«Чудесный образ….(православная икона или о том, что нам рассказывает религиозная живопись…)»
методическая разработка по мхк (8 класс) по теме
Урок «Чудесный образ….» разработан и проведен при изучении курса МХК в 8 классе.
На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства.
Учащиеся знакомятся и раскрывают содержание иконографических изводов Богородицы, вырабатывают собственную эстетическую оценку произведению русской религиозной живописи, осваивают пласты русской культуры через их «проживание» и сопереживание.
Работа в группах предполагает сотрудничество и самостоятельность учащихся при решении задач урока.
Урок также может быть проведен при изучении курса истории России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 754.85 КБ |
chudesnyy_obraz.pptx | 1.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Бибикова Инна Ивановна 100-197-923
Тема: «Чудесный образ….(православная икона или о том, что нам рассказывает религиозная живопись…)
Цель:
- Обобщение знаний по иконографии;
- Познакомить с иконографическими изводами Богородицы.
Задачи.
Познавательная:
- Раскрыть содержание иконографических изводов Богородицы;
- Выработать собственную эстетическую оценку.
Развивающие:
- Развитие монологической речи;
- Умение выражать свои мысли;
- Развитие сенсорной сферы (глазомер, точность и тонкость развития цвета, тени, формы);
- Развитие коммуникативных способностей.
Воспитательные:
- Приобщение к русской культуре;
- Формирование духовности, эстетического вкуса.
Ход урока.
Разбить класс по группам (по цвету)
Учитель: Здравствуйте, ребята. При входе в класс подумайте - какой цвет наиболее полно отражает ваше эмоциональное состояние на данный момент.
Учащиеся записываются на трех листах разного цвета.
1. Актуализация и проверка знаний
Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с древнерусской живописью – с иконами, которое начали на прошлом уроке.
- Каждая группа за правильный ответ будет получать баллы. И в конце урока мы подведем итоги, выясним кто же из вас сегодня самый лучший знаток древнерусского искусства.
- Давайте вспомним, что такое икона?
(Учащиеся дают ответы)
- Сейчас каждая группа получит первое задание.
Предлагается кроссворд всем трем группам на 1,5 – 3 мин.(Приложение1)
- Когда работа будет закончена, то вся команда должна поднять правую руку.
- Какое слово у вас получилось по вертикали? (иконография)
- Что такое иконография? (Это строго установленная система изображения образов святых и религиозных сюжетов)
- Что включают в себя иконографические каноны?
2. Объяснение нового материала.
- Сегодня на уроке мы с вами обратимся к иконе, которая пользуется особой любовью иконописцев.
Звучит молитва «Песнь Пресвятой Богородице»
- Закройте глаза, вслушайтесь в слова музыкального фрагмента, определите - О какой иконе будет идти речь на сегодняшнем уроке? (Об иконе Богоматери).
Рассказ учителя на фоне видеоряда (Презентация)
- Богоматерь издревле считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются и благословляются. Её образ – духовный образ матери рода человеческого, милосердной, утешающей, заступающейся.
Выставляется общий рад икон.
- Посмотрите внимательно на эти иконы. Как можно сгруппировать эти иконографические изводы Богородицы? (на три группы)
- Сейчас один представитель каждой группы подойдет и выберет одну из репродукций для всей своей группы. У вас на столе есть таблица (Приложение 2), которую необходимо заполнить.
- Каждая группа зачитывает описание иконографического извода. Остальные группы заполняют оставшиеся строки таблицы.
3. Закрепление.
- Посмотрите еще раз на иконографический извод (слайд 13 на презентации). Назовите типы икон. Объясните, пользуясь своей таблицей.
Учитель на фоне музыки:
- Русская икона…
В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости, ощущение гармонии.
Юлия Жадовская (1824-1883) «Молитва к Божьей Матери»
Мира заступница, Матерь воспетая!
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой!
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги,
В трудный час жизни, в минуту страдания,
Ты мне, молю, помоги!
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи:
В царство Небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи!
- На Руси было великое множество чудотворных и явленных икон Божьей Матери. Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская…
Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и её икон.
4. Домашнее задание.
Дома подготовьте сообщение на тему: «Как иконы Богородицы связаны с различными событиями нашей истории»
Приложение 1.
Приложение 2.
Таблица.
Выпишите название иконографического извода. | Найдите и выпишите иконографические каноны. | Подумайте и запишите какие чувства возникают у вас, глядя на икону. | Как могла бы называться эта икона на русском языке? |
ОДИГИТРИЯ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Чудесный образ» Православная икона
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Илья Репин: религиозная живопись
Илья Репин: религиозная живопись Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Его портреты и жанровые картины всегда занимают на выставках первые места, ...
Урок по теме "Живопись рассказывает"
Урок в форме дидактической ролевой игры – имитация телевизионной передачи с участием искусствоведов и критика. Игра развивает познавательные интересы к художественной культуре и навыки ведения дискусс...
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ как ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ИСКУССТВЕ.(презентация)
Раннехрисtiанская каtакомбная жiвопiсь оtлiчалась оt анtiчной i несла новые мыслi i чувсtва. Эо была сiсtема iносказанй i смволов. поняная лiшь посвящённому Жiвопсь катакомб ст...
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
Урок "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"
Материал содержит краткий конспект урока по теме "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.
Статья может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным т...