Программа «Студия живописи и графики»
рабочая программа по мхк (8 класс) по теме
В настоящее время становиться актуальным воспитание гармонично развитой, творческой личности, формирование у детей творческого подхода к познанию мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studiya_zhivopisi.doc | 304.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВОЛГОРЕЧЕНСК
КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
РАССМОТРЕНО на пед. совете протокол № __________________ «___»_______2012 г. | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по ВР Рыбина Т.В. __________________ «___»_______2012 г | УТВЕРЖДАЮ : Директор МБОУ СОШ №2 Балакирева Н.В. __________________ «___»_______2012 г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(срок реализации 3 года)
«Студия живописи и графики»
2012-2013 уч. год
(возраст учащихся 9- 14 лет)
156901, г. Костромская обл., Волгореченск ул.50 лет Ленинского Комсомола, д. 43 т. 2-28-49, 3-48-39, ф. (09 453) 2-28-49 | Автор: Учитель ДО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2 Усольцева Наталья Ивановна |
Волгореченск 2012-2013
Пояснительная записка.
Актуальность, педагогическая целесообразность:
В настоящее время становиться актуальным воспитание гармонично развитой, творческой личности, формирование у детей творческого подхода к познанию мира.
Художественно-эстетическое воспитание в состоянии решить многие задачи связанные с данным процессом. Поэтому оно не может быть второстепенным. Эта сфера воспитания дает оказывать положительное влияние на ребенка через его эмоциональную сферу деятельности. У ребенка развивается кругозор, пространственное мышление, воображение, мелкая моторика, ребенок учится не разрушать, а создавать своими руками и это пойдет с ним во взрослую жизнь.
Современные методики внешкольной деятельности в области искусства органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам. Во внешкольной студийной деятельности в области изобразительного творчества заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся. Способствуя развитию творческой мысли своего ученика, педагог должен ненавязчиво предлагать тот или иной вид изобразительной деятельности.
В области живописи дети постигают законы цвета и колорита, фактуры и формы, в графике — образный язык, основой которого являются точка и линия, плоскость и пространство.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Изобразительное творчество в системе дополнительного образования находит разнообразные формы выражения: это и индивидуальные, и коллективные работы, быстрые наброски и композиции, которые создаются за несколько занятий. Полноценное эстетическое воспитание учащихся невозможно только на основе пассивного ознакомления с произведениями искусства. Оно не мыслимо без рисования с натуры, которое является особым видом изучения объектов реального мира и законов красоты. Природа- лучший учитель, она учит целесообразности и гармонии. Каждый человек способен найти в природе новое, необычное и прекрасное. Но, чтобы передать своё впечатление от прекрасного, свой восторг, необходимо владеть изобразительными средствами, уметь говорить на языке искусства. Именно практические занятия графикой и живописью дают возможность овладеть изобразительным языком.
Живопись – это процесс, в котором учащийся изображает предмет не только, как его видит, но и то, что он знает о предмете, как он его помнит, как он его представляет с учетом прошлой рисовальной практики.
На этом строится рисование с натуры, по памяти и по представлению. В процессе рисования углубляется степень познания предмета и развиваются основы логики изображения.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия студии не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Освоение материала в основном происходит в процессе творческой деятельности детей. Работа в материале в области изобразительного искусства осуществляется в технике живописи и графики. Для живописи предлагается использовать масляные краски, акриловые краски, пастель, для графики — карандаш, тушь, палочку, уголь. Хорошие творческие результаты дают такие технические приемы, как монотипия, граттаж (воскография), коллаж.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественно- эстетическое.
Новизна программы:
Новизной программы является изучение художественного искусства используя нетрадиционные техники для школьной программы такие, как масляная живопись, граттаж, монотипия, пастель. Тем самым программа «Основы изобразительного искусства» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).
Отличительные особенности дополнительной образовательной программы:
Отличительные особенности настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям:
- данная программа ориентирована на то, чтобы дать детям базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись и графика. Направление в программе изобразительной деятельности осознанно уходит от популярного сегодня у многих стремления охватить в программе работы изостудии, рассчитанной на 2-3 года обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях;
- в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы. Увеличение обучения (в год обучения – 68 часов) потребовало разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем. Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки;
- программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.
Цель:
- раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в личности ребёнка.
Задачи:
- формировать нравственно-эстетическую оценку окружающей действительности и искусства;
- формировать художественно-творческую активность личности;
- обучать детей навыкам изображения реальной действительности; осваивать художественную натуру, художественные традиций;
- развивать художественный вкус, творческое начало в изобразительной деятельности;
- знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы сними;
- закреплять умения и навыки, показать детям широту их возможного применения;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость. Прививать навыки работы в группе;
- помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми;
- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени;
- обогащать визуальный опыт детей через посещение выставок, музеев, выходов на пленер, встречи с членами союза художников.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы:
9- 14 лет. Возраст обучающихся: первого года обучения – 9-10 лет, второго года обучения – 10-12 лет, третьего года обучения – 11-14 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы):
Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. Полный объем учебных часов – 204, в том числе в 1-й, 2-й и 3-й год обучения – по 68 часов в каждый год.
Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 12-16 чел., второго года обучения – 10-14, третьего года обучения – от 8 до 10. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Формы занятий:
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
- вводное занятие: педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения);
- ознакомительное занятие: педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания);
- занятие с натуры (пленер): специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру;
- занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память;
ребёнка.
- занятие-импровизация : на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей;
- занятие проверочное (на повторение): помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога;
- конкурсное занятие: состоит в участие детей в выставках различного уровня, их стремление получить оценку выше за свои работы;
- занятие-экскурсия: проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии;
- комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач;
- итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий:
Занятия учебных групп проводятся во внеурочное время:
– в первый год обучения : два раза в неделю по 1часау с 15-минутным перерывом;
– во второй и третий год обучения: два раза в неделю по 1 часу с 10-минутным перерывом.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
В результате реализации программы дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства, овладеют изобразительной грамотой.
К концу первого года обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
уметь:
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
К концу второго года обучения дети будут знать:
- контрасты цвета;
- гармонию цвета;
- азы композиции (статика, движение);
- пропорции плоскостных и объёмных предметов;
уметь:
- выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
- соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
- работать с натуры (на пленере);
- работать в определённой гамме;
- доводить работу от эскиза до композиции;
- основы работы с масляными красками;
- выполнять подготовку (грунтовку) картона к работе с маслом;
- использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль.
К концу третьего года обучения дети будут знать:
- основы линейной перспективы;
- основные законы композиции;
- различные виды графики;
- технологию работы с масляной живописью;
- основы цветоведения;
- свойства различных художественных материалов;
- основные жанры изобразительного искусства;
уметь:
- работать в различных жанрах;
- выделять главное в композиции;
- передавать движение воздушных масс в пейзаже;
- сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
- критически оценивать как собственные работы, так и работы своих товарищей;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение воспринимать конструктивную критику;
- способность к адекватной самооценке;
- умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;
- трудолюбие, упорство в достижении цели;
- взаимопомощь.
Способы проверки результатов:
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
Тестирование:
Программа предусматривает разработку тематических тестовых материалов для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами:
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения.
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала для первого года обучения:
Фамилия, имя ребёнка | № поз. | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный | Не во всём правильный ответ | Неверный | ||||
1 | Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? - фиолетовый цвет? - зелёный цвет? | |||||
2 | Какие цвета относятся к тёплой гамме? | |||||
3 | Какие цвета относятся к холодной гамме? | |||||
4 | Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? | |||||
5 | Какие геометрические фигуры ты знаешь? | |||||
6 | Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? | |||||
7 | Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? | |||||
8 | С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? |
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала для второго года обучения:
Фамилия, имя ребёнка | № поз. | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный | Не во всём правильный ответ | Неверный | ||||
1 | Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) | |||||
2 | Чем отличается эскиз от композиции | |||||
3 | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение? | |||||
4 | Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение? | |||||
5 | Какие линии используются в рисунке? | |||||
6 | Что такое линия горизонта? | |||||
7 | Чем отличаются масляные краски от темперных? | |||||
8 | Какие цвета являются контрастными? |
Тестовые материалы для итогового контрольного опроса обучающихся на выявление уровня знаний теоретического материала для третьего года обучения:
Фамилия, имя ребёнка | № поз. | Перечень вопросов | Ответы (в баллах) | Оценка | ||
Правильный | Не во всём правильный ответ | Неверный | ||||
1 | Назови известных русских художников, работавших в жанре пейзажа | |||||
2 | Что такое ритм в живописи? | |||||
3 | Какие средства использует художник, чтобы выделить центр композиции? | |||||
4 | Что означает рефлекс в живописи? | |||||
5 | Что означает тон в графике? | |||||
6 | Какие графические материалы ты знаешь? | |||||
7 | Что такое стилизация природных форм? | |||||
8 | Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? | |||||
9 | Что означает техника «граттаж»? | |||||
10 | Что означает техника «монотипия»? |
Отчетные просмотры законченных работ обучающихся:
Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.
Программой предусмотрена специальная таблица, позволяющая фиксировать данный аспект освоения программы.
Таблица контроля практических умений и навыков обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года:
№ поз. | Фамилия, | Раздел программы | Замечания, | Оценка | Подпись | ||
графика | живопись | композиция | |||||
Формы подведения итогов реализации программы дополнительной образовательной программы:
В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.
Для учёта участия детей в выставках и конкурсах программой предусмотрено использование следующей таблицы.
Таблица учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках за 3 года обучения по программе «Студия живописи и графики»:
Фамилия, имя ребёнка | Дата | Название конкурса, выставки | Название работы (художественный материал) | Результат |
Календарно-тематическое планирование:
Первый год обучения.
№ поз. | Наименование разделов и тем | Всего часов | Цель | Способы проверки достижения целей |
1 | Введение. | 1 | Познакомить с правилами техники безопасности при работе с художественными материалами | Вопросы |
2 | Живопись. | 12 | Изучить основы цветоведения | Тестирование |
3 | Графика. | 10 | Овладеть основами графической азбуки | Тестирование |
4 | Декоративное рисование. | 22 | Изучить основы декора | Зачетный рисунок |
5 | Конструирование из бумаги. | 9 | Развить мелкую моторику | Зачетная работа |
6 | Выразительные средства графических материалов. | 11 | Овладеть основами нестандартных графических материалов | Зачетная работа |
7 | Итоговое занятие. | 3 | Узнать уровень полученных знаний | Пленер , тестирование |
Итого: | 68 |
Учебно-тематический план:
Первый год обучения.
№ поз. | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
Раздел 1. | Введение. | 1 | 1 | |
Тема 1.1. | Знакомство с программой. Особенности первого года обучения. Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. | 0,5 | 0,5 | |
Тема 1.2. | Правила техники безопасности в изостудии. Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 2. | Живопись. | 3 | 9 | 12 |
Тема 2.1. | Свойства красок. | 1 | 2 | 3 |
Тема 2.2. | Превращения красок. | 0,5 | 2,5 | 3 |
Тема 2.3. | Тёплые и холодные цвета. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 2.4. | Серо-чёрный мир красок. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 2.5. | Красочное настроение. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Раздел 3. | Графика. | 3 | 7 | 10 |
Тема 3.1. | Волшебная линия. | 1 | 1 | 2 |
Тема 3.2. | Точка. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 3.3. | Пятно. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 3.4. | Форма. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 3.5. | Контраст форм. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Раздел 4. | Декоративное рисование. | 4 | 18 | 22 |
Тема 4.1. | Симметрия. | 0,5 | 3,5 | 4 |
Тема 4.2. | Стилизация. | 0,5 | 3,5 | 4 |
Тема 4.3. | Декоративная мозаика. | 1 | 1 | 2 |
Тема 4.4. | Орнамент. | 1 | 3 | 4 |
Тема 4.5. | Сказочная композиция. | 1 | 7 | 8 |
Раздел 5. | Конструирование из бумаги. | 3 | 6 | 9 |
Тема 5.1. | Работа с рваной бумагой. | 1 | 2 | 3 |
Тема 5.2. | Работа с мятой бумагой. | 1 | 2 | 3 |
Тема 5.3. | Смешанная техника. | 1 | 2 | 3 |
Раздел 6. | Выразительные средства графических материалов. | 2 | 9 | 11 |
Тема 6.1. | Цветные карандаши. | 0,5 | 2,5 | 3 |
Тема 6.2. | Гелевые ручки, тушь. | 0,5 | 2,5 | 3 |
Тема 6.3. | Восковые мелки, фломастеры. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Тема 6.4. | Пастель, уголь, сангина. | 0,5 | 2,5 | 3 |
Раздел 7. | Итоговое занятие. | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 17 | 51 | 68 |
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы:
Первый год обучения
Раздел 1. Введение.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы.
Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски (красная, синяя, жёлтая), секрет их применения. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».
Тема 2.3. Тёплые и холодные цвета (Приложение 1.)
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Раздел 3. Графика.
Графика как непосредственный вид искусства. Графика фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение графики. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в графике. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Тема 3.5. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Раздел 4. Декоративное рисование.
Декоративное рисование и его роль в развитии детей. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.
Тема 4.1. Симметрия.
Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:
- одновременное рисование двумя руками сразу;
- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.
Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».
Тема 4.2. Стилизация.
Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».
Тема 4.3. Декоративная мозаика (Приложение 2.)
Мозаика как средство украшения. Выразительные возможности и многообразие узоров.
Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычной техники рисования «мозаика»: «Декоративный натюрморт», «Золотые рыбки», «Пёстрая черепашка».
Тема 4.4. Орнамент.
Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».
Тема 4.5. Сказочная композиция.
Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».
Раздел 5. Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 5.1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Тема 5.2. Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Тема 5.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Раздел 6. Выразительные средства графических материалов.
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 6.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».
Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».
Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Тема 6.4. Пастель, уголь, сангина.
Художественная возможность пастели, угля и сангины. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь, сангина).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Раздел 7. Итоговое занятие.
Рисование на пленере.
Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.
Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год.
Календарно-тематическое планирование:
Второй год обучения.
№ поз. | Наименование разделов и тем | Всего часов | Цель | Способы проверки достижения целей |
1 | Введение. | 1 | Познакомить с правилами безопасности при работе с нестандартными живописными материалами | Вопросы |
2 | Живопись. | 12 | Углубить знания по цветоведению | Тестирование |
3 | Графика. | 10 | Углубить знания графической азбуки | Зачетный рисунок |
4 | Пейзаж. | 19 | Развить способности рисования по памяти и представлению | Зачетный рисунок |
5 | Бумажная пластика. | 12 | Развить проекционное мышление | Зачетная работа |
6 | Азы композиции. | 11 | Изучить основы композиции | Зачетный рисунок |
7 | Итоговое занятие. | 3 | Узнать уровень полученных знаний | Пленер, тестирование |
Итого: | 68 |
Учебно-тематический план:
Второй год обучения.
№ поз. | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
Раздел 1. | Введение. | 1 | 1 | |
Тема 1.1. | Знакомство с программой. Особенности второго года обучения. | 0,5 | 0,5 | |
Тема 1.2. | Правила техники безопасности в изостудии. | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 2. | Живопись. | 3 | 9 | 12 |
Тема 2.1. | Гармония цвета. | 1 | 3 | 4 |
Тема 2.2. | Контраст цвета. | 1 | 3 | 4 |
Тема 2.3. | Цветные кляксы. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 3. | Графика. | 3 | 7 | 10 |
Тема 3.1. | Пропорции. | 1 | 2 | 3 |
Тема 3.2. | Плоскостное и объёмное изображение. | 1 | 2 | 3 |
Тема 3.3. | Рисование с натуры и по памяти. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 4. | Пейзаж. | 3 | 16 | 19 |
Тема 4.1. | Образ дерева. | 1 | 4 | 5 |
Тема 4.2. | Живописная связь неба и земли. | 1 | 4 | 5 |
Тема 4.3. | Времена года. | 1 | 8 | 9 |
Раздел 5. | Бумажная пластика. | 3 | 9 | 12 |
Тема 5.1. | Полуплоскостные изделия. | 1 | 3 | 4 |
Тема 5.2. | Объёмные композиции. | 1 | 3 | 4 |
Тема 5.3. | Сувенирные открытки. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 6. | Азы композиции. | 3 | 8 | 11 |
Тема 6.1. | Линия горизонта. | 0,5 | 2,5 | 3 |
Тема 6.2. | Композиционный центр. | 0,5 | 2,5 | 3 |
Тема 6.3. | Ритм и движение. | 0,5 | 1,5 | 2 |
Раздел 7. | Итоговое занятие. | 1 | 2 | 3 |
Итого: | 17 | 51 | 68 |
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы:
Второй год обучения.
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.
Тема 1.2. Особенности второго года обучения.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
Раздел 2. Живопись.
Основы цветоведения.
Тема 2.1. Гармония цвета.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимний пейзаж».
Тема 2.2. Контраст цвета.
Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Пейзаж осени», «Фейерверк в ночном городе», «Солнце на закате».
Тема 2.3. Цветные кляксы.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки».
Раздел 3. Графика.
Тема 3.1. Пропорции.
Пропорции – соотношение частей по величине.
Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки птиц».
Раздел 4. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Тема 4.1. Образ дерева.
Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 4.2. Живописная связь неба и земли (Приложение 3.)
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».
Тема 4.3. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.
Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».
Раздел 5. Бумажная пластика.
Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.
Тема 5.1. Полуплоскостные изделия.
Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.
Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир».
Тема 5.2. Объёмные композиции.
Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.
Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик».
Тема 5.3. Сувенирные открытки.
Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)
Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка».
Раздел 6. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).
Тема 6.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».
Тема 6.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема 6.3. Ритм и движение.
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».
Раздел 7. Итоговое занятие.
Рисование на пленере.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.
Календарно-тематическое планирование:
Третий год обучения.
№ поз. | Наименование разделов и тем | Всего часов | Цель | Способы проверки достижения целей |
1 | Введение. | 1 | Повторить правила безопасности при работе с нестандартными живописными материалами | Вопросы |
2 | Живопись. | 12 | Овладеть правилами композиции в натюрморте | Зачетный рисунок |
3 | Графика. | 13 | Изучить нестандартные графические приёмы | Зачетный рисунок, тестирование |
4 | Пейзаж. | 23 | Овладеть принципами тематического пейзажа | Зачетный рисунок |
5 | Перспектива. | 12 | Изучить правила построения в перспективе | Зачетный рисунок |
6 | Итоговое занятие. | 7 | Узнать уровень полученных знаний за 3 года обучения | Пленер, тестирование |
Итого: | 68 |
Учебно-тематический план:
Третий год обучения.
№ поз. | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | ||
Раздел 1. | Введение. | 1 | 1 | |
Тема 1.1. | Знакомство с программой. Особенности второго года обучения. | 0,5 | 0,5 | |
Тема 1.2. | Правила техники безопасности в изостудии. | 0,5 | 0,5 | |
Раздел 2. | Живопись. | 3 | 9 | 12 |
Тема 2.1. | Натюрморт с натуры. | 1 | 3 | 4 |
Тема 2.2. | Декоративный натюрморт. | 1 | 3 | 4 |
Тема 2.3. | Наброски и зарисовки растений. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 3. | Графика. | 4 | 9 | 13 |
Тема 3.1. | Монотипия. | 1 | 2 | 3 |
Тема 3.2. | Черно-белый граттаж. | 1 | 3 | 4 |
Тема 3.3. | Снятие изобразительности. | 1 | 1 | 2 |
Тема 3.4. | Цветной граттаж. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 4. | Пейзаж. | 4 | 19 | 23 |
Тема 4.1. | Пейзаж в графике. | 1 | 4 | 5 |
Тема 4.2. | Городской пейзаж. | 1 | 5 | 6 |
Тема 4.3. | Маринистический пейзаж. | 1 | 5 | 6 |
Тема 4.4. | Деревенский пейзаж. | 1 | 5 | 6 |
Раздел 5. | Перспектива. | 3 | 9 | 12 |
Тема 5.1. | Воздушная перспектива. | 1 | 3 | 4 |
Тема 5.2. | Линейная перспектива в живописи. | 1 | 3 | 4 |
Тема 5.3. | Геометрические построения линейной перспективы. | 1 | 3 | 4 |
Раздел 6. | Итоговое занятие. | 3 | 4 | 7 |
Итого: | 18 | 50 | 68 |
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы:
Третий год обучения.
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.
Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.
Тема 1.2. Особенности второго года обучения.
Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами. Выявление уровня знаний полученных к третьему году обучения.
Раздел 2. Живопись.
Основы цветоведения.
Тема 2.1. Натюрморт с натуры.
Композиционное размещение изображения в листе. Основы композиции натюрморта.
Практическое занятие. Примерные задания: «Бытовой натюрморт», «Натюрморт тематический», «Натюрморт с цветами».
Тема 2.2. Декоративный натюрморт.
Композиционное размещение изображения в листе. Применение разноплановых и одноплановых решений, их комбинация. Поиск стиля в натюрморте.
Практическое занятие. Примерные задания: «Натюрморт в кубизме», «Авангардный натюрморт».
Тема 2.3. Наброски и зарисовки растений.
Рассматривание живых цветов и трав, изучение декоративных композиций в живописи и графике (классическое наследие), произведений народного искусства (роспись).
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки трав и цветов», «Веточка сирени».
Раздел 3. Графика.
Тема 3.1. Монотипия (Приложение 4.)
Изображение оттиска.
Практическое занятие. Примерные задания: «Пейзаж в монотипии», «Цветок», «Декоративная ваза», «На морском дне».
Тема 3.2. Черно-белый граттаж (Приложение 5.)
Натирание свечой лист. Нанесение туши с жидким мылом либо с мелом. Процарапывание рисунка.
Практическое занятие. Примерные задания: «Снежный лес ночью», «Фонари на городской улице».
Тема 3.3. Снятие изобразительности (Приложение 6.)
На основе выбранного реалистично-живописного художественного произведения провести анализ его идейно-смыслового содержания и художественно-композиционных средств образной выразительности использованных автором.
Практическое занятие. Примерные задания: «Горы Николая Рериха».
Тема 3.4. Цветной граттаж.
Окрашивание листа цветами радуги. Натирание свечой лист. Нанесение туши с жидким мылом либо с мелом. Процарапывание рисунка.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат в лагуне», «Цветочная поляна», «В космосе».
Раздел 4. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Тема 4.1. Пейзаж в графике.
Передача пространства через первый план. Использование фактуры художественного материала, технические приемы работы углем, соусом, сангиной (растирание в сочетании с другими приемами).
Практическое занятие. Примерные задания: «Времена года в пейзаже», «Поздняя осень», «Течёт река».
Тема 4.2. Городской пейзаж.
Разнообразные цветотональные отношения неба и архитектуры города в разное время суток. Колористические особенности погоды и освещения города. Изучение городской архитектуры.
Практическое занятие. Примерные задания: «Ночной город», «Город под дождём».
Тема 4.3. Маринистический пейзаж.
Формирование целостного колористического видения водного пейзажа, его особенностей в разное время года, дня.
Практическое занятие. Примерные задания: «Лодочки на море», «Буря», «Просторы Волги».
Тема 4.4. Деревенский пейзаж.
Передача пространства через разноплановось. Особенности деревенского пейзажа в разное время года, в разную погоду. Изучение деревенской архитектуры.
Практическое занятие. Примерные задания: «Домик на отшибе», «В поле стога», «Церковь на селе».
Раздел 5. Перспектива.
Знакомство с воздушной и линейной перспективой. Превращение плоского изображения в объёмное.
Тема 5.1. Воздушная перспектива.
Понятие воздушной перспективы. Изменение цвета и тональности в пространстве.
Практическое занятие. Примерные задания: «На горизонте», «Горы».
Тема 5.2. Линейная перспектива в живописи.
Понятие линейной перспективы. Изменение размера в пространстве.
Практическое занятие. Примерные задания: «Центральная улица города», «Рельсы», «Течёт река».
Тема 5.3. Геометрические построения линейной перспективы.
Разные технические приёмы построения линейной перспективы. Применение одной и двух точек схода.
Практическое занятие. Примерные задания: «Построение призм в перспективе».
Раздел 6. Итоговое занятие.
Рисование на пленере.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение. Диагностика обучения.
Методическое обеспечение:
Формы занятий:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении школы, мероприятий, коллективных выставках.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
Словесные:
- беседа;
- рассказ, искусствоведческий рассказ;
- использование образцов педагога;
- художественное слово.
Информативно – рецептивные:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец педагога;
- показ педагога.
Практические;
Репродуктивные:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Исследовательские;
Эвристические.
Предполагается дать основы теории живописи, графики, научить различать жанры изобразительного искусства.
Дети будут работать над освоением различных художественных материалов, овладевать новыми техниками и приёмами, научатся создавать свои цветовые сочетания, видеть цветовое многообразие.
Расширят кругозор, изучая творчество художников различных жанровых направлений, апробируют работу на пленэре.
Используемые методы дают:
- дают возможность почувствовать многоцветного изображения предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
- формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
- способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей;
- созданию увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- созданию ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Дидактический материал:
- дополнительные презентации к занятиям;
- репродукции художников;
- фотографии пейзажей;
- набор карточек по цветоведению.
Техническое оснащение:
- материалы для натюрмортов (модели фруктов, овощей, посуда, драпировки);
- художественные материалы (кисти, палитры, мастихины, картон, краски масляные, акварель, гуашь, растворители, грунт акриловый);
- графические материалы (карандаши, фломастеры, тушь, пастель, сангина, уголь)
- гипсовые геометрические формы предметов;
- диски с презентациями;
- рабочая доска;
- компьютер, сенсорная доска.
Формы подведения итогов:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого ребенок.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставки детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы являются: выставки внутри изостудии, общешкольные выставки, участие в конкурсах.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой деятельности.
Список используемой литературы:
1. Изобразительное искусство в школе: Сб.материалов и документов/Сост. Г.Г.Виноградова.- М.: Просвещение, 1990.- 175с.- (Б-ка учителя изобразит. искусства). ISBN 5-09-001736-0
2. Беда Г.В. Б38 Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989.- 192с.: ил.- (Б-ка учителя изобр. искусства). ISBN 5-09-00990-2
3. Неменский Б.М., Методическое пособие по изобразительному искусству. – М.; Просвещение, 2006г.
4.Программа «Цвет творчества» Н.В. Дубровская, Санкт-Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2010г.
5.Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 1987 г.
6.Волков И.П., Художественная студия в школе: книга для учителя: из опыта работы. – М.; Просвещение, 1993г.
Интернет-ресурсы:
http://pedsovet.su/load/254-1-0-3794
http://festival.1september.ru/articles/598587/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Студии организаторов досуга «ЮККА» «ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА!»
Программа предназначена для обеспечения образовательной деятельности в студии организаторов досуга учреждения дополнительного образования. Программа направлена на формирование у подростков умений и на...
Программа студии "Стиль" "ТАКАЯ ИЗМЕНЧИВАЯ МОДА"
1. Рабочая программа расчитана на 4 года обучения. Для воспитанников с 9 до 17 лет.2. Карта успешности воспитанников....
Образовательная программа студии танца «Провинция»
Актуальность разработки данной программы состоит в том, что она основывается на интересах самих подростков (активное увлечение модным...
Сказка в живописи и графике
Ребята узнают о художниках иллюстраторах .и живописцах, чьи работы и пользуются в качестве оформления книг. Вспоминают что такое живопись, и чем она отличается от графики....
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Программа Студия "Гончарное ремесло"
Программа Студия «Гончарное ремесло» посвящена сохранению и развитию искусства глиняных народных промыслов. Её назначение - заложить фундамент для развития художественного вкуса детей, при...
Структура рабочей программы дополнительного образования по изобразительному искусству «Студия живописи и графики»
Рабочая программа по изобразительному искусству для деятельности кружка ОДОД "Студия живописи и графики" - первый год обучения. Содержит пояснительную записку и КТП....
Дополнительная общеразвивающая программа «Усть-Кут в живописи и графике»
Одной из приоритетных задач «Концепции модернизации Российского образования» является задача создания системы специализированной, профильно-ориентированной подг...
Комментарии
Очень простая, интересная,
Очень простая, интересная, доступная и, я бы сказала, "очень правильная" программа. Спасибо за публикацию,какие-то моменты буду стараться использовать и в своей работе, Буду рада и Вашим комментариям к своим разработкам!
Очень простая, интересная,
Очень простая, интересная, доступная и, я бы сказала, "очень правильная" программа. Спасибо за публикацию,какие-то моменты буду стараться использовать и в своей работе, Буду рада и Вашим комментариям к своим разработкам!