 7 классов.
Проводил урок: учитель высшей категории Антонов Петр Андреевич.Раздел учебной программы: Спортивные игры.Тема урока: Волейбол, ИКТ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/26/picture-391406-1390748991.jpg)
Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/03/picture-176071-1457036566.jpg)
Конспект урока по природоведению в 5 классе по теме: «Здоровье человека».
Представлен урок-проект с компьютерной презентацией, имеющий здоровьесберегающее направление для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Урок носит ярко выраженный валеологический и деятельнос...