Художественная культура эпохи Средневековья
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

 

На уроке идет процесс формирования у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья,  о стилях искусства на примере романской и готической архитектуры. В ходе урока учащиеся знакомятся  с выдающимися произведениями средневековой архитектуры.

На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennaya_kultura_epohi_srednevekovya.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Урок искусства в 9 классе

Тема: Художественная культура Средневековья. Романский и готический стили.

Цель: 

  1. формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья. 

Задачи:

  1. ознакомить учащихся и истоками и характером романского и готического стилей;
  2. выявить отличительные особенности романского и готического стилей;  развивать познавательную активность;
  3. воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

Оборудование:

  1. презентация

Ход урока. 

I Организационный этап.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с художественной культурой эпохи Средневековья.

Работа в тетради.

Тема «Художественная культура Средневековья».

II Изучение нового материала.

1. Постановка цели.

- Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурными стилями Средневековья, будем учиться их различать.

2. Работа в тетради.

 Cтиль – устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

3. Словарная работа.

- Во время урока вы услышите слова – специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно,  чем идет речь, я бы хотела прокомментировать  эти термины.

  1. Свод – выпуклая архитектурная конструкция; используется как покрытие или перекрытие сооружений.
  2. Капитель – венчающая часть колонны или столба.
  3. Рельеф – полуобъемное скульптурное изображение.
  4. Портал – архитектурно оформленный вход в здание
  5. Тимпан –  углубленная часть арки над входом.
  6. Арка – перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами.
  7. Фасад – в архитектуре наружная, главная сторона здания.
  8. Фронтон –  верхняя треугольная часть фасада храма

- У нас работали две поисковые группы учащихся, которые подготовили информацию по данным стилям.

I часть

4. Сообщение  1 ученика о происхождении термина «романское искусство»

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозначали европейское искусство X-XII веков. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романского» зодчества  (от лат. romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах  и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII  столетии.

5. Работа в тетради.

Термин «романское искусство» возник в XIX веке, так обозначают стиль европейского искусства X-XII веков.

6. Сообщение 2 ученика «Краткая характеристика романской архитектуры»

В суровую, тревожную, но созидательную эпоху XI-XII веков утверждается первый общеевропейский стиль – романский, который присущ в первую очередь ведущему искусству этой эпохи – архитектуре. Архитектура романского стиля отличалась оборонительным, крепостным характером – имела массивные стены, узкие окна, высокие башни. Такая особенность была вызвана частыми войнами, суровыми условиями жизни и желанием отгородится от внешнего мира. Постройки этого периода отличались суровой простотой, ясностью объемов, внушительностью, тяжеловесностью, монолитностью, замкнутостью, отсутствием украшений. Созданные преимущественно для сельского ландшафта они прекрасно гармонировали с природным окружением

7. Слово учителя.

- Главными и наиболее значимыми сооружениями романского стиля были монастырь-крепость, храм – крепость, замок-крепость. Основным типом культового здания был собор. Романский храм, вытянутый в плане в виде латинского креста, олицетворял собой модель мира и отражал католическую идею «крестного пути» страдания и искупления грехов.

- В романской архитектуре получили распространение башни: узкие, высокие с шатровыми вершинами сторожили храм с восточной и западной стороны. 

                                                                           

- Важным элементом романской архитектуры была колонна, ее  капитель украшена скульптурным орнаментом.

- Но ведущим началом романского зодчества была стена.

- Если есть гладкие стены, то их можно украсить. Каким образом? (росписью)

- Стены романских храмов были украшены фресками  и мозаиками. К сожалению, живопись романского периода практически не сохранилась.

- В романский период впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались,  как правило,  на  порталах (архитектурно оформленных входах).

- Если храм представлялся крепостью бога, то замок – крепостью рыцаря. Романские каменные замки с мощными оборонительными стенами были неприступными крепостями. Возводились замки у реки на холме, окруженном рвом с водой, через ров перекидывался подъемный мост.

8. Сообщение 3 ученика об одном из памятников романской архитектуры

Собор и башня в Пизе. Начало строительства – 1063 г. Италия.

К выдающимся произведениям архитектуры Центральной Италии, впитавшей античные традиции,  относится знаменитый комплекс в Пизе. Этот прекрасный ансамбль, включавший в себя собор и башню, создавался в течение долгого времени: строительство было начато в 1063 году, а закончилось лишь в XII веке. В XI веке здесь работал архитектор Бускетто, в XII веке – архитектор Райнальдо. Самой известной частью комплекса является знаменитая Пизанская «падающая» башня. Некоторые исследователи полагают, что башня наклонилась в результате  оседания фундамента в самом начале работ, и тогда было решено сделать ее наклонной.

9. Микроитог.

- Именно в романской архитектуре впервые появились огромные здания,  целиком выстроенные из камня. Своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.   

IIчасть

1. Сообщение 1 ученика о происхождении термина «готическое искусство».

Наименование «готическое искусство» (от итал. gotico – «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. «Готическое» в те времена означало «варварское» в противовес «римскому»: готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям, а значит,  не представляло интереса для современников.

Представления о том, что готическое искусство бесформенно и не заслуживает внимания, изменились лишь в XIX веке, когда эпоху Средневековья перестали считать «темными веками» в истории человечества. Однако название «готическое» сохранилось за европейским искусством позднего Средневековья. В различных европейских странах готика имела свои характерные  особенности и хронологические рамки, но её расцвет приходится на XIII –XIV века.

2. Работа в тетради.

-  Термин «готическое искусство» возник в эпоху Возрождения. Так обозначают стиль европейского искусства XII – XV веков.

3. Сообщение 2 ученика «Краткая характеристика романской архитектуры»

Трудно найти подходящие слова и сравнения, чтобы описать впечатление от готического собора. Кто знает об этих соборах понаслышке, считает главным признаком готики высотность. Действительно, соборы высоки и тянутся к небу бесчисленными стрелами башен и башенок, заостренных арок. Готические соборы не только высоки, но и очень протяженны. Например, Шартрский собор имеет длину 130 метров. Чтобы его обойти, нужно преодолеть путь в полкилометра.

В отличие от романской церкви с ее четкими, легко обозримыми формами, готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из его фасадов со своим порталом индивидуален.

Главным строительным материалом оставался камень, даже архитекторов и строителей в ту пору называли каменщиками. Они собирались в артели и строили, переезжая из города в город, обмениваясь навыками и знаниями. Наверное, поэтому готическая архитектура отличается большим стилистическим единством, и в ней нет такого обилия школ, как в романской.

4.  Слово учителя.

- Готические соборы значительно отличались от церквей романского периода: романская церковь тяжеловесна и приземиста, готический собор легок и устремлен ввысь. Это связано с тем, что в готической архитектуре стали использовать новую конструкцию сводов. Если в романской церкви массивные своды покоятся на толстых стенах, то в готическом соборе свод опирается на арки, а те  в свою очередь – на столбы. Такая конструкция  дала возможность уменьшить толщину стен, увеличить внутреннее пространство здания. Стены стали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон и арок.

- В готическом соборе  исчезла ровная поверхность стены, поэтому стенная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой цветных стекол, которое помещали в проем окна.  Громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшими переплетением рам.

- Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

                                                               

5. Сообщение 3 ученика об одном из выдающихся произведений готики

Слайд № 31

Нотр-Дам де Пари. 1163 г. –XIV в.   Париж. Франция.  

           

Характерные черты ранней готики воплотились в главном соборе столицы Франции – Нотр-Дам де Пари (собор Парижской Богоматери). Величественный Норт-Дам де Пари был заложен в 1163 году (первый камень будущего собора заложил папа Александр III) , но его строительство продолжалось втечение нескольких столетий – до XIV века. В храм ведут три входа – портала, обрамленных уходящими в глубину арками; над ними находятся ниши со статуями – так называемая «королевская галерея», изображения библейских царей и французских королей.

Много лет собор стоял полуразрушенным, пока в 1831 году не появился знаменитый роман Виктора Гюго, ознаменовавший собой возрождение интереса к историческому наследию, и готическому искусству в частности, и привлекший внимание к плачевному состоянию великого памятника архитектуры. Король своим указом поручил восстановить храм.  С тех пор постоянной заботой властей является сохранение собора в его подлинном виде.

6. Микроитог.

Готический собор – это бесконечно сложная, изменчивая  игра ажурных форм. Арки, галереи, башни, громадные окна – то узкие и высокие, то круглые (так называемые готические розы) с цветными стеклами и сложнейшим переплетом рам. Собор внутри и снаружи населен массой скульптур (например, в Шартрском соборе около 9 тысяч одних только статуй). Словом готический собор – это целый мир.

III Обобщение  полученных знаний

- Как вы понимаете такой термин как  «синтез искусств»?

- Синтез искусств – органичное единство, взаимосвязь различных видов искусства в рамках единого художественного произведения.

- О взаимосвязи, каких видов искусств можно сказать относительно романского и готического стилей? (архитектура, живопись, скульптура).

- Главным их них является …? (архитектура)

-Верно. Живопись и скульптура подчинены архитектуре.

На основе полученных знаний учащиеся под руководством учителя проводят сравнительно-сопоставительный анализ романского и готического стилей.

Результатом работы является сравнительная таблица

«Особенности стилей средневекового искусства»

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения – т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений. Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности. 

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода – система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными

Светская

архитектура

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний.  Соборы должны были вмещать  многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.

Живопись

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу – изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

Скульптура

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения – рельефы – располагались на порталах  церквей.  Рельефы обычно раскрашивали -  это придавало им большую выразительность и убедительность.

Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

IV Итог урока

- Сегодня на уроке мы  продолжили знакомство с художественной культурой Средних веков и на основе сравнительно-сопоставительного анализа архитектуры того времени получили представление о стилях средневековья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по МХК "Художественная культура эпохи Античности" 10 класс

Изображения плана и самого лабиринта Кносского дворца, иллюстрации к произведениям Гомера, образцы чернофигурных и краснофигурных ваз, статуи куросов и кор, древнегреческий театр....

«Художественная культура эпохи Возрождения»

Методические рекомендации к преподаванию уроков по теме «Художественная культура эпохи Возрождения» с использованием межпредметных связей....

Культура эпохи средневековья

презентация к теме по предмету "мировая художественная культура"....

Программа "Культура эпохи Средневековья" 6 класс

Авторская программа курса "Культура эпохи Средневековья" для учащихся 6 класса...

7 класс презентация по теме Художественная культура эпохи Просвещения

Материалы презентации помогут проиллюстрировать урок по данной теме....