«Художественная культура эпохи Возрождения»
методическая разработка по мхк (8 класс) на тему
Методические рекомендации к преподаванию уроков по теме «Художественная культура эпохи Возрождения» с использованием межпредметных связей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_k_prepodavaniyu_urokov_po_teme.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к преподаванию уроков по теме «Художественная культура эпохи Возрождения» с использованием межпредметных связей.
Тема « Художественная культура эпохи Возрождения» является частью программы «Мировая художественная культура». Тема предназначена для преподавания в 8 классе средней школы IV учебной четверти. На изучение темы « Художественная культура эпохи Возрождения» в программе, рассчитанной на 2 часа в неделю, отводиться 8 уроков.
Темы уроков:
1 урок – Вводный урок. Величайший переворот.
2 урок – Проторенессанс. Данте и Джотто.
3 урок – Город и горожане в художественной культуре эпохи Возрождения.
4 урок – Титаны эпохи Возрождения.
5 урок – Урок экскурсия. Экспозиция Эрмитажа.
6 урок – Трагическое и комическое в период Позднего Возрождения.
7-8 урок – Карнавальная культура эпохи Возрождения.
Все уроки по данной теме объединяет общая цель – ввести личность ученика в художественную культуру эпохи Возрождения, способствовать формированию у него целостного представления о мире и человеке эпохи Возрождения.
Ввиду разных типов школ разной направленности, виды уроков и темы уроков предполагают вариативность.
Методические рекомендации составлены на основе принципов выделенных Подходовой Н.С. и Титовой И.М. в качестве основных принципов построения метаметодики, а также на основе принципов выделенных П.И. Пидкасистым[1].
Воспитывающий характер обучения - один из главных принципов дидактики. Данный принцип оптимально реализуется в теме «Образ мира и образ человека в эпоху Высокого Ренессанса».
Учитель знакомит учащихся с личностью великих мастеров Ренессанса Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, характеризует творчество каждого из титанов. Урок может проводиться совместно с учащимися, играющими роль Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.
Каждый из этих титанов волнует воображение учащихся. Их творчество представляет собой пик культуры Ренессанса. Необходимо обратить внимание учащихся на многогранность личности каждого мастера. Учитель представляет Леонардо не только как знаменитого живописца, но и как поэта, скульптора, учёного. Микеланджело был очень постоянен в своих привязанностях, как в антипатиях, так и в сыновней почтительности, в материальных заботах о родственниках, в своём флорентийском патриотизме. В эпоху Возрождения происходит рождение индивидуальности, осознание человеком собственной индивидуальности, неповторимости, уникальности.
Данный урок способствует проявлению индивидуальности каждого ученика и осознанию собственной индивидуальности по отношению к другим, осознанию единства общечеловеческих ценностных ориентаций.
Принцип научности обучения реализуется в содержании всех тем раздела. Раскрывая сущность той или иной эпохи, учащиеся опираются на конкретные факты. Эпоха Возрождения синтезирует в себе опыт средневековья и античности. Культура Древнего мира изучается учениками в 6 классе на уроках истории, культура эпохи средневековья изучается учениками в 7 классе. Так как проведённое исследование качества остаточных знаний в 8 классе (см. приложение №2) показало, что уровень остаточных знаний по курсу истории 6-7классов равен нулю, следовательно, для проведения полноценных уроков по темам раздела «Художественная культура эпохи Возрождения» ученикам необходимо дать опережающие задания.
Принцип системности и последовательности составляет основу построения данного курса. Содержание тем раздела «Художественная культура эпохи Возрождения» построено в основном по хронологическому принципу, каждый урок является логическим продолжением другого.
Принцип доступности позволяет учащимся усвоить предлагаемый к изучению материал. К темам раздела «Художественная культура эпохи Возрождения» предусмотрены различные жанры уроков.
1 урок – Вводный урок. Величайший переворот.
Урок – викторина.
Все ученики класса делятся на три команды, капитаны которых тянут жребий с указанием одной из трёх эпох – античность, средние века, возрождение в русле которых будет подготовлено домашнее задание:
домашнее задание:
- Составить девиз и эмблему команды.
- Составить на листе ватмана кроссворд, включающий в себя от 10 до 15 ключевых слов эпохи.
- Подготовить вопросы для других команд для определения ключевых слов кроссворда.
Задающая вопрос команда предлагает подсказки в разных формах – поэтической, музыкальной, прозаической, пантомимической, изобразительной. Количественное использование подсказок определяет число выигранных баллов. Отвечает на заданный вопрос та команда, которая первой показала свою готовность (например, капитан поднимает вверх эмблему своей команды).
За каждый правильный ответ без использования подсказок отвечающая команда получает три балла.
2 урок – Проторенессанс. Данте и Джотто.
Урок – интервью.
В подростковом возрасте очень важно проигрывание ролей, возможность перевоплощаться, возможность проживания другой жизни. Для проведения урока учитель может дать ученикам следующие опережающие задания:
Три ученика класса получают задание выступить от имени Данте, Джотто и Вазари. Остальные ученики выступают в качестве репортёров, они получают задание подготовить вопросы Данте, Джотто и Вазари.
3 урок - Город и горожане в художественной культуре эпохи Возрождения.
Урок – путешествие.
Учитель выступает на уроке в качестве проводника по городам Италии и Флоренции, Венеции знакомит учащихся с их жителями.
В качестве проводника может выступить и ученик класса, владеющий материалом лучше своих сверстников.
Три ученика получают задание выступить от имени Николая Коперника, Галилео Галилея и Джордано Бруно.
В 7 классе в IV учебной четверти ученики познакомились на уроках истории с Великими писателями- гуманистами Западной Европы.
Поэтому два ученика получают задание выступить от имени Томаса Мора и Томазо Кампанелла.
Один ученик выступит от имени Макиавелли.
Один ученик получает задание выступить от имени купца, путешествующего по разным странам, который на основе знаний полученных на уроках географии расскажет о Великих Географических Открытиях. Учитель должен показать учащимся, обобщая и дополняя их ответы, образ города и горожанина в художественной культуре эпохи Возрождения: в архитектуре, в живописи.
Для наиболее полного представления художественной культуры эпохи Возрождения , выступления учеников и рассказ учителя должны сопровождаться музыкальными произведениями эпохи.
4 урок – Титаны эпохи Возрождения.
Урок- репортаж.
Репортаж (от французского report, букв. перенесение) может вести учитель, но интереснее вариант, когда учитель играет роль «ведущего в студии», а репортерами становятся ученики. Вместо учителя в данной ситуации может выступать ученик с организаторскими и импровизаторскими способностями, владеющий материалом лучше, чем одноклассники.
Ученики класса разбиваются учителем на группы и получают следующие задания:
Один ученик получает задание быть ведущим в классе - «студии».
Три ученика класса становятся репортёрами с места события. Местом события становятся мастерские следующих живописцев: Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.
Три ученика получают задание перевоплотится в Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.
Один ученик получает задание перевоплотиться в Джорджио Вазари. Это может быть тот же ученик, который изображал Вазари на уроке по теме: «Проторенессанс. Данте и Джотто». Он должен подготовить фактические данные биографий великих живописцев, а также легенды о жизни и творчестве Леонардо, Микеланджело и Рафаэля.
Остальные ученики инсценируют работу Леонардо, Микеланджело и Рафаэля в мастерских, изображая музыкантов, моделей, учеников и других персонажей.
Учитель направляет деятельность репортёров, дополняет их сообщения, наполняет их новым теоретическим содержанием, следит за музыкальным оформлением уроков и репрезентативным материалом.
5 урок – Урок экскурсия. Экспозиция Эрмитажа.
Учитель заранее должен заказать тематическую экскурсию в музее. Учащиеся на основе полученных знаний могут написать сочинения-отзывы о том, что им больше всего запомнилось в экспозиции.
6 урок – Трагическое и комическое в период Позднего Ренессанса
Урок – концерт.
Для проведения урока необходимо разделить учеников на две команды.
Ученики первой команды получают задание инсценировать отрывок на собственный выбор из «Гаргантюа и Понтагрюэль» на французском языке.
Ученики второй команды получают задание инсценировать отрывок на собственный выбор из «Ромео и Джульетты» У. Шекспира.
Ведущий концерта учитель.
7-8 уроки – Карнавальная культура эпохи Возрождения.
Урок- импровизация.
Для проведения урока по этой теме необходимо дать ученикам задание на уроках трудового обучения сшить карнавальные костюмы. Используя знания полученные учениками на уроках изобразительного искусства, учащиеся смогут подготовить декорации для создания атмосферы эпохи.
Принцип связи обучения с практикой позволит учащимся реализовать свои знания в практической деятельности. Учащимся будет предложено самостоятельно написать текст экскурсии под руководством учителя. Проведение экскурсий самими школьниками будет способствовать у них формированию правильной речи. Умение красиво подать материал, артистичность пригодиться в повседневной жизни, так как поможет раскрепощению подростка в общении.
На уроках по теме «Художественная культура эпохи Возрождения» учащиеся должны постоянно использовать знания полученные на других дисциплинах.
На уроках трудового обучения - в 8 классе в I и II учебных четвертях учащиеся учатся выполнять эскизы одежды, получают теоретические и практические знания об одежде, причёске и их видах.
На уроках изобразительного искусства в I и II учебных четвертях ученики 8 класса получают теоретические знания по теме «Перспектива» и выполняют рисунки по памяти и представлению мебели. В III учебной четверти ученики 8 класса выполняют эскизы афиш и эскизы буклетов к спектаклям. Следовательно, эти знания могут помочь к подготовке к уроку- концерту по теме «Трагическое и комическое в период позднего Возрождения», а также при подготовке к уроку – репортажу по теме «Образ мира и образ человека в эпоху Высокого Ренессанса».
Ученики должны сами сшить костюмы, для постановки оперируя знаниями и навыками, полученными на уроках трудового обучения.
Ученики должны сами выполнить декорации к спектаклю, афиши и буклеты опираясь на знания полученные, на уроках изобразительного искусства.
Принцип наглядности. В процессе изучения художественной культуры эпохи Возрождения наглядность обеспечивается самим предметом изучения – произведениями художественной культуры эпохи, которые широко представлены, прежде всего, в Эрмитаже. Необходимо приобщать детей работать с «живыми »произведениями искусства, а не только с копиями и репродукциями.
Формированию эстетического вкуса помогут и другие виды наглядности (картины, фотографии, рисунки).
Изобразительная наглядность. Для лучшего восприятия материала школьникам важен не только рассказ, но и показ изобразительных материалов:
портретов великих людей, иллюстрация домашнего быта. Изобразительные материалы важны для воссоздания облика страны, города, района, дома, т.е. исторической пространственной среды.
Объемная наглядность (макеты, фигуры и т.п.). Лучший способ понять и запомнить части архитектурного сооружения - это построить его самому. Это облегчит также и представление о том, что есть архитектурный ансамбль. Предлагаемые занятия приблизят школьника к культуре прошлых столетий, подросток сможет идентифицировать себя с человеком другой эпохи.
Звуковая наглядность (аудиозаписи). Не менее важна для осознания культуры художественной культуры эпохи Возрождения звуковая наглядность – спокойная и мелодичная лютневая музыка, звучавшая в мастерских великих живописцев и сопровождавшая их быт; полифонические произведения Палестрины, Ролана де Лассю и др. Озвучьте их на уроке, дайте почувствовать ученику ушедшую эпоху, научите его понимать и уважать музыку.
Символическая и графическая наглядность (карты, графики, схемы). Карта - неотъемлемое составляющее любого урока. Карта весит в классе, лежит на парте ученика. Умение работать с картой, пространственное мышление пригодится в жизни. Графики и схемы помогут схематизировать материал.
Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм организации обучения позволяет разнообразить деятельность школьника в учебном процессе. Одним из способов реализации данного принципа может стать экскурсия. Например, при подготовке экскурсии «Художественная культура эпохи Возрождения» по залам Эрмитажа готовят рассказ об одном объекте, делая логический переход к следующему. Маршрут определяется заранее.
Принцип сознательности и активности учащихся . Воплощение данного принципа возможно при комплексном подходе к изучению материала школьниками. Этому способствует введение игр, диспутов, семинаров, соответствующих возрасту учащихся. Например, проведение урока-викторины по теме «Величайший переворот» поможет учащимся заняться самостоятельной работой. С культурой эпохи античности и средневековья теоретически школьники познакомились в 6-7 классах на уроках истории, следовательно, поиск будет носить осознанный характер. Для стимулирования активности учащихся их можно разделить на команды. Каждая команда готовит дома своё выступление. Затем участники команд выступают друг перед другом, обосновывая свои ответы. Каждое выступление оценивается баллами в соответствии с его объемом и содержанием. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
При изучении материала учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивающую успешное выполнение поставленных целей и задач. Преподавание раздела "Художественная культура эпохи Возрождения" открывает широкие возможности для реализации творческого потенциала учителя. Лишь при таком отношении к преподаванию педагог может опираться на деятельный творческий подход к изучению культурного наследия со стороны учащихся. Это является необходимым условием для успешной реализации курса.
[1] Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. 3-е изд. М.,1998, с.82-86
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта»
Методическая разработка представляет собой конспект урока литературы по теме: «Культура эпохи Возрождения. Великая трагедия У. Шекспира о бессмертной любви — «Ромео и Джульетта». Осн...
Культура эпохи Возрождения
Презентация к уроку...
Урок- игра по культуре эпохи Возрождения (Данилова Г.И.МХК 10 класс)
Что же такое Возрождение? Знаменитый Баткин сказал: “В своем стремлении возродить античное царство разума и красоты Возрождение представляется нам как “проникнутая возвышенной серьезностью игра в анти...
Разработка урока-конференции "Культура эпохи возрождения"
Интегрированный урок (музыка+история)...
Культура эпохи Возрождения
Презентация для 10 класса. Отработка терминов и понятий...
Культура эпохи Возрождения.
Презентация Культура эпохи Возрождения....