Рабочая программа учебного курса «За страницами учебника...»
рабочая программа по мхк на тему

Чурикова Ирина Валентиновна

Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с учителей истории и МХК сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._za_stranitsami_uchebnika.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

учебного курса

«За страницами учебника...»

Программу составили:

Чурикова И.В., учитель МХК

Шарова Н.В., к.и.н.,

учитель истории и обществознания

Уварово

2012-2013 уч.г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методические материалы курса «Повышение качества знаний обучающихся на основе интеграции предметов гуманитарного цикла» составлены с учётом «Обязательного минимума содержания исторического образования в X-XI классах», «Требований к уровню подготовки выпускников средней школы» (Из сборника «Оценка качества подготовки выпускников средней школы по истории». М.: Дрофа, 2006). Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования.

Курс предназначен для учащихся выпускного класса.

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся к участию в конкурсах и предметных олимпиадах различного уровня и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена (экзамен по истории в форме ЕГЭ введен как экзамен по выбору).

Данный учебный курс построен в соответствии с учебной программой по истории России и МХК для 10 -11 классов средней общеобразовательной школы и ориентирован на систематизацию знаний гуманитарных дисциплин.

Аналитический отчет ФИПИ по результатам ЕГЭ 2011 по истории содержит рекомендации по изучению вопросов истории культуры в связи с низкими результатами знаний выпускников по этой проблеме. Тем не менее в Аналитическом отчете ФИПИ по результатам ЕГЭ 2012 по истории указано, что в части А сравнительно низкие показатели зафиксированы при выполнении заданий на знание фактов по истории культуры независимо от периода истории.

В 2012-2013 учебном году произошли существенные изменения – и в структуре, и в содержании КИМ по истории. Общее направление совершенствования КИМ – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения выпускников. В частности добавлены блоки заданий на работу с иллюстративным материалом (В12–В13), относящимся к области истории культуры. В задании С6 представлены четыре исторических деятеля, среди которых  и художники, и писатели, и скульпторы, и архитекторы.

Специфика изучения культуры - состоит в том, что необходимо усвоение значительного количества сведений (имена деятелей культуры, произведения, достижения и т.п.), которые зачастую не связаны с личным опытом (читательским, творческим и т.п.) и впечатлениями учеников. Следует учитывать, что историю культуры достаточно трудно понять вне социально-экономического и политического контекста эпохи. Культура всегда очень наглядно и конкретно отражает общественно-политические и экономические процессы в обществе. Целесообразно использовать эти взаимозависимости и добиваться формирования у учащихся  их устойчивого понимания. связей между социально-экономическими, политическими событиями и явлениями, с одной стороны, и их отражением в культуре – с другой. Говоря о повышении эффективности преподавания вопросов культуры, в первую очередь необходимо использовать межпредметные связи. Особенно важно связать историю с курсом МХК. Эффективное сотрудничество с учителей истории и МХК сможет помочь лучше подготовить обучающихся к конкурсам, олимпиадам и итоговой государственной аттестации.

Для решения перечисленных задач необходимо дополнительное время и углубленное изучение тем. Предложенный курс позволяет ученикам «отработать» усвоенный материал по основным разделам школьного курса истории и МХК.

В процессе работы используются рекомендованные Министерством образования и науки РФ сборники тестов, материалы ЕГЭ. Большой объём фактического материала по курсу не позволяет развернуть эту работу в урочное время на востребованном уровне. Учебный материал отражает основные педагогические принципы обучения. Список литературы содержит перечень учебных, научных, научно-популярных изданий.

Данная рабочая программа рассчитана на детей, мотивированных на обучение и хорошей успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания.

При реализации программы учителя ориентируются на широкий спектр форм и методов раскрытия содержания, а именно:

  • ​проблемная лекция;
  •  эвристическая беседа;
  •  учебная дискуссия;
  •  семинарские занятия с использованием привлеченных дополнительных      материалов из хрестоматий и других источников;
  • уроки-практикумы;
  • ​·самостоятельные работы школьников с различными материалами;
  • ​ задания, направленные на групповые формы деятельности;
  • ​ написание сочинений-эссе;
  • ​занятия-презентации;
  • ​уроки-проекты и др;
  • ​уроки с использованием мультимедиа;
  • сократовские беседы, дебаты и тд..

Программа составлена с целью повышения качества знаний по МХК и истории в рамках участия в предметных олимпиадах и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена по истории.

При этом решаются задачи:

  • ​ изучить возможность интеграции предметов гуманитарного цикла (история, МХК);
  • ​ систематизировать материал курсов МХК и истории в плане интегрированного обучения;
  • ​апробировать взаимодействие преподавания МХК и истории;
  • ​ выделить и проработать наиболее сложные вопросы, требующие особого внимания;
  • ​ воспитывать у учащихся осознанные мотивы учения;
  • ​ формировать и закрепить системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории и культуры с древнейших времён до начала XXI века;
  • ​ развить у учащихся умений и навыков работы с заданиями разной степени сложности.

Программа рассчитана на 34 часа.

По завершении курса обучающиеся должны знать/понимать:

  • ​ основные понятия и термины;
  • ​основные этапы и особенности исторического процесса в России;
  • ​ содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории;
  • ​важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • ​ основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;
  • ​ основные этапы развития культуры России;
  • ​ формулировать содержание культурных идей, обуславливающих специфику российской    культуры в различные исторические эпохи;
  • ​ знать круг основных историко-культурных памятников, необходимых для целостного представления о специфике культурного развития страны на всех исторических этапах.

После изучения курса учащийся должен уметь:

  • ​ применять к анализу событий и явлений прошлого приёмы сравнительно-исторического анализа, системного подхода;
  • сознательно определять своё отношение к историческим явлениям, актуальным проблемам истории и современного мира;
  • ​ осмысленно и свободно оперировать общими и частными понятиями и терминами в устной и письменной речи, применять их в решении творчески-поисковых задач;
  • ​ теоретически осмысливать и обобщать исторический материал;
  • ​ совершенствовать умения самостоятельно получать, анализировать, систематизировать, творчески перерабатывать историческую информацию;
  • ​ классифицировать события, понятия, явления, даты, персоналии и др.;
  • ​ решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности;
  • ​ уметь анализировать явление культуры, принимая во внимание широкий историко-культурный контекст;
  • использовать полученные знания в повседневной жизни.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА:

в результате изучения курса обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

• указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий истории;

• соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность событий.

Знание фактов, работа с фактами: 

• характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий;

• группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

• рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение: 

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• соотносить единичные исторические факты и общие явления;

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение важнейших исторических, культурологических понятий и терминов;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками: 

• приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

• определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

• применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

• использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

• способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Вводное занятие

Проблемы изучения истории культуры России на современном этапе: содержание понятия «культура России»; методы изучения и источники; задачи курса; хронология и периодизация истории культуры России.

Проблемная лекция – 1 час.

Форма контроля – коллоквиум / индивидуальное собеседование -1 час.

Дохристианские традиции Древней Руси

Проблемы этногенеза славян, значение изучения исторического феномена «славянства» для осмысления архаических основ культуры России; славянское язычество как тип культуры; особенности языческой культуры восточных славян; мифология восточных славян как основа социокультурной модели; крады — своеобразные алтари, капища, требища, священные места, приспособленные для молений и жертвоприношений; славянский идол - как культовая скульптура наших предков; солярные знаки, символы, обереги; эволюция культуры восточных славян в границах дохристианского периода (VI-X вв.). Двоеверие как феномен древнерусской культуры.

Проблемная лекция  – 1 час.

Форма контроля — самостоятельная работа (изучение источников, учебной и научной литературы) – 1 час.

Культурное развитие русских земель и княжеств в X – середине XIIв.

Исторические и культурные причины принятия христианства; «крещение Руси» и глобальные культурные сдвиги; византийская культурная модель и проблемы развития древнерусской культуры; древнерусское государство и культура Киевской Руси; древнерусская литература XI-XII вв. как особая форма культурного сознания; развитие изобразительного искусства в домонгольской Руси, основные центры, изменения историко-культурной парадигмы.

Эвристическая беседа – 1 час.

Форма контроля — урок - конференция – (изучение источников, учебной и научной литературы по теме) 1 час.

Культура Древней Руси периода татаро-монгольского завоевания

(XIII – первая половина XV вв.).

Утверждение религиозных идей – деятельность Сергия Радонежского, русские монастыри. Культура Новгорода XIII – XIV века – архитектура, новгородская школа иконописи, творчество Феофана Грека. Москва – новый культурный центр: ранняя московская архитектура, начало развития московской живописи, высокий иконостас, творчество Андрея Рублева. Проблема «религиозного ренессанса» древнерусской культуры XV века.

Урок-презентация – 1 час.

Форма контроля – тест – 1 час.

Культура Московской Руси.

Религиозные споры конца XV – начала XVI вв.; утверждение идеи «Москва – третий Рим» и ее значение для развития древнерусской культуры. Феномен самодержавия в культурной истории России. Отражение новых культурных идей в древнерусской письменности и литературе (общественная и религиозная публицистика, «Домострой», «Великие Четьи Минеи» и др.). Изобразительное искусство Московского государства в конце XV – XVI вв. – Московский кремль, шатровый стиль храмового зодчества, грозненская школа иконописи).

Занятие - презентация – 1 час.

Форма контроля – тест – 1 час.

Своеобразие русской культуры XVII века. 

Процессы «обмирщения», их культурно-исторические причины и последствия.

Церковный раскол и его значение в культурной истории России.

Особенности художественной культуры XVII века: архитектурное «узорочье», «нарышкинское барокко», гражданская каменная архитектура; строгановкая школа иконописания, живопись мастеров оружейной палаты, парсуна. «Светская повесть» в контексте традиций древнерусской письменности.

Эвристическая лекция  – 1 час.

Форма контроля – задания блока В – 1 час.

Культура России Нового времени.

Особенности перехода России на культурные позиции Нового времени. Реформы Петра I в сфере культуры и изменение всего жизненного уклада Древней Руси.

Проблемы современной научной оценки реформ рубежа XVII-XVIII веков.

Развитие форм светской культуры: гражданская архитектура, портретная живопись, новые формы повседневной культуры. Развитие общественной мысли в Петровскую эпоху: И.Т. Посошков «Книга о скудости и богатстве».

Эвристическая лекция – 1 час.

Форма контроля – тест - задания блока С – 1 час.

«Век Просвещения» в России. 

От инициатив Петра I в области просвещения к образовательным проектам и становлению системы образования в эпоху Екатерины II. Развитие различных институтов просвещения: школа, высшее образование, специальное образование, воспитательные учреждения, книгоиздательство, периодическая печать, театр, наука, художественная литература и т.д. Отражение культурных идей эпохи в литературе, архитектуре и живописи, развитие художественных стилей (от барокко к классицизму). Масонство как феномен культуры России второй половины XVIII века.

Занятие - презентация – 1 час.

Форма контроля – Урок-зачёт – 1 час. 

Русская культура первой половины XIX. 

Романтизм как культурная эпоха русской культурной истории; дворянские идеалы в культуре романтизма; отражение идей культуры в русском искусстве первой трети XIX века (литература, архитектура, живопись). Развитие интеллектуальной культуры в первой половине XIX века – концепции исторического пути России.

Занятие - презентация – 1 час.

Форма контроля – семинар 1- час.

Развитие культуры во второй половине XIX века.

Демократизация культуры, расширение образованного сословия, изменение ценностных парадигм. Литература и изобразительное искусство второй половины XIX века как отражение актуальных культурных проблем.

 Проблемная лекция  – 1 час.

Форма контроля — урок- ученическая конференция.

Культура России на рубеже XIX-XX веков.

«Серебряный век» как культурная эпоха – основные идеи русского «серебряного века» в контексте культуры европейского модерна. Широта и многообразие художественных поисков «серебряного века» – направления, течения, кружки и школы в изобразительном искусстве и литературе. Роль института меценатства в развитии русской культуры. Русская религиозная философия как феномен интеллектуальной культуры конца XIX – начала XX века.

Занятие - презентация  – 1 час.

Форма контроля — тест – 1 час.

Культура советской эпохи.

Революция и культура. Модель отношений «власть-художник». Культурные преобразования большевиков в первое десятилетие советской власти. Многообразие и плюрализм художественной жизни 1920-х годов. Конструктивизм и авангард ранней советской эпохи как общеевропейские стили. Формирование образа «нового человека» средствами художественной культуры. Динамика культурных процессов в границах 1920-х годов. «Первая волна» русской культурной эмиграции и начало формирования культуры «русского зарубежья».

Учебная дискуссия – 1 час.

Форма контроля – защита учебного проекта – 1 час

Сталинизм и культура. 

Характер изменений политики правящей партии в сфере художественной культуры в конце 1920-х – начале 1930-х годов; формирование системы управления культурой и тотального контроля ее развития. Репрессивные меры руководства культурными процессами. Культ личности вождя и значение этого для создания художественных форм. Искусство «социалистического реализма» как феномен советской культуры. Монументальный стиль «сталинский ампир» в архитектуре как выражение господствующих политических идей.

Культура периода Великой Отечественной войны и первого послевоенного десятилетия– изменение ценностных ориентиров. Динамика культурных процессов в границах тоталитарной эпохи.

Учебная дискуссия  – 1 час.

Форма контроля – тест (блоки В и С) – 1 час.

Культура периода «оттепели».

Позитивные изменения в сфере культуры – либерализация форм контроля и возможности расширения художественных поисков. Роль «шестидесятников» в осуществлении культурных сдвигов. Художественная и культурная жизнь эпохи. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущева, его политической позиции и значение этого для развития культуры.

Эвристическая беседа  – 1 час.

Форма контроля – авторская презентация – 1 час.

Культура эпохи «застоя».

Политические причины изменения векторов культурного развития. Феномен «застоя» в сфере культуры. Реальная дифференциация в художественной среде – официальная и «полуофициальная» культура. Явление «другой культуры» – литература и искусство андеграунда. Культурные причины смены эпох.

Учебная дискуссия – 1 час.

Форма контроля – тест (блок А) – 1 час.

Современная культурная ситуация в России.

Исторические проблемы современного развития русской культуры. Глобализация и особенности культурного развития в современную эпоху.

Диспут  – 1 час.

Форма контроля – семинар – 1 час.

Итоги курса.

Подведение итогов курса. Итоговое тестирование. – 2 часа

ЛИТЕРАТУРА И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

Дополнительная литература для обучающихся:

1.​ АймермахерК. Политика и культура при Ленине и Сталине [текст ]/ К. Аймермахер. – М.: АЙРО-ХХ, 1998.

2.​ БарановВ.В. История России с древнейших времен до конца ХХ в. : Учебное пособие [текст ]/ В.В.Баранов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

3.​ Байбурин А.К. Жилище в обрядах и представлениях восточных славян. – Л., 1983.

4.​ Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: В 2 ч. – М., 2002.

5.​ Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века. – М., 1979.

6.​ Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.

7.​ Великая Русь: История и художественная культура, X – XVII век / Под ред. Д.С. Лихачева и др. – М., 1995.

8.​ Георгиева Г.С. История русской культуры: Учебное пособие. – М., 1999.

9.​ Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. Ч 3. ХХ век: выбор моделей общественного развития. - М.: Знание, 1994.

10.​ Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. – М.: Республика, 1998.

11.​ Евангулова О.С., Карев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.,1994.

12.​ Ильина Т.В. Отечественное искусство. – М., 1994.

13.​ История культуры России. – М., 1993.

14.​ История русской культуры IX-XX вв.: Пособие для вузов / В.С. Шульгин, Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева. М.Р. Зези. - М.: Дрофа, 2002.

15.​ История страны / История кино /Под. ред. С.С. Секиринского. – М.: Знак, 2004.

16.​ Карамзин Н.М. История государства Российского. Любое издание.

17.​ Ключевский В.О. Исторические портреты. – М., 1991.

18.​ Ключевский В.О. Лекции по русской истории. Любое издание.

19.​ Кондаков И.В. Культура России. – М.,1999.

20.​ Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Ч.2. Расцвет и закат Российской империи (XIX- нач.ХХ вв.). - М.: Знание, 1994.

21.​ Лещенко В.Ю. Семья и русское православие: XI – XIX вв. – СПб., 1999

22.​ Малиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917-1991 / Пер. с англ. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.

23.​ Никольский Н.М. История русской церкви. – М., 1988.

24.​ Очерки истории русской культуры XIX века. Т. 1-6. – М., 1998-2005.

25.​ Очерки истории русской культуры второй половины XIX века. – М., 1976.

26.​ Очерки истории русской культуры первой половины XIX века. – М., 1978.

27.​ Очерки русской культуры XIII – XV веков: В 2-х т. – М., 1969-1970. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура. Очерки русской культуры XIII–XV веков / Под ред. А.В. Арциховского. – М., 1969.

28.​ Очерки русской культуры XVI века: В 2-х т. – М., 1977. – Т.1: Материальная культура; – Т.2: Духовная культура. Очерки русской культуры XVII века: В 2-х т. – М., 1979. – Т.1: Материальная культура. Государственный строй; – Т.2: Духовная культура.

29.​ Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. / Под ред. Б.И. Краснобаева, Б.А. Рыбакова. - М., 1985 – 1990.

30.​ Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма– СПб: Журнал «Нева», 2000.

31.​ Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. – М.: Аграф, 1999.

32.​ Русская художественная культура конца XIX–нач. ХХ века. Кн. 2. Изобразительное искусство. Архитектура. Декоративно-прикладное искусство. – М., 1969.

33.​ Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М.Забелиным. Репринтное воспроизведение издания 1880 года. – М., 1990.

34.​ Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

35.​ Словарь основных понятий и терминов по истории России (IX-XX вв.)Учебное пособие для учащихся средних школ и абитуриентов вузов. - Тамбов, 1997.

36.​ Тихомиров М.Н. Русская культура X – XVIII вв. – М., 1968.

37.​ Хрестоматия по истории России 1917-1940: Пособие для учащихся ст. классов / Сост. М.Е. Главацкий и др. - М.: Аспект Пресс, 1995.

38.​ Шикман А.П. Деятели отечественной истории: Биогр. сл.-справ. В 2 кн. -М.: Издательство АСТ-ЛТД, 1997.

Методическая литература для учителя:

1.​ Безносов А.Э., Кушнерёва Ю.В.. История. Россия и мир: Тесты. 9 -11 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2009.

2.​ Бердинских В.А. История России с древнейших времен до конца ХIХ века. Практикум. 10 класс. - М.: Дрофа, 2010.

3.​ Бригадина О.В. История культуры России новейшего времени: Комплекс учеб.-информ. материалов . -Минск: ООО Юнипресс, 2003.

4.​ Владимирова О.В. История: Эксспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «История России с древности до на конца ХХ века». - М.:АСТ: Астрель, 2009.

5.​ Всероссийские олимпиады школьников по истории и естествознанию: Материалы и комментарии/Сост. С.И. Козленко.- М: Школьная пресса. 2003.

6.​ Данилов А.А. История России в таблицах. ХХ век. 9-11 кл.: Справочное пособие. - М.: Дрофа, 2001.

7.​ Драхлер А.Б.. Отечественная история с древнейших времён до наших дней.- М.: Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2008.

8.​ История: Тесты для 11 кл. Варианты и ответы  централизованного тестирования. — М.: Центр тестирования ФИПИ, 2009-2010.

9.​ История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к ЕГЭ: Работа с историческими документами / авт.-сост. Н.А. Григорьев, Н.И. Чеботарева. -Волгоград: Учитель, 2004.

10.​ Кадневский В.М. История России ХХ в. в тестах. Ч 1-4.М., 1999.

11.​ Кадневский. В.М. История России с древнейших времён до конца XVIII в.: 10 кл.: Учеб.-метод, пособие.- М., Дрофа,2007.

12.​ Кадневский В.М.. Тесты по истории России для поступающих в вузы.- М.: Рольф, 2000.

13.​ Кацва Л.А.  История Отечества. Справочник для старшеклассников и поступающий в вузы. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

14.​ Орлов А.С., Т.Л. Шестова. Основыкурса истории России. Тесты. - М.: Простор, 2001.

15.​ Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009, 2010 /История/ авт. Сост. Я,В, Соловьев, Е.А. Гевуркова Л.И. Ларина, В.И. Егорова . –М.: АСТ: Астрель, 2009.

16.​ Сердюк Т. Г. «К вопросу об отношении истории к искусству» //Преподавание истории в школе. - 1998. - № 5.

17.​  Степанова Л.Н., Г.Н. Тамбовцев. Сборник тестов по истории России.- М.: Издат. Отдел УЕЦ ДО МГУ,2009.

18.​ 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие /Под ред. А.Н. Алексашкиной.- М., АСТ, 2009.

19.​ http://festival.1september.ru/articles/418789/

20.​ http://festival.1september.ru/articles/604607/

21.​ http://www.school363.ru/history/

22.​ http://www.irgali.ru/joom/content/view/125/55/

23.​ http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-integratsiya-kursov-literatury-i-mirovoy-hudozhestvennoy-kultury-v-protsesse-esteticheskogo-obrazovaniya-starsheklassniko

24.​ http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4640/Itemid,88/

25.​ http://www.fipi.ru/view

Онлайн тесты по теме «История культуры»:

1.​ http://www.samsdam.net/culturalstudies/

2.​ http://onlinetestpad.com/ru-ru/TestView/Kultura-Moskovskoj-Rusi-XIV-XV-vv-3803/Default.aspx

3.​ http://oltest.ru/tests/studentam_mfua/kulturologiya/

4.http://www.moeobrazovanie.ru/viktoriny/test_zolotoy_vek_russkoy_kultury.html?test_start&operation=exrc_show

5.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/149840/

6.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/121470/

7.​ http://aeterna.qip.ru/test/view/103681/

8.​ http://www.ist-iv.ru/onlain/ist_6/Russkaja_kultura_XIV-XVI_vv.html

9.​ http://bruma.ru/test/

10.​ http://martisha.ortox.ru/russkijj_jazyk_5,_6,_10_klass/view/id/1126201

11.​ http://www.biblioclub.ru/online_tests/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа учебного курса по математике для 5 класса включает  тематическое планирование и  материал для контроля знаний по каждой теме....

Рабочая программа по учебному курсу «За страницами учебника математики»

В любой современной системе общего образования математика занимает одно из центральных мест, что говорит об уникальности этой области знаний.Так У. У. Сойер в своей книге "Прелюдия к математике" пишет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «За страницами учебника математики»

Программа курса «За страницами учебника математики» по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общ...

рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс

При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...

рабочая программа факультативного курса "За страницами учебника математики"

Рабочая программа по факультативному курсу по математике "За страницами учебника математики". Позволяет расширить знания обучающихся по данному предмету во внеурочное время...

Рабочая программа факультативного курса ,, За страницами учебника математики\'\' для 6 класса

Данная программа содержит разделы: Планируемые результаты освоения курса. Содержание курса. Тематическое планирование. Календарно- тематическое плпнирование курса....

рабочая программа учебного курса "За страницами учебника"

рабочая  программа учебного курса "За страницами учебника"  может быть использована для учащихся 8 кл. и подготовки к ОГЭ....