Программа "Культура эпохи Средневековья" 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) по теме
Авторская программа курса "Культура эпохи Средневековья" для учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kultura_srednevekovya.doc | 144 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Угутская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено: руководитель МО МБОУ «Угутская СОШ» ___________/ Шишкина Е.М./ Протокол № 7 «29» августа 2015 г. | Согласовано: руководитель методсовета МБОУ «Угутская СОШ» _____________/Алтаева М.Г./ Протокол № 3 от «30» августа 2015г. | Утверждаю: директор МБОУ «Угутская СОШ» ____________/Титоренко Е.В./ Приказ № 555 от «31» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Культура эпохи Средневековья»
Уровень образования: основное общее образование
Класс 6 «А»
Составил(а) Фефилова Татьяна Юрьевна, кандидат культурологии, учитель истории и обществознания |
с.п. Угут
2015-2016 учебный год
1. Пояснительная записка
Программа адресована Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Угутская средняя общеобразовательная школа» для 6 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи изучения истории в основной школе:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 6А класса и специфики классного коллектива. В классе обучаются 18 детей, из которых 7 мальчиков и 11 девочек.
Основная масса обучающихся класса – это дети с высоким уровнем способностей и средней мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу факультативного курса.
2. Общая характеристика учебного курса «Культура эпохи Средневековья» в 6 классах
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого.
Посредством программы реализуются три основные функции истории:
- познавательно, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение явлений культуры в истории человечества;
- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний истории культуры.
Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.
Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.
Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития культуры человеческого общества, проследить динамику развития культуры и выделить ее основные этапы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.
Наряду с обозначенным подходом, реализующим содержание программы по истории культуры, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:
- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личных качеств и отношений у учащихся основной школы;
- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д.
- личностно-ориентированный подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задачи учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;
- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний ( по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемой ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию, а высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и не исчерпывающий) принцип развивающего обучения.
Содержание курса истории культуры конструируется на следующих принципах:
- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
- принцип объективности, основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;
- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.
Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.
Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.
3. Место учебного предмета «Культура эпохи Средневековья» в учебном плане
Курс рассчитан на учащихся 6 класса общеобразовательной школы. 1 час в неделю, 35 учебных недель. Общая учебная нагрузка по предмету — 35 учебных часов.
4. Результаты обучения и усвоение содержания курса истории
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированных подходов в процессе усвоения программы.
Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетание знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.
Личностные результаты:
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
- способность применять понятийный аппарат знания по истории культуры и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; - готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
5. Содержание курса
«Культура эпохи Средневековья», 6 класс
(1 час в неделю, 35 часов)
Введение.
Средние века: понятие и хронологические рамки. Связь понятия «средние века» с отношением к средневековой культуре. Отношение к средневековой культуре в эпоху Возрождения. Просветители о средневековой эпохе. Место средневековой культуры во всемирно-историческом развитии человечества. Средневековая западноевропейская культура как часть общечеловеческой культуры.
Раздел I. Культура Западной Европы
Культура в период раннего средневековья: становление средневековой культуры. Исторические условия становления и идейно-культурные истоки средневековой культуры. Германские вторжения на территорию Западной Римской империи и ее распад. Общий упадок культуры в Западной Европе после «варварских» вторжений. Сущность и специфические черты средневекового способа отношения к миру. Средневековая культура и проблема становления человека как личности: от типичности человека к человеку, выполняющему социальную роль. Социальный идеал средневековой культуры: отношение к бедности, отношение к труду. Магия и христианство. Христианизация Европы. Возникновение университетов и развитие образования. Средневековые рукописи. Книга и ее место в культуре. Средневековая наука и магия. Алхимия. Культура средневекового города. Феномен рыцарства в средние века. Средневековое искусство. Символичность изобразительного искусства средневековой культуры. Романская архитектура. Орнаментальность романского стиля. Готический стиль. Рыцарская литература. Народная культура. Фольклорные традиции народной культуры. Карнавальный характер средневековой культуры. Художественная культура в XII-XIII вв.
Раздел II. Культура Византийской империи
Распространение христианства в Византийской империи. Влияние церкви на византийскую культуру. Церковные реформы в Византии. Иконоборчество. Основные направления динамики византийской культуры в X-XII вв. Византийская литература. Светское образование в XI-XII вв. Византийская архитектура. Изобразительное искусство. Система христианских этических и эстетических ценностей Византии.
Раздел III. Культура Средневекового Востока
Культура арабо-мусульманского мира на основе ранних, доисламских культурах Ближнего Востока и Северной Африки. Значение города. Торговля. Духовенство в исламе как единого государственного аппарата, элемент политической и административной системы. Материальная культура средневекового Ближнего Востока. Философия средневекового Востока. Тесная взаимосвязь философии и естественнонаучного знания - медицинского, физического и химического, математического и астрономического. Художественная культура арабо-мусульманского средневековья.
Раздел IV. Культура России в эпоху Средневековья
Искусство Киевской Руси. Историческое значение принятия Русью христианства от Византии. Архитектура Киевской Руси. Монументальное строительство времени Ярослава Владимировича. Программа развития столичного города. Монументально-декоративная живопись Киевской Руси. Ансамбль росписей собора Св. Софии в Киеве. Фресковая роспись в Дмитриевском соборе во Владимире – творение высококлассных византийских живописцев. Средневековой Руси XII – начала XIII вв. Значение явленного, нерукотворного образа. Основные варианты иконографии Богоматери и Спасителя. Архитектура Новгорода. Сложение новгородского типа храма в конце XIII – XIV вв., его конструктивные особенности, объёмное построение, структура интерьера. Система декорирования фасадов новгородских церквей второй половины XIV столетия. Оборонительное зодчество псковской земли: крепость в Изборске, псковский Кром. Иконопись. Сведения о личности и работах Феофана Грека. Новгородская иконопись XV в. – крупнейшая из «местных» школ времени объединения Руси. Искусство Московского княжества. Архитектура. Каменное строительство времени Ивана Калиты. Строительство белокаменных укреплений Московского Кремля в 1360-х гг. Живопись. Московская школа иконописи XIV в. Русский высокий иконостас и версии о его происхождении в связи с особой ролью иконы в интерьере русского храма. Московская живопись 1-й трети XV в. и творчество Андрея Рублёва. Искусство централизованного русского государства. Архитектура. Строительство стен и башен Московского Кремля при Иване III: идейная программа ансамбля. Зодчество XVI в. Бесстолпные и шатровые храмы. Иконопись и фрески конца XV – начала XVI вв. Творчество Дионисия и его мастерской. Иконопись XVI в. Быт и нравы. «Домострой». Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы. Костюм в России XV – XVI вв.
6. Тематическое планирование курса «Культура эпохи Средневековья» в 6 А классе
№ п.п | Название раздела | Кол-во часов | В том числе на проведение | Основные виды учебной деятельности | |||
Инвар. | Вар. | Лабораторных работ | Практических работ | Контрольных работ | |||
Введение. | 1 | Формулировать понятие «средние века». Знать основные черты эпохи средневековья, основные хронологические рамки эпохи. | |||||
Раздел I. Культура Западной Европы | 13 | 4 | Знать исторические условия становления и идейно-культурные истоки средневековой культуры. Понимать и уметь объяснять феномен рыцарства в средние века. Формулировать особенности культуры средневекового города. Различать романский и готический стиль в архитектуре. | ||||
Раздел II. Культура Византийской империи | 2 | 1 | Объяснять влияние церкви на византийскую культуру. Знать основы церковной реформы в Византии, основные направления развития византийской культуры | ||||
Раздел III. Культура Средневекового Востока | 3 | 1 | 1 | Знать и уметь объяснить роль духовенства в исламе. Знать основные особенности культуры арабо-мусульманского мира. Формулировать специфику тесной взаимосвязи философии и естественнонаучного знания арабов. | |||
Раздел IV. Культура России в эпоху Средневековья | 16 | 4 | 1 | Знать историческое значение принятия Русью христианства от Византии. Узнавать памятники архитектуры Киевской Руси. Знать основные варианты иконографии Богоматери и Спасителя. Уметь охарактеризовать иконопись. Знать основные этапы строительства и особенности фортификации укреплений Московского Кремля. Уметь описывать быт и нравы русского средневековья. Отличать особенности декоративно-прикладное искусство Руси. Узнавать и описывать виды русских народных промыслов. | |||
ИТОГО: | 35 | 10 | 2 |
7. Планируемые результаты учебного курса
Предполагается, что в результате изучения курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
- локализовать во времени общие рамки и события культуры Средневековья, этапы становления и развития Русского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
- характеризовать основные стили искусства;
- знать особенности культуры Западной Европы, Византии, Ближнего Востока и России;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
- использовать произведения искусства и культуры, как исторический источник;
- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
4. Описание (реконструкция):
- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры;
5. Анализ, объяснение:
- раскрывать характерные, существенные черты ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
6. Работа с версиями, оценками:
- сопоставлять развитие культуры Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;
- давать оценку личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
В комплект учебных материалов по курсу входят:
- хрестоматии, сборники документов;
- настенные карты, таблицы, иллюстрации, картографические и изобразительные электронные материалы;
- справочные издания, энциклопедии (в книжной и электронной форме);
- книги для чтения.
Названные материалы могут быть представлены как в виде традиционных изданий, так и на электронных носителях.
Комплект методических материалов и пособий для учителя включает:
- программно-нормативные документы;
- тематическое планирование;
- предметные и курсовые методические пособия;
- методические рекомендации по изучению отдельных вопросов, организации учебной работы.
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться, относятся компьютер, проектор, цифровой фотоаппарат, DVD-плеер, телевизор, и др.
9. Календарно-тематическое планирование по курсу «Культура эпохи Средневековья»
в 6 А классе
Номер урока п/п | Тема | Дата проведения | Этноэкологическое образование | Примечания | |
Дата планируемая | Дата фактическая | ||||
Введение. | 04.09.15 | 04.09.15 | |||
Раздел I. Культура Западной Европы | |||||
Становление средневековой культуры | 11.09.15 | 11.09.15 | |||
Социальный идеал средневековой культуры | 18.09.15 | 18.09.15 | |||
Христианизация Европы | 25.09.15 | 25.09.15 | |||
Возникновение университетов и развитие образования | 02.10.15 | 02.10.15 | |||
Средневековые рукописи. Книга и ее место в культуре | 09.10.15 | 09.10.15 | |||
Средневековая наука и магия. Алхимия | 16.10.15 | 16.10.15 | |||
Феномен рыцарства в средние века | 23.10.15 | 23.10.15 | |||
Материальная культура Средневекового города | 30.10.15 | 30.10.15 | |||
Романская архитектура | 13.11.15 | 13.11.15 | |||
Готический стиль | 20.11.15 | 20.11.15 | |||
Рыцарская литература | 27.11.15 | 27.11.15 | |||
Карнавальный характер средневековой культуры | 04.12.15 | 04.12.15 | |||
Сочинение-письмо «Я живу в Париже» | 11.12.15 | 11.12.15 | |||
Раздел II. Культура Византийской империи | |||||
Византийская культура | 18.12.15 | 18.12.15 | |||
Создание славянской письменности | 25.12.15 | 25.12.15 | |||
Раздел III. Культура Средневекового Востока | |||||
Культура арабо-мусульманского Востока | 15.01.16 | 15.01.16 | |||
Материальная культура арабского Востока | 22.01.16 | 22.01.16 | |||
Игра-домино «Культура Средневековья» | 29.01.16 | 29.01.16 | |||
Раздел IV. Культура России в эпоху Средневековья | |||||
Принятие христианства. | 05.02.16 | 05.02.16 | |||
Урок-игра «Крещение Руси» | 12.02.16 | 12.02.16 | |||
Особенности древнерусской архитектуры. | 19.02.16 | 19.02.16 | |||
Древние русские монастыри. | 26.02.16 | 26.02.16 | |||
Фресковая живопись | 04.03.16 | 04.03.16 | |||
Древнерусские города. | 11.03.16 | 11.03.16 | |||
Сочинение «Я приехал в Новгород» | 18.03.16 | 18.03.16 | |||
Древнерусская живопись. Русская икона. | 01.04.16 | ||||
Письменность и книгопечатание. | 08.04.16 | ||||
Искусство Москвы. | 15.04.16 | ||||
Колокольные звоны. | 22.04.16 | ||||
Архитектура и живопись в XIV - XVI веках | 29.04.16 | ||||
Декоративно-прикладное искусство. Русские народные промыслы. | 06.05.16 | ||||
Быт и нравы средневековой Руси. | 13.05.16 | ||||
Русский костюм XV-XVI вв. | 20.05.16 | ||||
«Круглый год». Русские народные праздники. | 27.05.16 |
10. Литература
- Барская Н. А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: «Просвещение», 1993.
- Беседы о живописи в школе. Искусство. – М., 1996.
- Вагнер Г. К., Владышевская Т. Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993.
- Васильев Л. С. История религий Востока. – М., 1983.
- Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. – Л., 1989.
- Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1987.
- Гуревич П.С. Культурология. Учебное пособие. – М., 1996.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. – М., 2000.
- Древняя одежда народов Восточной Европы: Материалы к историко-этнографическому атласу / Под ред. М. Г. Рабиновича. –М., 1986.
- Из истории культуры средних веков и Возрождения. –М., 1976.
- Ипатов А. Н. Православие и русская культура. – М., 1985.
- Костомаров Н. И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. –М., 1993.
- Лихачев С. Д. Человек в литературе древней Руси. – М., 1970.
- Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. – СПб., 1994.
- Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. – М., 1994.
- Русская культура. В помощь школьнику. – М., 1997.
- Рыбаков Б. А. Мир истории. Начальные века русской культуры. – М., 1987.
- Энциклопедический словарь юного историка. – М., 1990.
- Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1987.
- Ястребицкая А. Л. Западная Европа XI – XIII веков. – М., 1978.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетный тест по теме «Петровская эпоха». 10 класс
Дифференцированный зачет (3 уровня сложности) в 2-х вариантах с ключом для проверки....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕМА: «СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД – СЕРДЦЕ НОВОЙ ЭПОХИ» 8 КЛАСС
Конспект открытого урока по теме "Средневековый город" в 8 классе....
Конспект урока по истории и культуре Санкт-Петербурга: "Наследие петровской эпохи" (7 класс)
Урок разработан в соответствии с программой по истории и культуре Санкт-Петербурга Ермолаевой Л.К.Тема"Петровский Петербург" всегда вызывает интерес у учащихся, так как связана с истоками основания го...
Урок по теме"«Европеизация быта и нравов российского общества в петровскую эпоху», 7 класс
Данный урок посвящён изменениям и преобразованиям в быту и культурре в эпоху Петра 1. Изучение новой темы опирается на работу с историческими документами....
Презентация" Великобритания. Конец викторианской эпохи" 8 класс
Презентация" Великобритания. Конец викторианской эпохи" 8 класс...
Памятники доколумбовой эпохи 9 класс
Тест по МХК 9 класс к УМК Бакланова Т.И и Сокольникова Н.М....
Памятники доколумбовой эпохи 9 класс
Тест по МХК у УМК Бакланова Т.И и Сокольникова Н.М...