КОНСПЕКТ УРОКА ПО МХК для 10 КЛАССА (УМК Л.Г.Емохоновой) «АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»
план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

Бабий Елена Александровна

Целью урока ставилось выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древнего Египта. В связи с этим решались определенные задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта; развитие умений анализировать и систематизировать информацию; развитие умений анализировать различные информационные источники, не только учебные, но и статьи из различных СМИ. 

Презентация к уроку достаточно проста. Скорее является основой для любого урока по искусству Египта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc61 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt1.79 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

        «КИНГИСЕППСКАЯ ГИМНАЗИЯ»        

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

для 10 КЛАССА

(УМК Л.Г.Емохоновой)

«АРХИТЕКТУРА

ДРЕВНЕГО ЕГИПТА»

преподаватель БАБИЙ Е.А.,

учитель музыки и МХК

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Цель: выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древ него Египта.

Задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;

   развитие умений анализировать и систематизировать информацию;

   развитие умений анализировать различные информационные источники,

  формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры.

Оборудование:

  • презентация,
  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • тексты статьи.  

Раздел

Задача этапа

Материал

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Стадия вызова

Создание атмосферы восприятия и осмысления информации о древней культуре

Стихотворение «Тени прошлого» В.Брюсова





















Слайд №1 (текст стихотворения)

Здравствуйте.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте:

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо и земля.


Близка в такие дни волна небытия,

И нет в моей душе ни дерзости,  ни веры.

Мечте не унестись в живительные сферы,

Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.


Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –


Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

(В.Брюсов)


Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?

Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем?.. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем?..

























Ответы: прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы…


Слайд № 2 («Культура Древнего Египта»)

Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, о Древнем Египте. Запишите в тетрадь число и тему: «Культура Древнего Египта».

Мир начал изучать Древний Египет около 200 лет назад. А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет? –

Работа в тетради

«мозговой штурм»

Запись предположений на доске: пирамиды, древняя наука, связь пирамид с астрономией, с инопланетянами…

Стадия осмысления

формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;



Слайд №3 (Карта Древнего Египта)

 Слайд № 4 (Периодизация истории культуры)


Слайд № 5, 6, 7(«Анубис бальзамирует тело», Саркофаг, «Суд Осириса»)






Слайд № 8 («Архитектура Древнего Египта»)

Что же за культура все это дала миру? Когда и как началось ее развитие?

На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитаемый в этой стране, возникает цивилизация около 4 тысячелетия до нашей эры.

За более чем трехтысячелетнюю историю были периоды расцвета (Древний, Средний, Новый, эллинистический) и упадка. Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, пройдя в подземном мире суд Осириса (умирающего и воскресающего божества растительности) окажется в полях Иалу (полях Камыша) и будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над урожаем.

 Эти религиозные представления, эта идея вечной жизни (сначала жизнь на земле, а потом в «благословенных полях Иалу») вызывала стремление сохранить тело, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей  загробного мира.

Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это – пирамида…



Слушание лекции

Слайд № 9 (Общий вид Великих пирамид в Гизе)

Слайд №10, 11(вид пирамиды Джосера)


Слайд №12 (Великие пирамиды в Гизе)

Пирамиды – загадочные строения… Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий


Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера так называемую ступенчатую пирамиду, поместив 6 мастаба, одна на другую.

Затем появляются привычные для нас пирамиды. Самые большие известны как Великие пирамиды в Гизе. Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Строились все некрополи на западном берегу. Ребята, как вы считаете, почему выбран именно запад?  –  














ответы учеников – место захода солнца, место смерти

Закрепление представлений о месопотамской архитектуре;

Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями

Слайд №13 (пирамида и зиккурат)

А где мы уже встречались с подобной архитектурной формой?  –


Давайте сравним эти формы, что у них общего и что различного. Оформите в тетради таблицу, на работу 15 минут:


Предполагаемые линии сравнения

Линии сравнения

Зиккурат

Египетская пирамида

Материал




Место постройки




Внешний вид




Предназначение





Подведем итог:

ответы учеников – культура Междуречья, зиккурат



Работа в таблице





 


ответы учеников – предназначение, материал, место постройки

развитие умений анализировать различные информационные источники

Слайд № 14, 15 (Великие пирамиды в Гизе)

Исходя из ваших предложений, пирамида возводилась как строение, воплощающее в себе определенные принципы. А какие это принципы, вам предстоит разобраться самостоятельно: делимся на группы: 1 группа работает по учебнику, 2 группа работает с текстом статьи, 3 группа вносит собственные предположения. Через 10 минут вам нужно ответить на вопрос: какие принципы положены в основу строительства пирамиды?  –


Принципы, лежащие в основе строительства пирамид

Учебник

СМИ

Догадки







работа в группах, затем обсуждение и запись предложений в Т-таблицу:






Ответы представителей групп и запись предложений

Сделайте вывод: какое из ваших предложений наиболее ясно и научно объясняет принципы, на основе которых построена пирамида? В чем именно проявляется этот принцип?

Но эта важная идея проявлялась не только в пирамидах, существовали еще и другие архитектурные ее воплощения – заупокойные храмы. В учебниках эта связь очень хорошо показана, и дома вы самостоятельно с этим материалом познакомитесь и выполните задание № 2 к «Уроку №5»

Ответы: идеи из учебника, отражение идей о вечной жизни, пирамида являет собой соединение горизонтальной и вертикальной мифологической моделей мира.

Стадия рефлексии

Формирование эстетического отношения к памятникам мировой культуры,  связей между искусством прошлых эпох и настоящим.

Вернемся к началу урока. Мы говорили о важности прошлого. Посмотрите, знание одного культурологического момента помогло осмыслить другой. В наше время форма пирамиды не исчезла из искусства: мавзолей на Красной площади, пирамида Лувра, памятные курганы… Все это формы из прошлого. Напомню вам, что пирамидальная форма, Мировая гора, соединяет прошлое и будущее.

И последнее, «Есть много светлых дум» – сказал В. Брюсов, и египтяне считали, что души бессмертны тогда, когда из тьмы подземного мира пробьются к свету. Идея бессмертия, воплощенная в архитектуре – идея путешествия к свету, и мне хочется, чтобы каждый ваш шаг был шагом к свету. Светлых дум вам!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных, – Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами! В.Брюсов

Слайд 2

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Слайд 4

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ Архаический период – до XXVII века Древнее царство – сер. XXVII в. до н.э.-2155 г. до н.э. Среднее царство – 2040 – 1785 гг. до н.э. Новое царство – 1552 – 1070 гг. до н.э. Позднее царство – 1070-332 гг. до н.э. Эллинистический период – 332 – 32 гг. до н.э.

Слайд 8

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по теме "Культура и искусство Древнего Египта

Цель занятия:познакомить детей с культурой и искусством Древнего Египта....

Разработка урока по истории Древнего мира 5 класс "Путешествие по страничкам истории Древнего Египта,Междуречья, Финикии"

Повторительно- обощающий урок по истории Древнего мира. Урок проходит в игровой форме.Целью урока является обобщение полученных знаний по истории Египта, Междуречья,Финикии.Класс заранее делится на тр...

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

Урок английского языка в 3 классе по теме "Жизнь в Древнем Египте" по материалам учебника "Family&Friends"3

Урок английского языка по теме "Жизнь в Древнем Египте" был проведён в 3-м классе с углублённым изучением английского языка. Материал урока можно использовать в 3-6 классах в зависимости от подготовле...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...