«Чудесный образ….(православная икона или о том, что нам рассказывает религиозная живопись…)»
методическая разработка по мхк (8 класс) по теме

Бибикова Инна Ивановна

 

Урок «Чудесный образ….» разработан и проведен при изучении курса МХК в 8 классе.

На уроке  предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства.

Учащиеся знакомятся и раскрывают содержание иконографических изводов  Богородицы, вырабатывают собственную  эстетическую оценку произведению русской религиозной живописи, осваивают  пласты русской  культуры через их «проживание» и сопереживание.

Работа в группах предполагает сотрудничество и самостоятельность  учащихся при решении задач урока.

Урок также  может быть проведен при изучении курса истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx754.85 КБ
Файл chudesnyy_obraz.pptx1.87 МБ

Предварительный просмотр:

Бибикова Инна Ивановна 100-197-923

Тема: «Чудесный образ….(православная  икона или о том, что нам рассказывает религиозная живопись…)

Цель:

  1. Обобщение знаний по иконографии;
  2. Познакомить с иконографическими изводами  Богородицы.

Задачи.

Познавательная:

  1. Раскрыть содержание иконографических изводов Богородицы;
  2. Выработать собственную эстетическую оценку.

Развивающие:

  1. Развитие монологической речи;
  2. Умение выражать свои мысли;
  3. Развитие сенсорной сферы (глазомер, точность и тонкость развития цвета, тени, формы);
  4. Развитие коммуникативных способностей.

Воспитательные:

  1. Приобщение к русской культуре;
  2. Формирование духовности, эстетического вкуса.

Ход урока.

Разбить класс по группам (по цвету)

Учитель: Здравствуйте, ребята. При входе в класс подумайте - какой цвет наиболее полно отражает ваше эмоциональное состояние на данный момент.

Учащиеся записываются на трех листах разного цвета.

1. Актуализация и проверка знаний

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство  с древнерусской живописью – с иконами, которое начали на прошлом уроке.

- Каждая группа за правильный ответ будет получать баллы. И в конце урока мы подведем итоги, выясним кто же из вас сегодня самый лучший знаток древнерусского искусства.

- Давайте вспомним, что такое икона?

(Учащиеся дают ответы)

- Сейчас каждая группа получит первое задание.

Предлагается кроссворд всем трем группам на 1,5 – 3 мин.(Приложение1)

- Когда работа будет закончена, то вся команда должна поднять правую руку.

- Какое слово у вас получилось по вертикали? (иконография)

- Что такое иконография? (Это строго установленная система изображения образов святых и религиозных сюжетов)

- Что включают в себя иконографические каноны?

2. Объяснение нового материала.

- Сегодня на уроке мы с вами обратимся к иконе, которая пользуется особой любовью иконописцев.

Звучит молитва «Песнь Пресвятой Богородице»

- Закройте глаза, вслушайтесь в слова музыкального фрагмента,  определите - О какой иконе будет идти речь на сегодняшнем уроке? (Об иконе  Богоматери).

Рассказ учителя на фоне видеоряда (Презентация)

- Богоматерь издревле считается покровительницей и заступницей русской земли. Она окружена особым почитанием, особой любовью верующего народа. К ней прикладываются, ей поклоняются, от неё исцеляются и благословляются. Её образ – духовный образ матери рода человеческого, милосердной, утешающей, заступающейся.

Выставляется общий рад икон.

- Посмотрите внимательно на эти иконы. Как можно сгруппировать эти иконографические изводы Богородицы? (на три группы)

- Сейчас один представитель каждой группы подойдет и выберет одну из репродукций для всей своей группы. У вас на столе есть таблица (Приложение 2), которую  необходимо заполнить.

- Каждая группа зачитывает описание иконографического извода. Остальные группы заполняют оставшиеся строки таблицы.

3. Закрепление.

- Посмотрите еще раз на иконографический извод (слайд 13 на презентации). Назовите типы икон. Объясните, пользуясь своей таблицей.

Учитель на фоне музыки:

- Русская икона…

  В мировом искусстве это явление уникальное. Русская иконопись имеет огромное художественное значение. Это источник света и радости, который вызывает у зрителя ощущение внутренней легкости, ощущение гармонии.

Юлия Жадовская (1824-1883) «Молитва к Божьей Матери»

                        Мира заступница, Матерь воспетая!

                        Я пред Тобою с мольбой:

                        Бедную грешницу, мраком одетую,

                        Ты благодатью прикрой!

                                        Если постигнут меня испытания,

                                        Скорби, утраты, враги,

                                        В трудный час жизни, в минуту страдания,

                                        Ты мне, молю, помоги!

                        Радость духовную, жажду спасения

                        В сердце мое положи:

                        В царство Небесное, в мир утешения

                        Путь мне прямой укажи!

- На Руси было великое множество чудотворных и явленных икон Божьей Матери. Владимирская, Смоленская, Донская, Иверская, Казанская…

Много и всевозможных празднований в честь Девы Марии и её икон.

4. Домашнее задание.

 Дома подготовьте сообщение на тему: «Как иконы Богородицы связаны с различными событиями нашей истории»

Приложение 1.

Приложение 2.

Таблица.

Выпишите название иконографического извода.

Найдите и выпишите иконографические каноны.

Подумайте и запишите какие чувства возникают у вас, глядя на икону.

Как могла бы называться эта икона на русском языке?

ОДИГИТРИЯ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бибикова ИННА Ивановна 100-197-923

Слайд 2

«Чудесный образ» Православная икона


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Илья Репин: религиозная живопись

Илья Репин: религиозная живопись  Илью Ефимовича Репина принято считать художником номер один в русской живописи. Его портреты и жанровые картины всегда занимают на выставках первые места, ...

Урок по теме "Живопись рассказывает"

Урок в форме дидактической ролевой игры – имитация телевизионной передачи с участием искусствоведов и критика. Игра развивает познавательные интересы к художественной культуре и навыки ведения дискусс...

РАННЕХРИСТИАНСКАЯ КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ как ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ИСКУССТВЕ.(презентация)

Раннехрисtiанская каtакомбная жiвопiсь оtлiчалась оt анtiчной i  несла новые мыслi i чувсtва.  Эо была сiсtема iносказанй i  смволов. поняная лiшь посвящённому  Жiвопсь катакомб ст...

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

Урок "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету "Основы религиозных культур и светской этики"

Материал содержит краткий конспект урока по теме "Искусство в религиозных традициях мира" по предмету ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...

Религиозная живопись.Как о ней рассказать на уроках изобразительного искусства в школе.

Статья  может помочь учителям изобразительного искусства в подготовке уроков, касающихся религиозной живописи в старших классах. Как продолжение статьи - мои разработки уроков по представленным т...