РАННЕХРИСТИАНСКАЯ КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ как ПРОЯВЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЗГЛЯДОВ В ИСКУССТВЕ.(презентация)
презентация к уроку по мхк (8 класс) по теме
Раннехрисtiанская каtакомбная жiвопiсь оtлiчалась оt анtiчной i несла новые мыслi i чувсtва. Эо была сiсtема iносказанй i смволов. поняная лiшь посвящённому Жiвопсь катакомб стала переломной в iсторii iскуссtв
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добрый Пастырь Равенна V в. Христос Пантократор V в. Константинополь Храм Св. Софии Господь Бог
Киевская Оранта XII в. Ярославская Оранта XIII в. Леонардо да Винчи Мадонна с гвоздикой XVI в Врубель Михаил Богоматерь с младенцем XIX в БОГОМАТЕРЬ
ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ Леонардо да В инчи Симон Ушаков Пуссен Никола
РАННЕХРИСТИАНСКАЯ КАТАКОМБНАЯ ЖИВОПИСЬ
В XYI в. В Риме случайно обнаружили подземные христианские кладбища II-IY вв ., которые служили также убежищем и местом сбора христианск о й общины ( их стали условно называть катакомбами, потому что одно из них находилось в местности Катакумб ). Катакомбы представляли собой галереи и прямоугольные помещения – кубикулы , где сохранились фрагменты фресок. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб общей протяженностью около 170 км. Изображения в катакомбах тесно связаны с заупокойными молитвами. Крипта пап. Катакомбы св. Каллиста . III век. Рим
Античное мировоззрение, покоившееся на земном бытие утеряло свою силу, и проблема искупления заняла его место. Вместе с ним возникли новые мысли, и чувства. Изменилась и цель живописи. Ей надо было не изображать совершенные по формам тела героических людей, а призывать к молитве и подымать души над всем земным.
В росписях использовались античные мотивы, но уже в соответствии с новой религией . Это была система иносказаний и символов, похожая на тайнопись, понятная лишь посвящённому . Орфей отождествлялся c Иисусом Христом и с библейским царём Давидом-псалмопевцем. Психея ( в греческой мифологии олицетворение души ) с крыльями бабочки в небесном саду. Фреска . II век ДУША Орфей Катакомбы Петра и Марцелла в Риме. 4 в
Образцы катакомбной живописи как бы исключены из земной физической и психической жизни, благодаря чему кажутся застывшими и безжизненными. Они отличаются от классических образцов, но это означает не неумение или упадок, а воплощение новых художественных идей. Адам и Ева с сыновьями. Катакомбы на Виа Латина IY в. Иисуса Христа воспринимали как нового Адама, искупившего своей смертью Первородный грех.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В катакомбной живописи впервые появляются изображения Спасителя, Богоматери и апостолов. Часто встречаются мотивы « Доброго пастыря» (пастуха), связанные с притчами, рассказанными Христом, и напоминающие о Его миссии. Иисус - Добрый Пастырь . Катакомбы Калликста в Риме. Около 250 г Христос - Добрый Пастырь . Росписи в катакомбах Присциллы Рим
Иисус - Альфа и Омега . Катакомбы Коммодиллы . 4 в (" Аз есмь Альфа и Омега" ( Откр . 1, 8 ) Такие изображения отличаются от античной традиции: лик Иисуса принимает более строгий и выразительный характер. Волосы изображаются длинными, часто с пробором посреди головы, добавляется борода, иногда разделённая на две части. Появляется изображение нимба .
Образ римлянки, кормящей грудью свое дитя . Ничто здесь не говорит о достоинстве Пречистой Девы, кроме одного: молодая мать представлена здесь без головного убора, что указывает на ее девство . Богородица с Младенцем Иисусом ( катакомбы Присциллы I- III век ) Древнейшее известное изображение Богородицы
Богоматерь с младенцем . III век В живописи появились те новые качества, которые историки искусства позднее назовут «психологизмом», «духовностью», «экспрессивностью». Этот трагизм образов, неведомый до того времени, знаменовал начало христианского искусства. Катакомбное изобразительное искусство, которое зародилось и развивалось в недрах земли, изолированное от «обычного» зрителя и «обычных» эстетических критериев оценки, заговорило новым языком — контрастным, предельно лапидарным и предельно живописным .
Молящаяся ( Оранта ) . Погребение Присциллы . Сер. III в . « Орант ». Фреска катакомб св. Калликста . 3 в. Особое внимание уделено образу Церкви. Здесь многократно встречается фигура Оранты -Церкви, которая иногда может связываться с образом Богоматери. Существенной особенностью является то, что Орант (а) (женская или мужская фигура с воздетыми руками) может занимать второе место после Христа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оранта . Гробница «Двух больших орант » Деталь . Так, в изображении « Оранты » из гробницы «Двух больших Орант » лицо молящейся прорезывается из мрака, подобно вспышке молнии. Громадные глаза с темными напряженными пятнами зрачков, резкий излом бровей — все это овеществленная метафора молитвы, стремление показать «глаза как зеркало души». В этих фигурах Орант видят то портреты умерших женщин, то олицетворение Церкви, то олицетворение праведной души человеческой
В катакомбах христиане устраивали «Трапезы Любви », в память о евангельской Тайной вечере. Этот сюжет является весьма распространённым в катакомбной живописи. « Трапеза Любви », Перед нами совершенно новая художественная ориентация. Отсутствует всякий рельеф, телесность сводится до минимума, объемное, пластически трехмерное устраняется почти совсем. Фигуры, подобно теням, возникают из некоего неоформленного, свободного пространства. Катакомбные художники стремятся отобразить идеальный мир, связанный с их религиозными представлениями . Катакомбы Домициллы . Ок / 300 г . Иисус и апостолы
Таким образом, живопись катакомб означает решающий перелом в истории искусства. Выросшая на позднеантичной духовной и художественной жизни, она не только по содержанию, но и по форме и по всему пониманию художественных проблем является новой. Исторический процесс, который заполняет триста лет, нельзя больше толковать, как «упадок» искусства, но это и не последовательное общее развитие. Этот процесс воплощает возникновение, борьбу и победу новой идеи в области искусства, нового понятия искусства.
Древнеримские катакомбы исследованы лишь в небольшой части. Новые открытия из их глубин еще впереди.
Добрый Пастырь Равенна V в.
Христос Пантократор V в. Константинополь Храм Св. Софии
Киевская Оранта XII в.
Ярославская Оранта XIII в.
Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой» XVI в
Врубель Михаил «Богоматерь с младенцем» XIX в
Леонардо да Винчи « Тайная вечеря»
Симон Ушаков « Тайная вечеря»
Пуссен Никола « Тайная вечеря »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь искусств. Презентация - тест
Презентация - тест для учащихся 5 класса...
Куликово поле в искусстве (презентация)
Куликово поле в искусстве .Презентация к интерактивной экскурсии...
Древние корни народного искусства. Презентация проектных работ учащихся по теме «Декоративно-прикладное искусство»
Проектные работы учащихся по теме «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» Люди всегда стремились украшать себя красивыми вещами. Да и сегодня мы с удовольствием е...
Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе.
Библейские темы в изобразительном искусстве. Презентация к уроку по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.М.Неменского...
Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.
Творческий проект по изобразительному искусству «ЯРМАРКА МАСТЕРОВ: Связь времен в народном искусстве» Презентация.ВНИМАНИЕ!!!Полностью презентацию к проекту можно посмотреть на ссылк...
Профилактика проявления экстремистских взглядов в подростковой среде
Текст выступления на общерайонном родительском собрании...
Троицына неделя и её образы в искусстве. Презентация по изобразительному искусству для 5 класса
Троицына неделя и её образы в искусстве. Презентация по изобразительному искусству для 5 класса...
Комментарии
Спасибо за разработку!!!
Спасибо за разработку!!!